Лелевич Г.
Ломан Николай Логинович

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   Г. Л. [Лелевич Г.] Ломан // Литературная энциклопедия: В 11 т. - [М.], 1929-1939.
   Т. 6. - М.: ОГИЗ РСФСР, гос. словарно-энцикл. изд-во "Сов. Энцикл.", 1932. - Стб. 558.
   http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le6/le6-5581.htm
  
   ЛОМАН Николай Логинович [?-1893] - известный под псевдонимом Гнут - пародист 60-х годов. Окончил Петербургский университет, преподавал словесность и русский язык в ряде военно-учебных заведений, с 1868 - председатель петербургского тюремного комитета; отличался заботами об улучшении положения "малолетних преступников".
   В феврале 1860 в сатирическом журнале "Искра" (см.) появился первый памфлет Л. за подписью "Гнут" - "Лит-ые вариации"; за ним последовало еще пять (последний - в декабре 1861). Памфлеты Гнута, содержавшие ряд пародий, являлись одним из ярчайших проявлений той борьбы, которую передовые органы "разночинцев" (т. е. революционной мелкобуржуазной демократии того времени), "Искра" и "Свисток", вели против поэтов "чистого искусства" - К. Случевского, Фета, Тютчева, К. Павловой, а также П. Кускова, Л. Мея, В. Крестовского и мн. др. Ломан боролся не только с политической реакционностью большинства этих поэтов, но и с принципами дворянской поэтики. Таковы его пародии: на "Мемфисского жреца" Случевского ("Коварство и любовь"), где жанр дворянской романтической баллады снижен введением прозаической тематики и лексики (вместо жреца - городовой, вместо храма - участок, вместо девы - проститутка и т. д.); на Мея, где Л. высмеивает поэтов дворянского стиля как последыщей поэзии 30-х гг. - "Мне недавно приснилося, Будто минувшее наше опять возвратилося, Лиры 30-х гг. вновь звучат тихострунные, Будто восстали из тлена Ершовы, Трилунные" - и вышучивает весь арсенал традиционных образов и тем поместного стиля ("Ручьи, соловьи перекатные, Пеночки, просеки, гроты, поля ароматные").
   Пародии Н. С. Курочкина, Конрада Лилиеншвагера (Н. А. Добролюбов) и др. в "Свистке" и "Искре" сыграли огромную роль в формировании разночинческого стиля русской поэзии и в разрушении канонов дворянской поэтики. Среди этих пародистов видное место принадлежит Ломану - "пугалу поэтов".
  
   Библиография: I. Забытый смех, сборник II, составил А. Амфитеатров, Москва, 1917.
   II. Лелевич Г., Поэзия революционных разночинцев, М.-Л., 1931.
   III. Венгеров С., Источники словаря русских писателей, т. III, П., 1914, стр. 502.
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru