ЛЕТКОВА Екатерина Павловна [в замужестве Султанова; 20.11(2.12).1856, Петербург -- 7.1.1937, Ленинград], прозаик, автор мемуаров, переводчица. Из дворян, семьи. Отец, Пав. Степ. Летков, офицер, служил в Петербурге адъютантом у гр. Ф. Ф. Берга, с 1860 нач. Вологод. телеграфного отд., мать, Анна Пав. (урожд. Храброва), -- из орлов, дворян. Окончила 1-ю Мариинскую жен. г-зию в Вологде (1872) и Высшие жен. курсы В. И. Герье в Москве (1879). Курсисткой вращалась в кругу моск. либеральной профессуры, адвокатов и литераторов; сдружилась с П. Д. Боборыкиным, к-рому запомнилась речь, "с большим волнением" произнесенная "прекрасной собою" Л. на обеде в честь И. С. Тургенева в моек. "Эрмитаже" весной 1879 (Боборыкин, II, 407; восп. Л. о знакомстве с Тургеневым см.: Тургенев в восп.). Навещая в Петербурге сестру Юлию, бывшую замужем за худ. К. Е. Маковским, Л. через нее познакомилась с И. А. Гончаровым, Д. В. Григоровичем, П. И. Вейнбергом и мн. др.; на "пятницах" Я. П. Полонского встречалась с Ф. М. Достоевским (восп. Л. см.: Достоевский в восп.).
Лит. деятельность начала переводом франц. книги Э. Легуве "Чтение как искусство" (М., 1879). Первая попытка худож. творчества -- пов. "Ржавчина" (РМ, 1881, No 10), где описана закончившаяся самоубийством жизнь молодой женщины с незаурядным характером, не нашедшей места в мире светских условностей и заранее регламентир. отношений.
Знакомство Л. с Н. К. Михайловским в марте 1882 привело вскоре к продолжавшейся до кон. 1883 обоюдной и мучительной для обоих полупроявленной влюбленности (об обстоятельствах к-рой см. проникнутые сочувствием и симпатией письма их общего друга Г. И. Успенского к Л. -- XIII, 312--15, 370--80; а также восп. Л. "Про Глеба Ивановича" -- "Звенья", в. 5, М.--Л., 1935). По настоянию и с помощью Михайловского ею были написаны компилятивные статьи "Крепостная интеллигенция" (об участи творч. людей в крепостной неволе -- ОЗ, 1883, No 11; Михайловский к Л., 19 окт. 1883: "Статья удивительно похожа на Вас: такие же из нее глядят раскрытые глаза и такое же в ней что-то сдержанное и не довершенное"; цит. по восп. Л. "Из писем Н. К. Михайловского" -- РБ, 1914, No 1, с. 393) и "Психиатро-зоологическая теория народных волнений" (по трудам Ч. Ломброзо -- ОЗ, 1884, No 2). Резко оборванное общение с Михайловским, навсегда оставшееся глубокой душевной раной Л., нашло позднее завуалированное отражение в пов. "Оборванная переписка" (РБ, 1902, No 3, 4), где сложные психол. коллизии героев, "верных... эпохе" в своей нерешительности, разъедающей рефлексии и парализующем сознании долга были осмыслены под знаком обществ, психологии "восьмидесятничества" (Колтоновская, с. 135).
В 1884 Л. вышла замуж за архитектора Ник. Влад. Султанова (1850--1908), автора памятника Александру II в Моск. Кремле, двоюродного брата П. Н. Милюкова, и поселилась в Петербурге. Ее рассказы, изредка появлявшиеся в ж. "Рус. мысль", "Рус. богатство", "Сев. вест.", "Мир божий" и др. и долго не получавшие критич. оценки, как правило, описывали безотрадный, чреватый преступлением крест. быт ("Лупша" -- СВ, 1894, No 3; "Бабьи слезы" -- МБ, 1898, No 5), неприметный драматизм существования "маленьких людей" [один из лучших у нее рассказ "Отдых" (РМ, 1896, No 1) -- о старой деве, утопившейся во время путешествия по Волге, предпринятого ради удовольствия], тусклую жизнь средней интеллигенции, разуверившейся в иллюзиях народничества ("Без фамилии" -- РБ, 1902, No 10; "Мухи" -- РБ, 1903, No 10), неправду и безысходность совр. брака ("Колодники" -- РБ, 1905, No 5). Написанные свежим лит. языком, с чувством формы, сложившимся не без влияния тургеневской школы, они несли в себе хотя не формулируемое впрямую, но радикальное неприятие "рус. действительности" как таковой. Пов. "Лишняя" (о женщине, бросившей семью ради любимого человека, а после его смерти вернувшейся к взрослым уже дочерям и не принятой ими, -- РМ, 1893, No 7) звучала "укором без разбора правых и виноватых" (Кн. "Недели", 1893, No 9, с. 235). Пов. "Мертвая зыбь" (РМ, 1897, No 10--11; отд. изд. -- СПб., 1900; 3-е изд., СПб., 1905), написанная в форме дневника "обыкновенной женщины", прошедшей через заурядный брак с офицером и измену мужу с "эстетом" и ницшеанцем новейшей формации, заканчивалась все-таки обращением героини к устарелым заветам обществ, "служения", к-рые обещали, несмотря на тяжелую нравств. принудительность содержащихся в них представлений о должном и сущем, единств, возможность жизни по совести.
В 1899, после выхода "Повестей и рассказов" Л. (т. 1--2, на т. л. -- СПб., 1900), оценивая ее "скромный талант" в целом ("Всегда умно и тонко задумано и почти всегда талантливо, хотя и не совсем ровно исполнено"), Михайловский выделил мотивы "одиночества, мучит, двойственности чувств и стыда жизни", назвал источником душевной энергии ее героинь сопротивление "силе житейской тины" и "рабству" физиологии и наследственности (РБ, 1899, No 8, отд. "Лит-ра и жизнь", с. 161, 175, 182). Этот отзыв, задавший тон и др. критич. откликам (М. Лемке -- "Орлов. вест.", 1900, 1, 14, 29 сент.; Е. К. <Е. А. Колтоновская> -- "Сев. курьер", 1900, 17 апр.; В. Шулятиков -- "Курьер", 1901, 25 июня; см. также: Батюшков), фактически исчерпал содержание прозы Л., т. к. ее немногочисл. худож. произв. в последующие годы в осн. повторяли те же мотивы; в сб. "Рассказы" (СПб., 1913) новой была лишь усугубившаяся под впечатлением событий 1905 мрачность описаний нар. жизни, давшая А. Г. Горнфельду повод заметить, что "мрак этот начинает казаться результатом не столько наблюдения, сколько мировоззрения" (РБ, 1913, No 8, с. 366; др. рец., 1913: Ю-н <Н. Н. Вентцель> -- НВ, илл. при л., 20 апр.; Вл. Кр<анихфельд> -- СМ, 1913, No 7).
С кон. 1880-х гг. Л. считала своим гл. занятием обществ, деятельность в Лит. фонде и особенно в Комитете об-ва для доставления средств Высшим жен. курсам "в качестве чл. Комитета с 1899 по 1917 и зав. библиотекой" (ИРЛИ, ф. 230, No 1). Обширные связи в лит.-арт. и чиновных кругах (ее ближайшей приятельницей стала баронесса В. И. Икскуль фон Гильдебранд, в чьем салоне интеллигенты бывали наряду с сановниками), используемые ею для устройства благотворит, концертов, базаров и лотерей в пользу учащихся женщин, светскость манер и строгая сдержанность обращения создали ей в демокр. среде курсисток не совсем справедливую репутацию "дамы-патронессы либерального толка" (Аксакова Т. А., Дочь генеалога. -- "Минувшее", в. 4, М., 1991, с. 47). По мемуарным очеркам Л. о своих соратницах в деле развития жен. образования в России -- А. П. Философовой ("Красивая жизнь" -- в кн.: Сб. памяти А. П. Философовой, т. 2, П., 1915) и О. К. Нечаевой (в кн.: О. К. Нечаева, Д., 1928; под ред. Л. и И. М. Гревса) -- видно, сколько самозабвенной искренности и горения она сама отдавала этой работе.
В разные годы среди знакомых Л., кроме названных, были В. В. Крестовский, В. Г. Короленко (восп. Л. о нем: Короленко в восп.), А. Ф. Кони, Н. Ф. Анненский, П. Ф. Якубович, Вл. И. Немирович-Данченко, М. Г. Савина (некролог Л. о ней -- "Рус. записки", 1915, No 11), С. Ф. Ольденбург, Л. Н. Андреев и мн. др. В нач. 1900-х гг. она приступила к работе над мемуарами и продолжала их до последнего года жизни (рукопись хранится в ЦГАЛИ), печатая, однако, крайне скупо, что объясняла нежеланием "влезать под чужие лучи" (письмо М. Горькому от 27 дек. 1927 -- ЛН, т. 70, с. 271; здесь же письма Горького к Л. с настоят, советами довести мемуары до конца).
После 1917 сотрудничала в изд-ве "Всемирная лит-ра" и Госиздате, выпустила популярный очерк "И. С. Тургенев. (Жизнь и творчество)" (П., 1918); в 1919 по инициативе Горького поселилась в Доме искусств.
В романе О. Д. Форш "Сумасшедший корабль" (цит. по изд.: Л., 1988, с. 49), персонажи к-рого прототипичны, черты Л. угадываются в образе Феоны Власьевны, как бы олицетворяющем осмотрит, отношение "старой" интеллигенции к новой власти: "Она была высока, в движеньях плавна, седовласа, вельможна. В ее комнате был киот, под часами вожди... Была она набожна, но вместе с тем почитала современных властей за победу...".
Позднее жила в общежитии Дома ученых. Много работала в области худож. перевода: пьесы Г. Д'Аннунцио, пьеса А. Дюма-сына "Дениза", романы Шанфлёри "Моленшарские обыватели", Э. Золя "Углекопы", Ж. Касселя "Мятежные души" (о Н. И. Махно), Ж. Ж. Фраппа "Сын господина Пуарье" и др.
Изд.: Повести и рассказы, т. 1--3, СПб., 1900--03; Очерки и рассказы, П., 1915.
Лит.: Успенский (ук.); Блок (ук.); Скабичевский А. М., Аскетич. недуги в нашей совр. передовой интеллигенции. -- РМ, 1900, No 10, 11; Батюшков Ф., О добровольном рабстве. -- МБ, 1903, No 4; Колтоновская Е. А., Е. П. Леткова. -- В ее кн.: Женские силуэты, СПб., 1912; Элькан А., "Дом Искусств". -- "Мосты", Мюнхен, 1960, No 5; Пыжова О. И., Призвание, М., 1974, с. 17--22; Ходасевиче., "Дом Искусств". -- В его кн.: Избр. проза. Н.-Й., 1982, с. 329, 332; Слонимский М., Завтра. Проза. Восп., Л., 1987, с. 410; Белый (1), с. 102; Два эпизода из жизни лит. организаций. -- "Минувшее", в. 1, Париж, 1986; Милюков П. Н., Восп., М., 1991, с. 36, 48. * Пономарев; Брокгауз; НЭС; Венгеров. Источ.; Гранат; Владиславлев; Писатели Ленинграда; ЛЭ; ИДРДВ; Муратова (1, 2; ук.); Альм. и сб-ки (1, 2); Масанов.
Архивы: ЦГАЛИ, ф. 280; ИРЛИ, ф. 230; ф. 377; ф. 114 (22 письма А. И. Иванчину-Писареву, 1900--06 и б. д.); ГПБ, ф. 757; Центр, науч.-технич. архив Акад. строительства и архитектуры, ф. 31 (фонд Л. и Н. В. Султанова); ГА Вологодской обл., ф. 454, оп. 1, д. 31; ф. 1164, оп. 2, д. 1.
В. Н. Баскаков, А. В. Алексеев.
Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 3. М., "Большая Российская энциклопедия", 1994