Мазурин Константин Митрофанович (1866. Москва -- 29.9.1927. Форли. Италия), поэт, музыковед; врач. Из рода потомств. поч. граждан, известных в Москве благотворителей [богадельни на Ваганьковском кладбище, на Котельнической набережной ("Мазурннская богадельня"), городской Сиротский дом, стипендии и др.] Отец -- фабрикант, основатель и гл. владелец Реутов, мануфактуры, коммерции сов.; мать -- известная итальянская балерина Герра; старшая сестра Надежда, пианистка, ученица Н. Г. Рубинштейна и С. И. Танеева, считалась одной из образованнейших и красивейших женщин Москвы. Мазурины состояли в тесном родстве с Третьяковыми. Получив классическое образование в Лицее в память цесаревича Николая (1880--86), М. поступил в Моек, ун-т (одновременно -- на университетское отделение Лицея), вначале на физико-математический факультет, а затем -- на историко-филологический. который окончил в 1893. Был удостоен двух серебряной медалей Московского университета за сочинение по истории искусств в 1890 ("Винкельман. Его жизнь и сочинения", т. 1. М.. 1894) и по патристике в 1891 ("Тертуллиан и его творения", М., 1892) -- серьезные биобиблиографии. труды, отчасти преследующие популяризатор, цель.
Еще подростком-лицеистом М. начал заниматься пением и теорией музыки в России и продолжал позже за границей (в Германии. Италии. Франции). В результате этих занятий разработал собственную систему обучения пению (взяв за основу староитальянскому методу) и систему преподавания теории музыки (М. назвал ее "логической", основывая на акустических и математических законах), которую сам успешно испробовал и Московском синодальном училище церковного пения. Свою систему М. изложил в книге "К истории и библиография пении" (М.. 1893: отрицательная рецензия: "Артист", 1894. No 41), "Квопросу и способе преподавания элементарной теории музыки" (М., 1894). "Методология пения" (т. 1--2, М., 1902--03). Последняя позже оказалась ценным справочным пособием для специалистов (см., напр.: Багадуров, с. 172).
Стихи начал писать в детстве; выпустил (в основном на собственные средства; в периодике не печатался) несколько поэтических сборников: "Мечты" (М., 1887). "Лирика любви" (ч. 1, 2, М., 1891). "История одной любви" (М., 1897,1, "Эпизоды" (М., 1900). "Строфы Нирузама" (М., 1901) и др. (иногда -- под псевдонимом Константин Герра); некоторые из них были недоброжелательно отмечены в "Русском богатстве" (1891, No 12; 1898, No 2). Мотивы разочарования. одиночества, ранней старости ("в двадцать лет -- старик, с разбитою душой"), скитаний на чужбине -- основные в лирике М. Тема смерти, быстротечности земных радостей (любовь к женщине -- "минутная услада"), вошедшая в сознание М.. видимо, еще в отрочестве, в связи с внезапной смертью отца (см. об этом в поэме "Жизнь", М., 1898), занимает особое место в его лирике, соседствуя с гедонистическими стихами о радостях любви. Во многих стихах, особенно ранних. М. подражает М. Ю. Лермонтову, реже -- А. С. Пушкину, В. А. Жуковскому, А. К. Толстому; многие строки -- сознательные или бессознательные реминисценции. Преобладает интонация романса. Есть шутливые ("альбомные") стихи, множество акростихов; излюбленный жанр -- "скерцо" (изящная, шутливая вещица с неожиданной концовкой). Две поэмы из сб. "Эпизоды": "Духовное завещание" и "Самоубийство" -- вышли отдельным изданием на немецком языке ("Traumland", Berlin. 1900).
В кон. 1890-х гг. жизненные неудачи и несчастья [смерть жены и дочери (см. стих. "Одиночество", "Галлюцинация" -- сб. "Эпизоды"), непризнанность как поэта и музыковеда] повергли М. в глубокий кризис и побудили искать нового приложения своих сил. Уже в зрелые годы он получил медицинское образование. По окончании медицинского факультета Московского университета (1904-- 09) изучал гинекологию и оперативное искусство в Берлине; экстернат прошел в Московском родовспомогательном заведении (1909--12). Одновременно состоял врачом амбулатории имени кн. Долгорукова (Красного Креста) по женским болезням. Издал несколько работ по акушерству: изобрел новые модели акушерским щипцов и пузыря со льдом. До 1917 занимался частной практикой, содержал лечебницу (бесплатную для неимущих), где сам принимал как сверхштатный врач; в духе семейных традиций был членом многих обществ (Совета дет. приютов, Елизаветин. благотворит. общества, Археологического института, Автомобильного общества и других); с 1915 занимал пост сербского. генерального консула. Во время войны, будучи ординатором 17-го Сводного полевого госпиталя, составил два сборника вопросов-ответов для испытания ротных фельдшеров: "Гигиена и дезинфекция" и "Фармакология" (оба -- М.. 1915).
Жил в Москве; много путешествовал за границей. После 1917 покинул Россию.
Другие произведения:
"Олимпия по В. Лалу и П. Монсо" (М., 1892),
"Рассказы" (М., 1899),
"Сокровенный смысл вопроса о перфорации живого плода" (М., 1911),
"К вопросу о перфорации живого и мертвого плода" (СПб., 1912),
"О настоятельной необходимости скорейших реформ в Моск. родовспомогат. заведении" (М.. 1912).
Литература:
Труды Акушсрско-гинекологич. об- ва, сост. при Имп. Моск. ун-те. 1919 т. 26, с. 160--61 (автобиогр.);
Багадуров В. А.. Очерки по истории вокальной педагогики. 2-е изд.. ч. 3, М.. 1956, с. 127--30. 172--75:
Ворожейкина З. Шахвердов А. Вернемся к одной лит. мистификации. -- ВЛ. 1982. No 4.
Ист. записка Имп. Лицея в память цесаревича Николая за 30 лет. М.. 1899 (список лит. трудов):Венгеров (Сл.; Источ.);
Бернандт Г. Б.. Ямпольский И. М.. Кто писал о музыке (биобиблиогр. словарь), т. 2, М., 1974, с. 173;
Иванов; Масанов.
Архивы: ЦГАЛИ, ф 1346, No 47 (стихи с правкой М.); ЦГИАМ, ф. 233, on. 1. а. 273. д. 256, д. 248, д. 249, д. 78 (списки лицеистов и студентов); ф. 418. оп. 78. д. 4269 (л. д. 1909 г.).
И. В. Никитина.
Источник текста: Русские писатели. 1800-1917. Т. 3. К-М. -- 1994. С. 451--452.