Майков Валериан Николаевич
Тетрадь Всеобщей Географии...

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   Тетрадь Всеобщей Географіи (приготовительный курсъ) съ прибавленіемъ географическаго обзора древняго міра. М. Тимаева. Санктпетербургъ. 1846. Въ тип. Фишера. Въ 4-ю д. л. 67 стр. Второе изданіе.
   "Тетрадь Всеобщей Географіи" вышла на дняхъ вторымъ изданіемъ совершенно въ томъ видѣ, въ какомъ она была въ первоначальный періодъ своего существованія, т.е., въвидѣ выписки изъ "Географіи" г. Арсеньева; но г. Тимаевъ приложилъ къ ней предисловіе, которому суждено было призвать къ жизни залежалую десть бумаги съ ея устарѣвшимъ содержаніемъ. Вотъ существенныя мѣста этого предисловія:
   
   "Языкъ (разумѣется, природный) есть ближайшее и могучее средство развитія внутренней жизни человѣка. Педагогъ, пользуясь этимъ, начинаетъ усиленіемъ языка дитяти въ разныхъ направленіяхъ. Я избралъ для опыта Географію. Она здѣсь представляется не какъ наука, но какъ матеріалъ для расширенія области дѣтскаго языка, вмѣстѣ съ тѣмъ какъ средство умственнаго развитія спеціально направленнаго къ познанію Земнаго Шара.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

   "Для успѣшнаго употребленія этой Тетради нужно:
   "1., Стараться развить понятія о предметахъ въ ней указанныхъ.
   "2., При преподаваніи имѣть: глобусъ, ландкарты, маленькое собраніе минераловъ, растеній и животныхъ въ натурѣ или изображеніяхъ; если возможно даже маленькій физическій кабинетъ.
   "3., Учащійся долженъ сперва пріучить, глазъ быстро и вѣрно отыскивать на картѣ, потомъ срисовывать, наконецъ рисовать изъ памяти.
   "4., Только тогда указанное въ Тетради давать заучивать, когда учащійся совершенно уразумѣлъ объясненіе. Заучивать однако необходимо и для усиленія памяти и для обогащенія дѣтскаго языка и словами и выраженіями. Вообще развитіе памяти надо вести соразмѣрно развитію ума.
   "5., Начать и продолжать преподаваніе въ видѣ разговора, коего цѣлью должно быть изученіе спеціально направленное къ изученію географической терминологіи.
   "6., Если дѣти малы, главное, если они слабы въ умственномъ развитіи, лучше начать такъ: показавъ глобусъ, указать на немъ видъ Земли, материки и океаны; потомъ перейти къ ландкартамъ и приступить къ физическому и политическому обзору Земнаго Шара; кончить же понятіемъ о Землѣ, какъ планетѣ, и понятіемъ о Вселенной.
   "7., Во всякомъ случаѣ, пройдя все, привести познанія въ порядокъ Тетради и тѣмъ приготовить къ познанію Географіи, какъ науки.
   "8., Наконецъ: имѣть постоянно въ виду, что не множество свѣденій, а основательность, достигаемая развитіемъ умственныхъ силъ, есть надежное начало образованія".

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

   Зашедши въ книжную лавку для покупки дѣтскихъ книгъ, заботливый отецъ пробѣжитъ заглавіе поданной ему книгопродавцемъ "Тетради Всеобщей Географіи", и очень-легко можетъ вообразить, что это сочиненіе дѣйствительно распространяетъ область дѣтскаго языка, развиваетъ понятія дѣтей, и научаетъ ихъ географіи. Онъ платитъ шестьдесятъ копеекъ серебромъ, приходитъ домой и начинаетъ читать самую "Тетрадь". На первой страницѣ читаетъ онъ слѣдующее:
   "Простымъ глазомъ мы усматриваемъ множество звѣздъ, вооруженнымъ еще болѣе; при всемъ томъ остается еще непостижимая безконечность. Каждая изъ этихъ звѣздъ есть самосвѣтящееся тѣло, подобное нашему солнцу. Онѣ движутся по необъятному пространству въ неизмѣнномъ порядкѣ и всѣ вмѣстѣ взятыя составляютъ Вселенную. Одно простое воззрѣніе уже раждаетъ въ душѣ глубокое чувство благоговѣнія ко всемогуществу и премудрости Творца этого удивительнаго мірозданія."
   Такимъ-образомъ, почтенный отецъ семейства простымъ глазомъ усматриваетъ уже въ самомъ началѣ "Тетради" множество словъ, непонятныхъ для его малолѣтняго потомства; но какъ объяснить эти слова дѣтямъ -- нѣтъ возможности усмотрѣть и вооруженнымъ глазомъ. При всемъ томъ остается еще цѣлая непостижимая "Тетрадь".
   "Помилуйте" воскликнетъ онъ, обращаясь къ учителю географіи: "да вѣдь этакъ можно издать какую угодно непонятную книжку и сказать, что она издана для распространенія области дѣтскаго языка".
   Учитель географіи и всякій благомыслящій человѣкъ согласится съ обманувшимся семьяниномъ.

"Отечественныя Записки", No 5, 1846

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru