Ловягин Роман Михайлович
Русский флот

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Исторический очерк.
    Россия: Политический отдел и финансы: Вооруженные силы.


Россия: Политический отдел и финансы: Вооруженные силы

   2) Русский флот. Исторический очерк. До XVII века русские не имели специально военных судов и для переправы через реки, озера и т. п. пользовались небольшими беспалубными судами (ладьями, стругами и т. п.), на которых отваживались даже переплывать через Черное море (во времена Олега). При царе Михаиле Федоровиче был построен голштинцами первый военный корабль, "Фредерик", для охранения купцов от разбоев на Волге и Каспийском море; но по выходе в Каспийское море он погиб у берегов Дагестана. При царе Алексее Михайловиче был построен для той же цели при помощи голландцев корабль "Орел", сожженный в Астрахани Стенькой Разиным. Русское государство было в то время отрезано от всех почти морей и не имело возможности ознакомиться с судостроением, стоявшим уже на высокой степени развития в Западной Европе. Создание флота сделалось возможным лишь при таком энергичном государе, каким был Петр Великий, который дал России возможность утвердиться на трех морях. Ознакомившись с плаванием при помощи иностранцев, проживавших в Москве, причем он воспользовался старым английским ботом своего деда (1688), Петр заложил несколько судов, сначала в Переяславле, потом в Архангельске, и первый серьезный опыт с ним сделал во втором походе на Азов, который был взят исключительно при помощи построенного в Воронеже "кумпанствами" флота. В это же время (1696 г.) образован был первый орган морского управления -- Корабельный (впоследствии Адмиралтейский) приказ. Изучив за границей морское дело, Петр по возвращении в Россию основал Балтийский флот, частью купив корабли за границей, частью построив их в России, в Петербурге и Архангельске, в основанных здесь адмиралтействах. Для образования морских офицеров в 1701 г. основана в Москве "Школа математических и навигационных наук", впоследствии переведенная в Петербург и образовавшая нынешний Морской кадетский корпус. Флот, начиная с 1713 г., успешно действовал в войне с Швецией; при помощи его был взят Гельсингфорс, в 1714 г. одержана победа при Гангуте; в 1719 г. адмирал Апраксин высадился на шведский берег и сильно разорил его; в 1720 г. галерный наш флот одержал победу при Гренгаме. В момент кончины Петра Россия имела около 40 кораблей, 10 фрегатов и до ста мелких судов и галер на Балтийском море, около ста судов на Каспийском море и несколько судов Воронежской флотилии. Главнейшим типом судов были в то время корабли 2- или 3-дечные (40--100 пушек), фрегаты (до 30 пушек), пинки, гекботы, гукары (в роде корвета), шнявы (бриги, с 18 орудиями). Галерный (весельный) флот состоял из галер (до 130" длины) и скампавей (меньшего размера галера, с 1 пушкой большого калибра на носу и несколькими мелкими) и других мелких судов. Управление флота в 1717 г. было вверено Адмиралтейской коллегии (вместо Адмиралтейского приказа). В промежуток времени от Петра I до Екатерины II деятельность российского флота проявилась в войне с Турцией при Анне Иоанновне, когда галерный флот и мелкие речные суда помогали Миниху; затем флот принимал участие в войне с Швецией и отчасти в Семилетней войне. Царствование Екатерины II замечательно как по действиям русского флота, так и по преобразованиям в нем. В первой войне с Турцией русская эскадра, отправленная с Средиземное море под начальством графа Алексея Орлова, уничтожила турецкий флот в сражениях при Хиосском проливе и при Чесме (1770 г.); также удачны были и оборонительные действия против турок в Черном море. Во время второй турецкой войны в 1787 г. турки потерпели несколько поражений в Черном море (на Днепровском лимане, при Фидониси, в Керченском проливе, Гаджибее и Калиакрии). В войне с Швецией русский флот сразился со шведами при Гогланде (1788 г.), при Ревеле (1790 г.), при Стирсудине (Красногорское сражение) и два раза при Роченсальме. В царствование Екатерины заложены верфи в Севастополе (1783 г.), Херсоне (1778 г.), Николаеве (1789 г.) и др. местах; судов построено в Санкт-Петербурге, Архангельске и Кронштадте -- около 90 кораблей и 40 фрегатов, в Черном море -- 14 кораблей и 50 фрегатов, кроме того, масса мелких и гребных судов. Введена была обшивка судов медью в подводной части. Было сделано много улучшений в быте офицеров и команды во время плавания и вообще в положении чинов генерал-адмиралов еще при жизни императрицы Екатерины, флот был предметом особенного внимания, направленного на детали внутренней его организации. Для улучшения кораблестроения было основано "училище корабельной архитектуры", впоследствии преобразованное в "морское инженерное училище"; для надзора за судостроением установлены должности "обер-серверов" в портах; упорядочено положение корабельных лесов; в более важных портах учреждены должности "главных командиров" и их управления. В 1798 г. Павел I утвердил "Штаты российских флотов", по которым положено было иметь в Балтийском море 45 кораблей, 19 фрегатов, гребных судов -- 12 фрегатов, 30 плавучих батарей, 12 бомбардирских катеров, 200 канонерок и около 150 мелких судов; в Черном море -- 15 кораблей, 10 фрегатов, гребных судов -- 4 фрегата, 10 батарей и 100 канонерок. В царствование императора Александра I было образовано в 1802 г. "министерство военных морских сил", переименованное в 1815 году в морское министерство; коллегиальное управление (Адмиралтейская коллегия) заменено единоличным управлением министра. При министерстве был учрежден временно "комитет образования флота", значительно улучшивший внутреннюю организацию флота. В конце царствования Александра I состояние флота было не особенно хорошее; несмотря на блестящие действия адмирала Сенявина в войне с Турцией, господствовало убеждение, что Россия никогда не может быть сильной морской державой. При императоре Николае I наш флот участвовал в сражении при Наварине (8 октября 1827 г.), под начальством вице-адмирала Гейдена; затем он много помогал при взятии Анапы, Варны и т. д.; позже, крейсируя около кавказского берега, он препятствовал торгу невольниками и подвозу горцами военной контрабанды. Главным командиром Черноморского флота был адмирал Лазарев, из школы которого вышли адмиралы Нахимов, Корнилов, Истомин и множество других деятелей обороны Севастополя. Главный морской штаб, учрежденный в 1828 г. отделом от морского министерства, в 1831 г. был присоединен к последнему; во главе министерства был поставлен начальник штаба. Для повышения знаний морских офицеров в 1827 г. при Морском корпусе основаны "офицерские классы", в 1862 г. переименованные в "академический курс морских наук", а в 1877 г. -- в "Морскую академию". По Парижскому трактату 1856 г. Россия обязалась не иметь военного флота в Черном море. В 1855 г. в управление флотом и морским ведомством вступил великий князь генерал-адмирал Константин Николаевич, сначала на правах министра, потом в качестве главного начальника флота и морского ведомства. При нем успешно выполнен был переход от деревянных парусных судов к железным паровым, построены и приобретены первые крейсера, создан тип клиперов (небольших крейсеров, соединявших в себе хорошие парусные качества с качествами парового судна), построены броненосцы, создано минное дело (с 1874 г.), поставленное сразу на широкую ногу. Такие преобразования вскоре дали себя знать в русско-турецкую кампанию, замечательную удачными минными атаками на Дунае. Уже в 1870 г. Россия вновь получила право иметь военные суда на Черном море. Первые броненосцы (поповки) оказались не особенно удачны, но последующие постройки дали возможность Черноморскому флоту вновь сделаться сильным защитником нашей южной окраины. Его характер -- главным образом оборонительный, так как большая часть его составлена из броненосцев. Морское министерство после 1855 г. было три раза преобразовано, последний раз -- в 1881 г. Главным начальником флота и морского ведомства назначен великий князь Алексей Александрович, получивший в 1889 г. звание генерал-адмирала. О центральном управлении морского ведомства см. Министерство морское.
   
   Современное состояние. В настоящее время все суда русского флота разделяются на 4 ранга: 1-й ранг: 1) императорские яхты, 2) эскадренные броненосцы, 3) часть броненосцев береговой обороны, 4) крейсера 1-го ранга, II-й ранг: 1) броненосцы береговой обороны, 2) мореходные канонерские лодки, 3) учебные суда, 4) крейсера II-го ранга, 5) минные крейсера, 6) часть пароходов, 7) часть транспортов. III-й ранг: 1) канонерские лодки береговой обороны, 2) шхуны, 3) миноносцы, 4) транспорты, 5) пароходы, 6) часть портовых судов, 7) часть плавучих маяков. IV-й ранг: 1) пароходы, 2) портовые суда, 3) плавучие маяки. В 1898 г. в русском флоте эскадренных броненосцев было 17; из них самый старый -- "Петр Великий", спущенный в 1872 г. тип низкобортного броненосца, с 2-мя башнями для 4-х 12" орудий и без артиллерии среднего калибра. В 1886 и 1887 годы спущены на воду броненосцы "Чесма", "Екатерина II" и "Синоп" одного и того же типа (чертеж их см. в статье Корабль), с центральным казематом для 3-х башен и двумя 12" орудиями на каждой; на них уже имеется артиллерия среднего калибра (6"), но она расположена на концах батарейной палубы и стрельба из 12" орудий мешает их действию; поэтому последующие броненосцы снабжены орудиями большого калибра ближе к конечностям. В 1887 и 1889 годы спущены "Император Александр II" и "Император Николай I" одного и того же почти типа: два 12" орудия в башнях в носу, за ними у бортов -- орудия среднего калибра (8" и 6"). Все эти броненосцы имеют пояс брони по грузовой ватерлинии по всей длине судна; толщина брони наибольшая -- 16" (у типа "Чесмы"). Следующие броненосцы: "Двенадцать Апостолов" (1890), "Георгий Победоносец", "Наварин" (1891), "Три Святителя" (1893), "Сисой Великий" (1894), "Ростислав" (1896) имеют 2 башни для 2-х 12" орудий (кроме "Ростислава", имеющего 10" орудия), по одной на каждой оконечности, и между ними каземат с орудиями среднего калибра. Вместо бортовой брони во всю длину грузовой ватерлинии у них имеется лишь пояс в середине судна на 2/3 длины, над которым поставлены еще 1--2 пояса меньшей толщины и длины; всякий пояс бортовой брони замыкается в оконечностях траверзною (поперечной) броней; далее в оконечность идет выпуклая карапасная палуба (см. Корабль), снижающаяся к концу. Броненосцы "Полтава", "Петропавловск" (1894) и "Севастополь" (1895), одного и того же типа, отличаются от предыдущих тем, что между большими башнями для 12" орудий расположены по борту с каждой стороны еще две малые башни для 6" орудий. Бронирование той же системы, но броня лучшего качества и более тонкая (до 10"). Последние броненосцы, "Пересвет" (1897) и "Ослябя" (1898 г., длина 4261/2', ширина 71'6", углубление 26', водоизмещение 12700 тонн), имеют уже новую систему бронирования -- пояс по всей грузовой ватерлинии, за которым имеется еще наклонная палубная броня: артиллерия у них состоит из 4-х 10" орудий в башнях (по две пушки в каждой) на оконечностях и 6" -- орудия в батарее. Скорость хода от 14 узлов у "Петра Великого" до 18 узлов на "Пересвете" и "Ослябе". В состав броненосцев береговой обороны входят прежние "броненосные батареи": "Первенец", "Кремль" и "Не тронь меня" (1863--64), 11 мониторов (1864), две низкобортные, прежние "двухбашенные лодки" "Смерч" (1864) и "Чародейка" (1867), поповки "Новгород" (1873) и "Вице-адмирал Попов", трехбашенные низкобортные броненосцы "Адмирал Лазарев" (1867) и "Адмирал Грейг" (1867), двухбашенные "Адмирал Чичагов" и "Адмирал Спиридов" (1868). Все эти суда железные, с полной бортовой броней и артиллерией старого образца; у "батарей" наибольший калибр -- 8", у мониторов и "лодок" -- 9", у остальных -- 11", кроме "Вице-адмирала Попова", имевшего 12" орудия. Новейшие броненосцы береговой обороны: "Адмирал Ушаков" (1893), "Адмирал Сенявин" (1894) и "Генерал-адмирал Апраксин" (1895), одного и того же типа, имеют две башни, каждая с двумя 10" орудиями, в носу и корме; между ними каземат с 4,7" орудиями. Скорость хода у броненосцев береговой обороны и у мониторов -- 6 узлов, у "Адмирала Лазарева", "Адмирала Грейга", "Адмирала Чичигова", "Адмирала Спиридова" -- от 10,5 до 11 узлов, у новейших трех -- до 16 узлов. Из крейсеров 1-го ранга наиболее старый -- "Князь Пожарский" (1867), затем идут "Генерал-адмирал" (1873) и "Герцог Эдинбургский" (1875). Все они имеют пояс брони по грузовой ватерлинии и артиллерию, в каземате, из 8" и 6" орудий. Построенный в 1877 г. крейсер "Минин" первоначально был типа английского броненосца "Captain", но после гибели последнего был радикально переделан и превращен в равноугольный крейсер; он получил четыре 8" орудия на бортовых выступах в носу и корме и батарею из 12-ти 6" орудий по верхней палубе. Построенные в 1882 и 83 годы крейсеры "Владимир Мономах" и "Дмитрий Донской" представляют собой увеличенный и усовершенствованный тип "Минина". У них вместо 8" орудий -- 6, в числе 5 на "Владимире Мономахе" и 6 на "Дмитрии Донском"; кроме того, батарея из 4,7" скорострельных пушек. Построенный в 1885 году крейсер "Адмирал Нахимов" имеет на верхней палубе четыре башни (барбетные), в каждой оконечности и у миделя, с двумя 8" орудиями в каждой. "Память Азова" имеет 8" орудия в носовых выступах с борта и батарею из 6" по борту. Спущенный на воду в 1892 г. крейсер "Рюрик" имеет четыре 8" орудия на бортовых выступах, 16 -- 6" и около 30 скорострелок. С "Рюрика" начинается разработка и постройка больших крейсеров, с сильной артиллерией, броней, машиной, дающей крейсерам ход до 18,5 узлов и выше и запасом угля, достаточного для одного рейса из Петербурга до Владивостока. Следующий крейсер, "Россия", 3-винтовой, с боевым рангоутом, представляет собой усовершенствованный тип "Рюрика", но большого водоизмещения ("Рюрик" -- 10930 тонн, "Россия" -- 12200 тонн). Того же типа и "Громобой", в мае 1899 г. спущенный на воду. Из неброненосных крейсеров "Память Меркурия" (1879), "Светлана" (1897) и "Адмирал Корнилов" (1887) построены во Франции; имеют лишь палубную броню; артиллерия -- батарея на верхней палубе, из 6" орудий; наиболее сильный из них -- "Адмирал Корнилов". Строящиеся в настоящее время в Санкт-Петербурге "Паллада", "Диана", "Аврора" -- одного и того же типа, защищены тоже палубной броней и имеют артиллерию из 6" пушек. Скорость хода этих трех судов и "Светланы" -- 20 узлов, у остальных -- 14 и 17,5; наибольшее водоизмещение -- 6600 тонн. Из крейсеров II-го ранга -- 9 клиперов (см. Корабль); затем "Азия" и "Африка", купленные в Америке в 1874 -- 77 годы и переделанные из коммерческих судов; "Рында" (1885), построенная в Санкт-Петербурге, имеет легкую палубную броню (предыдущие -- совершенно без броневой защиты). Скорость этих крейсеров не превышает 14,5 узлов; артиллерия -- калибром не свыше 6". Из 15 мореходных канонерских лодок 11 защищены лишь палубной броней, 4 последняя -- бортовой, не подходящей, впрочем, до самого носа. Наиболее старая -- "Сивуч" (1884), новейшая -- "Грозящий" (1890). "Гремящий", "Отважный" (1892), одного и того же типа; "Храбрый" (1895) -- того же типа, но не изменена артиллерия и верхняя постройки. Вооружение всех этих лодок состоит или из одной 9" в носу или двух 8" пушек на выступах в носовой части; кроме того, у них имеется в корме одна 6" пушка. Исключение составляет "Гиляк", вооруженная одной лишь скорострельной артиллерией; он назначен для плавания, в случае надобности, в китайских реках, почему имеет осадку всего лишь 8' 6". Скорость хода лодок -- от 12 до 15 узлов, водоизмещение -- от 950 до 1500 тонн. Канонерские лодки береговой обороны: "Мина" (1861 г.), "Ерш" (1874) г., "Бурун", "Туча", "Вихрь", "Дождь" (1879 г.), "Снег", "Гроза" и "Буря" (1881 г.). Кроме первой, все они смешанной постройки, величины небольшой (около 200--400 тонн водоизмещения), малой скорости (6--9 узлов) и вооружены одним 11-дм. орудием старого образца в носу (кроме "Тучи" и "Мины") и несколькими скорострелками. Минных крейсеров 9; первым из них построен "Лейтенант Ильин" (1886 г.), затем подобный ему "Капитан Сакен" (1889). Оба -- около 700 тонн водоизмещения и скоростью первый 18,5 узлов, второй 20 узлов. Остальные 7 ("Казарский", "Воевода", "Посадник", "Гриден", "Всадник", "Гайдамак", "Абрек") меньших размеров (400--500 тонн), но большей скорости (21 узел); построены они в 1889--96 годы; вооружены скорострельной артиллерией и минными аппаратами; назначение их -- отражать минные атаки, служить для разведок и т. п. Миноносцев имеется: в Балтийском море -- 48, в Черном море -- 22, в Сибирском флоте -- 11 штук. Водоизмещение их -- около 100 тонн, скорость хода -- около 20 узлов. В числе миноносцев Балтийского флота имеются "Сокол" и еще четыре судна того же типа, известного под именем истребителя миноносцев; они сравнительно больших размеров (200--400 тонн), имеют большую скорость (около 30 узлов), несколько скорострелок; назначение их -- истреблять неприятельские миноноски и производить минные атаки. Кроме перечисленных, в русском флоте имеются еще суда учебные, транспортные, портовые и т. п. Все перечисленные суда распределены по морям Балтийскому, Черному, Каспийскому и Восточному океану, составляя Балтийский флот (в 1898 г. на воде 10 броненосцев эскадренных, 22 броненосца береговой обороны, 12 крейсеров 1-го ранга, 9 -- 2-го ранга, 5 мореходных канонерских лодок, 10 канонерских лодок береговой обороны, 4 минных крейсера, 44 миноносца и др.; сюда же причислены 6 императорских яхт), черноморский флот (8 экстренных броненосцев, 2 броненосца береговой обороны, 1 крейсер 1-го ранга, 1 -- 2-го ранга, 3 минных крейсера, 6 мореходных канонерских лодок, 22 миноносца и др.), каспийскую флотилию (2 канонерские лодки, 4 парохода и т. п.) и сибирскую флотилию (2 крейсера 1-го ранга, 4 мореходных канонерских лодки, 2 минных крейсера, 11 миноносцев и др.). Весь строевой состав флота вместе с судами распределен по экипажам, учрежденным в 1810 г.; каждый экипаж имеет приблизительно от 900 до 1100 человек нижних чинов. В Балтийском флоте имеются гвардейский экипаж, флотские экипажи от No 1 до No 27 включительно, Ревельский флотский полуэкипаж и Свеаборгская флотская рота; в Черноморском -- флотские экипажи от No 28 до No 37 включительно; в Каспийском море -- Каспийский флотский экипаж; на Востоке -- Сибирский флотский экипаж. Суда распределяются по возможности равномерно между экипажами, причем в каждом по возможности должно быть судно 1-го ранга. Экипажи Балтийского флота разделяется на 2 дивизии; черноморские составляют одну дивизию; каждая дивизия имеет начальником старшего флагмана (вице-адмирала), в помощь которому состоят младшие флагманы (контр-адмиралы). Все береговые учреждения в русском флоте распределяются по портам, которые разделяются на главные порты и порты второго разряда. Главные порты -- Кронштадт, Санкт-Петербург, и Николаев, 2-го разряда -- Ревель, Свеаборг, Севастополь, Батум, Баку, Владивосток, порт Императора Александра III-го (в Либаве) и Порт-Артур; кроме того, на Каспийском море имеется Астрабадская морская станция. Главные порты (кроме Санкт-Петербурга) управляются главными командирами, в ведении которых состоят все морские учреждения, чины и суда в порте. С должностью главного командира Николаевского порта соединяется звание главного командира Черноморского флота и портов Черного моря. Ближайшее заведование портом и его мастерскими вверяется капитану над портом, а заведование личным составом, строевой частью и движением судов -- начальнику штаба в порте. В Санкт-Петербургском порту строевые команды непосредственно подчинены начальнику главного штаба; капитан над портом называется командиром порта. В портах второго разряда имеются лишь командиры порта, ведающие и строевыми чинами, и портовыми мастерскими и т. п. Судостроительная деятельность в русском флоте производится в Санкт-Петербурге (на Балтийском заводе, в Новом Адмиралтействе, Галерном островке), Николаеве и Севастополе (в Адмиралтействах) и кроме того, на нескольких частных заводах. Капитальный ремонт производится в доках в Кронштадте, Либаве, Севастополе, Владивостоке и Порт-Артуре. Казенная постройка машин производится на заводах Балтийском, Кронштадтском пароходном и Адмиралтейском Ижорском, в Севастопольском адмиралтействе и в мастерских Владивостока и Порт-Артура. Артиллерия изготовляется на Обуховском заводе, в Санкт-Петербурге. Броня прокатывается на том же заводе, а также на Адмиралтейских Ижорских заводах.
   
   Количество боевых судов в 1897 г.
   

Австрия

Велико-
британия

Испания

Италия

Франция

Соед. Штаты

Япония

   Эскадренные броненосцы

12

57

15

19

27

9

3

   Броненосцы береговой обороны

4

12

8

14

11

15

3

   Крейсера бронированные

3

18

1

--

11

2

1

   Крейсера небронированные

9

127

23

8

45

21

15

   Канонерские лодки

5

76

16

11

20

22

14

   Минные крейсера

7

30

10

15

10

2

1

   Контрминоносцы

7

90

1

7

13

1

1

   Миноносцы

26

157

132

133

211

9

42

   Личный состав. Нижние чины комплектуются, по уставу о воинской повинности, из набора новобранцев, производимого военным ведомством; могут поступать также охотники и вольноопределяющиеся; последние называются юнкерами флота и могут по экзамену быть производимы в офицеры. Для подготовки старших специалистов из нижних чинов (минеров, командоров, гальванеров и т. п.), а также и унтер-офицеров (квартирмейстеров, боцманматов, боцманов) служат школы: 1) машинистов и кочегаров, 2) рулевых и сигнальщиков, 3) судовых содержателей и писарей, 4) минная школа и 5) водолазная школа, а также учебные команды. Выслужившие обязательный срок службы нижние чины могут по экзамену быть производимы в чины кондукторского звания (среднее между нижним чином и офицером) -- старшие боцманы, машинные, минные, артиллерийские кондукторы, шкиперы, старшие баталеры, старшие содержатели (минно-артиллерийские и машинные) и старшие фельдшеры. Для подготовки офицеров служат Морской кадетский корпус и Морское инженерное училище императора Николая I. Первый выпускает флотских офицеров, второе -- корабельных инженеров и инженер-механиков флота. Для подготовки специалистов имеются минный офицерский класс, класс минных механиков, артиллерийский офицерский класс, водолазная офицерская школа в Кронштадте, стрелковая школа в Ораниенбауме. Морская академия в Санкт-Петербурге имеет 3 отдела -- гидрографический, кораблестроительный и механический; кроме того, при академии в 1890-х годах учреждены курсы военно-морских наук. Морские офицеры имеют право поступать в Михайловскую артиллерийскую и Александровскую военно-юридическую академию; окончившие курс в последней поступают в военно-морские судебные чины. Для производства береговых строительных работ имеется корпус инженеров и техников морской строительной части, из лиц, окончивших военную инженерную академию или институт путей сообщения (инженеры) и техников гражданских ведомств (или кондукторов военного ведомства). Для повышения в чинах офицеры и др. чины флота и корпусов должны выполнять особый ценз (см. Морской ценз); не выполнившие его увольняются от службы или же могут занимать береговые должности, с переименованием в чины по адмиралтейству (военно-пехотные); сюда же причисляются и офицеры военно-морского судебного ведомства, а также выслужившиеся из нижних чинов до выхода положения о кондукторских званиях и офицеры перешедшие из военного ведомства для обучения в экипажах строевым занятиям.
   Вооружение чинов морского ведомства: строевые нижние чины имеют палаш и винтовку (3-линейную, 1891 г.), офицеры и фельдфебеля (боцманы) -- саблю и револьвер, чины кондукторского звания -- саблю укороченного образца (кроме старших боцманов, имеющих офицерскую саблю). Вне строя офицеры носят кортик, который является единственным оружием у гражданских чинов и инженерных чинов морского ведомства. Десант вооружается пушками Барановского (2,5 дюйма), на полевых лафетах. Кроме того, высочайшим повелением от 24 января 1898 г. назначено на усиленное судостроение еще 90 миллионов рублей. На эту сумму к 1 марта 1899 строились следующие суда: -- эскадренные броненосцы "Бородино" и "Победа" (в Санкт-Петербурге), "Ретвизан" (в Америке), "Цесаревич" (в Тулоне), крейсеры "Баян" (в Тулоне), "Варяг" (в Филадельфии), "Богатырь" ( в Штетине), "Аскольд" (в Киле), "Новик" (в Эльбинге), миноносцев 5 в 350 тонн, 5 в 312 тонн водоизмещения и 4 -- типа "Сокол" (строятся в Германии, Франции и Англии), транспорт "Енисей" -- в Санкт-Петербурге.
   
   Госуд. расходы по морскому м-ву в руб. в 1898 и 1899 г.:
   

1899 г.

1898 г.

   Центральные и портовые управления

1965027

1826300

   Награды и пособия

504510

461357

   Учебная часть

894222

753458

   Медицинская и госпитальная части

978118

895655

   Денежное довольствие строевых чинов

4453211

4357052

   Продовольствие

1247803

1034612

   Обмундирование

1963142

1804475

   Плавание судов флота

11758775

11180179

   Гидрографическая часть

996022

706247

   Морская артиллерия, минное дело и электрическое освещение

9198720

8317354

   Судостроение

34062537

19316976

   Заводы и адмиралтейства

4038929

4369637

   Наем и содержание зданий и расходы строительные

3584685

4192977

   Командировки

729000

732900

   Сооружение порта Императора Александра I и улучшение порта во Владивостоке

5200000

5700000

   Расходы в счет сметы будущего года

247394

230054

   Итого

83065000

5700000

   В % к общему итогу обыкнов. расходов

5,68 %

4,96 %

   Расходы на флот в 1897 г. в рублях
   Австро-Венгрия

13201000

   Великобритания

206370000

   Германия

38817000

   Италия

36173000

   Франция

99329000

   Соед. Штаты

77702000

   Япония

150717000

   Россия

59902000

   Литература. Ф. Веселого, "Материалы для истории русского флота" и "Краткая история русского флота" (Санкт-Петербург, 1893); Боголюбов, "История корабля" (Москва, 1880); Беляев, "Очерк русского военного судостроения и крейсеров Владимир Мономах" (Санкт-Петербург, 1885); Окунев, "Руководство по теории и практике кораблестроения" (Санкт-Петербург, 1866); "Военные флоты", издание великого князя Александра Михайловича (ежегодное); А. Долгов, "Очерк военно-морской администрации" (Санкт-Петербург, 1896).

Р. Л.

Приложение:

0x01 graphic

РУССКИЙ ФЛОТ I. Эскадренный броненосец "Полтава".

0x01 graphic

РУССКИЙ ФЛОТ II. Эскадренный броненосец "Ослябя".

0x01 graphic

РУССКИЙ ФЛОТ III. 1. Крейсер 1-го ранга "Дмитрий Донской". 2. Крейсер 1-го ранга "Память Азова".

0x01 graphic

РУССКИЙ ФЛОТ IV. 1. Крейсер 1-го ранга "Россия". 2. Минный крейсер "Воевода".

0x01 graphic

РУССКИЙ ФЛОТ V. Броненосец береговой обороны "Адмирал Ушаков". Мореходная канонерская лодка "Отважный".

0x01 graphic

РУССКИЙ ФЛОТ VI. 1. Монитор "Перун". 2. Монитор типа "Луга".

-------------------------------------------------------------------------------

   Источник текста: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
   
   
   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru