Ловягин Роман Михайлович
Рангоут

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   Рангоут (см. Паруса -- т. XXII, стр. 892). -- Под названием Р. на судах прежнего парусного флота подразумевались все деревянные части парусного вооружения судна.

 []
Фиг. 1. a, a -- шпиндель, b, b -- боковые брусья, c, c -- фиши, d -- бугель.

   На изготовление частей Р. идет так наз. мачтовый лес, от которого требуется, кроме крепости и прочности, требующихся вообще от всякого строевого леса, еще легкость, гибкость и упругость. Наиболее подходящими породами леса для это послужат: сосна, пихта и ель. На части Р. больших размеров идет несколько штук деревьев, напр. на изготовление мачт, реев и т. п. у больших парусных судов. Составные мачты напр. делались из нескольких брусьев (фиг. 1): средняя часть назыв. шпинделем, боковые боковыми брусьями, передние и задние накладки -- фишами. Составной рей, напр., состоял из двух дерев, соединенных комлями посредством длинного замка, с боковыми накладками (фиг. 2).

 []
Фиг. 2. Составной рей -- сечение по ab в увеличенном виде.

   При переходе от деревянного судостроения к железному -- части Р. стали изготовлять также из железа и стали. В настоящее время на всех почти судах дальнего плавания главные части Р. -- мачты, реи, бушприт -- склепаны из стальных листьев; из дерева же изготовляются лишь стеньги, небольшие реи и т. п. Такой железный Р. дешевле и легче деревянного, так как при больших размерах трудно было найти большой величины деревья, обладающие всеми условиями, необходимыми для хорошего мачтового леса.

 []
Фиг. 3. Рангоут капитана Кольза. А -- поперечное сечение -- место установки треножника.

   На мелких и каботажных судах рангоут продолжают делать деревянный. Для военных судов в 1860-х годах был предложен железный Р. английским капитаном Кользом; по его проекту вместо вант мачты имели железные боковые упоры, так что образовывали треножник, для большего укрепления которого делались поперечины, на которых устраивали места для помещения стрелков во время боя.

 []
Фиг. 4. Боевая мачта; а -- жилая(броневая) палуба, b, с -- батарейные палубы, f f -- входы, g -- труба d -- верхняя палуба, e -- мостик для подачи патронов, h -- марс для скорострелок, k -- марс для прожектора, l -- стеньга.

   После гибели фрегата с этим Р. "Captain", опрокинувшегося в 1870 г., он больше не применялся вследствие своей чрезмерной тяжести. Железные мачты иногда делаются со стеньгами, опускающимися внутрь их; такие мачты носят название телескопических. По мере развития типа боевых судов надобность в парусном стала уменьшаться, так как на судах с 2-мя и более двигателями вероятность остановки из-за неисправности машины уменьшилась; кроме того, большой рангоут в бою неудобен, так как по разрушении его выстрелами может осколками перебить команду, а такелаж, попавший за борт, может запутаться около руля и винта.

 []
Фиг. 5. Мачта коммерческого судна; а -- площадка с прожектором, b -- грузовая стрела с блоком, с -- гафель с блоком, d -- грузовая лебедка.

   Поэтому в последнее время совершенно отказались от употребления Р. для парусов на новых боевых судах и к Р. стали применять лишь след. требования: 1) служить для подъема сигналов; 2) для помещения скорострельной артиллерии на некоторой высоте -- на боевых марсах; 3) для помещения электрического прожектора. Затем мачты, как полые внутри, служат хорошим средством для вентиляции помещений; для подъема же тяжестей, которые в прежнее время поднимались при помощи реев, теперь делаются особые грузовые стрелы, поднимающие главным образом те шлюпки, которые за недостатком места помещаются не у борта на шлюпбалках, а на рострах около середины судна. Более подробный вид мачты показан на фиг. 4. Вследствие своего большого диаметра (до 82 у наиболее широкого конца) мачты почти перестали требовать применения вант. Внутри мачты установлена труба для подачи патронов скорострелок на марс. Между этой трубой и мачтой имеется винтовая лестница для прохода на марсы. Первый марс служит для скорострелок, которых ставится до 10 шт. -- у нас обыкновенно 37 мм пушек Готчкисса. Борта марса стальные, иногда выше роста человека, и тогда для пушек делаются в них порта. Верхний марс -- для электрического прожектора. Сзади его прикреплена стеньга (деревянная, реже -- также стальная). На коммерческих пароходах мачты также служат лишь для сигналов, для приспособлений к подъему тяжестей -- при помощи грузовых стрел гафелей (фиг. 5). Иногда на фок-мачте ставится площадка для прожектора (см. фиг. 5). -- Мачты без гафелей и служащие только для подъема сигналов назыв. флагштоками. Иногда для устойчивости на волнении современный Р. (не боевой), как военный, так и коммерческий, имеет еще паруса -- большей частью латинские (треугольные), или трисели; на фок-мачте иногда поднимается один прямой парус (брифок). См. также Яхты, Гребные суда; Ср. "Мачтовое искусство" (изд. Морск. мин СПб., 1862 г.); Гозе, "Руководство по кораблестроению" (СПб., 1890); "История корабля" Боголюбова (М., 1880) и описания судов в "Мор. сборнике", "Справочной книге о военных флотах" вел. кн. Александра Михайловича и др.

Р. Л--н.

-------------------------------------------------------------------------------

   Источник текста: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, том XXVI (1899): Рабочая книжка -- Резолюция, с. 261--262.
   
   
   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru