Лелевич Г.
Кириллов В. Т

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   Лелевич Г. Кириллов // Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939.
   Т. 5. -- [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1931. -- Стб. 217--219.
   http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le5/le5-2171.htm
   
   КИРИЛЛОВ Владимир Тимофеевич [1889--] -- современный поэт. Р. в крестьянской семье, в течение года учился в начальной школе, с 10 лет -- ученик сапожной мастерской, с 1903 -- матросский ученик на пароходе торгового флота, плавал в Турцию, Грецию, Египет. В революцию 1905--1906 участвовал в революционном движении черноморских моряков, за что был сослан на 3 года в Усть-Сысольск. В 1911 уехал в Америку, через год вернулся. В войну 1914 мобилизован в армию. Активный участник Февральской и Октябрьской революций. В 1918--1920 работал в ленинградском, московском и тамбовском пролеткультах. В 1920--1923 -- один из руководителей группы "Кузница" (см.).
   К. начал писать стихи и рассказы в ссылке в 1910; первое стихотворение напечатано в 1913 в "Народном журнале". В дореволюционных стихах К. о придавленных нуждой жильцах городских подвалов, бедняках-одиночках, "не видно классовой борьбы" (Вал. Полянский). К. то приходит в отчаяние от нужды и одиночества, то стремится уснуть и забыться от больных тревог на лоне природы, то -- уйти в "голубые мечты". Стихи периода империалистической войны проникнуты мечтательным, расплывчатым пацифизмом.
   Революция 1917 совершенно перестраивает поэзию К. Наряду с М. Герасимовым (см.) он -- один из самых характерных и выдающихся пролетарских поэтов эпохи военного коммунизма. Его лучшие стихи -- "Железный мессия", "Мы", "Матросам", "25 Октября", "Я подслушал эти песни", "К нам, кто сердцем молод" -- представляют собой яркие поэтические памятники эпохи гражданской войны. В лучших стихотворениях этого времени Кириллов поднялся до высокой и волнующей гражданской патетики. К. сумел запечатлеть специфическую атмосферу первых дней Октябрьского восстания: бурный Смольный с жужжаньем улья, пламя слов и костер патруля, открытые лица и широкие плечи матросов, наконец самое настроение тех дней, когда каждый был на голову выше и было новое даже в походке. Однако эта патетика не смогла заглушить вскормленной подвальным прошлым грустной мечтательности. В одном из самых удачных стихотворений К. "Юность" не случайно сплетаются темы революции и мечты.
   Стиль поэзии К. времен гражданской войны отражает все особенности поэзии того времени. Революционные и урбанистические мотивы разработаны абстрактно-романтически. Господствует гиперболизм, часто проявляющийся в космических образах ("нашей планете найдем мы иной, ослепительный путь", "звезды в ряды построим, в вожжи
   впряжем луну"). Чувствуется сильнейшее влияние символистской поэтики, особенно Бальмонта: напевные ритмы, эпитеты "бесконечный" и "сказочный", нередкие -- даже в лучших стихах -- мистические образы.
   К. не выдержал перехода от гражданской войны к нэпу и не сумел справиться с новыми задачами, вставшими перед пролетарской поэзией. Порвав в 1923 с организованным пролетарским лит-ым движением, К. и в творчестве все дальше отходит от позиций пролетарской поэзии. Его творчество времен нэпа -- сплошное отречение от основных мотивов предшествующего периода. Свои лучшие стихи он называет "пустыми сочиненьями, где все мечты, мечты и ложь". Когда-то любимый город стал "злым вассалом". К. ратует за розы, против стали, доходя до реакционнейших нападок на индустриальную культуру, якобы заменившую сердце бездушным механизмом ("Современность"), перекликаясь так. обр. с С. Клычковым (см.). За последнее время выступает со стихами очень редко.
   Библиография: I. Автобиографию К. см. в антологии С. Родова, Пролетарские писатели, М., 1925. Книги К.: Стихотворения, П., 1918; Зори грядущего, П., 1919; Паруса, М., 1921; Железный мессия, М., 1921; Отплытие, М., 1923; Стихотворения, кн. I, М., 1924; Рабочие шаги, М., 1924; Море, М., 1925; Кровь и снег, М., 1925; Праздник жизни, Рассказы (совместно с М. Герасимовым), М., 1925; Избранные стихи, М., 1926; О детстве, море и красном знамени, М., 1926; Голубая страна, Вторая книга стихов, Л., 1927; Вечерние ритмы, М., 1928; Весенний свет, Стих., кн. I, 1913--1922, изд. 2-е, М., 1928.
   II. Бессалько П., Пролетарские поэты, в кн. Бессалько и Ф. Калинина, Проблемы пролетарской культуры, П., 1919; Фриче В. М., Пролетарская поэзия, М., 1919; Ингулов С., На ущербе, "На посту", 1923, No 1; Его же, О живом человеке, там же, 1923, No 4; Лелевич Г., Под знаком декаданса, в кн. "На лит-ом посту", Тверь, 1924; Воронский А. К., О группе писателей "Кузница", в кн. "Искусство и жизнь", М., 1924; Коган П. С., Пролетарская литература, Иваново-Вознесенск, 1926; Лелевич Г., О формальных влияниях в пролетарской поэзии, "Печать и революция", 1927, No 5; Полянский Вал., Этапы творчества В. Кириллова, в кн. "Вопросы современной критики", М. -- Л., 1927.
   III. Мандельштам Р. С., Художественная лит-ра в оценке русской марксистской критики, изд. 4-е, Гиз, М., 1928; Писатели современной эпохи, под ред. Б. П. Козьмина, т. I, изд. ГАХН, М., 1928; Владиславлев И. В., Литература великого десятилетия, т. I, Гиз, М., 1928.
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru