Лилиенкрон (Detlev, барон Liliencron) -- нем. писатель, род. 1844; принимал участие в походах 1866 и 1870--71 гг. Как лирик, Л. лучший представитель современного реалистического направления в нем. поэзии. Лучшие сборники его стихотворений: "Adjutantenritte", "Unter flatternden Fahnen", "Der Haidegänger" и "Neue Gedichte". Перу Л. принадлежат также драмы: "Knut, der Herr", "Die Rantzow und die Pogwisch", "Der Trifels und Palermo", "Die Merowinger" и романы и повести: "Breide Hummelsbüttel", "Der Mäzen" и "Krieg und Frieden". -- Cp. Otto Bierbaum, "Detlev v. Liliencron" (Лейпциг, 1892).
Источник текста: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, т. XVIIa (1896): Ледье -- Лопарев, с. 684.
II.
ЛИЛИЕНКРОН Детлев Фридрих, фон [Detlev v. Liliencron, 1844--1909] -- немецкий поэт, отпрыск древнего, но захудалого дворянского рода из Шлезвиг-Голштинии. Монархист и патриот, Л. в качестве офицера участвует в походах 60-х и 70-х гг. Крайняя бедность вынуждает его затем подать в отставку и эмигрировать в Америку, где он деклассируется и ведет бродячую жизнь. По возвращении в Германию Л. бедствовал, служил в провинции, лишь к концу жизни приобрел "положение в обществе". Всю жизнь Л. жил мечтами о богатстве и о "нормальной жизни богатого помещика".
Основы творчества Л. -- в идеологии немецкого юнкерства периода победоносного империалистического наступления. Конкретные, реальные черты агрессивно и воинственно настроенного дворянства, в блоке с промышленной буржуазией являвшегося одной из основных сил германского империализма, не только не затушеваны поэтом, но, наоборот, подчеркнуты с непоколебимой уверенностью, указывающей на момент подъема в развитии его класса. В творчестве Л. имеются, правда, и явно выраженные черты деклассации дворянства, отражающие оскудение тех его слоев, которые лишились родовых владений и перерождались в чиновников. Однако у Л., сложившегося в эпоху Ницше и Бисмарка, когда Германия вышла на путь империализма, преобладает воинственный, патриотический оптимизм. Л. воссоздает юнкерство в его реальных и наиболее выпуклых чертах, объединяя мотивы военной мощи и реакционного патриотизма с типичными чертами аристократа-землевладельца. Помещик и офицер -- две стороны облика немецкого юнкера -- заполняют произведения Л. Образ дворянина-воина дан Л. в военных новеллах "Die Sommerschlacht" (сб. "Летняя битва", 1886), "Unter flatternden Fahnen" (Под реющими знаменами, 1888), "Krieg und Frieden" (Война и мир, 1891) и "Letzte Ernte" (Последняя жатва, 1909). Описания побед немецкого империализма в 1870 проникнуты гордым сознанием военной мощи и верноподданническими чувствами. Излюбленный и чаще всего встречающийся образ молодого офицера, дворянина и монархиста, выдержан в мужественных, "стальных" тонах; военный антураж, бряцанье победного оружия даны в резких и ярких красках. Теми же мотивами полны в лирике "Adjutantenritte" [1883]. В них Л. выявляется как мастер импрессионистского описания, главным образом природы и войны; выхватывая отдельные моменты, Л. дает их резкими мазками с большой свежестью и непосредственностью восприятия. Благодаря яркой жизнерадостной красочности, пленэризму Л., его творчество часто ставили в связь с живописным импрессионизмом. Однако изощренность в изображении мгновенного (ср. например его знаменитое "Музыка идет") связано у Л. с совершенно другой системой стиля, чем у так наз. импрессионистов. В ней нет той социальной пассивности и аполитичности, к-рые делали пленэризм самодовлеющей целью творчества. Острое и красочное восприятие у Л. -- лишь выражение общего жизнерадостного тонуса его произведения, но оно всегда подчинено социальному моменту -- подчеркнуто-дворянской направленности его творчества. В этом огромное отличие Л. от немецких натуралистов, у которых импрессионизм описания связан часто с мелкобуржуазными мотивами социального сострадания.
Идеализация военной мощи своего класса выражается у Лилиенкрона также в создании типичной для дворянской поэзии формы баллады ("Balladenchronik", 1906) и в его исторических драмах.
Образ юнкера-помещика воссоздается Л. в романах и в его лучшем произведении, полушутливом эпосе в октавах "Poggfred" (Лягушачья тишина, 1908). В реально-бытовой характеристике этого образа наиболее выпуклыми являются две его черты -- чувство природы и стремление к полноте обладания. Природа занимает огромное место у Л. -- природа северных поместий, болот и равнин Шлезвиг-Голштинии, данная под типичным для помещика углом зрения одинокого созерцателя-охотника. Л. подходит к этому пейзажу с чувством своеобразного обожания собственника. Природа дана в связи с обстановкой помещичьего быта. Идеальное царство иллюзии для Л. -- охотничий домик, затерянный в болотах северного поместья со всеми атрибутами помещичьего быта -- охотой, собакой, лакеем, камином и тонкими винами. Охота -- неизбежный аспект восприятия природы для Л. Таков "Der Haidegänger" (Охотник), один из лучших сборников его стихов.
Воссоздание своего нормального классового положения в образе аристократа-агрария, хозяйничающего в своих имениях, происходит у Лилиенкрона своеобразно. Поскольку эта обстановка для слоев деклассированного дворянства не нечто данное, а лишь объект стремления, постольку резко утрируются отдельные черты (невероятно богатый аристократ в "Меценате"). Иногда эта утрировка обусловливает даже (как в "Поггфреде") перенесение всего образа в какой-то полуфантастический план. Этот "романтизм" Л. не что иное, как стремление -- именно в силу своей личной оторванности -- к максимальному переживанию психических и бытовых черт своего класса.
Но момент деклассации выражен в произведениях Лилиенкрона и более непосредственно. Правда, его образы "деклассированных" большей частью загнаны в наименее художественные сферы его творчества -- романы -- и быть может поэтому редко отмечались критикой, для которой Л. -- образец абсолютной и полнокровной жизнерадостности. Наиболее ясно раскрыт этот образ в герое романа "Breide Hummelsbüttel" (Брейде Гуммельсбюттель) -- аристократе, изгнанном из своих поместий другой ветвью того же рода; его жалкое существование кончается нелепой и трагической смертью. В той же цепи образов -- аристократ из романа "Левым локтем", еще богатый, но уже отщепенец от своей среды, кончающий с собой, и герой романа "Жизнь и ложь" (Leben und Lüge, 1909), отмеченный в своей среде странной, почти мистической печатью обреченности. Своеобразие творчества Л. -- в сплетении моментов упадка его классовой прослойки и торжества его класса в целом.
Библиография:
I. Sämtliche Werke, 15 B-de, 1904 (исл.); Gesammelte Werke, hrsg. von R. Dehmel, 8 B-de, 1922; Briefe in neuer Auswahl von H. Spiero, 1927.
II. Bierbaum O. J., Detlev v. Liliencron, 1892; Greinz H., Liliencron, 1896; Oppenheimer F., Liliencron, 1898; Besson P., Un réaliste allemand contemporain D. v. Liliencron, 1903; Böckel F., Liliencron im Urteile zeitgenössischer Dichter, 1904; Benzmann H., Liliencron, 1904; Hippe W., Liliencrons Kriegs- und Soldaten Dichtung, 1918; Ap M., Ueber Technik und Stil der Liliencronschen Prosa, 1919; Thomas M., Die Dramen Liliencrons, 1921; Braun H., Liliencron und der Naturalismus, 1923.
III. Spiero H., Liliencron, sein Leben und seine Werke, 1913.
E. Гальперина
Источник текста: Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939. Т. 6. -- М.: ОГИЗ РСФСР, гос. словарно-энцикл. изд-во "Сов. Энцикл.", 1932. -- Стб. 369--371.
ЛИЛИЕНКРОН (Liliencron), Детлев Фридрих фон (3.VI.1844, Киль, -- 22.VII.1909, Альт-Ральштедт, близ Гамбурга) -- нем. писатель. Род. в обедневшей юнкерской семье. В качестве офицера участвовал в 1866 в австро-прусской, в 1871 -- во франко-прусской войнах. В 1883 опубл. сб. стихов "Поездки адъютанта и другие стихотворения" ("Adjutantenritte und andere Gedichte", 1883). В националистич. духе Л. романтизировал битву, придавал сентиментальный оттенок подвигу во имя "фатерланда" (стихи: "Смерть среди колосьев", "Кто знает, где" и др.). Однако среди стихов Л. есть баллада "Пиддер Люнг", связанная с фольклорными традициями. Один из виднейших импрессионистов в нем. поэзии 80--90-х гг., Л. -- создатель лирики настроений. Им опубл. сб-ки: "Стихотворения" ("Gedichte", 1889), "Новые стихотворения" ("Neue Gedichte", 1893), "Пестрый улей" ("Bunte Beute", 1903). Для манеры Л. характерна поэма "Погфред, эпос вперемежку" ("Poggfred. Kunterbunte Epos", 1896), в к-рой реальные и фантастич. эпизоды, картинки быта, охоты, природы, историч. и евангельские легенды чередовались с лит. полемикой. Л. свободно вводил вульгарные слова, газетные термины, широко использовал аллитерацию. Созданные им поэтич. картинки называли "моментальными снимками". Импрессионистич. приемы Л. использовал и в прозе. Его новеллы интересны пейзажами, поэтич. деталями, военные же эпизоды откровенно реакционны и примитивны. Автобиографич. роман "Жизнь и ложь" "Leben und Lüge", 1908), как и драмы Л., худож. ценности не представляет.
Соч.: Gesammelte Werke, hrsg. von R. Dehmel, Bd 1--8, B., 1911--13; Ausgewählte Werke, Hamb., 1964; в рус. пер. -- сб.: Новые нем. поэты, [Белая Церковь], 1910; в сб.: Из новой нем. лирики, Берлин, 1921.
Лит.:Шиллер Ф. П., Д. фон Лилиенкрон, в кн.: История зап.-европ. лит-ры нового времени, 2 изд., т. 3, М., 1938, с. 170--72; Spiero H., Detlev von Liliencron. Sein Leben und seine Werke, 1--2 Aufl., В., 1913; Wichmann I., Detlev von Liliencrons lyrische Anfänge, В., 1922 (Germanische Studien, H. 23).
Е. А. Рубинова.
Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 4: Лакшин -- Мураново. -- 1967. -- С. 197.