Манн Генрих
Генрих Манн: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


I.

   Манн (Генрих Mann) -- нем. писатель, автор романов: "Im Schlaraffenland" (1900), "Die Jagd nach Liebe", "Minerva", "Venus", "Professor Unrat" и сборн. рассказов "Flöten und Dolche" (1905).
   
   Источник текста: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, доп. т. II (1906): Кошбух -- Прусик, с. 138.

II.

   МАНН Генрих [1871--] -- современный немецкий писатель, сын богатого купца, сенатора, из старинной любекской патрицианской семьи. Представитель сходящей со сцены при господстве монополистического капитализма старой торговой буржуазии, в своем процессе деградации смыкающейся с паразитической буржуазией эпохи загнивающего капитализма, с одной стороны, и мелкобуржуазным активизмом -- с другой, М. -- характерный немецкий "лево"-буржуазный писатель эпохи империализма. Изображая буржуазный декаданс, М. сам блуждает в его тупике.
   Уже для первых сборников новелл М., как "Ein Verbrecher und andere Geschichte" (Преступление и др. рассказы, 1893--1897) и "Das Wunderbare" (Волшебное, 1903), характерны недовольство жизнью, усталость; уже там ставится излюбленный М. в дальнейшем вопрос, что выше, жизнь или иллюзия -- искусство. Искусство для М. -- форма ухода от современной действительности. Связь этого эстетизма с теми упадочническими слоями буржуазии, к-рые потеряли свое прежнее значение, особенно ярко видна в романе М. "Jagd nach der Liebe" (Погоня за любовью, 1905). Здесь рисуется снобизм, безделье прожигающих жизнь паразитов -- буржуа, кокоток, художественной богемы, ищущих всяких возбуждений для своих отупевших нервов. На этом фоне привязанность героини романа Уты к искусству дана как противопоставление низости упадочнического общества. Но даже эта привязанность к искусству в конце-концов сомнительна; она выявляется как бесполезная и бесцельная. То же упадочничество отражено в трилогии "Die Göttinnen" (Богини, 1902--1904), в которой герцогиня Асси в поисках настоящей жизни проходит три ступени -- красоту, искусство и любовь -- и никакого выхода не находит, несмотря на то, что для воплощения своих идеалов не считается ни с какими условностями, преодолевает всякие препятствия, переходит всякие границы. В этом плане Манн тесно связан со всей волной декадентского аморального эстетизма, бегущего от жизни в эротику и искусство. Этот эстетизм характерен для упадочнической буржуазной литературы конца XIX и начала XX вв. В этом упадочничестве смыкается лит-ра разных слоев деградирующего буржуазного общества: неприспособившейся к новым формам капиталистической наживы родовитой торговой буржуазии, прожигающей жизнь рантьерской буржуазии, деклассированной богемной интеллигенции, как и остатков старой аристократии.
   Но в творчестве М. заметна и другая струя. Деклассация, разорение некогда мощной торговой буржуазии ведет не только к упадочничеству, но и к критике новых форм капитализма. В одном из первых романов М. -- "Im Schlaraffenland" (Кисельные берега, 1900) -- дается яркая, резкая критика нового, наступающего финансового капитала. В центре здесь финансист Тюркгеймер, который различными спекуляциями сколачивает свой капитал, который держит в своих руках разные области промышленности, прессу и обслуживающую его интеллигенцию. Вокруг Тюркгеймеров, как вокруг оси, вертится весь капиталистический мир с его аферами, подкупностью, подхалимством. С огромной силой вскрывается гниль буржуазного общества с его обманчивым блеском и сомнительными наслаждениями. Даже искусство, которое так чтит М., -- в рамках этого общества лишь прислужница буржуазии, прислужница, которая своим гримасничаньем, оригинальничаньем и даже постановкой "социальных" проблем с показом "зверского" возмущения пролетариата служит только наслаждению и щекотанию нервов тупеющей и самодовольной буржуазии. Этот роман можно поставить рядом с лучшими социальными романами Бальзака, также рисующего хищнический путь капитализма. Но дав такую резкую критику новой буржуазии, Манн в дальнейших своих произведениях, как "Professor Unrat" (Учитель Унрат, 1906) и "Die kleine Stadt" (Маленький город, 1908), переносит центр тяжести на проблему личности и общества. В этих романах изображены уже не правящие круги буржуазии, сосредоточившие всю власть в своих руках, а как-раз мещанские слои общества, всячески стремящиеся к властвованию хотя бы над узким кругом окружающих их людей. При всей низости и пошлости учителя Унрата его жизнь приобретает значимость именно жаждой власти, подчинением, унижением всех видных лиц провинциального города, которые в свою очередь являются лживыми и пошлыми. В романе "Маленький город" обыватели, встревоженные и выбитые из колеи гастролирующей труппой артистов, то признают то отрицают совершенно противоположные принципы, представленные клерикалом-священником и спекулирующим на прогрессе адвокатом, преследующим свои личные цели.
   В своей критике буржуазного общества, в постановке проблемы власти и личности, в беспощадной сатире на окружающее М. все больше и больше приближается к отряду радикальной мелкой буржуазии и ее интеллигенции; он выступает вместе с ним во время войны с пацифистской критикой войны, а во время революции -- с весьма туманным признанием революции. Манн сотрудничает тогда в журнале радикальной мелкобуржуазной интеллигенции "Акцион" (см. "Aktion"). В период 1911--1925 им написана трилогия "Das Kaiserreich" (Империя, 1911--1925), где снова ставятся большие социальные проблемы и подвергается критике государственная система Германии. В первом романе-трилогии "Untertan" (Верноподданный, 1911--1914), вышедшем по цензурным условиям только после германской революции 1918, прежний властолюбивый мещанин уже не довольствуется узким кругом влияния, но включается своей подлостью, эгоистическим ханжеством в общую систему германской империи, как плоть от ее плоти, кость от ее кости. В романе дается проникнутое ненавистью саркастическое, подчас желчно-карикатурное изображение буржуазной пошлости, освященной юнкерским государством и верноподданническим чувством немецкого буржуа. В следующем романе этой серии "Die Armen" (Бедные, 1912) М. в своем радикализме доходит до постановки вопроса о роли пролетариата в борьбе против выросшей на почве обмана и эксплоатации верноподданнической буржуазии. Но М. как писатель, ограниченный мелкобуржуазным радикализмом, не может понять классовой борьбы пролетариата. Социальный идеал выражающего наиболее революционные тенденции рабочего Бальриха весьма неопределенен. Бальрих все свое внимание сосредоточивает на личной мести капиталистам и на подготовке к завоеванию своей законной власти и могущества. Оказывается так. обр., что стимул честолюбия и властолюбия гонит вперед не только буржуа, связанного верноподданническими узами с государственным аппаратом, но и пролетария. Как предатель-оппортунист-социал-демократ, так и революционно настроенный Бальрих по существу борются за осуществление своих личных целей, только различными путями. Но если честолюбивые стремления буржуа поощряются государственной властью, то по отношению к представителям пролетариата эти же стремления подавляются; они обречены на поражение в условиях капиталистического общества. Несмотря на все заострение социальных проблем, какое мы видим в этом романе, в основном он является лишь мелкобуржуазной трактовкой навязчивой проблемы личности. В последнем романе-трилогии "Der Kopf" (Голова), написанном после революции и вышедшем в 1925, М. изображена гниющая верхушка государственной власти довоенной Германии. Интриганство, беспринципность, глупость характерны как для находящихся у власти представителей юнкерства, так и для монарха. Раскрываются некоторые пружины войны, именно заинтересованность тяжелой промышленности. Патриотизм отнюдь не мешает ей переправлять через нейтральные страны свои пушки врагу, если на этом можно нажить прибыль выше обычной. Но с этой социально заостренной проблемой у М. увязаны и другие -- о жизни как стремлении к власти и жизни как игре или иллюзии. Разрешить эти проблемы герои М. бессильны. Они гибнут или от стремления к власти, оказавшейся не силой, а слабостью, или от беспрерывной игры в жизнь, или от подмены жизни искусством. Выхода из этого положения М. не видит и не указывает. В романах "Кисельные берега" и "Верноподданный" его критика буржуазного общества и государства достигает высшего напряжения. В других же произведениях, а особенно в романе "Голова", где социальные проблемы переходят в тему неуравновешенности вытолкнутого из строя и растерявшегося буржуа, критика суживается до проблемы его личности, теряет свою целеустремленность и уверенность.
   В последующих своих произведениях, в новелле "Paul und Liliana" (Пауль и Лилиана, 1926), в романах "Mutter Marie" (За сына, 1927), "Eugenie" (Евгения, 1928) и в сборнике новелл "Sie sind jung" (Они молоды, 1929), Генрих Манн по-новому, очень нервно и болезненно, повторяет свои старые темы параллелизма жизни и игры-искусства, причем проблемы эти остаются неразрешенными. После периода мелкобуржуазного активизма упадочническое разочарование и эстетизм получают в творчестве Генриха Манна перевес над критикой буржуазного общества.
   При общей неуравновешенности и противоречивости Манн отличается напряженными исканиями наиболее подходящих форм выражения. М. -- неспокойно описывающий события повествователь. Не только люди, но и события, в к-рых эти люди участвуют, изображены у М. с особой пристрастностью, как напр. сцена открытия памятника Вильгельму I в "Верноподданном", к-рая превращена в настоящий гротеск и издевательство над буржуазным патриотизмом. Отворачиваясь от добропорядочной буржуазной "объективности", М. этой утрировкой подчеркивает свое отрицательное отношение к буржуазии и ее культуре. Вот почему Манн становится близок мелкобуржуазному активизму, его признают даже учителем протестующего экспрессионизма мелкобуржуазной литературы. В связи с включением в тематику М. проблемы личной упадочности и безвыходности, искусства и жизни, при неуравновешенности героев, произведения его становятся настолько нервно-напряженными, что часто, особенно после войны, в них теряется логическая нить повествования. Рассказ М. переходит часто в нервные выкрики, явления воспроизводятся во всей их сумбурности, что приводит в противоположность прежней манере писателя к расплывчатости и нечеткости изложения. Общая принципиальная критика буржуазного общества теряется в хаосе борьбы личности со своими противоречивыми стремлениями. Упадочничество и неуравновешенность снимают ту критику буржуазного общества, которая характерна для главных произведений М., как и последнего его романа "Die grosse Sache" (Великое дело, 1930). Здесь протест против фашизирования Германии и сатира на новую плутократию также ослабляются сведением общественной жизни послевоенной Германии к проблеме психологической. Критика М. современной действительности тем самым стала менее четкой и целеустремленной.
   Не только художник, но и публицист, М. все время активно участвует в обсуждении политических, гл. обр. культурных проблем. Его публицистические статьи за последние годы собраны в сборнике "Sieben Jahre" (Семь лет, 1929). Во время войны и революции в Германии М. выступал за лозунги пацифизма и революции. Но эти лозунги, как и у мелкобуржуазных радикалов активизма, были весьма неясны. Дальше неопределенного призыва к демократизму и духовной революции Манн не шел. В последующие годы М., являясь членом Общества друзей Советского Союза, неоднократно защищал его против клеветы; однако это не помешало ему подписать протест против расстрела 48 вредителей. Защита СССР все время шла у Генриха Манна по линии примирения культуры "Востока" (под этим понималась советская культура) с культурой "Запада", противоречия к-рых, по мнению М., суждено сгладить Германии. Таким обр. защита культурной политики Советского Союза приводила объективно к националистической апологии немецкой буржуазной культуры. Манн выступал также на демонстрациях протеста по поводу нарастающей культурной реакции Германии. Этим писатель заслужил в буржуазной лит-ре звание революционера и оригинала.

Библиография:

   I. Собр. сочин., с предисл. В. М. Фриче, 9 тт., изд. "Современные проблемы", М., 1909--1911 (тт. I--III. Богиня, или три романа герцогини Асси, ч. 1. Диана, ч. 2. Минерва, ч. 3. Венера; т. IV. Мнаис Джиневра, Новеллы, Мелкий бес, Роман; т. V. В погоне за любовью, Роман; т. VI. Актриса, Чудесное, Новеллы, с критическим очерком Г. Бранденбурга; т. VII. Из жизни светских людей, Роман; т. VIII--IX. Мечта и жизнь, Роман); Полное собр. сочин., 9 тт., изд. Саблина, М., 1911--1912;
   Верноподданный, Роман, 2 тт., изд. Г. С. Цукерман, П., 1915 (т. I. Власть, т. II. Карьера), и др. В пореволюционные годы издано: Диана, перев. А. Полоцкой, Гиз, М. -- П., 1923 (изд. 2-е, Л., 1927);
   Минерва, перев. А. Полоцкой, Гиз, М. -- П., 1923 (изд. 2-е, Л., 1927);
   Венера, перев. А. Полоцкой, Гиз, М. -- П., 1923 (изд. 2-е, Л., 1927);
   Мадам Легро, пьеса в 3 д., перев. В. Ирецкого, издание "Мысль", П., 1923;
   Обездоленные, ред. и вступ. статья Б. Гиммельфарба, ГИУ, Харьков, 1923 (То же, изд. ВЦСПС, М., 1925; То же, Гиз, М. -- Л., 1926);
   Рассказы, перев. Н. И. Соколовой, Гиз, М. -- П., 1923;
   Предатели, перев. Б. Л. Каценельсон, изд. "Мысль", Л., 1924;
   Борьба, Роман, перев. А. М. Карнауховой, издание "Мысль", Л., 1925;
   Беднота, Роман, перев. О. Я. Скитальца-Яковлева, Гиз, М. -- Л., 1926;
   Кобес, Рассказ, перев. Е. А. Некрасовой, Гиз, М. -- Л., 1926;
   Верноподданный, перев. А. Полоцкой, Гиз, М. -- Л., 1927;
   За сына, Роман, перев. В. П. Стелецкого, изд. "Мысль", Л., 1927 (в перев. С. Я. Лурье -- "Мария", изд. "Прибой", Л., 1927);
   Лилиана и Пауль, Новелла, перев. Ел. Эйхенгольц, Гиз, М. -- Л., 1927;
   Светские люди, Роман, перев. В. М. Фриче, Гиз, М. -- Л., 1927; Рассказы, перев. М. А. Зельдович, изд. "Огонек", М., 1928;
   Счета жизни, Рассказы, перев. Л. А. и В. А. Шполянских, под ред. Г. А. Зуккау, изд. "Прибой", Ленинград, 1928;
   Novellen, 1909--1911;
   Madame Legros (Пьеса из времен Французской революции), 1913;
   Brabach, 1916; Der Weg zur Macht; Das gastliche Haus, 1919;
   In einer Familie, 1924; Mutter Marie, 1927;
   Eugenie oder die Bürgerzeit, 1928; Sie sind jung, 1929.
   Новеллы: Abrechnungen, 1924;
   Kobes, 1925; Liliane und Paul, 1926;
   Gesammelte Romane und Novellen, 12 B-de, 1916.
   
   II. Фриче В. М., От морали к эстетике и эротике, Предисловие к роману "Диана" в "Собр. сочин." Манна, т. I;
   Его же, Зап.-европейская литература XX в. в ее главнейших проявлениях, Гиз, М. -- Л., 1926;
   Sinsheimer H., Heinrich Manns Werk, 1902 (München, 1921);
   Sauer H., H. Mann, 1909 ("Das Literarische Echo");
   Lothar E., Silhouette, "Neue Freie Presse", 2/XI 1926.

А. Запровская

   Источник текста: Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939. Т. 6. -- М.: ОГИЗ РСФСР, гос. словарно-энцикл. изд-во "Сов. Энцикл.", 1932. -- Стб. 770--776.
   Исходник здесь: http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le6/le6-7701.htm

II.

   МАНН (Mann), Генрих (27.III.1871, Любек, -- 12.III.1950, Санта-Моника, Калифорния) -- нем. писатель. Брат Томаса Манна. Род. в старинной патрицианской бюргерской семье, отец его -- сенатор и владелец фирмы. М. учился в Берлинском ун-те. Первое выступление в печати -- 1893. В начале 1-й мировой войны М. выступил с резким осуждением походов кайзеровской армии (очерк "Золя", 1915). Убежденный республиканец, М. в Веймарской бурж. республике пережил полосу разочарований. С в 1926 был членом, затем пред. отделения лит-ры прусской Академии искусств. В 1933--1940 -- в эмиграции во Франции М. вместе с А. Барбюсом, Ж. Р. Блоком был организатором ряда антифашист. выступлений интеллигенции. В 1935 возглавил нем. делегацию на Париж. междунар. конгрессе писателей в защиту культуры. С 1936 М. -- пред. Комитета германского нар. фронта, созданного в Париже. В это время растут его дружески симпатии к КПГ, к Сов. Союзу. Оккупация Франции гитлеровцами вынудила М. переехать в Америку; он поселился в Лос-Анжелосе. В 1949 отмечен Нац. премией ГДР 1-й степени. В том же году, после возобновления в демократич. Берлине деятельности нем. Академии иск-в, избран первым ее президентом. Однако переезду М. в ГДР помешала болезнь и смерть.

0x01 graphic

   Первые лит. опыты М. несут на себе следы различных влияний -- классич. традиций нем. и франц. лит-ры, модернист. течений "конца века". Уже в ранних сб-ках новелл "Волшебное" ("Das Wunderbare", 1897), "Преступление и другие рассказы" ("Ein Verbrechen und andere Geschichten", 1898) выдвигается тема, к-рая займет у М. видное место: иск-во и жизнь, художник и об-во. В нек-рых рассказах, напр. "Похищенный документ" (1896), угадывается будущий критич. реалист, талантливый сатирик.
   В романе "Страна кисельных берегов" ("Im Schlaraffenland", 1900) персонажи группируются вокруг банкира и короля биржи Тюркхеймера, к-рый вместе с огромным богатством, нажитым аферами, приобретает фактич. власть над иск-вом и прессой, судьбами множества людей. Собирательный образ "земли обетованной" -- реалистич. символ бурж. мира. М. пользуется приемами шаржа, карикатуры, причудливого гротеска, вводит в нем. лит-ру "образ-маску" -- прием, освоенный позднее экспрессионистами. В финале романа в стиле театр. фарса изображено триумф. возвращение в Берлин главаря "страны кисельных берегов" из путешествия в др. страны, где он будто бы насаждал культуру. За помпезностью и крикливым величием, с которыми герм. империализм выступал на мировую арену, М. разглядел его гнилую и хищную природу.
   За десятилетие 1900--10 М. создал шесть романов, к-рые явились, по его определению, вехами "от утверждения индивидуализма к почитанию демократии". Кульминация индивидуалистич. устремлений М. -- трилогия "Богини, или Три романа герцогини Асси" ("Die Göttinnen oder Die drei Romane der Herzogin von Assy", 1903). Воздвигая "храм в честь свободной, прекрасной, наслаждающейся личности", М. сталкивает свою героиню с духовно разлагающимся миром европ. декаданса. Героиня, соответственно частям трилогии, названным по именам богинь, проходит три стадии увлечения -- политической борьбой ("Диана"), иск-вом ("Минерва"), чувственной любовью ("Венера"). Критич. тенденции творчества М. постепенно нарастают: в романе "Погоня за любовью" ("Die Jagd nach Liebe", 1904), в новеллах "Пипо Спано" ("Pipo SpanС", 1904), "Бранцилла" ("Branzilla", 1906) упадок иск-ва и упадок бурж. об-ва представлены как две стороны одного и того же процесса; осн. же коллизия -- без присущего "богиням" эгоцентризма.

0x01 graphic

"Профессор Унрат" (Берлин). Илл. П. Розье.

   Значит. реалистическое достижение раннего М. -- роман "Учитель Гнус, или Конец одного тирана" ("Professor Unrat oder das Ende eines Tyrannen", 1905). Герой романа -- типичный для бурж. Германии школьный учитель, педант и злобный тиран, воплощающий дух прусской муштры империалистич. эпохи. "Образ-маска" перерастает в "маску-характер". Язвительному обличению подвергается вся система воспитания, как и весь иерархич. правопорядок вильгельмовской Германии. Если роман "Между расами" ("Zwischen den Rassen", 1907) примечателен лишь тем, что в нем впервые ставится важная для М. проблема единства "духа и действия", то роман "Маленький город" -- шаг в сторону народности худож. творчества ("Die kleine Stadt", 1909). В романе много ярких персонажей, рассказ о жизни обитателей итал. городка ведется в тоне веселой иронии, трагикомич. буффонады.
   С нач. 10-х гг. развертывается также публицистич. деятельность М. Он сближается с радик. кругами нем. интеллигенции, сотрудничает в журнале левых экспрессионистов "Aktion" ("Действие"). Статьи М. "Дух и действие" ("Geist und Tat", 1910), "Вольтер и Гёте" (1910) напоминают о великих революц. традициях франц. обществ. мысли и лит-ры. Обращаясь к нем. интеллигенции, М. призывал перебросить мост через пропасть, образовавшуюся в "стране мыслителей и поэтов" между высокими помыслами и филистерским отстранением от политич. борьбы. В памфлете "Рейхстаг" (1911) М. бичует пресмыкательство нем. буржуазии и с.-д. парламентариев перед правящей юнкерской и милитарист. верхушкой. В эти годы М. создает серию драматич. произв., лучшее из к-рых -- пьеса "Мадам Легро" ("Madame Legros", 1913) о событиях франц. бурж. революции конца 18 в.

0x01 graphic

"Верноподданный" (Берлин, 1949). Илл. М. Хёниша.

   За месяц до начала 1-й мировой войны М. закончил роман "Верноподданный" ("Der Untertan", 1914) -- одно из самых значит. своих произв. В нем дано глубоко реалистич. и в то же время символически-гротескное изображение нравов кайзеровской империи. Осн. персонаж романа Дидерих Геслинг -- бурж. делец, оголтелый шовинист, верноподданный кайзера, наглец и трус, многими своими чертами предвосхищающий тип гитлеровца. Пророч. характер книги сказался также и в том, что свой прообраз нашли в ней не только фашисты, но и те, кто своей предательской политикой проложил им впоследствии дорогу к власти -- правые с.-д. лидеры. Роман М. не мог быть издан в Германии до свержения вильгельмовской монархии и появился там лишь в 1918; в 1915 он увидел свет в России (пер. с рукописи). Этим романом открывается трилогия "Империя", подводящая итог целому историч. периоду в жизни нем. об-ва. За "романом о буржуазии" ("Верноподданный") следует "роман о пролетариате" -- "Бедные" ("Die Armen", 1917), где М. впервые ставит в центр изображения рабочих, с сочувствием описывая их борьбу против капиталиста: рабочий Бальрих и промышленник Геслинг -- непримиримые враги. Слабые стороны этого произв. проистекают из недостаточного знания писателем изображаемой среды, теории и практики революц. борьбы пролетариата. В романе "Голова" ("Der Kopf", 1925) наряду с военщиной, дипломатами, промышленниками обрисован мир интеллигентов. И политич. развитие, и процессы духовной жизни нем. об-ва в предшествовавшие 1-й мировой войне десятилетия освещаются как неотвратимое движение к катастрофе. Реалистическое в своей основе, повествование пронизано переусложненной символикой. Изобличая подлинных виновников войны и душителей культуры -- промышленных и финансовых магнатов империи, М. в период работы над романом видит, что после войны и неудавшейся революции 1918 они укрепили свою власть в Веймарской республике. Отсюда мрачный колорит этой книги. Социальный по жанру, антивоен. по духу и направлению роман проникнут пессимизмом, иногда ощущается налет мистики -- свидетельство нек-рой растерянности писателя перед ходом событий в Веймарской республике. Это настроение сказалось и в др. произв. М. периода Веймарской республики.
   Романы "Мать Мария" ("Mutter Marie", 1927), "Евгения, или Эпоха бюргерства" ("Eugenie oder die Bürgerzeit", 1928), "Большое дело" ("Die grosse Sache", 1930), "Серьезная жизнь" ("Ein ernstes Leben", 1932), новеллы "Кобес" ("Kobes", 1925) и др. по реалистич. ясности и глубине уступают трилогии "Империя", однако отмечены резкой критикой хищничества и бесчеловечности капитализма. Той же теме посвящены публицистич. выступления 20-х -- нач. 30-х гг., опубл. в сб-ках "Семь лет" ("Sieben Jahre", 1929) и "Общественная жизнь" ("Das öffentliche Leben", 1932).
   Глубокое влияние на развитие М. оказала Октябрьская революция в России. Все более сомневаясь в способности бурж. демократии изменить обществ. жизнь, М. постепенно приходит к пониманию историч. роли социализма. Решительные сдвиги в этом направлении происходят в сознании М. после установления фашист. диктатуры на его родине. Восхищение вызывают у него подвиги нем. подпольщиков-коммунистов, мужество исп. народа и интернац. бригад. Утверждаясь на позициях воинствующего гуманизма, М. в практике антифаш. борьбы сближается с деятелями КПГ. В эти годы выходят сб-ки статей "Ненависть" ("Der Hass", 1933), "Настанет день" ("Es kommt der Tag", 1936), "Мужество" ("Mut", 1939), направленные против гитлеризма. М. рисует сатирич. портреты фюрера и его подручных. В то же время в книгах М. встают светлые фигуры коммунистов от Э. Тельмана до гамбургского рабочего Эдгара Андре. О коммунистах М. уже в 1935 писал: "...Сама живая современность питает их душевные силы; есть на земле такое государство, которое убедительно доказывает их правоту. Все крепче становится мощь Советского Союза, могущество целой части света" (Соч., т. 8, 1958, с. 502). Романы "Юность Генриха IV" ("Die Jugend des Königs Henri Quatre", 1935) и "Зрелость Генриха IV" ("Die Vollendung des Königs Henri Quatre", 1938) -- вершина позднего творчества М. Героем своей дилогии М. избрал короля Анри как вождя гугенотов и прогрессивных сил, выступавших в религ. войнах 16 в. против католич. и феод. реакции. Историч. фон романа -- франц. Возрождение с дворцовыми празднествами и Варфоломеевской ночью, а вместе с тем и страданиями вконец разоренного простого люда. Центр. образ -- Генрих IV, "гуманист на коне и с мечом в руке", раскрывается как носитель историч. прогресса. В романах много прямых параллелей с современностью.
   Во время войны по горячим следам преступлений гитлеровцев в Чехословакии М. написал антифашист. роман "Лидице" ("Lidice", 1943), близкий по форме к киносценарию. Роман "Прием в свете" ("Empfang bei der Welt", опубл. 1956) перекликается по теме и манере с его первыми сатирич. романами. В романе "Дыхание" ("Der Atem", 1949) действие происходит в нач. 2-й мировой войны на юге Франции; антифашист. идейная направленность романа отчасти затушевана отрывочной схематич. и отвлеч. манерой изложения. Этим отличается и последний неоконч. роман "Печальная история Фридриха Великого" ("Die traurige Geschichte von Friedrich dem Grossen", фрагменты опубл. в ГДР в 1958--60).
   Итогом публицистич. творчества М. явилась кн. "Обзор века" ("Ein Zeitalter wird besichtigt", 1946), сочетающая жанры мемуарной лит-ры, политич. хроники, автобиографии. Художник-борец дает критич. оценку своей эпохи, и хотя он не освободился полностью от иллюзий относительно нек-рых бурж. политиков, в его книге доминирует мысль о решающем воздействии Сов. Союза на мировые события. В послевоен. годы, наблюдая в США новый психоз антикоммунизма в духе "холодной войны", М. все более укрепляется в своем убеждении, что на смену бурж. об-ву должен прийти новый социальный строй, провозвестником к-рого был великий Октябрь. В своем "Слове к Берлину" М., обращаясь к берлинским рабочим, писал: "Не успокаивайтесь, пока все жизненно важные предприятия не перейдут из частных рук в общественную собственность!.. Не в войне, а в революции будет решаться вопрос: быть или не быть Германии" (там же, с. 685--686). Какую из двух Германий считать своей родиной -- этот вопрос был далеко не прост для многих писателей-антифашистов, когда после разгрома гитлеризма настала пора возвращения. Для М. этот выбор был предрешен всем ходом его идейно-творч. эволюции. В дружеском письме на имя президента В. Пика М. писал в 1949: "На Вашей стороне -- сама жизнь. А я, пока я жив, стою за победу жизни и рад, что наши с Вами стремления едины" (там же, с. 678).
   В ГДР многое сделано для изучения наследия М., искажавшегося бурж. критикой. При Академии иск-в в Берлине создан богатый материалами архив М. За лучшие произв. молодым нем. литераторам ежегодно вручаются премии его имени. Издаются его соч.; о нем написано много работ, монографич. исследований. Книги М. были хорошо известны еще в дореволюц. России, но особую популярность они приобрели у сов. читателей. Переводы отдельных соч. М. на рус. язык появились уже в нач. века, а первое Полное собр. соч. вышло в 1909--12.

Сочинения:

   Gesammelte Romane und Novellen, Bd 1--10, Munch.--Lpz., [1916--17];
   Gesammelte Werke in Einzelausgaben, W. -- B., 1925;
   Ausgewählte Werke in Einzelausgaben, Bd 1--12, В., 1951--1956;
   Thomas Mann -- Heinrich Mann, Briefwechsel 1900--1949, В.--Weimar, 1965;
   в рус. пер. -- Полн. собр. соч., т. 1--9, М., 1909--12;
   Полн. собр. соч., т. 1--7, М., 1910--12;
   Соч. [Вступ. ст. И. Миримского в т. 1 и 8], т. 1--8, М., 1957--58.

Литература:

   Фриче В., Сатира на герм. милитаризм, в кн.: Герм. империализм в лит-ре, М., 1916;
   Анисимов И., [Предисл.], в кн.: Манн Г., Верноподданный, М., 1930; Бехер И., [Предисл.], в кн.:
   Манн Г., Голова, М., 1937;
   Мотылева Т., Генрих Манн -- антифашист, "Интерн. лит-ра", 1937, No 6;
   Манина Г. Е., Публицистика Генриха Манна 40-х годов, в кн.: Лит-pa Германской Демократич. Республики, М., 1958;
   Егоров О., "Прием в свете" Генриха Манна, "Ин. лит-ра", 1958, No 1;
   Нартов К. М., Генрих Манн. Очерк творчества, М., 1961;
   Серебров Н. Н., Генрих Манн. Очерк творч. пути, М., 1964;
   Soergel A., Heinrich Manns Entwicklung vom Renaissancedichter zum mitteleuropäischen Demokraten, в его кн.: Dichter und Dichtung der Zeit, Bd 2, Lpz., 1927;
   Mann V., Wir waren fünf, Bildnis der Familie Mann, Konstanz, 1949;
   Die deutsche Arbeiterklasse ehrt Heinrich Mann, "Neues Dcutschland", 1950, 15. März;
   Pieck W., Ein unermüdllcher Kämpfer für den Fortschritt, там же;
   его же, Trauer um einen grossen deutschen Dichter, "Aufbau", 1950, No 4;
   Zweig A., Heinrich Mann (Fazit seiner Grösse), там же;
   Abusch A., Heinrich Mann -- Geist und Tat, в его кн.: Literatur und Wirklichkeit, В., 1952;
   Kantorowicz A., Heinrich und Thomas Mann, В., 1956;
   Herder W., Aufruf und Bekenntnis, "Weimarer Beiträge", 1965, No 3.

Н. Н. Серебров.

   Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 4: Лакшин -- Мураново. -- 1967. -- С. 580--584.
   Исходник здесь: http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke4/ke4-5801.htm

Иллюстративный ряд:

0x01 graphic

1. Автограф статьи о Золя.

0x01 graphic

2. Г. Манн. Портрет работы В. Зейгера.

0x01 graphic

3. Рисунок Г. Манна "Лесная идилия".

0x01 graphic

4. "Кобес". Илл. Г. Гросса. 1925.

0x01 graphic

5. Г. Манн. Скульптурный портрет Г. Зейтца.

0x01 graphic

6. "Бедные". Илл. К. Кольвиц.

0x01 graphic

7. "Юность Генриха IV". Титульный лист А. Васина. 1956.

0x01 graphic

8. "Голубой ангел". Илл. П. Розие. 1950.

0x01 graphic

9. "Новеллы о художниках". Илл. Б. Хеллера. 1961.

0x01 graphic

10. "Зрелые годы короля генриха IV". Фронтиспис Е. Ракузина. 1961.

0x01 graphic

11. Плакат к кинофильму "Верноподданный" (студия "Дефа") по роману Г. Манна.

   
   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru