В. П. Лебедевъ. Царскій духовникъ. Историческая повѣсть. Спб. Изд. П. Сойкина.
Г. Лебедевъ задался цѣлью передать въ художественныхъ образахъ страницу изъ исторіи царствованія Іоанна Грознаго, именно тотъ періодъ времени, когда при дворѣ были сильны Сильвестръ и Адашевъ, и царь дѣйствовалъ подъ ихъ вліяніемъ и по ихъ совѣту. Никакъ нельзя сказать, однако, чтобы г. Лебедеву удалось выполнить эту задачу. И въ художественномъ отношеніи повѣсть болѣе чѣмъ слаба, и историческая правда въ ней хромаетъ. Всѣ изображаемыя г. Лебедевымъ лица -- Іоаннъ, Адашевъ, Сильвестръ,-- въ его изложеніи лишены всякой индивидуальности, говорятъ книжнымъ, напыщеннымъ языкомъ и очень мало похожи на живыхъ людей, облеченныхъ въ кровь и плоть. Съ другой стороны, грубыя отклоненія отъ исторической правды встрѣчаются въ повѣсти чуть не на каждомъ шагу. Укажемъ лишь на нѣкоторыя, для примѣра. Сильвестръ, какъ извѣстно, или былъ вызванъ изъ Новгорода митрополитомъ Макаріемъ, или пріѣхалъ вмѣстѣ съ нимъ въ столицу, но во всякомъ случаѣ въ 1547 г. былъ уже священникомъ Благовѣщенскаго собора. По г. Лебедеву, выходитъ, что Сильвестръ до своего возвышенія былъ простымъ сельскимъ священникомъ и, какъ разъ ко времени большого московскаго пожара, прибылъ въ Москву, повинуясь указанію какого-то святителя, предсказавшаго, что ему "сужденъ подвигъ великій". Царскимъ духовникомъ, вопреки увѣренію г. Лебедева, Сильвестръ никогда не былъ и прямого участія въ дѣлахъ государства не принималъ, а дѣйствовалъ на царя, главнымъ образомъ, черезъ третьихъ лицъ; "остуда" Іоанна къ Сильвестру началась за долго до болѣзни царя, и это событіе, въ связи съ вопросомъ о престолонаслѣдіи, было лишь поводомъ къ опалѣ нѣкогда почти всесильнаго священника; г.-же Лебедевъ, забывая объ этомъ, приписываетъ опалу Сильвестра наговорамъ отца Вассіана и царицы Анастасіи; г. Лебедевъ пытается изобразить Сильвестра смѣлымъ, правдивымъ и безхитростнымъ старикомъ, между тѣмъ, какъ "Малый Домострой", принадлежащій перу благовѣщенскаго священника, полонъ наставленіями, ничего общаго съ указанными добродѣтелями не имѣющими. Наконецъ, г. Лебедевъ, полагаясь на слова кн. Курбскаго, разсказываетъ, какъ Сильвестръ поселился въ Соловецкомъ монастырѣ, тогда какъ послѣ опалы онъ удалился въ монастырь Кирилло-Бѣлозерскій, гдѣ и умеръ. Къ отмѣченнымъ недостаткамъ повѣсти нужно прибавить еще и вычурный языкъ, напоминающій слогъ Карамзина. Все это вмѣстѣ взятое лишаетъ книгу всякаго историческаго и литературнаго значенія.