МЮРЖЕ Анри [Henry Murger, 1822--1861] -- французский писатель. Р. в семье портного. Рано попадает в среду так наз. богемы (см.), пополнявшейся в то время гл. обр. выходцами из кругов городского мещанства. Популярность М. создали его очерки "Scènes de la vie de bohème" (Сцены из жизни богемы), переделанные им совместно с драматургом Баррьером в пьесу того же названия; они послужили сюжетом для оперы Пуччини "Богема". Трудная, полная лишений жизнь молодежи, пробующей свои силы в области искусства, дана здесь в плане остроумной буффонады, преображающей трагическое в смешное и, несмотря на драматизм некоторых сцен (Смерть Мими), соблазняющей неискушенных своим кажущимся весельем. Содержание первых очерков варьируется в следующих произведениях М.: "Scènes de la vie de jeunesse" (Сцены из жизни молодежи, 1851), "Le pays latin" (Латинский квартал, 1851), "Les buveurs d'eau" (Водопийцы, 1855).
Несмотря на связь с трудовой средой, дружбу с Потье (см.), М. занимает примирительную позицию по отношению к буржуазному обществу. Слова героя "Сцен из жизни богемы": "Нам невозможно долее вести жизнь в разладе с обществом", выражают взгляды автора. Политически М. реакционен; он идеолог той группы мелкой буржуазии, к-рая после революционных бурь 1830 отшатнулась от пролетариата в сторону капитала. Эти примиренческие и соглашательские настроения приводят М. к прямому предательству и службе реакции в ее борьбе с революционным движением. Одно время он работает осведомителем о настроениях французской интеллигенции у агента русского правительства графа Толстого.
Как художник М. не является новатором. На творчестве М. первого периода отразилось влияние романтической школы. К концу жизни, став на путь реализма, М. пишет романы из жизни зажиточной деревенской верхушки "Adeline Protat" [1853], "Le sabot rouge" (Красный башмак, 1856), в которых заметно влияние Бальзака.
Библиография:
I. Любовные вопросы решаются при лунном свете, или Муфта Франсини, СПБ, 1863; Сцены из цыганской жизни, СПБ, 1875; Потребители воды. Очерки из жизни художников, "Вестник Европы", 1894, NoNo 1--2; На русск. яз. роман "Богема" переводился неоднократно (М., 1911; СПБ, 1913; Л., 1926, и др.). Последнее изд.: Богема, Роман, перев. с французского А. Н. Горлина, М. -- Л., 1927; на франц. яз. кроме перечисленных в тексте: Le bonhomme jadis, P., 1852; Le dernier rendez-vous, P., 1856; Les vacances de Camille, P., 1857; Le serment d'Horace, P., 1861.
II. Смерть Мюрже -- последователя натуральной школы, "Современная летопись", 1861, No 6; Анри Мюрже и его типы, "Вестник иностранной литературы", 1893, No 12; Delvan, Murger et la bohème, P., 1866; Maillard F., Les derniers bohèmes, Henri Murger et son temps, 1874; Gautier Th., Portrait contemporain, P., 1874; Histoire de Murger pour servir à l'histoire de la vraie bohème, Par trois buveurs d'eau, P., s. a.; LemaНtre, Impression de thИБtre, 1888; Montorgueuil G., Henri Murger romancier de la bohème, P., 1929.
Н. П.
Источник текста: Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939. Т. 7. -- М.: ОГИЗ РСФСР, гос. словарно-энцикл. изд-во "Сов. Энцикл.", 1934. -- Стб. 556--557.
МЮРЖЕ (Murger), Анри (24 или 27.III.1822, Париж, -- 28.I.1861, там же) -- франц. писатель. Сын консьержа, литератор-самоучка, прошедший школу нищеты и первых лит. навыков в кружках артистич. богемы. Пробовал силы в сочинении элегий, романсов, водевилей, в поденной журн. работе, пока не привлек внимание рассказом из жизни своих собратьев по судьбе, опубл. в листке "Le Corsaire" ("Корсар", март 1845). За первым "фельетоном" последовали еще два десятка, связанных одними и теми же персонажами; в 1849 в соавт. с Т. Барьером М. переделал их в пьесу "Жизнь богемы" ("La vie de bohème"), а в 1851 собрал под общим предисл. в кн.: "Сцены из жизни богемы" ("Scènes de la vie de bohème"). Забавные анекдоты-зарисовки бесшабашного житья-бытья юных служителей муз, к-рое складывается из пирушек, любовных приключений, остроумных проделок и операций по добыче неск. монет, принесли М. славу и офиц. признание: трагич. правду о "блудных детях" буржуа он подменил легендой, окрашенной то в тона юмористич. буффонады, то чувствит. меланхолии и сдобренной под занавес призывом к добропорядочному мещанскому благоразумию. Стремясь закрепить успех, М. перепевал себя в кн. "Страна латинская" ("Le pays latin", 1851), "Сцены из жизни молодых людей" ("Scènes de la vie de jeunesse", 1851), "Водопийцы" ("Buveurs d'eau", 1853--54, отд. изд. 1855) и др. или принимался за романы из крест. жизни в духе реалистов-бытописателей сер. 19 в. ("Аделина Прота" -- "Adeline Protat", 1853, "Красный башмак" -- "Le sabot rouge", 1860). Своей посмертной известностью М. во многом обязан написанной по мотивам "Сцен" опере Дж. Пуччини "Богема" (1896).
Соч. в рус. пер. -- Сцены из жизни богемы, пер. Е. А. Гунста, [вступ. ст. С. Великовского, М., 1963].
Лит.:Montorgueil G., Henry Murger, romancier de la Bohème, [P., 1929]; Moss A. and Marve E., The legend of the Latin quarter. Henry Murger and the birth of Bohemia, [L., 1946]; Baldick R., The first bohemian. The life of Henry Murger, L., [1961].
С. И. Великовский.
Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 5: Мурари -- Припев. -- 1968. -- Стб. 49.