Иосаф Арианович Любич-Кошуров Живая статуя (Из украинских сказаний.)
Казак Кочерга ехал к пану Вильчинскому.
Раньше Кочерга служил у другого пана, очень богатого и знатного, но несколько дней тому назад этот пан призвал его к себе и сказал:
Слушай, Кочерга! Я знаю, что все вы у меня тут лежебоки, и вам нечего делать: сейчас, например, ты что делал?
-- Ничего. -- ответил Кочерга.
-- То-то, -- сказал пан и потом продолжал:
-- Леность есть мать всех пороков, и поэтому я подыскал для тебя подходящее занятие у моего друга, пана Вильчинского.
Тут он на минуту умолк, а затем, бросив на Кочергу быстрый взгляд, спросил совершенно неожиданно:
-- Кочерга, ты не боишься ведьм?
-- Насчет ведьм, это, видите, -- сказал Кочерга, сделав шаг вперёд и погладив давно небритый покрытый седыми колючками подбородок, а потом так и оставив руку на подбородке. Его маленькие серые глазки прищурились, и на лице появилось такое выражение, как будто он собирался объяснить пану что-то такое, в чем пан ничего не смыслил (хоть он и пан), а он, Кочерга, все очень хорошо понимал, хоть и простой казак.
Казалось даже, что на этот раз Кочерга очень доволен, что он казак, а не пан, и пан не понимает, а он понимает, и рад, что ему представился случай выказать перед паном свои познания.
Про обычную почтительность при разговоре с паном он, кажется, даже позабыл в эту минуту, и, продолжая поглаживать свой подбородок большим и указательным пальцами, заговорил, чуть-чуть краснея и заикаясь:
-- Это, видите... О, это такая штука!.. Есть ведьмы разные: есть черные, и не потому они чёрные, чтобы были черными, а так называются. Скажем, например, магия: черная и белая... Понимаете?..
При этом он вздернул брови, при чем кожа на лбу у него собралась в длинные морщины, от одного виска до другого. Он умолк и секунду смотрел на пана вопросительно, плотно сжав тонкие бесцветные губы.
-- Потом, -- продолжал он, и сейчас же морщины на лбу у него разгладились, и седые брови, мигнув, опять нависли над глазами, -- потом, например, скажем так... Брови Кочерги еще больше надвинулись над глазами, над переносицей резко обозначились треугольником две короткие морщинки, лицо сразу стало мрачно, и даже самый голос изменился. -- Есть самые ужасные ведьмы, -- произнес он глухо, -- у которых на спине -- черный ремень.
Он минуту помолчал, опять уставившись пану прямо в глаза, и потом добавил все так же мрачно:
-- Во всю спину...
Согнувшись чуть-чуть на бок, он занес руку назад и коротким движением провел у себя оттопыренным большим пальцем вдоль спины.
-- Во всю спину, -- повторил он, снова взглянув на пана.
Он пристально глядел на пана. Он искал в его лице хоть тень недоверия или изумления, хоть что-нибудь.
Ни лицо у пана было точно деревянное; как всегда, бледное, немного с желтизной, с большим гладким лбом, с мутными глазами, полуприкрытыми немного припухшими веками без ресниц, и с бледными губами.
Он даже не глядел на Кочергу.
Кочерга отошел к притолоке и, прислонившись к ней, сказал, сдвинув брови, отвернув лицо в сторону и глядя вниз:
-- Конечно, есть, которые и не верят...
И он усмехнулся немного презрительно, все так же в сторону и все так же смотря вниз.
-- А ты веришь? -- спросил пан.
В ответ на это Кочерга промолчал. Только лицо его стало еще мрачней -- точно на него набежала туча.
Кочерга был стар и упрям, и потому, что он был стар и упрям, пан прощал ему многие вольности, какие не простил бы другим своим слугам.
Теперь пан видел, что Кочерга обиделся на него, но не придал этому значения: Кочерга постоянно ворчал; к этому все привыкли, а пан привык раньше всех, потому что в молодости, когда пану приходилось бывать в походах, Кочерга, в качестве слуги, постоянно находился при его особе.
Он и тогда был уже не молод и такой же ворчун.
-- Ну, вот что, Кочерга, -- сказал пан, -- мы это оставим: ведьмы да ведьмы...Я знаю, что ты ничего не боишься...
-- Чего же их бояться?.. отозвался Кочерга. -- Татарин, например, он может бояться, потому что он нехристь, а я, слава Тебе, Господи, знаю семь молитв...
Он сделал ударение на слове "семь", очевидно, придавая этому числу особый смысл, и значительно взглянул на пана.
Пан кивнул головой.
-- Знаю, знаю, -- проговорил он, -- ты мне рассказывал...
-- И три заклинания, -- добавил Кочерга.
Пан опять кивнул головой.
Поэтому-то, -- сказал он, -- я и хочу послать тебя к Вильчинскому...
Кочерга выпрямил стан и, сразу придав лицу сосредоточенное выражение и сдвинув брови, сказал, кашлянув в руку, уже совсем другим тоном:
-- Слушаю пана.
Видно было, что он, еще не зная, что поручить ему пан, уже решил, что пан поручит ему что-то серьёзное, что можно поручить только ему, а больше никому...
И он сейчас же подумал, что пан только прикидывается, что не верит в ведьм...
Когда он подумал об этом, у него сразу пропало минутное недоброжелательное чувство к пану -- словно что-то отлегло от сердца.
И он почтительно стоял у притолоки, уже не прислоняясь к ней спиной, и внимательно глядел пану в глаза.
-- У Вильчинского, -- начал пан, -- есть старый замок. Теперь в нем никто не живет... (При этих словах Кочерга значительно вздернул брови и поджал губы, а его маленькие глазки так и впились в папа). Замок совсем развалился, но, видишь ли, в нем сохранилась одна зала с колоннами и статуями... Вильчинский хотел было перевезти статуи к себе, да это очень трудно; так ему нужно сторожа в замок, а в сторожа никто не идет...
-- Понимаю, понимаю, -- скороговоркой произнес Кочерга. Собственно, это было не совсем почтительно, -- перебивать пана, но эти слова вырвались у Кочерги точно сами собой, точно помимо его воли.
Впрочем, он сейчас же крякнул и умолк.
-- Люди говорят, -- продолжал пан, -- что в замке есть привидения, что эти статуи оживают и ходят, и поэтому никто не хочет идти в сторожа...
-- Так я и думал, -- опять, точно невольно, вырвалось у Кочерги, и он опять крякнул, как будто этим кряканьем раскаивался, что перебил пана, или произносил осуждение своей поспешности.
-- Но, конечно, -- сказал пан, -- по всему вероятию, это враки, а если в замке что-нибудь и не так, так это там, может быть, прячутся воры...
-- Воры, воры, -- повторил за ним Кочерга и усмехнулся углом рта тонкой улыбкой. -- Хе! знаем мы, какие это воры!.. Эх, пане, пане!..
Он почесал висок и покрутил головой.
-- Но ведь ты не боишься воров? -- спросил его пан.
Кочерга насупил брови.
-- Ничего я не боюсь, -- ответил он.
-- Конечно, чего же бояться, -- сказал пан, -- я дам тебе три пистолета и мушкет...
Он вопросительно взглянул на Кочергу.
Кочерга стоял молча и насупившись.
-- И ты, пожалуйста, не думай читать свои заклинания, -- продолжал пан, -- а в случае чего, прямо бей из пистолета, -- а уж потом читай заклинания.
-- Хорошо, -- глухо сказал Кочерга.
-- Так прямо и стреляй, -- повторил пан, не спуская с него глаз, -- потому что, -- добавил он, немного помолчав, -- кто ж его знает?..
Пан встал с кресла.
-- Так, значит, сегодня же ты и отправишься; оружие я пришлю тебе через дворецкого.
-- Пистолеты? -- спросил Кочерга.
-- Три пистолета о двенадцати картечах и мушкет -- сказал пан и, повернувшись, направился было во внутренние комнаты, но Кочерга остановил его:
-- Пане!
Пан обернулся.
-- Только вы скажите старой пани, -- произнес Кочерга очень серьёзно, -- чтобы распорядились выдать мне кварту святой воды...
-- Зачем?
-- Окропить картечи и пули, -- ответил Кочерга так же серьёзно и строго взглянул в лицо пану, точно предостерегая его, чтобы пан не стал противоречить.
Пан и на самом деле не стал противоречить.
I.
В степи, в неглубокой лощине на берегу ручья, заросшего камышом и осокой, сидели два человека.
Один из них был Кочерга, другой-- бандурист Зуй.
Кочерга и Зуй встретились на большой дороге.
Они давно знали друг друга, и когда Кочерга увидел Зуя, а увидел он его еще издали, то сейчас же остановил лошадь, снял шапку и замахал ею в воздухе.
Он хотел было крикнуть Зую какое-нибудь приветствие, но подумал, что Зуй все равно его не услышит.
И он только во все глаза смотрел на Зуя, улыбался ему издали и махал шапкой.
А когда Зуй подошел, он надел шапку и сказал:
-- Здравствуй, Зуй.
-- Здравствуй и ты, видьмачий дид, -- сказал Зуй и поглядел на Кочергу, -- не обиделся ли он за этого "видьмачьего дида ".
Увидев, что Кочерга только рад встречи с ним и вовсе не думает обижаться, он подошел совсем близко и, положив одну руку на шею его лошади, другой почесал у ней за ухом.
Потом он поглядел на свои пальцы, на которых под ногтями оказалась пена, так как от жары и долгой дороги лошадь Кочерги была вся в поту, вытер их о свитку и спросил, взглянув на Кочергу:
-- Небось, и не отдыхал сегодня. Далеко едешь?
-- В Вильчи, -- сказал Кочерга, -- к тамошнему пану.
Зуй знал всех панов в округе.
Он повернулся лицом в сторону невысоких холмов, тянувшихся на горизонте, и прищурившись, потому что солнце светило ему прямо в глаза, сделал движение рукой по направлению этих холмов.
-- Это там, -- произнёс он и приставил ладонь к глазам, Солнце было уже низко; его лучи, прямые, как стрелы, тянулись по земле через всю степь. Большой гранитный камень, лежавший в траве недалеко от дороги, горел розовым светом на вершине и на стороне, обращенной к солнцу. От него на траве лежала голубая тень. Такая же тень падала на дорогу от Кочерги с его лошадью и от Зуя.
Красный верх Зуевой шапки в лучах солнца казался еще краснее; его красные шаровары, резко выделялись на общем сером, чуть-чуть позолоченном солнцем фоне дороги.
Лицо Зуя, загоревшее на солнце, казалось теперь совсем кирпичного цвета.
Я его знаю, вильчинского пана, -- сказал Зуй, -- у него еще есть такой замок, где никто не живет, потому что, говорят, там есть одно такое привидение...
Тут он повернулся к Кочерге и взглянул ему прямо в глаза.
-- Ты слышал, Кочерга?
Кочерга наклонил голову.
-- Вот меня туда и посылают, чтобы караулить это привидение, -- сказал он и в свою очередь посмотрел на Зуя. -- Потому что ты, например, -- сейчас же добавил он, -- бандурист, и твое дело играть на бандуре; а если бы некому было играть на бандуре, то, значить, чего-нибудь "не хватало бы на У крайне!..
-- Это так, -- вставил свое слово Зуй.
-- Погоди, -- перебил его Кочерга. -- А мое дело знать разные колдовства, потому что тогда на Украйне не было бы житья от ведьм и от всего прочего...
-- А что это у тебя в кармане? -- вдруг сказал Зуй.
-- Где? -- хотел было спросить Кочерга, но почувствовав в эту минуту на левой своей ноге руку Зуя, шарившую в складках шаровар, сейчас же догадался, про что у него спрашивает Зуй.
В кармане у него была дорожная фляжка.
-- Это горилка, -- сказал он.
-- Гм! -- сказал Зуй, поглядел на Кочергу и похлопал ладонью по карману, где была фляжка.
-- Ты, Кочерга, запасливый человек.
И он опять похлопал ладонью по фляжке и опять сказал:
-- Х-м!
Потом он продолжал:
-- Тут, Кочерга, есть одна лощинка; так в ней такая трава, что если бы ты пустил свою лошадь на одну ночь, то она потом весь век помнила бы...
Вдруг он нахмурился, сразу замолк и не глядел больше на Кочергу.
Он даже чуть-чуть отсторонился от него.
-- Ты что? -- спросил его Кочерга.
-- Я так, -- отвечал Зуй. -- Я сейчас вспомнил, что нечего мне с тобой делать в этой лощине. потому что ты нанялся караулить это приведенье...
Кочерга его совсем не понял.
Он ничего не сказал Зую, только взглянул на него с большим недоумением.
-- Нечего мне делать, -- повторил Зуй. -- Ты знаешь, какое это приведенье?
-- Я слышал, -- отвечал Кочерга, -- что оно каменное, а по ночам оживает и ходит по замку.
-- Оно, -- сказал Зуй все так же хмуро, -- самый настоящий разбойник, хоть оно и каменное...
Тут он взглянул на Кочергу и окликнул его:
-- Кочерга!
-- Я! -- отозвался Кочерга.
Он ожидал, что Зуй сейчас же и расскажет ему, что знает сам о привиденьи, и уже приготовился слушать.
Он даже вздрогнул, когда Зуй назвал его по имени.
-- Пойдем, Кочерга, в ту лощинку и я тебе все расскажу, -- произнес Зуй, опять нахмурившись.
Он сошел с дороги в траву, остановился там на одну минуту и, оглянувшись на Кочергу, крикнул ему:
-- Езжай за мной, Кочерга!
Кочерга тронул коня и въехал в траву.
Лощина, о которой говорил Зуй, оказалась недалеко от дороги.
Зуй сейчас же, как спустился в лощину, снял с себя свитку, завернул в нее бандуру, чтобы она не отсырела, так как в лощине была уже роса, и сел прямо на траву, положив свитку с бандурой около себя.
Сперва он сделал хороший глоток из фляжки, которую Кочерга, пустив коня на траву, вынул из кармана и подал ему, потом крякнул, вытер усы и губы рукавом свитки и сказал:
Ну, слушай, Кочерга!
Кочерга в ответ только кивнул головой.
Он ничего не мог сказать, потому что как раз в это время проглатывал свою порцию горилки.
Проглотив горилку, он ударом ладони вогнал пробку в горлышко фляжки, опять спрятал фляжку в карман и сказал:
-- Ну, рассказывай!
Впрочем, ему долго пришлось дожидаться, пока Зуй приступил к рассказу: Зуй, хотя и сказал: "Ну, слушай, Кочерга ", но сначала высек огонь и раскурил трубку, а потом уж принялся рассказывать.
Он лежал на траве, опершись на локоть, держа трубку в зубах и изредка среди рассказа вынимая ее изо рта, чтобы сплюнуть слюну.
Солнце уже совсем село. В глубине лощины сгущался серый туман. Видно было, как туман полз низом по траве. Лошадь Кочерги, хотя ходила недалеко, казалась в тумане совсем вдали: была видна только её спина да шея около спины, а ноги и голова, которую она держала низко, выщипывая. короткую сочную траву, скрывались в тумане. Было тихо. Только кричали перепела в степи, да журчал ручей. Лошадь Кочерги изредка фыркала и монотонно, не спеша, раз за разом, щипала траву.
Кочерга с Зуем еще глотнули из фляжки и, завернувшись от сырости в свитки, при чем Зуй и бандуру тоже положил с собой под свитку, лежали рядом: Кочерга на боку, положив под голову седло, а Зуй на спине.
По временам то тот, то другой раскуривал трубку, и тогда в темноте разгорался красноватый огонек, и выступали седые усы и часть лица, от усов до глаз, и опять пропадали в темноте.
Зуй не спеша, не опуская ни одной подробности, рассказывал Кочерге эту странную легенду о живой статуе.
II.
Было это при Сигизмунде... Нет, погоди, не при Сигизмунде. Ну, может, и при Сигизмунде.
Жил, видишь ли, один пан такой, что не приведи Господи...
Вот ты говоришь: колдуны, ведьмы... А он был всем колдунам колдун, а ведьмы у него, может, были вон как у сотника Стеценки Горпина... Полы мыли.
-- Да. Ну и, говорят, снюхался он с чортом... И не только снюхался, а, можно сказать, такое у них пошло дело, что опять-таки скажу тебе: вот есть сотник Стеценко, а Цибульский у него хорунжий...
-- Так-пан-то этот был сотник, а чорт его хорунжий.
-- Ты когда-нибудь видел, как сотник Стеценко гоняет хорунжего?
Ну, и он чёрта так же гонял:
-- Ах ты такой, сякой, ах ты!..
Да такими иной раз словами, такими...
А чорт стоит молчит. Ни-ни. Ни слова.
Только глазами моргает.
Может, пан его и в чулан сажал на хлеб да на воду, почем я знаю.
И стал пан бессмертным. Как это вышло, я не знаю, только это точно верно, что хоть тысячу лет простоял бы мир, хоть две тысячи, ты умрешь и я умру, и самые долголетние люди умрут, а он не умрет.
Так и будет жить, -- как ворон. Да и то не ворон: ворон триста лет живет, а он до скончания мира...
Теперь про таких колдунов что-то не слышно, а тогда они были.
Говорят, он семь дней и семь ночей просидел в одном погребе и там пил такую особую микстуру -- снизу вода, наверху огонь, а посредине кровь...
И оттого будто бы стал он бессмертным.
Вот ты попробуй смешать: кровь, огонь, вода...
Нельзя?!
Ну а он доискался.
И, скажем, у нас с тобой кровь в жилах, а в костях мозг, а у него в костях стала вода и кровь, а в жилах огонь...
И сталь он, значит, все равно, как не человек.
Есть, конечно, всякие люди. Есть и злодеи. Злодей он-- злодей, а только и он может раскаяться... А как у пана постоянно в теле и в сердце, и в голове горел огонь, то и пошли у него такия мысли, т.-е. самые что ни есть хуже...
Человеку даже нельзя и додуматься до таких мыслей...
И пусть бы он что делал: скажем сейчас пошел ограбил кого, обманул, в железо заковал или там еще что -- нет! Так, поглядеть, с виду самый скромный человек, а он вон какой!
Сейчас сядет в кресло, приставит палец ко лбу и думает.
И как что он подумает, так это уж сейчас и сделалось, как он думал.
Так само собой и сделалось.
Скажем, подумал он про твой хутор, чтоб он загорелся, подумал, подумал; глядишь, -- и затлелся, затлелся хутор, сначала солома на сарае, потом еще там, где дальше, больше... Ты с водой, а он все думает да думает, -- и хот ты тут что хочешь-- так и сгорит хутор.
Или, скажем: я тебе друг, и ты мне друг; сидим вот хот сейчас, поем ли, разговариваем ли -- все как следует...
-- Кочерга, дескать, приятель!..
А ты мне:
-- "Зуй!"
Тихо так, хорошо.
А он сейчас в кресло, палец ко лбу и пошел, и пошел...
И вот хот ты мне точно приятель, а сейчас, и двух слов не сказав, саблю из ножен и -- Господи благослови -- бац!..
А я за пистолет...
И пошла война.
Ну, и много же он так зла сделал.
И главное -- никто не знал, как, почему, отчего, кто тут старается, потому что, говорю тебе, ничего он такого не делал, а только бывало сидит себе в кресле да думает.
Ну, и как все-таки был он пан, то панов не трогал; а зато бедным людям так плохо, так плохо приходилось, что и сказать нельзя.
Некоторые паны даже к нему потом нарочно стали ездить...
Приедет такой пан и говорит:
-- Ваша мосць, так и так, плохи мои дела.
-- А почему ваши дела плохи?
-- Да так, дескать, земельки мало, скотинки мало, хлопов мало.
Ну, ему, конечно, что ему стоит?!
Сейчас взял и сел в кресло.
Да. Сел, приставил палец ко лбу, подумал-подумал там, сколько надо -- минуту или две...
-- Поезжайте себе, дескать, пан. И как, дескать, вам не стыдно меня беспокоить?..
-- Что вы, помилуйте, как можно!
-- Нет, -- говорит -- вы меня напрасно беспокоили.
-- Да ей-богу, -- говорит, -- нет.
-- А вот же и да, -- говорит. -- Не угодно ли, -- говорит, -- расстегнуть вашу венгерку? -
-- Извольте, -- говорит.
-- И, -- говорит, -- достаньте из потайного кармана пергамен.
И вот же правду скажу тебе хорошо знает человек, что у него в потайном кармане ничего нет, а точно...
-- Суньте, суньте, -- говорить, -- руку в карман.
Сунет и вытащить.
Да пергамен то совсем, как следует быть, с королевскими печатями, с подписями: "По-нашему дескать, королевскому слову ", или как это у нас там говорится, "такой-то назначается, дескать владельцем такого-то урочища... "
Вот тебе и все.
И ничего тут не поделаешь.
А главное -- сам король бывало глядит, глядит на свою подпись.
-- Дайте, -- скажет, -- мои очки.
Наденет очки, -- нет, точно, никак не иначе, что его подпись.
-- Ах ты Господи! Да, когда же это я, дескать, да как это я!..
А сделать ничего нельзя.
Подписался, -- значит и каюк тебе. Походи, походит около трона, сядет на трон, ну, и сейчас, конечно, разные у него другие дела.
Снимет очки.
-- Нате? -- говорит, -- мне и без того, дай Бог, впору управиться.
Известно -- разве у него мало дела?
А урочище, про которое в пергамене сказано, так за тем паном и останется.
И нужно тебе сказать, прошло так столько времени, что прикарманили паны, может половину Украины, а может, и больше.
Замки себе повыстроили, кареты из Кракова и на каждом пане как он бывало поедет в гости по соседству, может одного золота столько, что можно купить целое государство.
Да, так и гарцуют.
Даже самому королю, хоть он и добрый был, а иной раз завидно станет.
"Откуда это, -- думает, -- золота у нас столько? "
Думает, думает, а никак не догадается... Потому, как жил он в Варшаве может, конечно, сейчас утро настанет, сейчас, Господи благослови, не успел еще как следует лба перекрестить -- тут тебе министр, тут канцлер, гетман там, старосты, другой, третий...
А за каждым идет гайдук либо письмоводитель и несет целую охапку бумаг, так что иному и не в подъем,
И каждую бумагу нужно подписать и с каждым поговорить...
Э, да что тут! Где ему!..
Бывало вынет часы.
Паны министры, дескать, половина второго...
(Он всегда в это время обедал).
А министры:
-- Конечно, дескать, ваше королевское величество, мы это очень даже хорошо, дескать, понимаем, а только "ойчизна" прежде всего.
Сейчас у них и ойчизна.
Ну, ойчизна и ойчизна.
-- Эх, -- скажет король, -- давайте перо.
Тут лакей:
-- Пожалуйте кушать...
А министры:
-- Шшш!.. шшш!..
И выгонят лакея.
Так-таки просто возьмут и выгонят.
А хлопам, между тем, совсем плохо пришлось...
То-есть так плохо, что и нельзя сказать: совеем обедняли. Вот тебе и "ойчизна"!..
Известное дело: у них ойчизна -- в кармане, у панов-то. Положим, на то они и паны.
Ну, только, как бы тебе сказать, такая пошла беднота по деревням, что страсть.
И выискался тут один монах.
Может, он с Афона был, может, еще откуда, -- не знаю. Только святой был жизни человек.
Ну, и сейчас он смекнул, в чем дело.
-- Э, вон оно что!
Не долго думавши, взял он там кой-какие свои книги, нанял подводу.
-- Вези меня в Вильчи.
Привезли.
Сошел он с подводы.
Гайдуки было:
-- Куда? Как можно? Обождите, святой отче.
Нет, куда тебе!
Погрозил им костылем.
-- Я -- говорит, -- вас!
Ничего не боялся.
Сейчас прямо на крыльцо, отворил дверь, там в переднюю, в зал...