Лесков Николай Семенович
Сеничкин яд
Lib.ru/Классика:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
]
Комментарии: 1, последний от 07/04/2013.
Лесков Николай Семенович
(
yes@lib.ru
)
Год: 1883
Обновлено: 17/01/2005. 102k.
Статистика.
Очерк
:
Публицистика
Очерки
Скачать
FB2
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Н. С. Лесков. Сеничкин яд
По запискам Исмайлова (30-е годы)
---------------------------------
Лесков Н.С. Собрание сочинений в 12 т.
М., Правда, 1989;
Том 6, с. 503-535.
OCR: sad369 (г. Омск)
---------------------------------
Издревле изблева змий сатана смрадный
яд свой, им же окалях прелестию души
чистоту и омрачи ума благоискусную
светлость.
Сказ об "Отцех и страдальцах"
ГЛАВА ПЕРВАЯ
Полагают, что "Сеничкин яд", которым опоены многие души в России,
изобретен и выработан в шестидесятых годах в химической лаборатории
военно-медицинской академии лекарским сыном Базаровым. Здесь же этот яд
будто разлит и разослан прямо во все мужские и женские училища, причём
наибольшие его дозы попали и в духовные семинарии. Таким образом будто и
пошла отрава самым вредным из ядов - "Сеничкиным ядом".
Но есть и другое мнение, что "Сеничкин яд" гораздо старше самого
Базарова и вывезен к нам из заграницы контрабандою в кавалерийских тороках,
а разливка его первоначально производилась кустарным образом по домам, и
притом чаще всего по домам самым почтенным, именитым и поставленным в самые
выгодные, по-видимому, условия для того, чтобы такая вредная гадость, как
"Сеничкин яд", туда ни под каким видом проникать не могла.
Наконец, существует ещё и третье объяснение, и оно, может быть, самое
правильное, что "Сеничкин яд" это и есть та самая "прелесть, юже издревле
изблева змий". Словом, это изобретение самого сатаны и изобретение, как сам
чёрт, старое. Судя по необыкновенной скрытности заражения "Сеничкиным ядом",
пристойно думать, что всего вернее это - действительно дело змия.
Впрочем, основательно разобраться в этом за давностью лет чрезвычайно
трудно, но очень любопытно проследить, как "Сеничкин яд" распространился в
русском обществе в годы, предшествовавшие рождению нашего поколения, которое
несёт на себе сугубое обвинение за изобретение "яда". Это здесь и
предлагается.
Материал для наблюдения, как распространялся и действовал "Сеничкин яд"
в тридцатых годах нашего столетия, мы находим в записках магистра 2-го курса
московской духовной академии и профессора вифанской семинарии, а
впоследствии синодального секретаря Филиппа Филипповича Исмайлова,
драгоценнейшею чертою характера которого надо считать его
правдивость
, часто совсем не щадящую его собственного самолюбия.
Педагогические наблюдения и заметки Исмайлова интересны не менее
рассказанных уже по его запискам любовных и брачных эпизодов "глухой поры"
тридцатых годов. Здесь мы увидим лжепатриотизм и лжеумствования лукавых
людей, совершавших на полной свободе любопытный опыт воспитания
государственных деятелей на такой манер, как их в чужих краях не
воспитывают, т. е. в особенном самобытном русском направлении.
Всё это, по моему мнению, исполнено живого исторического интереса и
вполне достойно внимания просвещённых людей, дорожащих благоденствием своей
родины.
"История учит"
, и знать старые ошибки полезно для того, чтобы не
желать повторять их наново.
ГЛАВА ВТОРАЯ
Дом, где жил и волею-неволею производил свои житейские наблюдения
магистр Исмайлов, был один из почётнейших домов в Петербурге, - это дом
генерала-от-артиллерии Петра Михайловича Копцевича, который в своё время
занимал очень важные должности: он был генерал-губернатором Западной Сибири,
а потом, после небольшого перерыва, по приглашению государя Николая
Павловича, служил командиром корпуса внутренней стражи и занимал видное
место в орденской думе.
Служебный перерыв между генерал-губернаторством и командирством был
вызван особым семейным обстоятельством, которое свидетельствует о крайней
серьёзности отношений генерала к своим отеческим обязанностям. Копцевич был
не только превосходный сын отечества, но и чадолюбивейший отец семьи, и
когда выгоды последней требовали какой-нибудь жертвы, он не дорожил ничем, -
ни местом, ни карьерою. Исмайлов говорит:
"Он принял отставку (от генерал-губернаторства) потому единственно, что
сын, десятилетний мальчик, воспитывавшийся у бабушки (в Малороссии) сделался
нездоров, так что надо было лечить его путешествием. Посему генерал целый
год ездил с ним по Германии и Италии".
Здесь заботливый отец имел полную возможность присмотреться к
чужеземному воспитанию, и оно ему всё вообще чрезвычайно не понравилось.
Генерал Пётр Михайлович не любил ничего иностранного, и в таком точно
духе у них составилась целая компания: "презирать иностранщину" - в их
кружке это было в моде, друг перед другом они этим хвалились. Знакомство у
Копцевича было обширное - преимущественно в высшем свете и в высшем
духовенстве, которое Копцевич считал призванным и наиболее способным дать
наилучшее направление русскому просвещению.
Пётр Михайлович ещё до поездки в Сибирь на генерал-губернаторство любил
беседы с иерархами, из которых один, именно киевский митрополит Серапион
Александровский,в своём рукописном дневнике оставил собственноручные заметки
о встречах с этим генералом и частью о его характере.
Редактор "Гражданина", кн. Мещерский, недавно подвел "маленький
вопрос" почему Филарета, митрополита московского, в печати называют по его
фамилии
Дроздов
? Пользуюсь случаем дать недоуменному князю маленькое
же объяснение. Филарета называют Дроздов потому, почему называют Стефан
Яворский
, Феофан
Прокопович
, Феофилакт
Лопатинский
,
Игнатий
Брянчанинов
, Платон
Левшин
. В обетах монашеских нет
отречения от их светских фамилий и называть их по фамилиям
никогда не
считалось за неуместное
. А напротив, это дает удобство различать
Филаретов, Платонов и Игнатьев, которых у нас было много. Если же кн.
Мещерский этого не знает, то это только потому, что он вообще, как говорили
в старину, "в книгах не зашёлся". (Прим. автора.)
Копцевич не пасовал и перед митрополитом. Для лучшего знакомства с этим
непосредственным лицом приведём здесь маленькие выдержки из дневника
киевского архипастыря, который на досуге собственноручно записывал важнейшие
события своего времени.
Так, митрополит Серапион начертал, например, следующее:
"1816 г. июля 5-го, среда. Вечером был от генерала Копчевского
адъютант, который объявил, что сей день жена генерала скончалась от родов".
"Июля 11-го, вторник. В пятом часу был генерал-лейтенант Копчевич и
подчиван чаем".
"Ноября 3-го, пятница. Был генерал-лейтенант Копчевич и пожелал видеть
знаки Андреевские бриллиантовые, пожалованные мне государем, кои, осмотрев,
очень дорого ценил, сказав притом, что "сиё украшение прилично светским",
что меня очень удивило".
В самом этом замечании генерала насчёт орденских украшений
по-настоящему надо бы видеть некоторую тенденциозную ядовитость, но, быть
может, Копцевич находил для суждения об архиерейских орденах основания во
мнениях митрополита Платона Левшина, который основывался на чём-то ещё более
древнем.
Зная, что архиереи русские особенно любят водить знакомство с людьми,
достигшими известных степеней, и только от таковых с удивлением, но без
гнева и возражений, приемлют колкие и неприятные замечания вроде того, какое
сделал Серапиону Копцевич или "Копчевич", мы, конечно, обязаны думать, что
генерал Пётр Михайлович и в 1816 году имел уже немалый вес в обществе. Но в
1828 г., после того, когда Копцевич провел десять лет на
генерал-губернаторстве, да более года в вояже по Европе и по возвращении
состоял не у дел, он изменился. Теперь он уже не с колкостями подходил к
иерархам, а с почтительным исканием: он ищет у них наставления и помощи,
как воспитать единственного сына в такой бережи, чтобы его не коснулась
"тлетворная зараза западных идей". Действительно ли его это так сильно
озабочивало или он этим только угодствовал, увидим ниже. Но носиться с этим
патриотическим яйцом было тогда очень в моде, и вот наш генерал предстаёт с
своей гражданской скорбью к Филарету Дроздову, митрополиту московскому,
бывшему тогда в апогее славы его ума, критическая оценка которого до сих пор
иными применяется к ереси и даже почти к богохульству.
Митрополит Серапион Александровский, не по многих летах после
пожалования ему чрезвычайно драгоценных бриллиантовых знаков, которые он
показывал Копцевичу, был
уволен
24-го января 1822 г. Любопытная история его
обещана "Киевскою стариною". (Прим. автора.)
Как основателен был во всех своих поступках генерал Копцевич и как он
предусмотрительно брался за воспитание сына, видно из следующего. По
возвращении из заграничного путешествия он уже не возвратил мальчика
бабушке, у которой внук дожился до того, что его пришлось целый год "лечить
вояжами", а отдал этого молодца в какой-то "институт" в Петербурге. (Что это
был за институт, ниже будет сказано.) Но генерал и на этом не успокоился,
потому что "институт" в скором времени "распался" по вине одной "сильной
дамы", подпустившей туда ужасного, но обольстительного змия. Генерал
отчаялся в петербургских людях и "поехал к митрополиту Филарету в Москву,
собственно для того, чтобы приискать сыну своему наставника из лиц,
образованных в духовных училищах". На самом же деле, кажется, он поехал,
чтобы показать себя Филарету и повыгоднее себя перед ним аттестовать.
Иначе почему бы генералу не воспользоваться таковыми же учёными
петербургской духовной подготовки? Конечно, может быть, что он боялся, не
хуже ли здесь духовное образование, чем в Москве, но кажется, что гораздо
более для него заключалось в том, чтобы познакомиться с Дроздовым и
поставить ему на вид свой строгий взгляд на воспитание и чистое
патриотическое направление с ненавистью ко всему иностранному. Сделать это
известным митрополиту Филарету был расчёт, и очень недурной.
К этому тогда прибегали многие, и не без пользы для себя и для своих
присных. "Противность идеям александровского века" входила в моду, и за неё,
случалось, "жаловали"... Состоящему не у дел генерал-губернатору было отнюдь
не вредно поплакаться перед могущественным иерархом на всеобщее
"петербургское растление", которого он, Копцевич, как человек истинно
русский и будто бы полный беззаветной преданности православию и другим чисто
русским "народным элементам", перенести не мог. Тем более его угнетала
мысль, что всеми этими гибельными началами может быть отравлена детская душа
его сына.
К этому, можно было надеяться, владыка московский не окажется
безучастным, и это к чему-нибудь послужит, что-нибудь выйдет из этого
небесполезное.
Генерал не ошибся.
ГЛАВА ТРЕТЬЯ
Явился Пётр Михайлович к Филарету и повёл себя здесь уже совсем не так,
как у высокопреосвященного Серапиона. Московского митрополита он не стал
затруднять суетною просьбою показать ему жалованные орденские знаки, которых
у Филарета Дроздова было не менее, а более, чем у Серапиона
Александровского. Нет, тут генерал почтительнейше преклонился и сыновне
просил архипастырской помощи: как спасти дитя от волков в овечьей шкуре,
которыми и тогда уже был переполнен ожидающий провала Петербург.
- В Петербурге нет людей, всемилостивейший владыко! - жаловался генерал
митрополиту.
- Знаю, знаю, - отвечал ему Филарет и, уловленный этою лестью генерала,
сделал неосторожность: он не только рекомендовал, но из своих рук дал
Копцевичу
человека
- и человека с головы до ног (из которого потом Копцевич,
когда благоустроился, с бесстыдным нахальством стремился сделать "поношение
человеком" и в значительной мере достиг этого).
Дарованный Филаретом генералу воспитатель был Исмайлов, магистр и
профессор вифанской семинарии, знаток математики и физики, и притом любитель
светского обращения, для коего он и покинул всё общество бродивших в Вифании
неуклюжих фигур в длиннополых фенебриях и полуфенебриях, а наичаще даже
просто в халатах. Исмайлов был человек с любовью к изящному, - человек как
раз к генеральскому дому.
Владыка московский сам "безвкусия не любил" и знал, кто где будет у
места.
Генерал, разумеется, Филаретова выбора не критиковал и сейчас же "взял"
наставника, которым благословил его святитель московский. Исмайлову Копцевич
назначил жалованья "три тысячи рублей ассигнациями" в год и обязался
пристроить его на хорошую службу, как только сам получит место. Тогда
генерал ещё не знал, "где он сам устроится: в Москве или в Петербурге".
"Устройство" зависело от одной старухи, сидевшей в старом "гетманском доме"
в малороссийской деревне, но величайшей мастерицы обделывать дела. Она уже
двигала Копцевича и по Киеву, и в Сибирь, где он оставил
генерал-губернаторство совсем не "единственно для воспитания сына", как
предполагал довольно легковерный Исмайлов.
Теперь гетманша опять должна подействовать, а Филарет воспособить.
Исмайлов по благословению владыки согласился поступить к генералу,
скоро собрался, простился ещё раз, "в последнее принял благословение от
митрополита Филарета" и поехал...
Куда?
Всякий, конечно, подумает, что воспитатель поспешит в Петербург, т. е.
туда, где оставался в это время генеральский сын, отданный там после
закрытия загадочного "института" в "российскую академию" под присмотр
какому-то "академику". Очевидно, Исмайлов или должен жить с воспитанником в
Петербурге, или же он провезёт его в Малороссию, к отцу, и там посвятит
всего себя его воспитанию. Последнее могло быть очень кстати потому, что
мальчика после "института" надо было отучить от многого дурного и приучить к
хорошему.
Но в том-то и дело, что всё это была одна шумиха слов, а умысел другой
тут был. Генерал много и убедительно говорил митрополиту о своих скорбях и
заботах исторгнуть сына из-под влияния Петербурга и петербургских идей, но
между тем на самом деле он не только сам весь тяготел к Петербургу, но и
сына не желал удалять от здешних карьерных пружин.
Вообще с оценкою патриотических и педагогических хлопот и терзаний
генерала читатель должен повременить до конца этого небольшого очерка
патриотических притворств одного из видных деятелей тридцатых годов, когда
было в ходу беззастенчивое лицемерие и благоуспешно производилось самое
усердное разрыхление почвы под нигилистические засевы.
ГЛАВА ЧЕТВЁРТАЯ
Генерал и наставник, простившись в Москве с Филаретом, выехали из
первопрестольной 29-го сентября по дороге в Чернигов, где поблизости было
имение тёщи Копцевича, - дамы знатной, гордой, своенравной и очень ловкой,
которая самого генерала держала, что называется, в ежовых рукавицах.
Там для Исмайлова прямых занятий не было, да собственно говоря (как
увидим далее) и всё остальное время двенадцатилетнего пребывания его в этом
доме он прибалтывался здесь в неопределенной роли "более как друг, чем как
наставник". По духу записок очень позволительно думать, что Исмайлов,
кажется, совсем и не представлял даже для Копцевича интереса как педагог, а
только некоторое время имел здесь своё значение
как человек, поставленный в
дом митрополитом Филаретом
. Это было как раз в те годы, когда укоренялось
неосновательное мнение, будто бы митрополит "оказал важную услугу императору
Николаю Павловичу при восшествии его на престол", после чего будто государь
ни в чём ему "отказать не мог"... Тогда этому очень многие верили и
придавали всей этой нестаточности большое значение.
Копцевич, едучи с Исмайловым в Малороссию, играл, впрочем, такую роль,
что он в деле воспитания будто и Филарету ещё не вполне верит: он вёз
воспитателя с собою, чтобы на свободе в Малороссии хорошенько этого магистра
"испытать с разных сторон". В существе же дела Копцевич вёз благословенного
Филаретом воспитателя