Маринетти Филиппо-Томмазо
Маринетти: краткая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


I.

   МАРИНЕТТИ (Marinetti), Филиппо Томазо (р. 1876), итал. писатель, фашист, глава футуризма. Выступал с футуристскими "манифестами", в к-рых воспевал империалистич. агрессию, объявив войну "лучшей гигиеной мира". Идеализация империалистического хищника -- "человека действия", -- мистическая поэтизация милитаризма и военной экспансии ("Мафарка-футурист", 1910, "Битва при Триполи", 1911) характерны для творчества М. -- идеолога фашизма. Искания М. в области формы свелись к разрушению синтаксиса, к бессмысленным формалистским и полиграфии, кунстштюкам (книга "Zang-Tum-Tumb", Milano, 1914).
   
   Источник текста: Большая советская энциклопедия (1-е издание), том XXXVIII (1938): Маммилярия -- Мера стоимости, стлб. 138.

II.

   МАРИНЕТТИ (Marinetti), Филиппо Томмазо (22.XII.1876, Алессандрия, близ Генуи, -- 2.XII.1944, Белладжо, Италия) -- итал. писатель. Создатель и теоретик направления футуризма в европ. лит-ре и иск-ве. Писал на итал. и франц. языках. Начал лит. деятельность как поэт свободного стиха: поэма "Завоевание звезд" ("La conquЙte des Иtoiles", 1902). В сатирич. пьесе "Король-Кутеж" ("Le roi Bombance", 1905) осмеял социалистич. идеалы. В 1905 М. основал журн. "Poesia" ("Поэзия"), где печатались модернистские поэты. 20 февр. 1909 М. опубл. в газ. "Фигаро" "Первый манифест футуризма", провозгласивший 11 пунктов его идейно-эстетич. программы. Футуризм М. предстает как идеология империалистич. экспансии, милитаризма в иск-ве, "которое может быть только насилием, жестокостью". Под демагогич. лозунгами освобождения от мертвой культуры прошлого М. проповедовал попрание гуманистич. идеалов, создание "динамической литературы будущего" -- "futuro" (отсюда "футуризм"), воспевающей технику, машину вместо человека. М. провозглашал войну "единственной гигиеной мира". В последующих "технических манифестах" (1912--13) М. устанавливает худож.-языковые принципы футуризма: разрушение синтаксиса и грамматики, звукоподражание, использование знаков и символов как зрительных средств письма для передачи "футуристич. чувствований", свобода несвязанных аналогий и образов. В период, предшествовавший 1-й мировой войне, М. ездил с пропагандистскими лекциями (был в России в 1913), создавал футуристич. кружки из националистич. молодежи. Он основал футуристский журн. "Lacerba" (1913). В стихах и прозе М. воспевал итал. колониалистскую экспансию в Африке: "Битва при Триполи" ("La bataille de Tripoli", 1911, рус. пер. 1915), роман "Мафарка-футурист" ("Mafarka le futuriste", 1910, рус. пер. 1916); итало-турецкую войну -- в сб. стихов "Занг-тум-тум" ("Zang-tumb-tumb", 1914), где М. дает образцы футуристского монтажа разбросанных печатных строк, математич. и телеграфных знаков. Агитируя за вступление Италии в 1-ю мировую войну, М. участвует в ней добровольцем. С 1919 М. -- сподвижник Муссолини, провозглашающий родственность футуризма и фашизма ("Futurismo e fascismo", 1924). В годы фашист. диктатуры М. -- академик, пред. Союза итал. писателей, но в лит-ре его влияние исчезает; произв. М. 20--30-х гг. -- самоповторение.

0x01 graphic

Сочинения:

   Le futurisme, P., 1910; Les mots en liberté futuristes, Mil., 1919;
   Il tamburo di fuoco, Mil., [1926]; Teatro, v. 1--3, Roma, [1960];
   в рус. пер. --
   Футуризм, [СПБ, 1914];
   Манифесты итальянского футуризма, М., 1914.

Литература:

   Луначарский А. В., Футуристы. Сверхскульптор и сверхпоэт, Собр. соч. в 8 тт., т. 5, М., 1965;
   Altomare L., Incontri con Marinetti e il futurismo, Roma, [1954].

З. М. Потапова.

   Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 4: Лакшин -- Мураново. -- 1967. -- С. 616--617.
   Исходник здесь: http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke4/ke4-6162.htm
   
   
   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru