Львов-Рогачевский Василий Львович
Литературно-художественные сборники "Прометей". Избранные произведения современной русской литературы. Книга I. К-во "Прометей", H. Н. Михайлова. СПБ. 1913 г
Литературно-художественные сборники "Прометей". Избранныя произведенія современной русской литературы. Книга I. К-во "Прометей", H. Н. Михайлова. СПБ. 1913 г. Ц. 50 к.
Издательство "Прометей" поставило себѣ хорошую цѣль: выпускать доступные по цѣнѣ литературно-художественные сборники, "своега рода хрестоматіи" и знакомить читающую массу съ "избранными произведеніями современной русской литературы". Дать небогатому читателю хорошую книгу и собрать въ этой книгѣ "все, что дѣйствительно, талантливо и художественно",-- это прекрасная мысль, и ее можно только привѣтствовать; это важно, въ особеннности, теперь, когда рынокъ заваленъ поддѣлками, пошлѣйшими бездѣлушками, машинными изданіями.
Только что вышелъ первый сборникъ, и какъ онъ далеко не удовлетворилъ! На обложкѣ зелеными и красными буквами отпечатано: "Избранныя произведенія".... а въ объемистой книгѣ, читать почти, нечего. Четыре напыщенныя стихотворенія А. Вознесенскаго (почему Вознесенскаго?), извѣстнаго своими трескучими безсодержательными фельетонами, стихотворенія Н. Карпова "Смерть", представляющее подражаніе Бунинскому стихотворенію тоже "Смерть", а затѣмъ, пестроподобранные разсказы десяти авторовъ. Здѣсь собраны: Гринъ, Аникинъ, И. Сургучевъ, Премировъ, Верхоустинскій, Садовской, Ауслендеръ; нѣтъ ни Горькаго, ни Андреева, ни Куприна, ни Сергѣева-Ценскаго, ни Шмелева. Мнѣ думается, первый сборникъ слѣдовало начать съ Горькаго, Шмелева, Куприна. Напрасно думаютъ, что Горькаго произведенія уже перепечатаны въ его книгахъ, много еще вещей, очень цѣнныхъ, можно найти въ "Нижегородскомъ листкѣ" ("Встряска", "Сирота", мы обращаемъ на нихъ вниманіе издательства).
Конечно, интересно познакомить читателей съ молодыми авторами, но въ выборѣ ихъ произведеній долженъ быть опредѣленный планъ, должна быть идея у составителей, важно представить еще читателей.. Ничего этого не видно въ первомъ сборникѣ.
Въ сборникъ "избранныхъ произведеній современной литературы" вошли случайныя, далеко не лучшія вещи, переименованныхъ авторовъ, а главное, вошли современныя произведенія, совершенно не характерныя для современности.
Почему сборникъ начинается съ разсказа Яблочкова "Операція", гдѣ повѣствуется о профессорѣ-хирургѣ, любителѣ рѣдкихъ и сложныхъ случаевъ, у котораго подъ ножомъ умираетъ прекрасная женщина? Самъ разсказъ недуренъ, но къ сборнику общедоступному не подходитъ. Разсказъ его-же "Звѣзда" растянутъ и не характеренъ для автора.
Гринъ со своими "Островомъ Рено" и "Проливомъ бурь" занимаетъ четверть книги... Не слишкомъ-ли много мѣста удѣлено этому русскому Майнъ-Риду? У Сургучева "Ванькина молитва" и "Родители" далеко уступаютъ произведенію "Сосѣдка", написанному съ большимъ настроеніемъ, но этого разсказа нѣтъ въ сборникѣ, а -- жаль.
Ауслендеръ, какъ всегда, вычуренъ, и незначителенъ даже тогда, когда пишетъ о Петрѣ Великомъ. Вещь г. Садовского "Яблочный царекъ" -- поэтична, но слишкомъ трагически закончена. Старосвѣтская идиллія не вяжется съ трагическимъ концомъ.
Въ растянутомъ разсказѣ Премирова "Кабакъ" слишкомъ много мѣста удѣлено тому, какъ пьянствовалъ молодой псаломщикъ со вдовой "очаровательницей", слишкомъ много и подробно разсказывается о прелестяхъ этой вдовы, но ни одной живой фигуры, батюшки смѣются на одинъ ладъ: все -- "ха-ха", да "хо-хо"... Не богата фантазія автора!
Молодой, талантливый авторъ Верхоусвинскій представленъ не лучшими своими произведеніями. Впрочемъ, его разсказъ "Во лѣсяхъ", не лишенъ поэзіи, написанъ тепло и съ юморомъ.
Читателя это не удовлетворяетъ, отъ "избранныхъ" произведеній онъ ждалъ большаго, и съ полнымъ правомъ можетъ спросить: "въ предисловіи обѣщали собрать "все доброе, честное, вѣчное", гдѣ же оно?"
Лучше другихъ произведеній "Сборника" "Береговой вѣтеръ", И. Никандрова. Но у этого художника, обладающаго неровнымъ талантомъ, были вещи гораздо болѣе живыя и яркія. Его разсказъ "Горячая" былъ отмѣченъ всею печатью. Въ сборникъ вошла болѣе слабая вещь. Здѣсь дѣти иногда забываютъ, что они -- дѣти и говорятъ языкомъ литераторовъ.
Несмотря на всѣ отмѣченные недостатки перваго сборника, можно надѣяться, что "составители сумѣютъ, при поддержкѣ читателей, и писателей, выполнить прекрасную цѣль, сумѣютъ избѣжать пестроты и дадутъ въ каждой книгѣ матеріалъ, связанный воедино опредѣленной идеей. Дѣло это не можетъ заглохнуть: демократическому читателю нужны хорошія, доступныя по цѣнѣ, книги. Ихъ можно и должно дать ему.