Мак-Гахан Варвара Николаевна
Водоворот американской деятельности и его жертвы

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   

ПИСЬМА ИЗЪ АМЕРИКИ.

XX.
Водоворотъ американской дѣятельности и его жертвы.

   Успѣхъ готовящейся на 1893 годъ всемірной колумбійской выставки можно считать въ настоящее время вполнѣ обезпеченнымъ. Самые отъявленные скептики, люди, съ самаго начала предпріятія заявлявшіе, что Чикаго не съумѣетъ устроить всемірной выставки, а учинитъ у себя лишь гигантскую мѣстную ярмарку -- и тѣ замолкли въ виду восторженныхъ сообщеній отъ безпристрастныхъ и вполнѣ въ этомъ дѣлѣ компетентныхъ лицъ, нью-іоркцевъ и бостонцевъ, посѣтившихъ и изучившихъ въ свое время всѣ всемірныя выставки, состоявшіяся за послѣднее двадцатипятилѣтіе въ Европѣ. Многіе изъ нихъ посѣтили въ послѣднее время Чикаго и вернулись домой полные энтузіазма, благодаря колоссальности намѣченныхъ плановъ выставки, изумительной энергіи распорядителей, щедрости мѣстныхъ жителей на денежные взносы, быстротѣ, съ которой на ней подвигаются постройки, и единогласно предсказываютъ небывалый успѣхъ колумбійской выставкѣ, которая, по ихъ словамъ, не замедлитъ открыться въ назначенный срокъ.
   Надо полагать, что даже самые восторженные приверженцы Чикаго не ожидаютъ того, чтобы колумбійская выставка могла успѣшно выдержать сравненіе съ парижской выставкой 1889 г. по качеству всѣхъ артистическихъ деталей; успѣхъ выставки въ Чикаго зависитъ отъ иныхъ условій: она, быть можетъ, окажется менѣе изящна, но болѣе грандіозна, она явится достойною выразительницею американской культуры и вообще европейской цивилизаціи конца XIX столѣтія, будетъ обставлена болѣе блестяще всѣхъ предшествовавшихъ ей всемірныхъ выставокъ. Но если даже и эти нелицепріятные судьи ошибаются, то едва-ли и тогда интересъ ея уменьшится въ глазахъ европейцевъ. Распорядители выставки -- комиссары ея -- своевременно обратились къ содѣйствію лучшихъ архитекторовъ Соединенныхъ Штатовъ и каждый изъ двѣнадцати главныхъ корпусовъ выставки воздвигается теперь по планамъ людей вполнѣ въ дѣлѣ компетентныхъ. А что американскіе архитекторы стоятъ въ настоящее время на высотѣ своего призванія, съ этимъ вполнѣ соглашаются самые требовательные европейскіе цѣнители искусства, посѣщавшіе за послѣдніе годы Соединенные Штаты.
   Не мало содѣйствуетъ красотѣ построекъ живописное мѣстоположеніе выставки, которая займетъ цѣлыхъ 660 акровъ земли, на протяженіи полуторыхъ миль береговой линіи вдоль озера Мичигана. Чтобы вполнѣ оцѣнить эти размѣры, слѣдуетъ вспомнить, что филадельфійская выставка 1876 г. занимала 236 акровъ, а парижская въ 1889 г.-- всего 173 акра. Зданія выставки будутъ, по мѣрѣ возможности, группироваться въ два или три ряда вдоль береговой линіи, пересѣкаясь въ промежуткахъ рѣчками и каналами отъ ста до трехсотъ футовъ ширины; въ общей сложности эти каналы займутъ протяженіе трехъ миль и по нимъ будетъ установлено сообщеніе посредствомъ щегольскихъ гондолъ, чѣмъ значительно устранится грохотъ, связанный съ ѣздою по улицамъ; черезъ каналы будутъ мѣстами перекинуты граціозные мосты для пѣшеходовъ.
   Главные корпуса выставки уже возводятся и смѣты на нихъ положительно грандіозны. Такъ:
   Зданіе администраціи будетъ стоить 450,000 долларовъ.
   
   " мануфактуръ 1.000,000"
   " земледѣлія 540,000 "
   машинное отдѣленіе 1.200,000 "
   " электрическое 375,000 "
   " пріисковъ и минное отдѣленіе 260,000 "
   " системъ перевозки 280,000 "
   " садоводства 300,000 "
   " рыбоводства 200,000 "
   " женскаго отдѣленія 120,000 "
   " казино и ведущ. къ нему прист. 150,000 "
   " изящныхъ искусствъ 500,000 "
   
   Кромѣ этихъ двѣнадцати главныхъ корпусовъ, занимающихъ въ общей сложности площадь земли въ 140 акровъ, воздвигнуты будутъ зданія отъ отдѣльныхъ штатовъ и помѣщенія иностранныхъ экспонатовъ. Какъ уже теперь предполагается, одно устройство колумбійской выставки обойдется не дешевле сорока милліоновъ долларовъ!..
   Въ европейскихъ мануфактурныхъ сферахъ совершается коренной переворотъ мнѣній относительно колумбійской выставки. Изъ Стараго Свѣта поступитъ огромное количество экспонатовъ. Относительно Германіи и Англіи это обстоятельство объясняется надеждами на то, что начавшая на этихъ дняхъ свои дѣйствія вашингтонская палата представителей съ ея подавляющимъ демократическимъ большинствомъ не замедлитъ облегчить бремя тяжелаго протекціонизма. Намъ кажется, что и помимо этихъ надеждъ, европейскіе мануфактуристы имѣютъ полное основаніе не щадить издержекъ на эту выставку. Денегъ въ настоящее время у американцевъ -- гибель, а тратятъ они ихъ всегда щедрою рукою. Существуетъ огромный классъ американскихъ гражданъ, который предпочтительно покупаетъ иностранные товары -- именно потому, что они вздорожали и доступны только богатымъ людямъ.
   Что же касается мѣстныхъ экспонатовъ, то американскіе отдѣлы машинъ, электричества и минное отдѣленіе обѣщаютъ привлечь толпы любопытныхъ изъ Стараго Свѣта: одинъ уже Томасъ Эдиссонъ обѣщаетъ для колумбійской выставки чудеса по части примѣненія электричества; обѣщаетъ быть блестящимъ также и отдѣлъ по хирургіи -- отрасли, въ которой американцы проявляютъ такой мощный прогрессъ, ловкость и совершенство.
   Не безъинтересенъ тотъ фактъ, что первыми изъ европейцевъ, увѣровавшихъ въ успѣхъ колумбійской выставки, являются англичане. Во главѣ правительственной англійской компаніи по устройству великобританскаго отдѣла стоитъ принцъ Вельскій, извѣстный своими симпатіями къ американцамъ, и это обстоятельство могло подать благой примѣръ его соотечественникамъ. Вообще говоря, наиболѣе интеллигентные и либеральные англичане были мало расположены видѣть что либо дѣйствительно хорошее во всемъ, что не изъ Англіи, а ко всему американскому они до сей поры относились весьма недовѣрчиво. Теперь же, въ виду замѣчаемаго поворота англійскаго общественнаго мнѣнія въ пользу американцевъ, весьма интересенъ и тотъ процессъ, которымъ сами англичане начинаютъ объяснять вѣроятность и даже логичность блестящихъ успѣховъ американцевъ на многихъ поприщахъ, почитавшихся для нихъ до сей поры недоступными.
   Какъ извѣстно, англичане издавна уклоняются отъ всякой солидарности со своими заатлантическими родичами -- на томъ основаніи, что англосаксонская кровь изсякаетъ въ американцахъ съ каждымъ днемъ вслѣдствіе огромнаго наплыва эмигрантовъ изъ странъ континентальныхъ, тогда какъ эмиграція англичанъ въ Штаты весьма незначительна.
   "Вотъ вы привели обычную ссылку американцевъ на Дарвина, который признавалъ весьма вѣроятнымъ, что удивительный прогрессъ Соединенныхъ Штатовъ, равно какъ и характеръ американцевъ, слѣдуетъ приписать дѣйствію естественнаго подбора {Происхожденіе человѣка. "Descent of Man. Part I, page 142.}, тому, что въ Америку въ теченіе десяти, двѣнадцати столѣтій эмигрировали наиболѣе энергичные, храбрые и непосѣдливые люди со всѣхъ концовъ Европы", говорилъ какъ-то въ моемъ присутствіи одинъ заѣзжій англичанинъ; "но мнѣ кажется, что американцы, вообще говоря, идутъ именно тѣми путями развитія, которые доставили всесвѣтные успѣхи намъ, англичанамъ... Этнологисты всего свѣта согласны, что смѣшанныя расы сильнѣе и способнѣе расъ чистыхъ... Древніе египтяне, греки, римляне -- это все смѣшанныя расы. Среди націи новѣйшаго времени это положеніе лучше всего подтверждается англосаксонцами. Вѣдь и мы, англичане, образовались изъ скрещенія многоразличныхъ національностей: кельтовъ, галловъ, нормановъ, датчанъ, валлійцевъ, ирландцевъ, фламандцевъ, французскихъ гугенотовъ, нѣмцевъ изъ Пфальца и другихъ расъ. А то, что тысячелѣтіе тому назадъ происходило въ Англіи, въ настоящее время снова повторяется въ Соединенныхъ Штатахъ"...
   Привожу эти оригинальныя слова единственно въ видахъ освѣщенія того факта, что прежняя антипатія англичанъ къ американцамъ мало-по-малу смѣняется признаніемъ успѣховъ этихъ послѣднихъ, а слѣдовательно и невольнымъ къ нимъ уваженіемъ.
   Это послѣднее чувство не мало поощряется и тѣмъ, что за послѣдніе годы американцы не менѣе англичанъ пристрастились ко всевозможному спорту и пожинаютъ блестящіе лавры въ атлетическихъ состязаніяхъ base-ball, foot-ball и проч., а ничто такъ англичанами не уважается, какъ сила физическая. За послѣднее-же время также разсѣевается неизвѣстно почему и какъ укоренившееся предубѣжденіе касательно малорослости и тщедушности американцевъ.
   Еще за время гражданской войны 1861--1865 гг.,-- судя по оффиціальнымъ даннымъ о результатахъ медицинскаго изслѣдованія -- дознано, что новобранцы изъ природныхъ американцевъ были, въ среднемъ выводѣ, на цѣлый дюймъ выше ростомъ, чѣмъ англичане, и на двѣ трети дюйма выше шотландцевъ, которые оказались самыми высокими по росту изо всѣхъ европейцевъ. Шириною грудной клѣтки ирландцы превосходятъ людей всѣхъ другихъ національностей, но и въ этомъ отношеніи природные бѣлокожіе американцы едва-ли имъ уступали, такъ какъ, въ среднемъ выводѣ, ширина грудной клѣтки американцевъ всего на 1/4 дюйма уже грудной клѣтки ирландцевъ. А если таково было физическое развитіе американцевъ цѣлыхъ тридцать лѣтъ назадъ, то оно должно было значительно улучшиться за послѣднее десятилѣтіе усиленной преданности американской молодежи спорту. По коренной увѣренности всѣхъ потомковъ англо-саксонской расы, здравый умъ неизмѣнно гнѣздится лишь въ здравомъ тѣлѣ, и будущее принадлежитъ лишь хорошо развитымъ націямъ, каковы въ настоящее время англичане и американцы, главнымъ образомъ -- американцы. Американцы такъ прямо и говорятъ: the beef eating nations will rule the world...
   Съумѣютъ-ли американцы заявить превосходство своего промышленнаго и умственнаго развитія въ связи съ колумбійской выставкой -- видно будетъ лѣтомъ 1893 года; пока-же они готовятся къ ней усердно и нѣтъ сомнѣнія, что, благодаря прежде описаннымъ мною {"Сѣверный Вѣстникъ", іюль 1891 г., стр. 125.} усовершенствованіямъ по части быстроты и комфорта океанскаго переѣзда, не мало европейцевъ двинутся на выставку Чикаго.
   Но что-же собой изображаетъ Нью-Іоркъ? Среди какихъ условій, въ какой обстановкѣ происходитъ та кипучая дѣятельность, которая накладываетъ свое неизгладимое клеймо на нью-іоркца? Послѣдній вѣчно идетъ на всѣхъ парусахъ и въ какихъ-нибудь восемь часовъ времени, не проявляя никакой педантичной озабоченности или суетливости, дѣлаетъ столько-же, сколько европейцу не передѣлать въ цѣлыя сутки. Глядя на такую работу со стороны, можно подумать, что эта энергія почерпается американцемъ на счетъ жизненныхъ силъ и значительно сокращаетъ его существованіе. Однако на дѣлѣ оказывается, что средняя продолжительность человѣческой жизни въ Соединенныхъ Штатахъ съ каждымъ годомъ настоящаго столѣтія все увеличивалась, а въ настоящее время стоитъ выше, чѣмъ въ какой либо изъ странъ Европы! Неудивительно, что американцы самодовольно указываютъ на выводы такихъ ученыхъ, которые говорятъ, что исторія прогресса міра -- есть исторія увеличенія средней долговѣчности человѣка и вмѣстѣ съ тѣмъ увеличенія нервности; что человѣчество стало болѣе деликатнымъ, но и болѣе выносливымъ; болѣе чувствительнымъ къ утомленію, но вмѣстѣ съ тѣмъ болѣе терпѣливымъ въ трудѣ; впечатлительнымъ, но способнымъ выносить сильнѣйшее раздраженіе. Опираясь на эти увѣренія ученыхъ, американцы продолжаютъ держаться своего метода работы одного за троихъ и открыто утверждаютъ, что корни цивилизаціи гнѣздятся въ нервахъ человѣка, что при одинаковости остальныхъ условій жизни нервная организація, болѣе утонченная, воспроизведетъ и цивилизацію болѣе тонкую и высокую. И дѣйствительно, американцы, несмотря на удивительную трату силъ, все-же отличаются долговѣчностью, если только не поддаются искушенію подвинчивать свою энергію алкоголемъ, болѣе губительнымъ при американскомъ климатѣ, нежели при европейскомъ,-- и что особенно важно -- американцы въ старости не утрачиваютъ интереса къ жизни, энергіи и вѣры въ свои силы.
   Сама природа благопріятствуетъ усиленной дѣятельности въ жителяхъ восточнаго побережья Штатовъ: здѣсь главные города всѣ лежатъ при морѣ, пользуются всѣми удобствами морскихъ портовъ, расположены по близости чудной по естественнымъ красотамъ мѣстности, куда утомленному усиленной работой человѣку легко удалиться для возстановленія силъ, въ спокойной увѣренности, что- часа съ половиною ѣзды достаточно, чтобы вернуться снова въ водоворотъ городской жизни.
   Нью-Іорку природа благопріятствуетъ болѣе, чѣмъ Филадельфіи или Бостону. Расположенъ онъ на берегу живописнаго Гудсона, на узкомъ и длинномъ скалистомъ островѣ Манхаттанъ, который имѣетъ 13 1/2 миль въ длину и отъ одной до двухъ съ половиною миль въ ширину, заключаетъ въ себѣ площадь земли въ 22 квадратныя мили и отдѣляется отъ континента на сѣверѣ рѣками Харлемъ и Бронксъ, съ востока рѣкою Истъ-Риверъ, съ запада рѣкою Гудсономъ, которая при Нью-Іоркѣ зовется "Норэсъ-Риверъ", на югѣ -- водами нью-іоркской гавани.
   Всѣ эти воды въ общей сложности даютъ Нью-Іорку 24 3/4 мили береговой линіи, которая вполнѣ доступна морскимъ кораблямъ большого калибра, за исключеніемъ лишь 2 1/2 миль по теченію рѣчки Харлемъ; но фарватеръ этой послѣдней теперь углубляется посредствомъ канала, проводимаго правительствомъ вдоль праваго берега этой рѣки. Когда этотъ каналъ будетъ законченъ, городъ на всѣхъ пунктахъ береговой линіи своей будетъ доступенъ глубоко сидящимъ въ водѣ судамъ.
   Въ настоящее время судоходство главнымъ образомъ держится нижней оконечности острова, облѣпляя ее доками и пристанями. Тутъ въ южной части своей береговая линія узкой оконечности Манхаттана представляетъ, съ высоты птичьяго полета, непрерывный рядъ зубцовъ, какъ московская кремлевская стѣна. Но то, что съ высоты представляется зубцами, на самомъ дѣлѣ является длиннѣйшими, вдавшимися въ воду доками и пристанями различныхъ пароходныхъ, паромныхъ и судоходныхъ обществъ. Въ настоящее время насчитывается до 65-ти такихъ пристаней по нижнему берегу Нью-Іорка, со стороны Истъ-Риверъ и 76 пристаней со стороны Норэсъ-Риверъ (или Гудсона). Особенно часты пристани по берегу Манхаттана, ниже 23-ей улицы, отъ которой отходятъ пароходы, совершающіе ежечастныя экскурсіи вверхъ по Гудсону и въ ближайшія приморскія мѣста, куда лѣтомъ нью-іоркцы устремляются толпами подышать морскимъ воздухомъ и пообѣдать по окончаніи своего трудового дня. Отсюда же отходятъ суда нѣкоторыхъ паромныхъ компаній -- Ferriers, которыхъ насчитывается около 28 и которыя перевозятъ народъ въ города, лежащіе по другую сторону рѣкъ, и на желѣзнодорожные вокзалы, лежащіе также по другую сторону Гудсона.
   По нижнему теченію рѣки, у западной оконечности 10-ой улицы начинаются пристани большихъ океанскихъ пароходныхъ линій англійскихъ и французскихъ компаній; отсюда выступаютъ въ море пароходы-колоссы, совершающіе рейсы въ Ливерпуль, Гавръ, Вестъ-Индію, Бостонъ, Саванну, въ другіе американскіе порты и въ порты Южной Америки; тогда какъ нѣмецкія пароходныя линіи имѣютъ пристани у полунѣмецкаго городка Хобокена, лежащаго напротивъ Нью-Іорка, по другую сторону Гудсона, въ штатѣ Нью-Джерси. Ниже по рѣкѣ идутъ пристани мѣстнаго пароходства; отъ Баттери отходятъ главнымъ образомъ паромы, сообщающіеся съ городами по другую сторону рѣки, а вдоль Истъ-Гивера тянутся пристани для парусныхъ судовъ. Эти парусныя суда у юго-восточной оконечности Манхаттана высятся цѣлымъ лѣсомъ мачтъ и придаютъ самый своеобразный характеръ этой рѣкѣ, черезъ которую перекинутъ гигантскій висячій мостъ, соединяющій Нью-Іоркъ съ лежащимъ по ту сторону рѣки, на островѣ Лонгъ-Айландѣ, Буклиномъ.
   Мостъ этотъ по своимъ размѣрамъ, красотѣ и практичности представляетъ чудо инженернаго искусства, подобнаго которому не найдется на всемъ свѣтѣ. Центральная арка моста возвышается на цѣлыхъ 135 футовъ выше поверхности рѣки во время самаго высокаго морскаго прилива, такъ что подъ нею безпрепятственно проходятъ суда всѣхъ калибровъ, а каменныя башни его поднимаются надъ морскою поверхностью на 268 футовъ. Длина моста доходитъ до шестисотъ футовъ, ширина до 85 фут, А между тѣмъ, со стороны, при въѣздѣ въ Нью-Іоркскую гавань, этотъ гигантскій мостъ представляется граціознымъ, легкимъ зданіемъ, обвитымъ тончайшей паутиной. Паутина эта -- не что иное, какъ сѣть проволокъ гальванизованной стали. Изъ такихъ же тонкихъ проволокъ свиты кабели, поддерживающіе мостъ надъ водою: каждый изъ этихъ четырехъ кабелей можетъ выносить тяжесть въ 12,200 тоннъ, а между тѣмъ и они представляются издали толщиною съ обыкновенную веревку.
   Нельзя не упомянуть объ Истъ-Гиверскомъ мостѣ, говоря объ уличныхъ движеніяхъ Нью-Іорка. Волны городского люда, нескончаемыя вереницы повозокъ и экипажей непрерывно тянутся въ живописнѣйшемъ безпорядкѣ по направленію къ разнымъ пристанямъ города и обратно. Но движеніе, сосредоточивающееся по Бруклинскому мосту, особенно въ извѣстные часы дня, превосходитъ все, что можетъ себѣ представить петербуржецъ.
   Бруклинъ -- четвертый по численности населенія городъ въ Соединенныхъ Штатахъ: въ немъ насчитывается до 806,343 жителей, но большинство этого люда имѣетъ занятія въ нижней части Нью-Іорка и возвращается въ Бруклинъ лишь къ позднему обѣду или даже на ночлегъ. По оффиціальному отчету администраціи моста за 1890 годъ, по мосту переправилось до 40.898,484 человѣка, съ которыхъ собрано 1.239,493 90/100 долларовъ пошлинъ на поддержаніе моста. Расходы же по управленію мостомъ не малые, такъ какъ въ вѣдомствѣ его администраціи, включая сюда 91 чел. полисменовъ и 90 кондукторовъ, состоитъ около 235 человѣкъ.
   То же, что происходитъ на Бруклинскомъ мосту, въ меньшей степени повторяется изо дня въ день и на паромахъ, сообщающихъ нью-іоркцевъ со всѣми внѣшними желѣзнодорожными линіями и съ тою плеядою городовъ, которые группировались по берегамъ обѣихъ рѣкъ и, подобно Бруклину, служатъ мѣстомъ жительства сотнямъ тысячъ людей, имѣющихъ занятія въ Нью-Іоркѣ.
   Такихъ городовъ насчитывается не мало: кромѣ Бруклина, по ту сторону Истъ-Риверъ лежитъ Лонгъ Айландъ Сити и Асторія, кромѣ того множество нью-іоркскихъ дѣльцовъ живетъ на берегу моря въ Far Rockaway, Bath, Bensinhurst и другихъ болѣе мелкихъ поселеніяхъ, ежедневно ѣздя въ конторы свои или на работу въ Нью-Іоркъ. По ту сторону рѣки Норэсъ-Риверъ лежатъ Weehawhen, Hobohen, Джерси Сити, и наконецъ островъ Staten Island, отдѣляющій нижнюю нью-іоркскую бухту отъ верхней. Кромѣ того всѣ мелкіе города, лежащіе по близости на желѣзнодорожныхъ линіяхъ -- каковы Елизабеэсъ, Ньюаркъ, Оранжъ, Сингъ-Сингъ, Іонкерсъ -- ежедневно поставляютъ свой контингентъ рабочихъ и дѣльцовъ на усиленіе того водоворота дѣятельности, который неустанно бурлитъ и кппитъ въ нижней, дѣловой части Нью-Іорка.
   Все это великое множество народа, нахлынивающее потокомъ на нижнюю часть Нью-Іорка въ дѣловую пору дня -- отъ 8 часовъ утра до 6 часовъ вечера -- почти совсѣмъ не пользуется тѣми линіями сообщенія, которыя дѣйствуютъ въ предѣлахъ самого города Нью-Іорка, а пріѣхавъ на островъ Манхаттанъ, пѣшкомъ уже добираются къ своимъ мѣстамъ,
   Но какъ великъ -- и помимо этихъ загородныхъ жителей -- контингентъ дѣльцовъ и рабочихъ, стекающихся въ нижнюю часть Нью-Іорка и въ среднюю, торговую его часть, явствуетъ изъ статистическихъ отчетовъ городскихъ конокъ и воздушныхъ рельсовыхъ дорогъ. Конныхъ дорогъ въ Нью-Іоркѣ болѣе двѣнадцати линій; что же касается до воздушныхъ дорогъ, которыя четырьмя линіями проведены на высокихъ чугунныхъ столбахъ, футахъ въ пятидесяти надъ поверхностью улицы, изъ конца въ конецъ вдоль острова Манхаттана, пуская днемъ поѣзда черезъ каждыя 2 или 6 минутъ, а ночью черезъ каждыя 20 минутъ -- то движеніе по нимъ положительно баснословно: по этимъ четыремъ линіямъ въ общей сложности провозится по полумилліону пассажировъ въ сутки.
   Самая длинная воздушно-дорожная линія простирается отъ Баттери на югѣ острова, до 155 улицы на сѣверѣ -- проходя десять миль разстоянія. За переѣздъ по этой линіи пассажиръ платитъ тѣ же 5 сентъ, что уплатилъ бы и за проѣздъ четверти мили; все дѣлается для того, чтобъ побудить публику селиться за предѣлами острова Манхаттана, на. которомъ земля непомѣрно дорога (во многихъ пунктахъ Нью-Іорка цѣна ея доходитъ до 500 долл. за 1 квадр. Футъ), вслѣдствіе чего за квартиры и дома взимаются бѣшеныя деньги, а новыя постройки возводятся въ двѣнадцать и даже въ семнадцать этажей въ вышину.
   И вотъ городское населеніе, побуждаемое необходимостью, движется все далѣе и далѣе на сѣверъ: городскія границы Нью-Іорка доходятъ теперь на сѣверѣ до города Іонкера, т. е. отъ южной оконечности Нью-Іорка до сѣверной насчитывается цѣлыхъ шестнадцать миль (приблизительно 25 верстъ), тогда какъ самая широкая его часть на сѣверѣ простирается на четыре съ половиною мили.
   По народной переписи 1890 г., произведенной агентами правительства, въ предѣлахъ самого города Нью-Іорка насчитывалось 1.513,501 чел. ;ителей. Но эта цифра сильно оспаривалась самими нью-іоркцами, которые утверждали, что агенты республиканской администраціи нарочно уменьшили цифру населенія города, чтобы лишить демократическій Нью-Іоркъ однаго лишняго конгрессмэна. Въ ноябрѣ того же 1890 г., пять мѣсяцевъ спустя послѣ правительственной переписи народонаселенія, была наряжена мѣстная муниципальная перепись черезъ городскую полицію -- и въ Нью-Іоркѣ оказалось 1.710,715 чел. жителей. Что эта послѣдняя цифра народонаселенія болѣе вѣроятна, подтверждается, по мнѣнію экспертовъ, даже и статистическими данными касательно количества потребляемой городскимъ населеніемъ провизіи. Намъ уже не разъ приходилось указывать на то, что американцы поглощаютъ огромное количество пищи, поощряемые тѣмъ, что "будущность міра, находится въ рукахъ наилучше питаемыхъ націй".
   Перейдемъ къ статистическимъ показаніямъ касательно потребляемой нью-іоркцами пищи. Изъ офиціальныхъ данныхъ оказывается, что они ежегодно поглощаютъ 423.056,500 фунтовъ {Счетъ вездѣ ведется на фунты англійскіе.} говядины, 367.105,000 ф. телятины, 78.749,000 ф. баранины и ягнятъ, 244.465,300 ф. свинины,-- итого, значитъ, одного мяса 1.113.758,000 ф., да 73.436,000 ф. куръ, индѣекъ и другихъ домашнихъ птицъ. Рыбы поѣдается 54.750,000 ф. въ годъ, 66.862,400 штукъ яицъ, да масла 84.671,400 ф.; кромѣ того, поѣдается по 8000 боченковъ овощей ежедневно, неисчислимое количество фруктовъ и хлѣба, а съ 1 сентября по 1 мая нью-іоркцы поглощаютъ притомъ по 15 милліоновъ устрицъ въ день...
   Очевидно, что поглощеніе такого количества пищи -- не считая дичи, черепахъ (terrapin) и прочихъ дорогихъ яствъ, входящихъ въ меню извѣстнаго класса гражданъ -- весьма достаточно, если считать провіантъ (по американскому воззрѣнію) своего рода топливомъ, приводящимъ человѣческую машину-организмъ въ дѣйствіе. Казалось-бы, нью-іоркцы должны быть молодцами и здоровяками на подборъ... Отчего же въ густой толпѣ мужчинъ, заполняющей тротуары "дѣловыхъ" кварталовъ нижняго города, сплошь и рядомъ мелькаютъ испитыя, блѣдныя лица, съ глазами, горящими лихорадочнымъ блескомъ? Отчего, при всей стремительности этихъ людей, у большинства такой утомленный или же безпокойный видъ? Всѣ эти люди съ блѣдными, испитыми физіономіями, красными, опухшими вѣками -- купцы, биржевики, спекуляторы, адвокаты, клерки, которые, вступивъ разъ на арену жизненной борьбы, уже не въ силахъ остановиться въ бѣшеной погонѣ за деньгами и успѣхомъ, прекрасно зная, что при первой оплошности, ихъ нетолько обгонятъ, но еще, пожалуй, до смерти затопчутъ.
   Между тѣмъ, это -- не бѣдняки какіе-нибудь, не неудачники, а люди зажиточные, люди очень богатые, ведущіе широкую, роскошную жизнь, люди, которые "жгутъ свѣчу своей жизни съ обоихъ концовъ", какъ говорятъ французы. Самая крѣпкая, хорошо развитая натура неспособна выдержать втеченіе многихъ лѣтъ такого напряженія нервовъ: свѣтскій человѣкъ рѣдко добирается до постели ранѣе двухъ часовъ утра, а въ девять часовъ ему уже необходимо быть на ногахъ, въ нижней части города, если только онъ внимателенъ къ своимъ интересамъ. Нью-Іоркъ засасываетъ: шампанское, cocktails {Смѣсь различныхъ анкеровъ и эссенцій съ уиски или шампанскимъ.}, морфій, наконецъ, не спасаютъ, конечно...
   Требовательность и быстрота нью-іоркской жизни таковы, что никто изъ людей, заработывающихъ деньги головной работой, не можетъ безнаказанно жить здѣсь круглый годъ изъ года въ годъ, хотя бы и уѣзжая по временамъ подышать свѣжимъ воздухомъ за городъ. Воздухъ достаточно свѣжъ и въ Нью-Іоркѣ; санитарнымъ условіямъ благопріятствуетъ самое мѣстоположеніе этого города: губитъ людей не климатъ, не нездоровый воздухъ -- а работа, самый водоворотъ нью-іоркской жизни.
   Въ Нью-Іоркѣ отдыхъ невозможенъ и только люди самаго сильнаго характера способны хотя отчасти регулировать свои занятія, не давая себя увлечь безумному потоку дѣловой жизни, и именно изъ этихъ то людей набираются нью-іоркскіе крупные, солидные милліонеры. Милліонеры Нью-Іорка -- тѣ, что сами составили свои милліоны -- всѣ безъ исключенія люди сильныхъ нервовъ, ведущіе несвѣтскую, регулярную семейную жизнь, имѣющіе простой, хорошій столъ. Нечего и говорить, что крупные, солидные удачники въ нью-іоркскихъ дѣловыхъ и профессіональныхъ сферахъ -- всѣ на перечетъ люди даровитые, умственно дисциплинированные, ибо ни связи, ни общественное положеніе не служатъ здѣсь ни къ чему, если въ самомъ человѣкѣ нѣтъ соотвѣтствующихъ и требуемыхъ качествъ или знаній.
   Въ жаркомъ горнилѣ нью-іоркской дѣловой жизни перегораетъ человѣческая природа, и если бы увеличеніе народонаселенія и прогрессъ страны зависѣли отъ коренныхъ нью-іоркцевъ,-- и то и другое не подвинулось бы далеко впередъ. На счастье однако-жъ, въ то самое время, какъ водоворотъ здѣшней жизни засасываетъ слабыхъ борцовъ, на смѣну людямъ слабымъ неизмѣнно являются цѣлыя полчища свѣжихъ, энергичныхъ, честолюбивыхъ людей изъ американскихъ провинцій: Нью-Іоркъ какъ магнитъ притягиваетъ къ себѣ молодыя силы провинціи и, въ связи съ приливомъ эмиграціонной волны изъ Европы, получается фактъ непомѣрнаго роста населенія Нью-Іорка.
   Въ сущности говоря, Нью-Іоркъ нераздѣленъ съ примыкающими къ нему провинціями,-- Бруклиномъ, Джерси Сити, Ньюаркомъ и Хобокеномъ. Хотя эти города имѣютъ теперь отдѣльное муниципальное управленіе, сліяніе ихъ съ Нью-Іоркомъ дѣло почти рѣшенное, и должно неизбѣжно совершиться въ близкомъ будущемъ -- такъ же, какъ совершилось сліяніе съ Лондономъ окрестныхъ городовъ, удержавшихъ свои названія въ качествѣ отдѣльныхъ кварталовъ.
   Лондонъ извѣстенъ какъ многолюднѣйшій центръ населенія въ Европѣ. Въ немъ по послѣдней переписи насчитывалось 4.211,056 человѣкъ, тогда какъ въ Нью-Іоркѣ, включая въ то число жителей всѣхъ долженствующихъ съ нимъ скоро слиться городовъ, населеніе въ 1890 году простиралось до 2.710,125 человѣкъ. Но ростъ народонаселенія въ Нью-Іоркѣ такъ быстръ, что не далеко то время, когда онъ догонитъ и Лондонъ. Руководитель послѣдней народной переписи въ Соединенныхъ Штатахъ -- Robert Р. Porter -- напечаталъ недавно весьма замѣчательную статью по этому вопросу въ нью-іоркской недѣльной газетѣ Independent. Она называется Metropolitea Districts of London and New-Iork. Въ ней мистеръ Портеръ упоминаетъ о томъ, что въ 1880 году въ пяти городахъ, составляющихъ собственно столицу Нью-Іоркъ, насчитывалось 2.061,191 чел., тогда какъ въ огромномъ Лондонѣ въ томъ же 1880 г. народонаселеніе по оффиціальнымъ даннымъ исчислялось въ 3.815,544 чел. Въ прошлое десятилѣтіе народонаселеніе Нью-Іорка увеличилось на 31,48 процента, въ Лондонѣ же всего на 10,37 процентовъ: иначе говоря, увеличеніе народонаселенія въ Нью-Іоркѣ шло быстрѣе, чѣмъ въ Лондонѣ. Если та же пропорція сохранится еще въ теченіи трехъ десятилѣтій, то въ 1920 году въ округѣ метрополіи Нью-Іорка окажется уже 6.159,824 человѣка, а въ Лондонѣ всего 5.661,663 чел. населенія. Но мистеръ Портеръ рекомендуетъ принять въ соображеніе, что Лондонъ, сравнительно съ соединеннымъ округомъ Нью-Іорка, все же имѣетъ площадь на семнадцать квадратныхъ миль больше Нью-Іорка. И если бы территорія города Нью-Іорка была раздвинута до размѣровъ теперешняго Лондона и возростаніе населенія удержалось бы въ обоихъ городахъ въ теперешней пропорціи, то Нью-Іоркъ догналъ бы Лондонъ въ какихъ-нибудь 25 лѣтъ; въ такомъ случаѣ, въ 1915 году въ Лондонѣ было бы 5.395,946 жителей, а въ Нью-Іоркѣ 5.422,406 человѣкъ населенія.
   Изъ этихъ сопоставленій ясно, какія важныя муниципальныя и соціальныя задачи придется Нью-Іорку рѣшать въ близкомъ будущемъ. Нью-Іорку предстоитъ несомнѣнно сыграть очень важную роль въ ходѣ американской цивилизаціи, хотя онъ нуждается при этомъ въ непрерывномъ притокѣ лучшихъ молодыхъ силъ изъ американской провинціи.

В. Макъ-Гаханъ.

ѣверный Вѣстникъ", кн.I, 1892

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru