Метнер Эмилий Карлович
Маленький юбилей одной "странной" книги

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   

Эмилий МЕТНЕР

Маленький юбилей одной "странной" книги
(1902-1912)

   Андрей Белый: pro et contra
   СПб.: РХГИ, 2004. -- (Русский путь).
   
   Весною 1902 года вышло в свет произведение неизвестного автора под необычным заглавием "Драматическая симфония". Впрочем, загадочным прозвучало и самое имя автора Андрей Белый, а издание книги в "декадентском" "Скорпионе" довершило в глазах читающей публики характеристику этого странного явления на литературном небосклоне. Несмотря, однако, на причудливость, симфония была распродана, прочитана, рецензирована (одними -- в качестве курьеза, другими -- в качестве... пасквиля) и спрятана в книжные шкапы. Почти никто не понял, о чем она пела, не предчувствовал того, что могло значить ее формальное устремление для будущего, не предвосхищал в ней строф "Пепла" и "Урны", страниц "Серебряного голубя", литературных портретов "Арабесок" и "Луга зеленого", наконец, самых теорем "Символизма"...
   После драматической Андреем Белым было написано еще три симфонии. Последняя из них -- "Кубок метелей" -- довела гениально созданные приемы до головокружительной виртуозности, до микроскопической выработки самых утонченных подробностей, до своего рода словесного хроматизма и энгармонизма; до магически действующих полутонов и полутеней, которые то сгущаются в невиданные краски и уплотняются до осязательных натуралистичных образов, то ускользают вовсе с поля зрения и своими метаморфозами стирают даже для самого зоркого ока границу между миром повседневной действительности и миром потусторонним... Четвертая симфония есть то, что немцы называют Kabinett-stück {произведение для узкого круга (нем.).}; ее надо внимательно изучать, как философскую систему или трактат по математике; кажется, ее надо выучить наизусть, чтобы вполне оценить ее грандиозную и в то же время кружевную структуру и, овладев последнею, пробиться к идее с ее темами и понять необходимость их сложного развития...
   Недаром сам автор в предисловии недоумевает, "есть ли предлагаемая симфония художественное произведение или документ состояния сознания современной души, быть может любопытный для будущего психолога?"
   С точки зрения симфонизма Андрея Белого "Кубок метелей", конечно, наиболее совершенная и роскошная постройка: очевидно, в этом направлении не только нельзя слово вытягивать и изгибать еще дальше (и необходимости в этом нет), но невозможно и такое же повторное орудование (конечно, на другие темы и с другими настроениями). Словесная симфония дошла до своей грани и, как целое, она возможна еще, пожалуй, в том случае, если ее "изобретатель" вернется к простоте своих первых двух симфоний; но самый симфонизм как прием, более или менее ярко использованный Андреем Белым в отдельных местах других произведений, конечно, неистощим...
   Вот почему "Симфония драматическая", как первый в литературе и притом сразу удавшийся опыт нового формального творчества, надолго сохранит свою свежесть, и год издания этой первой книги Андрея Белого должен быть отмечен не только как год появления на свет его музы, но и как момент рождения своеобразной поэтической формы. А те немногие, которые не ограничились в свое время тем, что отметили оригинальную и упрямую выдержанность формы, но схватили и символическое целое симфонии, конечно, никогда не в состоянии забыть ее "беспредметной нежности"; для них "золотая зорька", показавшаяся на вечернем горизонте весеннего неба в 1902 году, никогда не может погаснуть, ибо она вечно возвращается в душу того, кто раз "бесцельно сгорал" в ее "закатном блеске", и не затмит ее никакой свет будущих творений созревшего таланта; год будет уходить в вечность за годом, а песня, спетая ровно десять лет назад, будет напоминать о себе немолчно звучащим мотивом:
   "И опять была юная весна. Внутри обители высился розовый собор с золотыми и белыми главами...
   Шумели деревья над одинокими покойниками.
   Это было царство застывших слез.
   И опять, как и год тому назад, у красного домика цвела молодая яблоня белыми душистыми цветами.
   Это были цветы забвения болезней и печалей, это были цветы нового дня..."
   

КОММЕНТАРИЙ

   Впервые: Труды и дни. 1912. No 2. С. 27--29.
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru