ЖИЛЬКЭН Иван [Iwan Gilken, 1858--1928] -- бельгийский поэт. Р. в Брюсселе, получил классическое образование в институте Св. Людовика, а затем юридическое -- в Лувенском университете. Служил в брюссельском Верховном суде, затем занялся лит-ой деятельностью. Жилькэн был одним из первых сотрудников журнала Макса Валлэра "Молодая Бельгия" (Jeune Belgique), а после смерти Валлэра редактировал этот журнал совместно с А. Жиро. Начиная с 1879 и до появления сборника стихов под заголовком "Ночь" (La Nuit, 1897), Ж. пережил глубокую душевную депрессию, которая сближает его с Бодлером. Ж. был убежден в полном и неизбежном развале европейской цивилизации. Под влиянием этой мысли и написана его "Ночь", к-рую первоначально он думал назвать "Конец мира" (La fin du Monde), где царит чудовищное зло, "завораживающее души, оплетая их своими щупальцами, присасываясь к душам, как пресмыкающееся, испепеляя и опаляя их подобно огненному змию". После появления этого сборника мироощущение Ж. испытывает резкий перелом. По замыслу автора "Ночь" являлась первой частью трилогии в дантовском плане. Но вместо остальных ее частей появляются новые сборники: "Вишня в цвету" (Le cerisier fleuri, 1899) и "Прометей" (Prométhée, 1899). Лирико-философская депрессия Ж. принимает форму политического пессимизма, и поэт пишет повесть "Иона" (Jonas, 1900) под углом зрения конфликта между белой расой и желтой, возникающего на почве права на труд. Он предрекает европейской цивилизации гибель от Дальнего Востока, где создается Новая империя, призванная господствовать над миром. В последние годы Ж. отдается театру и сочиняет историческую трагедию "Савонарола" (Savonarole, 1900), к-рую строит на борьбе между религиозным сознанием и политическим и в к-рой ярко раскрывает психологию фанатизма (особенно удачен монолог Савонаролы с самим собой, со своей "совестью"). Это -- написанная с глубоким знанием исторической обстановки драма человеческих идей, обреченных на гибель; носителем их является Савонарола, сталкивающийся с реальной силой власти в лице Медичи, с действительностью, к-рую не в силах подчинить себе мистическое сознание. В другой драме "Русские студенты" (Les étudiants russes, 1910) Ж. изображает мистически истолкованную борьбу русской революционной молодежи с царизмом. Интерес автора сосредоточивается на разладе, якобы происходящем в душе русского человека. Последний, по мнению автора, колеблется между восточным фанатизмом, утверждающим самовластье деспота, и тягой к европейской культуре. Драма эта абстрактна, не жизненна и нарочита. Творчество Ж. в целом отражает переживания мелкобуржуазной бельгийской интеллигенции, не успевшей приспособиться к быстрому росту капиталистической индустриальной культуры.
Библиография:
I. Кроме произведений, уже указанных, Ж. принадлежат сборники стихов: "Проклятие художника" (La damnation de l'artiste, 1890) и "Сумерки" (Les ténèbres, 1892), критические статьи о писателях своей эпохи ("La littérature en Belgique" в "Messager de Bruxelles", 1902, No 106--223) и очерк о композиторе Р. Вагнере ("Revue moderne", 1883).
II. Dumont-Wilden L., Les lettres belges et la culture française, "Grande revue", sept., 1901; Егоже, L'Бme belge, "L'Occident", oct., 1905; Walch G., Anthologie des poètes français contemporains, éd. 1912; Delagrave Liebrecht, Histoire de la littérature belge, Bruxelles, "Mercure de France", 1928.
С. Лопашев
Источник текста: Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939. Т. 4. -- [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1930. -- Стб. 174--175.