Наличность при школахъ библіотекъ оказываетъ свое вліяніе на поддержаніе и развитіе любви къ чтенію и наоборотъ. Это съ несомнѣнностью доказывается фактами изъ жизни многихъ обслѣдованныхъ селеній. Такъ, въ с. Усть-Балеѣ (Иркутск. окр.) въ періодъ изслѣдованія не было библіотеки при церковно-приходской школѣ, между тѣмъ какъ старшіе ученики, такъ и грамотные, не рѣдко обращались къ учителю съ просьбой "почитать". Этотъ спросъ на книгу привелъ къ тому, что одинъ неграмотный, но догадливый ссыльно-поселенецъ накупилъ болѣе сотни дешевенькихъ книжекъ, покупая ихъ оптомъ отъ 40 коп. до 1 руб. за десятокъ. Ими онъ сталъ снабжать грамотныхъ въ селеніи, взимая съ нихъ плату за чтеніе отъ 1 до 3 к. съ книжки, и нашелъ это дѣло, при имѣющемся спросѣ на чтеніе, операціей для себя выгодной. Учитель Агинской церковно-приходской школы (Канск. окр.) показалъ, что взрослое населеніе не беретъ книгъ въ школѣ потому, что ихъ недостаетъ даже для внѣкласснаго чтенія однихъ лишь учащихся. Почти то же наблюдено было и относительно Даурской (мин. нар. просв.) школы (Минусинскаго окр.), гдѣ "удовлетворить желанію крестьянъ брать книги для чтенія изъ училища невозможно, такъ какъ книгъ при училищѣ нѣтъ, и библіотеку только предполагаютъ устроить". Въ с. Бирюльскомъ (Качугск. вол. Иркутск. губ.) "крестьяне болѣе всего любятъ читать книги духовнаго содержанія и нѣкоторые покупаютъ книги у книгоношъ, за неимѣніемъ же при школѣ библіотеки, населеніе книгами изъ школы совсѣмъ не пользуется". Тоже явленіе замѣчается въ с. Бурбатовскомъ (Балахъ вол., Ачинск. окр.): "крестьянамъ нравятся басни, стихи, разсказы и повѣсти изъ простонародной крестьянской жизни, но доставать ихъ приходится покупкой, такъ какъ книгъ для чтенія въ школѣ не имѣется". Крестьяне с. Знаменскаго (Илгинск. вол., Верхоянск. окр.) "обращались въ школу за книгами, да ихъ нѣтъ въ ней"; то же и въ с. Бѣлоусовѣ (Верхоянск. вол.): "въ школѣ книгъ для взрослыхъ не имѣется и потому изъ нея не берутъ"; въ с. Тугутуѣ (Иркутск. окр.) "кончившіе курсъ въ школѣ хотя и заглядываютъ въ школу, но рѣдко; брать для чтенія почти нечего". Въ с. Куйтунѣ (Нижнеудинск. окр.) "окончившіе курсъ въ школѣ поддерживаютъ связь со школой тѣмъ, что пользуются книгами для чтенія, но, къ сожалѣнію, библіотека настолько бѣдна, что выборъ становится очень затруднителенъ, такъ какъ почти всѣ книги прочтены уже ими во время ихъ обученія въ школѣ"; въ с. Шелаболинѣ (Минусинск. окр.), кончившіе курсъ берутъ книжки въ школѣ обыкновенно только тогда, "когда узнаютъ, что появились новенькія". Съ другой стороны, можно намѣтить цѣлый рядъ селеній, гдѣ, какъ въ с. Бирюльскомъ (Качугск. вол., Верхол. окр.) "вышедшіе изъ школы занимаются обыкновенно тѣмъ же земледѣліемъ, пріобрѣтенныя же въ школѣ познанія поддерживаютъ единственно чтеніемъ книгъ, которыя берутъ изъ школьной библіотеки".
Такимъ образомъ приведенные факты врядъ ли могутъ оставить сомнѣнія въ важности существованія при сельскихъ школахъ достаточно полныхъ библіотекъ, изъ которыхъ взрослое деревенское населеніе могло бы пользоваться книгами для чтенія.
Но отсутствіе такихъ школьныхъ библіотекъ, или недостатокъ въ нихъ книгъ для чтенія, при наличности у народа извѣстной охоты къ чтенію, должны, повидимому, съ одной стороны, суживать возможность удовле творенія этой потребности, съ другой -- вызывать въ читающей части крестьянства стремленіе удовлетворять эту потребность инымъ путемъ: полученіемъ книгъ для чтенія за плату отъ частныхъ лицъ, какъ это мы видѣли въ с. Усть-Балеѣ, или же пріобрѣтеніемъ книгъ въ собственность путемъ ихъ покупки.
Если распредѣлить имѣющія школы 61 селеніе, относительно которыхъ имѣются точныя свѣдѣнія по этому вопросу, на группы, сообразно тому: имѣются при школахъ библіотеки, или нѣтъ, то окажется, что въ 15 изъ нихъ нѣтъ школьныхъ библіотекъ. Распредѣливъ ихъ на эти группы, посмотримъ, какой у той и другой изъ нихъ процентъ селеній, гдѣ читающее мѣстное населеніе удовлетворяетъ свою потребность къ чтенію путемъ покупки книгъ:
Изъ приведеннаго сопоставленія видно, что % селеній, жители которыхъ покупаютъ книги, гораздо больше въ той группѣ селеній, гдѣ нѣтъ школьныхъ библіотекъ, и гдѣ, слѣдовательно, имѣется больше надобности въ пріобрѣтеніи книгъ со стороны (и наоборотъ). Отсюда можно думать, что покупки книгъ до извѣстной степени являются тою мѣрою, при посредствѣ которой читающая часть сельскаго населенія пытается устранить существующій недостатокъ школьныхъ библіотекъ. Не слѣдуетъ, однако, думать, что въ данномъ случаѣ одно вполнѣ замѣняетъ другое. При всей мизерности и неполнотѣ училищныхъ библіотекъ, не можетъ, все-таки, быть сомнѣнія въ томъ, что покупка книгъ крестьянами (производится обыкновенно на гроши), въ общемъ, далеко не восполняетъ даже и того, что могли бы дать хотя бы эти мизерныя школьныя библіотеки. Читатель можетъ убѣдиться въ этомъ ниже, когда рѣчь пойдетъ о томъ, что, у кого и гдѣ покупаютъ крестьяне для удовлетворенія потребности въ чтеніи. Необходимо теперь же оговориться, что наблюденный фактъ относительно большей распространенности покупки книгъ въ селеніяхъ, не имѣющихъ школьныхъ библіотекъ, ничего еще не говоритъ о количествѣ и качествѣ этой покупки въ предѣлахъ каждаго изъ этихъ (61) селеній; для выясненія этихъ вопросовъ у насъ нѣтъ прямыхъ данныхъ.
Кромѣ непосредственнаго вліянія школьныхъ библіотекъ, а также и самихъ школъ на развитіе охоты къ чтенію, распространеніе среди взрослаго сельскаго населенія потребности въ чтеніи и любви къ книгѣ въ немалой мѣрѣ зависитъ еще отъ оканчивающихъ курсъ въ сельскихъ школахъ и даже отъ самихъ учащихся. Доказательствомъ тому могутъ служить факты, наблюденныя въ обслѣдованныхъ селеніяхъ. Начать съ того, что, наприм., въ с. Больше-Уринскомъ (Казанск. окр.) сами, кончившіе курсъ въ школѣ, книгъ для чтенія не берутъ, а читаютъ тѣ, которыя взяты ихъ братьями и сестрами, учащимися въ школѣ. Въ с. Нахвальскомъ (Красноярск. окр.) книги берутъ изъ школьной библіотеки сами окончившіе курсъ и читаютъ ихъ старшимъ; въ с. Ирбейскомъ (Канск. окр.) окончившіе курсъ идутъ еще дальше: они не только берутъ себѣ книги для чтенія изъ школы и почитываютъ ихъ старшимъ, но и "заботятся о распространеніи обученія грамотѣ, убѣждая родителей объ отдачѣ въ школу ихъ младшихъ сестеръ и братьевъ". Въ с. Ользоновскомъ (Ользоновскаго инородческаго вѣдомства Верхоянск. окр.) "взрослые хотя и пользуются иногда книгами изъ училища, но сами за ними не приходятъ, а читаютъ тѣ книги, которыя берутъ учащіеся въ школѣ ихъ дѣти на домъ". Наряду съ этимъ въ с. Мало-Улуйскомъ (Назар. вол., Ачинск. окр.) хотя любовь къ чтенію у крестьянъ "не развивается", но они "съ удовольствіемъ слушаютъ то, что грамотеи разсказываютъ имъ изъ прочитаннаго", а въ с. Курагинѣ (Минус. окр.), гдѣ при школѣ есть библіотека и учащіяся дѣти вообще охотно берутъ книжки для чтенія, крестьяне, не читающіе сами, охотно слушаютъ разсказы дѣтей изъ прочитаннаго ими и послѣднія въ свою очередь охотно разсказываютъ имъ прочитанное. Изъ свѣдѣній, доставленныхъ объ Александровскомъ училищѣ (Иркутск. окр.) видно, что хотя "за незначительный періодъ своего существованія школа не могла еще оказать зрѣлаго замѣтнаго вліянія на нравы населенія, но нѣкоторое стремленіе къ книжкѣ и грамотѣ можно, кажется, видѣть въ тѣхъ, сравнительно нерѣдкихъ, случаяхъ, когда въ зимніе вечера семья съ учащимся грамотеемъ заставляетъ читать его почти по складамъ какую-нибудь "занятную книжку" и цѣлыми часами со вниманіемъ слушаетъ" Въ свѣдѣніяхъ относительно Анцырской школы (Канскаго окр.) категорически говорится, что "любовь къ чтенію, какъ приходилось видѣть и слышать, развивается въ населеніи черезъ учениковъ, которыхъ не грамотные родители неотвязно заставляютъ читать вечерами книжки, выданныя имъ изъ школьной библіотеки для чтенія". Въ с. Мальтинскомъ (Иркутск. окр.), точно также, хотя взрослыми крестьянами (за исключеніемъ двухъ) и не берутся для чтенія книги изъ школы, "но крестьяне требуютъ, чтобъ ихъ дѣти, учащіяся въ школѣ, приносили для чтенія книги изъ школы (предпочтительно сказки и разсказы)". Въ с. Клетковскомъ (Балаганск. окр.) сами крестьяне книгъ не берутъ, но когда дѣти приносятъ изъ школы, то читаютъ съ удовольствіемъ, особенно нравятся Двѣнадцатый годъ и Робинзонъ. Въ с. Вознесенскомъ (Красноярск. окр.) "взрослыхъ грамотныхъ среди мѣстнаго населенія мало, и многіе изъ нихъ ничего не читаютъ, считая чтеніе ребячьимъ дѣломъ; однако, многіе семьи, въ которыхъ нѣтъ взрослыхъ грамотныхъ, но есть дѣти, учащіяся въ школѣ, съ удовольствіемъ слушаютъ чтеніе приносимыхъ ими изъ шкоды книгъ, нерѣдко оставляя для этого неспѣшныя работы".
Выше было уже сказано, что во многихъ селеніяхъ, не имѣющихъ библіотекъ при школахъ, потребность въ чтеніи до извѣстной степени удовлетворяется крестьянами путемъ пріобрѣтенія книгъ въ собственность. Посмотримъ же теперь, что говорится по этому вопросу въ записяхъ объ этихъ селеніяхъ, чтобъ узнать, откуда и какъ населеніе пріобрѣтаетъ себѣ книги. Вотъ наиболѣе характерные образцы этихъ записей: Село Бирюльское (Качугск. в., Верхоленск. окр.): "Крестьяне предпочитаютъ чтеніе духовныхъ книгъ. Нѣкоторые имѣютъ свои евангелія, псалтыри, житія святыхъ и т. п. Всѣ подобныя книги покупаютъ у книгоношъ". С. Олонки (Балаганск. окр.): "За книгами для чтенія, кромѣ учениковъ, обращаются въ школу и взрослые; послѣднимъ болѣе всего нравятся книги богословскаго содержанія. Крестьяне покупаютъ книги въ г. Иркутскѣ {Приблизительно за 90 верстъ.} и, чаще, у прохожихъ торгашей: евангелія, псалтыри, календари, сказки. Очень, и даже больше всего, нравятся сказки и разсказы Толстого, но они не покупаются крестьянами благодаря тому, что "въ городѣ они не знаютъ, гдѣ ихъ купитъ, а въ деревню торгаши не носятъ такихъ изданій, вслѣдствіе чего приходится покупать преимущественно изданія Манухина, Леухина и т. п.". Такимъ образомъ характеръ покупокъ обусловливается не желаніемъ покупателей, а вкусами продавцовъ. Въ с. Тайтурѣ (Малы. в., Ирк. окр.): "Книги покупаются у разносчиковъ: сказки, историческія повѣсти и т. п.". Въ с. Ользоновскомъ (Верхоленскаго окр.): "инородцы если и покупаютъ, то только евангелія, потому что ихъ можно купить дешево у проходящихъ арестантовъ, у которыхъ иныхъ книгъ и не случается". Въ с. Биликтуѣ (Иркутскаго округа): "Крестьяне берутъ изъ школьной библіотеки изданія "Посредника" и "комитетовъ грамотности", читаютъ книги преимущественно беллетристическаго содержанія. Покупаютъ книги въ городѣ Иркутскѣ {За 49 верстъ.}, на базарѣ и у книгоношъ, преимущественно книги лубочнаго изданія, впрочемъ, въ послѣднее время стали покупать и книжки изданія "Посредника". Въ свѣдѣніяхъ, доставленныхъ относительно инородческаго Нукутскаго училища (Балаганскаго вѣдомства и округа), сказано, между прочимъ, что "бывшіе ученики школы, живущіе поближе къ ней, обращаются за книгами въ школу, живущіе же вдали отъ школы читаютъ книги лубочной литературы, пріобрѣтая ихъ въ мѣстной лавочкѣ и притомъ за цѣну, превышающую ихъ дѣйствительную стоимость". Изъ Аскизской школы инородцы, за отдаленностью, книгъ почти не берутъ. Изъ инородческой же Идинской школы (Балаганскаго окр.) сообщено было, что мѣстные грамотеи, окончившіе курсъ въ школѣ, берутъ книги изъ школьной библіотеки преимущественно по рекомендаціи учителя и большею частью естественно-историческаго, географическаго, историческаго и беллетристическаго содержанія; изъ беллетристики читаются дешевыя изданія произведеній Толстого, Тургенева, Гоголя и т. п. Покупаются же ими частью буквари, сочиненія Толстого, Тургенева и проч., а частью -- и очень нерѣдко -- безъ всякаго разбора, потому что покупка обыкновенно поручается ѣдущимъ въ городъ {Приблизительно верстъ за 100 и болѣе.} родственникамъ, которые, по безграмотности, покупаютъ что подъ руку попадется". Въ с. Тальянахъ (Осинск. в., Балаган. окр.) "читаютъ книги преимущественно мѣстные торговые люди и крестьяне изъ солдатъ; берутъ читать Лермонтова, Толстого, житія святыхъ, покупаютъ же (у здѣшнихъ купцовъ) для ребятъ разныя сказки о Бовѣ, Иванѣ царевичѣ и т. п. (а въ церкви -- евангелія), потому что сюда другихъ книгъ не привозятъ на продажу". Въ с. Тасѣевѣ (Канск. окр.) -- "въ тѣхъ домахъ, гдѣ есть грамотныя дѣти, можно встрѣтить евангелія, сказки и повѣсти; книги этого рода крестьяне покупаютъ у разносчиковъ".
Такимъ образомъ, крестьяне часто читаютъ (или хотятъ читать) не то, что покупаютъ, потому что выборъ покупаемыхъ книгъ обусловливается не ихъ вкусами, а посторонними обстоятельствами. Источниками для пріобрѣтенія книгъ являются городскіе базары, книгоноши и мѣстные деревенскіе торговцы. Выборъ для покупки лубочныхъ изданій далеко не всегда зависитъ отъ желанія деревенскихъ покупателей; часто вкусы покупателей и продавцовъ не совпадаютъ, и если деревня покупаетъ ненравящіяся ей книги, то только потому, что больше купить нечего и негдѣ. Слѣдовательно, основываясь на томъ, что книгоноши несутъ въ деревню преимущественно лубочныя изданія, нельзя еще утверждать, что деревенскій житель предпочитаетъ ихъ всѣмъ остальнымъ: часто онъ вынужденъ покупать только то, что ему даютъ, потому что иначе долженъ бы остаться безъ ничего.
Такимъ образомъ, характеръ читаемыхъ народомъ книгъ въ немалой мѣрѣ зависитъ, повидимому, отъ того, изъ какого источника онъ получаетъ ихъ. А такъ какъ извѣстный подборъ постоянно читаемыхъ книгъ, по всей вѣроятности, не можетъ не оказать вліянія на выработку предпочтительнаго вкуса къ тѣмъ или инымъ книгамъ, то можно думать, что извѣстная у насъ въ Европейской Россіи распространенность въ деревнѣ чтенія лубочныхъ изданій отчасти обусловлена выработкой извѣстнаго къ нимъ вкуса, благодаря именно преобладанію въ деревнѣ этихъ изданій передъ другими. Иначе говоря, при прочихъ равныхъ условіяхъ и самый вкусъ къ чтенію книгъ того или иного сорта зависитъ въ извѣстной мѣрѣ отъ свойствъ и особенностей того источника, изъ котораго онѣ получаются населеніемъ для чтенія.
Что касается вопроса о томъ, какія изъ школъ наиболѣе вліяютъ на пробужденіе вообще любви къ чтенію, то объ этомъ можно отчасти судить по нижеслѣдующему сопоставленію:
Преимущество, очевидно, находится на сторонѣ селеній со школами министерства народнаго просвѣщенія.
Выше мы видѣли, что развитіе грамотности повышается съ приближеніемъ мѣстности къ городамъ и проѣзжимъ трактамъ. Естественно поэтому ожидать, что съ приближеніемъ къ нимъ повышается и развитіе охоты къ чтенію:
Такъ оно и выходитъ изъ цифръ приведенной таблицы. При этомъ не безъинтересно то обстоятельство, что въ притрактовыхъ мѣстностяхъ свѣтскія книги читаются предпочтительно передъ духовными:
*) Имѣются оффиціальныя школы.
**) Выключая тѣ, въ которыхъ не предпочитается ни свѣтское, ни духовное чтеніе и гдѣ не замѣчается предпочтительнаго распространенія ни свѣтскихъ, ни духовныхъ книгъ.
Что это не зависитъ отъ преобладанія въ той или иной группѣ церковно-приходскихъ школъ передъ министерскими, или наоборотъ, это видно изъ того, что процентъ селеній съ церковно-приходскими школами въ той и другой группѣ приблизительно одинаковъ.
Интересно, кромѣ того, что съ приближеніемъ къ трактамъ чтеніе духовныхъ книгъ даже въ селеніяхъ, имѣющихъ церковно-приходскія школы, въ значительной мѣрѣ теряетъ преобладающее значеніе. Если группу притрактовыхъ селеній (I) разбить по селеніямъ: а) съ церковно-приходскими школами и б) со школами "министерскими", то вышеприведенныя цифры сгруппируются такимъ образомъ:
Въ показаніяхъ учителей нѣкоторыхъ селеній есть кое-какія свѣдѣнія мѣстами безразличнаго, мѣстами предпочтительнаго чтенія крестьянами книгъ по тѣмъ или другимъ отдѣламъ.
Въ с. Анциферовскомъ (Енисейскаго округа) среди населенія распространены какъ духовныя, такъ и свѣтскія книги; первыя болѣе нравятся пожилымъ людямъ, вторыя -- молодымъ {Тоже и въ нѣкоторыхъ другихъ селеніяхъ.}. Книгъ по исторіи, географіи, сельскому хозяйству и естественнымъ наукамъ почти совсѣмъ не встрѣчается, чаще попадаются повѣсти, сказки, разсказы, романы, стихотворенія. Читается все, что только попадется подъ руку,-- выбирать неоткуда. Въ с. Подсосномъ (Назар. вол., Ачинскаго округа) "крестьянинъ радъ читать все, что попадется подъ руку; спросишь иного, что онъ желаетъ взять почитать, и получишь отвѣтъ: "что дадите: мнѣ лишь бы позабавиться на досугѣ,-- скучно, знаете ли". "Любовь къ чтенію увеличивается". Выше мы уже видѣли, что въ Устьбалеѣ крестьянъ снабжаетъ книгами неграмотный поселенецъ, вкусами котораго и удовлетворяются сельскіе грамотеи, платящіе ему мзду за право чтенія книгъ. Учитель Колачинскаго сельскаго училища (Енисейскаго округа) сообщаетъ, что "мѣстные крестьяне читать любятъ, но некому руководить народнымъ чтеніемъ, такъ какъ одному учителю, безъ помощника при классныхъ занятіяхъ, совсѣмъ не хватитъ на это времени"; при этомъ онъ же сообщаетъ, что крестьяне читаютъ все, что случится и что придется, что "книги серьезнаго содержанія, каковы сочиненія по естествознанію, географіи и т. п. недоступны ихъ пониманію и потому крестьяне охотнѣе читаютъ то, что прямо относится къ ихъ жизни". Въ с. Ермаковскомъ (Минусинск. окр.) населеніе читаетъ "житія святыхъ, путешествія, приключенія, сказки, фантастическія повѣсти. Пожилые люди болѣе уважаютъ духовныя книги, молодымъ болѣе нравятся свѣтскія. Вообще читаютъ всѣ книги, какія только есть въ библіотекѣ и какія попадаются подъ руку, но предпочитаютъ книги легкаго чтенія, написанныя простымъ слогомъ, а также любятъ книги изъ простонародной жизни". Изъ села Тунгузскаго (Маклак. вол., Енис. окр.) сообщаютъ, что "такъ какъ въ школьной библіотекѣ мало серьезныхъ книгъ, а помимо училища пріобрѣтать трудно, то и развито легкое чтеніе, преимущественно сказокъ и разсказовъ, отличающихся изобиліемъ фантастическаго". По свѣдѣніямъ изъ школы при Николаевскомъ желѣзодѣлательномъ заводѣ (Нижнеудинск. окр. Ирк. губ.), "масса мастеровыхъ читаетъ житія святыхъ и жестокіе романы Ахматовой и "тайны" всяческихъ родовъ; въ видѣ исключенія можно указать на мастеровыхъ, читающихъ Щедрина". По даннымъ, сообщеннымъ изъ Идинской инородческой школы, видно, что чтеніемъ занимается только молодежь, старики же и пожилые люди совсѣмъ ничего не читаютъ. Въ с. Ачинскомъ (Канск. окр.) "среди населенія преимущественно распространены книги религіозно-нравственнаго содержанія. Грамотные берутъ ихъ изъ церковной библіотеки; изъ нихъ нравятся больше всего житія святыхъ, какъ на русскомъ, такъ и на славянскомъ языкахъ, и путешествія по святымъ мѣстамъ. Свѣтскія книги, а также газеты, читаются исключительно торгующими людьми". Въ с. Усть-Ордѣ (Кудинскаго инородческаго вѣдомства, Ирк. окр.) среди православныхъ распространены книги духовно-нравственнаго содержанія, народныя сказки, разсказы изъ военнаго быта, большею частью изданій тридцатыхъ и сороковыхъ годовъ, а у шаманствующихъ инородцевъ (которые побогаче) романы, даже журналы, какъ, наприм., Вѣстникъ Европы, что объясняется совѣтами учителей домашнихъ школъ покупать тѣ или другія книги,-- совѣтами, часто обусловливаемыми желаніемъ самихъ учителей имѣть эти книги для собственнаго прочтенія". Въ с. Манзурскомъ (Верхоленск. окр.) крестьяне читаютъ и духовныя, и свѣтскія книги, изъ свѣтскихъ преимущественно встрѣчаются сказки. "Только у крестьянъ, получившихъ образованіе въ среднихъ учебныхъ заведеніяхъ г. Иркутска, имѣются сочиненія болѣе или менѣе извѣстныхъ частью русскихъ, частью иностранныхъ писателей и поэтовъ, но такихъ крестьянъ здѣсь насчитывается всего пять человѣкъ". Въ с. Петровскомъ (Тутурской вол., Верхоленск. окр.) читаются почти исключительно сказки, вродѣ Еруслана и т. п. произведеній лубочной литературы. У крестьянъ с. Уяна (Нижнеудинск. окр.) "кромѣ книгъ московской лубочной литературы другихъ не имѣется. Въ то же время крестьяне этого села охотно слушаютъ и читаютъ сочиненія Толстого, Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Кольцова, Никитина, Тургенева, Гоголя и т. п., отзывы о произведеніяхъ этихъ писателей даютъ самыя отрадные, восторженные; крестьяне находятъ, что лубочная литература не имѣетъ ничего общаго съ произведеніями названныхъ писателей". Кстати сказать, по поводу этой же лубочной литературы въ свѣдѣніяхъ, доставленныхъ изъ Нукутскаго инородческаго училища говорится, между прочимъ, что хотя съ ростомъ числа грамотныхъ и увеличеніемъ охоты къ чтенію въ народѣ уменьшается число предразсудковъ и въ нѣкоторомъ отношеніи смягчается отношеніе къ женщинѣ, однако этому, несомнѣнно, препятствуетъ распространеніе въ народѣ (чрезъ мѣстныхъ торговцевъ) дешевой лубочной литературы.
Что же касается того, чѣмъ именно интересуется деревня изъ печатаемаго въ періодическихъ изданіяхъ, то объ этомъ въ собранныхъ свѣдѣніяхъ имѣются, между прочимъ, слѣдующія указанія.
Крестьянъ с. Курагина интересуетъ въ Сельскомъ Вѣстникѣ отдѣлъ судебный ("правильное рѣшеніе судебныхъ дѣлъ"), "отдѣлъ лѣчебника, гдѣ даются указанія, какъ беречься, чтобы не захворать, и какъ надобно лѣчиться отъ распространенія среди населенія болѣзней (горячки, лихорадки). Двухъ крестьянъ с. Сухобузила (Красноярск. окр.), выписывавшихъ Сынъ Отечества и Лучъ {Позволяемъ себѣ напомнить, что рѣчь вездѣ идетъ именно о томъ времени, когда происходило помянутое изслѣдованіе.} и принадлежащихъ къ сельской интеллигенціи, интересуетъ, по ихъ словамъ, "политика". Въ с. Курбатовѣ (Балахъ вол., Ачинск. окр.), гдѣ сельское общество выписываетъ Вѣстникъ Краснаго Креста, а нѣкоторые зажиточные крестьяне -- Родину, Ниву, Царь-Колоколъ, ихъ интересуютъ въ этихъ изданіяхъ "разсказы, извѣстія, разныя событія". Въ с. Петровскомъ (Тутурск. вол., Верхоленск. окр.) трое зажиточныхъ торгующихъ крестьянъ (изъ которыхъ двое, будучи уже взрослыми и грамотными, поступали въ школу на цѣлый годъ) выписываютъ (и даютъ читать другимъ): Свѣтъ, Лучъ, Родину, Сынъ Отечества и Русскую Старину; въ этихъ изданіяхъ читающіе "интересуются политическимъ отдѣломъ, отдѣломъ театра и музыки и торговыми телеграммами". Въ с. Бирюльскомъ (Качугск. вол., Верхоленск. окр.), гдѣ нѣкоторыми зажиточными крестьянами выписываются Лучъ, Сельскій Вѣстникъ и Родина, интересуются въ нихъ "статьями легкаго содержанія и политикой". Въ с. Даурскомъ (Балахъ вол., Ачинск. окр.) только одинъ крестьянинъ выписываетъ Родину и пользуется имъ лично съ своимъ семейстомъ; онъ предпочитаетъ этотъ журналъ другимъ потому, что "въ немъ помѣщаются разсказы болѣе подходящіе къ жизни и болѣе попятные". Въ с. Назаровскомъ (Ачинск. окр.), гдѣ нѣсколькими лицами выписывается, между прочимъ, Сибирскій Вѣстникъ, ихъ болѣе всего интересуютъ въ газетѣ "статьи и очерки по мѣстнымъ вопросамъ". Въ с. Хоготовскомъ (Верхоленск. окр.) нѣкоторые богатые торгующіе инородцы выписываютъ мѣстную газету Восточное Обозрѣніе, а другіе -- иллюстрированные еженедѣльные журналы съ картинками и преміями, въ которыхъ они и интересуются картинками, а не содержаніемъ.
Вообще въ газетахъ крестьяне интересуются болѣе всего "извѣстіями", "разными событіями", отдѣломъ "хроники",-- въ особенности въ мѣстныхъ газетахъ,-- т.-е. свѣдѣніями о происшествіяхъ въ знакомомъ городѣ, и затѣмъ "разсказами". Изъ газетъ, какъ видно изъ вышеизложеннаго, крестьяне предпочитаютъ мѣстныя.
Чтобы лучше уяснить, что болѣе всего читаетъ народъ изъ числа свѣтскихъ и изъ числа духовныхъ книгъ, разобьемъ сначала читаемыя книги по болѣе крупнымъ отдѣламъ. Если свѣтскія, читаемыя въ деревнѣ, книги разбить на три отдѣла: а) книги научнаго содержанія, б) путешествія и описанія разныхъ странъ и народовъ и в) легкое беллетристическое чтеніе, то окажется, что (въ селеніяхъ, гдѣ читаются свѣтскія книги) послѣдній отдѣлъ читается въ наибольшемъ числѣ селеній: въ 54 изъ 56 (96%). Книги научнаго содержанія читаются въ 30% селеній, а книги второго изъ названныхъ отдѣловъ (путешествія и описанія) въ 23% этихъ селеній. Что касается духовныхъ книгъ, то если разбить ихъ на два наиболѣе крупныхъ отдѣла, отнеся къ одному отдѣлу житія святыхъ, путешествія по святымъ мѣстамъ и разсказы "духовнаго" содержанія, а ко второму отдѣлу -- все остальное, то относительное число селеній даетъ для перваго отдѣла 53%, а для второго -- 39% общаго числа (51) селеній, читающихъ духовныя книги (и затѣмъ остается еще 38% общаго числа тѣхъ же, читающихъ духовныя книги, селеній, о которыхъ нѣтъ точныхъ указаній для дѣленія читаемыхъ книгъ на тотъ или другой изъ названныхъ отдѣловъ). Такимъ образомъ и въ области духовнаго чтенія, какъ и въ области чтенія свѣтскаго (беллетристика -- 96%, да, кромѣ того, большая часть книгъ по отдѣлу разныхъ "описаній" и путешествій, которую тоже надо отнести къ легкому чтенію) -- первое мѣсто принадлежитъ болѣе легкому чтенію "житій", путешествій (по святымъ вѣстамъ) и описаній, а уже второе -- чтенію такихъ книгъ, какъ псалтыри, молитвенники, проповѣди, часословы, евангеліе (изъ нихъ наиболѣе распространено чтеніе псалтырей и евангелія).
Такъ какъ отдѣлъ свѣтскихъ книгъ очень разнообразенъ по своему составу, то необходимо остановиться на немъ съ нѣсколько большею подробностью, чтобы разсмотрѣть внимательнѣе составъ читаемыхъ книгъ въ предѣлахъ каждаго изъ трехъ, составляющихъ его, крупныхъ отдѣловъ (на которые мы его разбили).
Остановимся сначала на самомъ распространенномъ отдѣлѣ -- на отдѣлѣ легкаго чтенія. Для болѣе подробнаго его разсмотрѣнія выдѣлимъ только тѣ селенія, гдѣ читаются книги этого рода, и, распредѣливъ послѣднія по соотвѣтствующимъ видамъ легкаго чтенія, вычислимъ, въ какомъ (по числу селеній) отношеніи другъ къ другу стоитъ чтеніе этихъ книгъ по тому или иному изъ этихъ видовъ. Такимъ образомъ, на сто селеній, въ которыхъ жители читаютъ книги легкаго, беллетристическаго содержанія, приходится читающихъ: стихотворенія -- 10,5(%), басни -- 4,2, сказки -- 19, романы -- 2, повѣсти и разсказы -- 62,3, біографіи и разсказы изъ жизни русскихъ героевъ -- 2. Изъ числа разсказовъ одни отдаютъ предпочтеніе разсказамъ своего, крестьянскаго, "простонароднаго" быта, другіе -- разсказамъ историческаго содержанія, третьи -- военнаго; есть и такіе, которые предпочитаютъ разсказы съ возможно большею примѣсью чудеснаго, фантастическаго; процентъ послѣднихъ (считая тутъ же и любящихъ читать сказки) свыше 25.
Не останавливаясь пока на объясненіи столь замѣтной любви къ преобладанію фантастическаго элемента, перейдемъ къ разсмотрѣнію отдѣла книгъ научнаго содержанія и посмотримъ, изъ чего онъ слагается.
Если взять опять только тѣ селенія, въ которыхъ (между прочимъ) завѣдомо читаются книги научнаго содержанія (не включая сюда чтенія толстыхъ журналовъ) и вычислить, въ какомъ отношеніи (по числу селеній) стоитъ другъ къ другу чтеніе книгъ по той или другой наукѣ, то получается, что на сто селеній, читающихъ научныя книги, приходится читающихъ:
Если принять во вниманіе, что книги по сельскому хозяйству принадлежатъ къ числу "дающихъ полезныя свѣдѣнія" {См. только что приведенную табличку.}, или "могущія дать знанія, примѣнительныя къ нашей крестьянской жизни", то процентъ селеній, гдѣ кое-кто изъ сельскаго населенія читаетъ "серьезныя" книги съ утилитарными цѣлями, возростетъ до 47. Но это -- процентъ къ общему числу только тѣхъ селеній, гдѣ читаются "серьезныя" книги; въ общемъ же числѣ всѣхъ читающихъ селеній процентъ этотъ оказывается совсѣмъ не такою крупною величиной, такъ какъ выражается цифрою 14. Столь малый процентъ селеній, населеніе которыхъ читаетъ книги, могущія дать имъ полезныя свѣдѣнія, даетъ основаніе думать, что гораздо большая распространенность чтенія остальныхъ книгъ (не дающихъ "примѣнительныхъ къ крестьянской жизни, полезныхъ свѣдѣній") является въ значительной мѣрѣ уже не слѣдствіемъ желанія почерпнуть изъ такой книги полезныя, нужныя для жизни, свѣдѣнія, а слѣдствіемъ инстинктивнаго стремленія къ саморазвитію, къ расширенію умственнаго кругозора,-- слѣдствіемъ потребности (даваемой книгою) въ духовной пищѣ,-- желанія удовлетворить возникающую жажду знаній. Въ этомъ же, несомнѣнно, заключаются и причины распространенности чтенія путешествій, описаній, а также разсказовъ изъ жизни другихъ странъ, другихъ сословій, народовъ и городовъ; а безъ этого нельзя было бы объяснить и возникшей, наприм., мѣстами охоты къ чтенію книгъ по естествознанію, по физической географіи, отъ которыхъ, при малѣйшей доступности пониманію, ни непосредственной пользы, ни пріятнаго, легкаго развлеченія, даваемаго, наприм., повѣстями и сказками, получить невозможно. Такимъ образомъ, хотя крестьянинъ и говоритъ не рѣдко, что онъ проситъ для чтенія книгу только будто бы для того, чтобы "позабавиться на досугѣ", т.-е. только для одного развлеченія, но уже въ самомъ характерѣ этого развлеченія кроется, часто не подозрѣваемое имъ самимъ, стремленіе къ расширенію своего кругозора, интересъ къ окружающей жизни, потребность знаній.
Что касается незначительности процента селеній, гдѣ читаются книги, могущія дать "полезныя, примѣнимыя къ жизни свѣдѣнія", то малая распространенность такого чтенія не можетъ быть объяснена недостаткомъ потребности въ пріобрѣтеніи такого рода свѣдѣній. Этому, прежде всего, слишкомъ противорѣчить безусловно практическое настроеніе деревенскаго жителя (а сибиряка въ особенности), который не рѣдко потому и отрицаетъ книжное чтеніе, что не видитъ въ немъ пользы для себя, потому часто и предпочитаетъ духовное чтеніе свѣтскому, называя остальное "дребеденью", что отъ чтенія духовныхъ книгъ надѣется найти хоть "пользу для души". Но бѣда въ томъ, что онъ чаще всего даже и не знаетъ, что такого рода свѣдѣнія можно найти въ книгахъ. Мы видѣли уже, что охота къ чтенію и даже вкусы и желанія деревенскихъ грамотеевъ мѣстами далеко не соотвѣтствуютъ ни наличному запасу книгъ, имѣющемуся у нихъ подъ рукою, ни характеру тѣхъ изданій, которыя фактически доступны для покупки деревенскимъ жителямъ, вслѣдствіе чего крестьяне не рѣдко покупаютъ совсѣмъ не то, чего желаютъ сами. Вообще кругъ читаемыхъ сельскимъ населеніемъ книгъ весьма ограниченъ, и ограниченъ, прежде всего, условіями, отъ него независящими, благодаря чему деревенскій житель даже и не знаетъ о существованіи книгъ иного рода, чѣмъ книги того сорта, какія онъ видитъ постоянно передъ глазами.
Причина его незнанія (того, что вообще полезнаго можно найти въ книгахъ) заключается также и въ томъ, что, при данныхъ условіяхъ, наиболѣе доступной для него формой изложенія является, какъ мы видѣли, форма повѣствовательная (беллетристика), которая ему и болѣе нравится, которой онъ и отдаетъ предпочтеніе при каждой своей книжной покупкѣ. Это предпочтеніе легкаго чтенія, "простого слога", "понятныхъ разсказовъ изъ простонародной жизни", наряду съ распространенностью лубочныхъ изданій, представляющія слѣдствія не только недостающаго умственнаго развитія, но и самаго недостатка въ выборѣ читаемыхъ книгъ, само собою уже до извѣстной степени закрываетъ доступъ въ народъ книгамъ болѣе серьезнаго содержанія. Незнаніе того, что, кромѣ "разныхъ сказокъ", есть и болѣе серьезныя книги, вырабатываетъ даже въ болѣе старыхъ людяхъ убѣжденіе, что чтеніе свѣтскихъ книгъ -- одна пустая забава, потому что въ нихъ "ничего путнаго никогда не пишется".
Наконецъ, всѣмъ, кто достаточно знакомъ съ нашею "народною" литературой, не можетъ не быть извѣстно, что среди нея слишкомъ, дѣйствительно, мало такихъ книгъ, которыя давали бы народу полезныя, готовыя, примѣнимыя къ условіямъ его жизни, свѣдѣнія и что, при общей бѣдности нашей народной литературы, кругъ допускаемыхъ въ народѣ изданій ограниченъ еще недопущеніемъ многихъ книгъ въ сельско-училищныя библіотеки.
То, что намъ теперь извѣстно относительно обслѣдованныхъ селеній, убѣждаетъ въ томъ, что въ населеніи ихъ дѣйствительно есть охота къ чтенію, доходящая мѣстами даже до затратъ на покупку книгъ изъ собственнаго кармана. Разница въ степени требовательности и во вкусахъ населенія по отношенію къ чтенію зависитъ, какъ было уже отчасти видно изъ предыдущаго изложенія, отъ многихъ условій. Мѣстами, наприм., молодежь читаетъ только свѣтскія книги, а старые люди -- только духовныя; молодежь -- сказки, басни, стихи, разсказы, а старые, зрѣлые люди -- предпочитаютъ, главнымъ образомъ, "серьезное" чтеніе (въ томъ числѣ, наприм., календари), все остальное считая за "дребедень". Понятно при этомъ, что, въ зависимости отъ того, принадлежитъ ли большая часть мѣстныхъ грамотѣевъ къ людямъ молодымъ, или же къ людямъ зрѣлаго возраста, въ данной мѣстности будетъ преобладать вкусъ къ тому или другому чтенію {Надо замѣтить однако, что, съ другой стороны, мѣстами бываетъ и такъ, что вкусы тѣхъ и другихъ, въ общемъ, сходятся между собой.}. Торгующіе изъ крестьянъ имѣютъ свои вкусы къ чтенію, земледѣльцы -- нѣсколько иные, и т. д. Такимъ образомъ, разница во вкусахъ зависитъ, кромѣ другихъ, уже указанныхъ, условій, отъ самого состава сельскаго населенія.
Возвращаясь къ вопросу о распространенности чтенія лубочныхъ изданій, отличающихся въ большинствѣ крайнею фантастичностью, мы встрѣчаемся, вмѣстѣ съ тѣмъ, и съ вопросомъ о причинахъ замѣченнаго предпочтенія разсказовъ и повѣстей съ фантастическою подкладкой: "Фантастическихъ", историческихъ" разсказовъ, сказокъ, разсказовъ "про войну", "про русскихъ героевъ", а изъ духовныхъ книгъ -- житій святыхъ, т.-е. по формѣ своей опять-таки сказки, опять-таки того, что содержитъ въ себѣ что-либо особенное отъ обычныхъ условій деревенской жизни, непонятное, чудесное и даже страшное, волнующее, забирающее за живое. Не есть ли эта любовь къ фантастическому, съ одной стороны, слѣдствіе вліянія распространенной въ деревнѣ лубочной литературы съ ея необыкновенными фантазіями, и съ другой -- слѣдствіе инстинктивнаго стремленія, хотя на время, оторваться отъ обычныхъ условій сѣрой будничной жизни? А наряду съ этимъ и самое распространеніе лубочной литературы не представляетъ ли собою до нѣкоторой степени слѣдствія того же стремленія найти въ ея фантастическихъ произведеніяхъ, говоря словами Достоевскаго, разсказы о той "дѣйствительности", которая "хотя и невозможна, но совершенно противоположна скучной и тягостной обыденной дѣйствительности простолюдина?"
Все только что сказанное приводитъ неизбѣжнымъ образомъ къ необходимости обратить серьезное вниманіе, съ одной стороны, на бѣдность нашей народной литературы, съ другой -- на вопросъ о путяхъ распространенія книгъ въ народѣ. Изъ предыдущаго видно, что хорошія изданія (наприм., "Посредника", комитетовъ грамотности) плохо проникаютъ въ народъ, благодаря тому, что въ обычныхъ мѣстахъ пріобрѣтенія крестьянами книгъ ихъ не имѣется въ продажѣ, что и книгоноши, и городскіе торговцы, главными покупщиками которыхъ являются крестьяне, предпочитаютъ изданія Никольскаго рывка, замѣна которыхъ лучшими, пока, при всемъ стараніи "благотворительныхъ издательскихъ фирмъ", какъ выразился о нихъ одинъ изъ доставлявшихъ отзывы учителей, повидимому, идетъ довольно медленно. При всемъ этомъ школа оказывается, все-таки, важнымъ источникомъ распространенія книгъ и, къ тому же, наиболѣе порядочныхъ. Отсюда, принимая во вниманіе и дѣлаемыя крестьянами денежныя затраты на книги, а также и факты существованія крестьянскихъ библіотекъ,-- является мысль о возможности и высокой полезности устройства народныхъ библіотекъ, хотя бы даже съ нѣкоторыми небольшими на нихъ затратами со стороны мѣстнаго читающаго, наиболѣе зажиточнаго населенія. Въ с. Братскомъ (Нижнеудинскаго округа), одновременно съ школьною библіотекой, существуетъ же, наприм., особая библіотека при волостномъ правленіи, приблизительно въ 500 экземпляровъ, основанная болѣе уже 20 лѣтъ назадъ на средства мѣстныхъ жертвователей деньгами и натурой, изъ которой могутъ брать книги всѣ безъ различія жители села. Такія библіотечки, кромѣ школъ, можно было бы, наприм., устраивать не только при волостныхъ, но даже и при сельскихъ правленіяхъ; но такъ какъ есть деревни, гдѣ, по безграмотности ихъ населенія, въ нихъ не найдется читателей, то, параллельно этому, и даже во многихъ мѣстахъ, прежде устройства такихъ библіотечекъ, надобно, конечно, принять всевозможныя мѣры къ увеличенію числа школъ въ народѣ.
Таковы вопросы, невольно напрашивающіеся при разсмотрѣніи данныхъ, собранныхъ по интересующему насъ предмету.
Сказаннымъ исчерпываются и тѣ "выводы", которые, повидимому, можно было сдѣлать изъ этого матеріала. По поводу этихъ выводовъ необходимо, однако, сдѣлать нѣкоторую оговорку. Читатель уже замѣтилъ, конечно, что въ предыдущемъ изложеніи большею частью шла рѣчь о селеніяхъ, имѣющихъ оффиціальныя (церковно-приходскія и министерскія) школы. Между тѣмъ, училища эти (особенно министерскія), какъ извѣстно, устраиваются преимущественно въ наиболѣе населенныхъ деревенскихъ центрахъ, весьма часто -- и наиболѣе промышленныхъ и торговыхъ, въ то же время стоящихъ часто не въ сторонѣ и въ глуши, а гдѣ-либо на почтовыхъ, или имѣющихъ торгово-промышленное значеніе трактахъ, по которымъ происходитъ болѣе или менѣе оживленное движеніе населенія. Эти обстоятельства представляютъ важное значеніе при оцѣнкѣ значенія собранныхъ данныхъ и вытекающихъ изъ нихъ заключеній, такъ какъ такого рода селенія должны быть причислены къ числу наиболѣе цивилизованныхъ, стоящихъ, по умственному развитію своего населенія, на нѣсколько высшемъ уровнѣ сравнительно съ обыкновенною среднею деревней, которая, слѣдовательно, должна, повидимому, читать и рѣже, и меньше, чѣмъ большая часть деревень того типа, съ которымъ мы имѣли дѣло въ предыдущемъ изложеніи
Читатель знаетъ, кромѣ того, что большая часть использованнаго матеріала относится только къ меньшей части селеній названныхъ губерній; хотя, тѣмъ не менѣе, матеріалъ этотъ имѣетъ, все-таки, дѣло съ наблюденіями, произведенными болѣе чѣмъ въ 70 крупныхъ селеніяхъ, разбросанныхъ въ предѣлахъ девяти уѣздовъ двухъ смежныхъ губерній. Однако, отсутствіе необходимыхъ данныхъ по остальнымъ селеніямъ этихъ губерній исключаетъ для автора право придавать вытекающимъ изъ этого матеріала заключеніямъ значеніе безспорныхъ, окончательныхъ выводовъ.
Но. при полномъ почти отсутствіи иныхъ данныхъ о положеніи этого вопроса въ Сибири, драгоцѣнно и то, что имѣется, тѣмъ болѣе, что до всесторонняго его изученія хотя бы только въ большей части не обслѣдованныхъ въ этомъ отношеніи селеній, навѣрное, пройдетъ еще слишкомъ много времени. Раціональнѣе поэтому, за неимѣніемъ лучшаго, воспользоваться хотя бы и менѣе полными данными, чтобы получить отъ нихъ хотя какія-нибудь практическія,-- и прямо отъ жизни,-- указанія относительно того, что надо сдѣлать въ смыслѣ увеличенія у крестьянъ охоты къ чтенію и въ отношеніи полезнаго и всесторонняго удовлетворенія этой охоты, чѣмъ, при отсутствіи всякихъ данныхъ, дѣйствовать въ немалой мѣрѣ ощупью и наугадъ.