Александр Сергеевич Пушкин, 1799 - 1837, - "явление чрезвычайное", "солнце русской поэзии", родился в Москве 26 мая 1799 г. от брака С.Л. Пушкина с Н.О. Ганнибал, внучкой "арапа Петра Великого"; с 1811 по 1817 г. он воспитывался в Царскосельском лицее; в 1820 г. юный поэт за некоторые вольные стихотворения был сослан на юг и до середины 1824 г. прожил в Кишиневе и Одессе, побывал также в Крыму и на Кавказе. Высланный из Одессы графом М.С. Воронцовым, Пушкин получил приказание жить в псковском имении, селе Михайловском, где и "провел отшельником два года незаметных". В сентябре 1826 г. поэт был вызван в Москву Николаем I и получил свободу, отданный под надзор шефа жандармов Бенкендорфа. Годы с 1827 по 1830 прошли в разъездах Пушкина с места на место - в Москве, Петербурге и на Кавказе, в нижегородском имении Болдине. В 1831 г. он женился на Н.Н. Гончаровой. Последний петербургский период жизни поэта завершился дуэлью его с бароном Дантесом-Геккереном.
Пушкин скончался 29 января 1837 г. в полном расцвете творческих сил, в разгар своей поэтической и литературной деятельности. Прах его покоится в Святогорском монастыре, в Псковской губ.
Из портретов великого поэта - исполненный Тропининым представляет особенный интерес, как по мастерству исполнения, так и потому, что долгое время шли споры о местонахождении подлинника. Тропинин писал свой портрет с натуры в 1827 г., в Москве, по заказу Соболевского, недовольного "приглаженными и припомаженными портретами" и желавшего "сохранить изображение поэта, как он есть, как он бывал чаще... в домашнем его халате, растрепанного, с заветным мистическим перстнем...". Когда портрет был готов, Соболевского уже не было в Москве, и "Тропинин велел уложить портрет и отправить по адресу к заказчику. Укупоркою занялся один бедный живописец, Смирнов, над которым Соболевский позволил себе несколько неосторожно подтрунивать... Смирнов сыграл над Соболевским такую шутку: скопировал портрет довольно недурно и, спрятав оригинал, уложил копию, и она полетела отыскивать хозяина, который, получив портрет, кажется, не вдруг узнал подлог. Верно только то, что эта копия не брошена и очутилась опять в Москве, где впоследствии приобретена за ничтожную цену Н. И. Ш-вым. А подлинник лежал себе да лежал у Смирнова, подвергаясь разным приключениям во время скитаний хозяина по недорогим квартирам". Когда Смирнов умер, портрет был куплен менялой Волковым, у которого увидел его князь М.А. Оболенский и, справившись предварительно о подлинности его у старика Тропинина, купил его. По рассказу Погодина, Соболевский перед отъездом за границу оставил портрет одному своему приятелю, а тот передал его другому. "У которого-то из них, - говорит Погодин, - крепостной живописец выпросил портрет для снятия копии и возвратил не портрет, а копию"; Соболевский, вернувшийся в Москву через 5 лет, это заметил: "копию он бросил, а подлинник очутился у князя М.А. Оболенского". Наконец, в 1899 г. на Пушкинскую выставку в Академии Наук М.В. Беэр прислала портрет Пушкина, который считала за подлинник. По словам г-жи Беэр, Соболевский, перед отъездом за границу в 1856 г., просил ее бабушку, Елагину, взять портрет на сохранение, вернувшись, обнаружил подлог и не хотел брать копии; куда девалась эта копия, г-жа Беэр не говорит, но сообщает, что в 1875 г. "портрет" был прислан Елагиной одним лицом. Сопоставляя слова г-жи Беэр с замечанием П.И. Бартенева, что копия с портрета была подарена Соболевскому Елагиными и что Соболевский многократно выражал желание, чтобы этот экземпляр (т. е. копия) был возвращен Елагиным, - можно сказать, что экземпляр г-жи Беэр (пожертвован ею в Музей Александра III) есть именно копия. При сличении портретов не может быть сомнения, что подлинник принадлежит ныне князю Н.Н. Оболенскому. О сходстве портрета сохранилось авторитетное свидетельство современника - Н.А. Полевого, который видел его тотчас после его окончания. "Русский живописец Тропинин, - писал он в "Московском Телеграфе", - недавно окончил портрет Пушкина. Пушкин изображен en trois quarts, в халате, сидящий подле столика. Сходство портрета с подлинником поразительно, хотя нам кажется, что художник не мог совершенно схватить быстроты взгляда и живого выражения лица поэта. Впрочем, физиономия Пушкина столь определенная, выразительная, что всякий хороший живописец может схватить ее, вместе с тем и так изменчива, зыбка, что трудно предположить, чтобы один портрет Пушкина мог дать о ней истинное понятие".