П. Г. Мижуевъ. Современная школа въ Европѣ и Америкѣ. Москва. 1912 г., стр. 247.
Названная книга представляетъ собою восьмой томъ "Педагогической Академіи въ очеркахъ и монографіяхъ", посвященной вопросамъ воспитанія въ семьѣ и школѣ и выходящей въ 15 томахъ подъ общей редакціей проф. А. П. Нечаева. Предыдущіе семь томовъ принадлежатъ разнымъ авторамъ и трактуютъ о дѣтской литературѣ, о методахъ первоначальнаго обученія, о душевной жизни дѣтей, объ исторіи народнаго образованія въ Россіи до эпохи реформъ Александра II, о дѣтскихъ болѣзняхъ, о дѣтскихъ садахъ, игрушкахъ, театрахъ и т. п. и, наконецъ, объ исторіи педагогическихъ ученій. Нѣкоторые изъ этихъ томовъ намъ приходилось читать сейчасъ по ихъ выходѣ, и они оставили о себѣ хорошее впечатлѣніе. Для родителей, воспитателей и общественныхъ дѣятелей, стоящихъ близко къ дѣлу воспитанія, эти очерки и монографіи являются очень полезнымъ пособіемъ, часто способнымъ воодушевить къ работѣ и вообще помочь разобраться во многихъ сложныхъ вопросахъ, связанныхъ съ руководительствомъ тѣхъ, кто долженъ пойти намъ на смѣну на жизненномъ пути.
Книга П. Г. Мижуева начинается съ выясненія общаго значенія школы. Она "должна пріобщить къ современной культурѣ", "сдѣлать способными дѣйствовать въ этомъ мірѣ хотя бы въ роли самыхъ заурядныхъ, но все-таки болѣе или менѣе сознательныхъ участниковъ общей работы"; она должна также "содѣйствовать дальнѣйшему прогрессу человѣчества", должна "собирать въ свои стѣны дѣтей разныхъ общественныхъ классовъ, разныхъ исповѣданій и религій и воспитывать въ этихъ дѣтяхъ чувства взаимнаго пониманія, взаимнаго расположенія или, по меньшей мѣрѣ, чувства взаимной терпимости, несмотря на тѣ классовыя, вѣроисповѣдныя и другія перегородки, которыя иногда болѣе или менѣе сильно раздѣляютъ слои населенія одинъ отъ другого" (стр. 6 и 7). Обращаясь далѣе къ начальному образованію, авторъ видитъ три основныхъ принципа въ его организаціи въ современныхъ культурныхъ государствахъ: 1) его обязательность, 2) безплатность и 3) свѣтскость, т. е. полное устраненіе изъ начальной школы религіознаго конфессіональнаго образованія съ предоставленіемъ такового исключительно заботамъ родителей и церкви.
Не останавливаясь на интересныхъ главахъ книги, гдѣ говорится объ элементарной и средней школѣ во Франціи, Англіи, Германіи, Соединенныхъ Штатахъ Сѣверной Америки и въ другихъ передовыхъ государствахъ міра (главы XII до XXII), отмѣтимъ только, что главы о постановкѣ университетскаго образованія въ Европѣ и Америкѣ, могутъ быть особенно рекомендованы радѣтелямъ отечественнаго просвѣщенія въ переживаемый нами критическій моментъ высшей школы.
Вообще вся книга читается съ неослабнымъ интересомъ. Популярности изложенія способствуетъ живость языка и многія иллюстраціи къ тексту въ видѣ таблицъ и рисунковъ.