Корнем слова урбанист является латинское слово urbs -- город. Урбанистами мы называем писателей, творчество которых связано с бытом современных городов, с новой гаммой звуков, красок и линий, с ускоренным темпом городской жизни, с красотой скорости, движения, динамики. В 19 веке Россия, усадебная, деревенская, деревянная, с патриархально-натуральным хозяйством уступает место России городской, железной, каменной, промышленной. Перепись 1897 г. показала чисто американский рост промышленных центров России. Если в 1812 г. население городов составляло в нашей стране всего 1,653.000 или 4,4%, то в 1897 г. оно доходило до 16,989.000 или 13%. Выдвинулись города с миллионным населением. Начинается бегство из усадьбы в город, из деревень в промышленные центры. Еще в 1867 г. длина железных дорог достигала в России 4.700 верст, а через 40 лет эта длина увеличилась до 63.000 верст. В 1910 г. число пассажиров доходило до 191 миллиона. По железным дорогам города-спруты притягивают к себе массы людей. Карету, возок, телегу заменил паровоз, темп жизни резко изменился. Писатель горожанин, "урбанист", ощущает этот ускоренный пульс жизни и создает новые формы. Возникают рассказ, миниатюра Чехова, роман Ф. М. Достоевского, полный не статики, а динамики свободный стих, в котором сколько мыслей, столько ритмов. "Я писал свои рассказы, как репортеры пишут свои донесения на пожаре", говорил создатель рассказов "короче воробьиного носа" -- А. П. Чехов.
Художник заменяет подробное описание деталей творчеством по впечатлению, выдвигая наиболее характерные черты вместо сотен деталей. Пятнадцатиминутная драма, рассказ в сто строк, роман не форм, а движений, не портретов, а переживаний, новая проза и новые стихи. Таков результат урбанизма.
"Динамопрозы", "динамостихи" -- таково творчество урбанистов, создающих "заново ритма мерку". Наиболее ярким выражением урбанизма является футуризм с его красотой скорости (см. Футуризм), поэзия пролетарских поэтов с их городскими темами, с их борьбой против деревенского. В творчестве урбанистов "осталенною стала златосоломная струна". Стальные, железные, городские звуки врываются в творчество поэтов города, где "улица быстрым потоком шагов, плеч и рук и голов катится с яростным шумом к мигу безумий", где "с ропотом, грохотом, топотом проносятся лиц вереницы". В творчестве урбанистов ярко выступают кричащие социальные противоречия. Эти противоречия выражает новая речь, телеграфный стиль эпохи. "Шумы, шумики и шумища" заставляют писателя вырабатывать особый кричащий, лаконичный, гиперболический стиль.
О, есть ли
Глотка,
Чтоб громче вгудела
Города громче
В его гудение.
пишет-кричит один из наиболее ярких урбанистов К. Маяковский.
Лицо города было освещено уже в очерках петербургского периода у Н. В. Гоголя (Портрет, Шинель, Невский проспект, Записки сумасшедшего). Темы города выдвинули в 60-е годы Помяловский, Некрасов, но истинным предтечей урбанистов в России явился Ф. М. Достоевский с его поэмами города, с его Петербургом, подвалами и чердаками столичного города. А. П. Чехов, Максим Горький, С. Юшкевич, Айзман, Шмелев, Фофанов, В. Брюсов, В. Маяковский, пролетарские поэты увековечили город. Одни увековечили город особняков и бульваров, город крайнего индивидуалиста буржуа, другие увековечили мятежный город с его революционными толпами, с его "улицей красною, улицей властною". И те, и другие внесли новую гамму звуков, новый лексикон и новое мироощущение.
Источник текста: Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. -- М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925. Т. 1. А--П. -- Стб. . 989--991.