|
Скачать FB2 |
| |
Д. С. Мережковский
Царевич Алексей
Трагедия в пяти действиях
В Петербурге и в Неаполе.
1717--1718 годы.
ПЕРВОЕ ДЕЙСТВИЕ
В Петербурге, в доме царицы Марьи Матвеевны, угловая горница. Окна на Неву; видны голландские шпицы и низенькие мазанковые домики Петербурга-городка. Солнечный зимний день.
Царевич Алексей сидит у стола. Подьячий Докукин стоит перед ним.
Докукин шарит за пазухой и вынимает завалившиеся в карманную прореху бумаги.
Докукин подает бумаги.
Алексей вынимает листок, зажигает о горящую в углу, перед образами, лампадку, вынимает отдушник из печки, открывает дверцу, сует бумаги и мешает кочергой.
Докукин молчит.
Входит царевна Марья.
Целуются. Докукин уходит.
Молчание.
Стук в дверь.
Входит верховая боярыня Сундулея10, с двумя боярышнями и кланяется в ноги Алексею.
Сундулея уходит.
Боярышни закрывают ставни на окнах и приносят свечи.
Входит царица Марфа.
Старые верховые боярыни, комнатные бабы и мамы ведут ее под руки. Садится под образами, в золоченые кресла, подобие "царского места" с двуглавым орлом и короною.
Алексей подходит и садится на низенькую скамейку у ног Марфы.
Все уходят.
Молчание.
Тихо плачет. Алексей целует ей руки. Молчание.
Опускает голову и перебирает четки.
Занавес.
ВТОРОЕ ДЕЙСТВИЕ
Первая картина.
В Зимнем дворце, рабочая комната Петра, тесная, похожая на каюту, загроможденная токарными станками, математическими, артиллерийскими и фортификационными приборами. В углу -- образ Нерукотворного Спаса с горящею лампадою.
Петр сидит в кресле за столом. Лицо больное. Старый, заношенный и заплатанный шлафрок, шерстяная красная фуфайка с белыми костяными пуговицами; исподнее платье грубого синего стамеда; чулки, старые кожаные стоптанные туфли. Алексей стоит перед ним, как солдат навытяжку, руки по швам.
Падает на колени, хочет поцеловать руку Петра; тот отдергивает ее.
Входит денщик Румянцев с рюмкой водки и кренделем на блюдце. Алексей встает. Петр пьет и закусывает. Румянцев уходит.
Молчание.
Алексей стоит, не двигаясь, опустив глаза.
Дверь чуть-чуть приотворяется, в щелку заглядывает Екатерина.
Молчание.
Подымается во весь рост. Екатерина открывает дверь, входит в комнату и подкрадывается к Петру сзади тихонько, на цыпочках.
Петр оборачивается, опускает руки и падает в кресло.
Алексей, глядя на отца в упор, сгорбившись, съежившись, медленно пятится к двери и только на самом пороге вдруг оборачивается, открывает дверь и выходит. Екатерина, присев сбоку на ручку кресла, одной рукой обнимает голову Петра, другою -- гладит волосы его26.
Петр встает, кряхтя, и, опираясь на руку Екатерины, идет к двери. Уходят. Другая дверь приотворяется. Князь Василий Долгорукий высовывает голову и осторожно оглядывается, прислушивается. Входит.
Входит Алексей.
Занавес.
Вторая картина.
В доме Алексея. О. Яков и Алексей сидят за столом.
На столе закуска н водка. Осенний день.
Входит Афанасьич.
Афанасьич уходит.
Казачок Васька приносит вещи и уходит. Алексей надевает шлафрок и ночной колпак. О. Яков закутывает ему ноги одеялом и обвязывает голову полотенцем.
Стук в дверь.
Отпирает. Входит Румянцев.
Уходит.
Молчание.
Входят Кикин и князь Долгорукий.
Долгорукий и Кикин читают. Алексей скидывает одеяло, шлафрок, колпак и полотенце. О. Яков идет к двери.
Молчание.
Кикин ставит перед Алексеем на стол чернильницу, кладет перо и бумагу.
Кикин запечатывает письмо.
Входит Румянцев.
Целует руку Алексея, кланяется и уходит.
Пьют, целуют руку Алексея и уходят.
Входит Афанасьич.
Молчание.
Афанасьич уходит.
Занавес.
ТРЕТЬЕ ДЕЙСТВИЕ
Первая картина.
В Неаполе, в крепости Сант-Эльмо -- большая комната, похожая на арестантскую камеру. В окнах и в двери, открытой на галерею -- море и небо; земли не видно. Час вечерний.
Алексей и Ефросинья сидят за столом. Он читает письма. Она белится, румянится, примеривает мушки перед зеркалом.
Молчание.
Ефросинья уходит.
Ефросинья входит, полуодетая, с босыми ногами, влезает на стул и заправляет лампадку перед образом.
Ефросинья вырывается и убегает. Алексей подходит к столу, наливает стакан, пьет, садится в кресло, откидывает голову на спинку и закрывает глаза.
Засыпает. Тишина. Только море шумит. Темнеет. Далекий гул голосов и шагов. Все ближе. Цесарский наместник граф Даун, секретарь Вейнгардт, сенатор Толстой33 и капитан Румянцев, стоя в дверях заглядывают в комнату.
Толстой входит на цыпочках, держа в руках канделябр со свечами. Свет падает на лицо Алексея. Он открывает глаза и смотрит на Толстого, не двигаясь.
Толстой наливает воды в стакан и подает Вейнгардту, тот -- Алексею.
Толстой отходит.
По знаку Дауна Толстой подходит к Алексею.
Кланяясь так низко, что левою рукою почти касается пола, правою -- подает письмо. Алексей распечатывает, читает; иногда вздрагивает и взглядывает на дверь.
Вейнгардт уходит. Толстой придвигает стул к Алексею, садится на кончике, наклоняется и заглядывает в глаза его ласково.
Молчание.
Толстой вздыхает, вынимает из табакерки понюшку и медленно разминает ее между пальцев.
Толстой так же медленно засовывает понюшку сначала в одну ноздрю, потом -- в другую, затягивается и стряхивает платком табачную пыль.
Молчание.
Встает и хочет поцеловать руку Алексея; тот ее отдергивает.
Низко кланяется и уходит с Румянцевым. Алексей сидит, опустив голову и закрыв лицо руками. Даун подходит к нему и кладет руку на плечо его.
Обнимает его, целует в лоб и усаживает в кресло.
Входит Вейнгардт.
Занавес.
Вторая картина.
Там же. Ночь. Сирокко.
Окна и дверь на галерею закрыты ставнями. Свист ветра и глухой гул морского прибоя. Алексей шагает по комнате. Ефросинья, сидя с ногами в кресле и кутаясь в шубку, следит за ним глазами; однообразным движением пальцев скручивает полуоторванный от петли шнурок. Молчание.
Опять ходит по комнате. Молчание.
Ефросинья молчит.
Алексей закрывает лицо, затыкает уши. Ефросинья выбегает в соседнюю комнату. Оттуда слышится стук отпираемых и запираемых шкафов, сундуков, шкатулок и ящиков. Алексей прислушивается, встает, идет к двери и выглядывает. Входит Караульный офицер.
Уходит.
Входит Ефросинья с дорожным узлом в руках.
Алексей оборачивается к ней. Молча, смотрят друг другу в глаза.
Хватает нож со стола и замахивается. Ефросинья молча борется. Стол со свечой падает. Свеча гаснет. В темноте стук упавшего тела. Алексей выбегает и приносит свечу. На полу лежит Ефросинья с закрытыми глазами.
Поднимает ее и переносит на канапе. Целует ей руки, ноги, платье.
Ефросинья открывает глаза.
Ефросинья смотрит на него молча.
Потом, приподнявшись, обвивает ему шею руками.
Алексей плачет.
Ефросинья задувает свечу.
Темнота, тишина, -- только свист ветра и глухой гул морского прибоя.
Занавес.
ЧЕТВЕРТОЕ ДЕЙСТВИЕ
В Петербурге, в Зимнем дворце, в рабочей комнате Петра. В углу, перед образом Спаса Нерукотворного, теплится лампада и свечи в паникадиле. Белая ночь.
Встает, подходит к аналою и раскрывает Библию.
Походит к образу и опускается на колени.
Падает ниц. Молчание. Стук в дверь.
Петр встает, отходит от образа и садится в кресло.
Входит Толстой.
Толстой молчит.
Молчание.
Толстой уходит. Петр разбирает бумаги на столе. Входит Алексей. Остановившись у двери и не глядя на Петра, крестится на образ.
Алексей подходит.
Алексей садится.
Алексей вздрагивает, взглядывает и тотчас опускает глаза. Петр проводит рукой по лицу.
Алексей молчит.
Входит Толстой.
Толстой уходит. Петр садится за стол и пишет.
Входит Ефросинья.
Алексей молчит.
Подает ей руку. Ефросинья целует ее. Идет к двери.
Ефросинья, стоя на пороге, оглядывается.
Ефросинья уходит. Алексей опускается в кресло, закрыв лицо руками. Петр, делая вид, что читает бумаги, взглядывает на Алексея украдкой.
Алексей указывает на дверь, в которую вышла Ефросинья.
Петр молчит.
Алексей, вдруг перестав смеяться, опускается в кресло, откидывается головой на спинку и смотрит на Петра, молча.
Алексей молчит.
Толстой приотворяет дверь и заглядывает.
Петр с глухим стоном валится навзничь в кресло.
Вбегают Толстой и Румянцев.
Толстой и Румянцев хватают Алексея за руки.
Петр сидит, не двигаясь.
Петр делает знак рукою. Толстой и Румянцев уводят Алексея. Петр сидит, все так же не двигаясь. Наконец, медленно встает, идет к образу и опускается на колени.
Занавес.
ПЯТОЕ ДЕЙСТВИЕ
Первая картина.
Каземат в Трубецком раскате Петропавловской крепости. Алексей спит на койке. Лейб-медик Блюментрост и врач Аренгейм за столом приготовляют лекарства. Летний вечер.
Алексей стонет во сне.
Входит Толстой.
Садится в кресло у койки.
Аренгейм подает полотенце и чашку с водой. Блюментрост мочит и кладет на голову Алексею. Молчание.
Вынимает из кармана бумагу.
Молчание.
Идет к двери.
Толстой возвращается, садится на прежнее место, вынимает табакерку, нюхает и смахивает платком слезинку с глаз.
Алексей подписывает.
Толстой уходит.
Закрывает глаза. Молчание,
Входит Петр.
Блюментрост и Аренгейм уходят.
Алексей открывает глаза и смотрит на Петра молча долго.
Пристально.
Петр опускается на колени.
Петр закрывает лицо руками.
Алексей откидывает голову на подушки и смотрит на Петра, молча.
Входит Толстой.
Петр встает, крестит и целует в голову Алексея.
Петр молчит. Потом быстро оборачивается и уходит с Толстым.
Входят Блюментрост и Аренгейм.
Приподымается. Блюментрост и Аренгейм помогают ему.
Открывают окно.
Блюментрост и Аренгейм усаживают его в кресло.
Аренгейм приносит бутылку и стаканы. Наливает и подает.
Аренгейм наливает.
Аренгейм наливает.
Пьют молча.
Аренгейм опускается на колени, целует руку Алексея и плачет. Блюментрост закрывает лицо платком.
Занавес.
Вторая картина.
Там же. На столе гроб с телом Алексея. У гроба дьячок читает Псалтырь. Горят свечи. Белая ночь.
Люди входят, крестятся, целуют руку покойника и молча уходят. Два старых Боярина шепчутся.
Уходят. Входят Блюментрост и Аренгейм. Отойдя в сторону, шепчутся.
Входит Петр.
Все уходят. Петр, один, подойдя ко гробу, творит земной поклон, крестится и целует Алексея в голову. Отходит к аналою и раскрывает Псалтырь.
Опускается на колени и протягивает руки к телу Алексея.
Занавес.
[1918-1919]
ПРИМЕЧАНИЯ
|