(Catulle Mendes) -- французский поэт; род. в 1841 г.; 18-ти лет от роду основал журнал "Revue fantaisiste"; за напечатанную там первую, крайне фривольную поэму М., "Le Roman d'une nuit", автор и издатель подверглись тюремному заключению. М. был одним из основателей "Parnasse contemporain", в котором печатал строго выдержанные в классическом духе поэмы. К этому периоду относятся самые красивые поэмы М., в которых форма доведена до совершенства; по настроению они вполне противоположны позднейшему фривольному жанру М., поэтичны и возвышенны. Таковы "Philomela" (1864), "Hesperus" (1869), "Contes épiques" (1870) и др., собранные впоследствии под общим заглавием: "Poésies" (несколько изданий). Внутреннюю историю "парнасского" движения, его цели и свою роль в нем М. рассказал в талантливо написанной книге: "La l é gende du Parnasse contemporain" (1884). Когда члены "Парнаса" разбрелись, М. совершенно изменил характер своих произведений и стал писать остроумные новелетки порнографического характера: "Les Folies Amoureuses", "Le Roi Vierge", "Monstres Parisiens", "Les Boudoirs de Verre", "Mephistophela" и др. М. написал много драматических пьес сказочно-романтического содержания, как "Le Roi Candaule", "Flamette", "Isoline", "Griselidis" и др. M. был женат на дочери Теофиля Готье, писательнице Юдифи Готье; развод его с ней наделал в свое время много шума.
Источник текста: Энциклопедический Словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона
II.
МЕНДЕСКатюлль [Catulle Mendès, 1841--1909] -- французский поэт, романист и новеллист. Р. в Бордо в еврейской семье. Редактировал журн. "Revue Fantaisiste", где сотрудничали Теофиль Готье, Т. Банвиль, Бодлер, Бакери, Вилье де Лиль Адан, А. Додэ. В 1865 принимал участие в издании журн. "L'art", где сотрудничали Леконт де Лиль, Сюлли-Прюдомм, Коппе, Верлен, Малларме и др. и кладется начало "Парнасу". Сам М. как поэт примыкал к этой школе; в 1863 дебютировал сборником стихов "Philoméla", за к-рым следовал длинный ряд других. Очень плодовитый автор, искусный версификатор, М. в стихах не возвышается над уровнем посредственности. Широкая известность М. покоится гл. обр. на многочисленных томиках его новелл, большей частью фантастического содержания. Наряду с изящными и остроумными сказками часто встречаются тягуче-сентиментальные вариации на избитые темы и рассчитанно-порнографические страницы. Таков наделавший шума диалог между частями тела заснувшей красавицы. Язык М. богат; стилистика изысканна; велика забота о словесной инструментовке; строки типа "exquise marquise Lise de Belvélise" очень часты. Основное для поэта -- бегство от грубого мира реального в страну поэтической мечты, уживающееся с болезненным культом алькова; в политике -- презрительное равнодушие аристократа-артиста. М. напечатал свой дневник, веденный им в эпоху Коммуны ("Soixante treize journées de la Commune", P., 1871). Революционный переворот сначала вызывает как будто некоторое сочувствие поэта, раздраженного однообразием и скукой буржуазного общества, но это чувство быстро сменяется отвращением, страхом, ненавистью к пролетарской коммуне. В презрительно-эстетском брюзжании по поводу грубости движения, в лицемерном нытье по поводу якобы чрезмерно материального характера побуждений коммунаров сказалась реакция на революцию обычно самодовольного, а на этот раз напуганного и взбешенного буржуа, типичного буржуа 2-й Империи и 3-й Республики, трусливого, подлого, ограниченного, являющегося душой того самого порядка, за покушение на к-рый поплатились кровавой баней парижские коммунары. Дневник М. времен Коммуны принадлежит к той же категории произведений, что и грязно-клеветнический "труд" Максима дю Кана, невероятно обывательские записки Гонкуров, злобствующие воспоминания А. Дюма-сына и пр. Дневник М. явился лишним доказательством того, что с 1848 буржуазная интеллигенция Франции целиком и полностью перешла в лагерь контрреволюции и реакции. Это обстоятельство отражено и в романах М., наиболее интересной части его лит-ого наследства. Его романы -- большие фантастические сказки, где рядом со сценами, возможными лишь в сновидении, даны нарочито грубые натуралистические картины. Лучший роман -- "Luscignole" -- история девочки, выучившейся соловьиному пению, усвоившей психологию соловья и ослепленной (как делают с соловьем, не поющим в клетке) ее дедом, соловьиным охотником, изображенным в тонах чудовищного гротеска; это искусный психологический анализ невозможного в природе случая. Тот же характер имеют другие романы: "Zo'har Mephistophéla" (P., 1887), "Maison de la vieille" (P., 1894) и др.
Библиография:
I. Полное собр. сочин., 7 тт., изд. "Сфинкс", М., 1910--1912; Лесбия, Рассказы и стихотворения в прозе, перевод Е. Дживелеговой, М., 1912 (издание 2-е, М., 1913); Избранные рассказы, СПБ, 1912.
II. Bertrand A., Catulle Mendès, éd. Pansot, 1908.
Л. Н.
Источник текста: Л. Н. [Некора Л.] Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939. Т. 7. -- М.: ОГИЗ РСФСР, гос. словарно-энцикл. изд-во "Сов. Энцикл.", 1934. -- Стб. 157--158.
МЕНДЕС (Mendès), Катюль (20.V.1841, Бордо, -- 7.II.1909, г. Сен-Жермен-ан-Ле, близ Парижа) -- франц. писатель. В 1860 осн. в Париже журн. "Revue Fantaisiste", чем способствовал объединению группы поэтов "Парнас"; ее истории М. позднее посвятил цикл лекций-бесед "Легенда современного Парнаса" ("La légende du Parnasse contemporain", изд. 1884). Сб-ки стихов М. "Филомела" ("Philoméla", 1863), "Эпические легенды" ("Contes épiques", изд. 1872), поэмы "Эсперюс" ("Hespérus", 1869), "Пантелейя" ("PantéléОa", 1876) и др. написаны в классич. манере парнасцев, но отличаются большей эмоциональностью. После распада парнасской группы М. писал новеллы и романы, изображающие гл. обр. патологич. явления психики: "Король-девственник" ("Le Roi vierge", 1881), "Зо'ар" ("Zo'har", 1886), "Первая любовница" ("Première maНtresse", 1887), мистич. роман "Люсиньоль" ("Luscignole", 1892) и др. Ему принадлежат либретто опер, пантомимы, трагедия на мифологич. сюжет "Медея" ("Médée", 1898), тенденциозная кн. "73 дня Парижской Коммуны" ("Les 73 journées de la Commune", 1871), дающая искаженное освещение революц. событий.
Соч.: Œuvres complètes, [v. 1--9], P., 1900--08; Les poésies, [v.] 1--7, P., [1885]; Poésies, v. 1--3, P., 1892; Choix de poésies, P., 1925; Théâtre en prose, P., 1908; Théâtre en vers, P., 1908; L'art au théâtre, v. 1--3, P., 1897--1900; Le mouvement poétique franГais de 1867 Ю 1900, P., 1903; в рус. пер. -- Полн. собр. соч., т. 1--7, М., 1910--12; Избр. рассказы, [СПБ], 1912; Лесбия. Рассказы и стихотворения в прозе, М., 1914; Неизд. письмо К. Мендеса к Некрасову (Публ. Б. Г. Реизова), "Научн. бюллетень ЛГУ", 1947, No 16--17.
Лит.:Bertrand A., Catulle Mendès, P., 1908 (имеется библ.); Souriau M., Histoire du Parnasse, P., 1929.; Herlihy J.-F., Catulle Mendès, critique dramatique et musical (Thèse), P., 1936.
И. С. Ковалева.
Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 4: Лакшин -- Мураново. -- 1967. -- С. 766.