с биографиею, написанною П. А. Плетневым. Три тома. Санктпетербург. 1847. В тип. военно-учебных заведений. В 8-ю д. л. В I-м томе XIX и 341, во II-м 330, в III-м 488 стр.
Вот истинно драгоценный подарок публике, особенно теперь, в наше бедное литературными новостями время. Вам предлагается вполне весь наш вечно юный дедушка Крылов1 в прекрасном, щегольском издании гг. Юнгмейстера и Веймара, с довольно подробною биографиею. Тут не одни только басни; нет, басни составляют лишь третью часть полного собрания, куда вошли все произведения Крылова, начиная от юнейших до позднейших, кроме комической оперы "Кофейница", которой сам автор не хотел видеть в печати, и юмористической драмы "Трумф", никогда не предназначавшейся к изданию по другим причинам2.
Вам, вероятно, известно, что Крылов начал писать басни, будучи уже сорока лет от роду, а между тем он выступил на литературное поприще еще двадцатилетним юношей. В продолжение двадцати лет он писал трагедии, комедии, оперные либретто, сатирические статьи для журналов, которые сам издавал, разборы театральных пьес, оды, послания, эпиграммы; словом, он упражнялся почти во всех родах литературы, не подозревая, что природа создала его баснописцем. Неестественно было бы, однако ж, чтоб человек, обнаруживший такую силу творчества и ума в своих неподражаемых баснях, целые двадцать лет не писал ничего замечательного в тех родах, которые не были исключительным и главным поприщем его таланта. В самом деле, все, что писал он от двадцати до сорока лет, выступало из черты посредственности. Особенно комедия его долго пользовалась успехом на театре. В некоторых стихотворениях его встречаются места, запечатленные тем оригинальным талантом, который впоследствии нашел себе полное выражение в баснях. Но из всех произведений первой эпохи его литературной деятельности нельзя не отдать преимущества его "Похвальным речам", в которых, под покровом шутки, с удивительной грацией и злостью высказывал он свой взгляд на современное ему общество. "Похвальная речь моему дедушке"3 может быть названа образцовым произведением в своем роде.
Статья о жизни и сочинениях Крылова, написанная г. Плетневым, любопытна по множеству характеристических фактов, относящихся к истории русской литературы и русского общества.
Впоследствии мы надеемся поговорить подробнее о литературной деятельности нашего великого баснописца4, а между тем советуем поскорее прочесть все части Крылова от доски до доски: в них столько ума и таланта, сколько не представят вам иные целые годы русской литературы.
ПРИМЕЧАНИЯ
Впервые -- ОЗ, 1847, т. L, No 2, отд. VI, с. 88--89.
Рецензия показательна тем, что обращает внимание на ранний период литературной деятельности Крылова-журналиста, издателя сатирических журналов "Почта духов" (1789) и "Зритель" (1792).
1 Ласковое обозначение Крылова как "дедушки" ведет свое начало от "Песни в день юбилея И. А. Крылова" П. А. Вяземского (1838), где рефреном была строка:
Здравствуй, дедушка Крылов.
2 Сатирическая "шутотрагедия" "Трумф" ("Подщипа") (1799--1800), направленная против самодержавия и засилья иностранцев при Павле I, не могла быть напечатана по цензурным обстоятельствам.
3 "Похвальная речь в память моему дедушке", напечатанная Крыловым в журнале "Зритель", представляла сатирическую пародию на погребальную речь -- панегирик жестокому помещику-крепостнику.
4 "Подробнее поговорить" о деятельности Крылова Майкову уже не пришлось.