Монтескье Шарль-Луи
Избранные мысли Монтескье

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


Избранные мысли Монтескье

   Шарль Луи барон де Секонда, граф де (Montesquieu) Монтескьё родился в 1689 году и умер в 1755 г.
   Писатель этот настолько известен своими большими сочинениями: "Lettres Persanes" ["Персидские письма"], "ConsidИrations sur les causes de la grandeur des Romains et de leur dИcadence" ["Рассуждения о причинах величия Рима и его упадка"] и в особенности знаменитым, имевшим огромное влияние на государственное устройство христианских народов, "Esprit des lois" ["Дух законов"], что небольшое собрание его мыслей мало замечено и почти неизвестно. А между тем мысли эти, несмотря на свою малочисленность, не менее замечательны, чем мысли Ларошфуко, Лабрюйера и Вовенарга и носят на себе особенный, свойственный Монтескьё, характер спокойствия и основательности.

Л. Толстой.

1

   Не могу объяснить себе, почему властители с такой легкостью воображают, что они -- всё, и почему народы так легко верят, что они -- ничто.

2

   Любить чтение значит любить менять часы скуки, которые всякий испытывает, на часы большого наслаждения.

3

   Несчастное положение людей! Едва ум достиг зрелости, тело уже начинает слабеть.

4

   Человек, хорошо пишущий, никогда не пишет так, как пишут другие, но так, как он сам пишет: по этой же причине бывает и то, что человек, говорящий дурно, неправильно, говорит хорошо.

5

   У сильных мира -- удовольствия, у народа -- радость. 

6

   Я раз сказал одному человеку: "Стыдитесь! У вас чувства, как у вельможи".

7

   М. так слащав, что, глядя на него, мне всегда представляется шелковичный червь, тянущий свою нить.

8

   Если гоняешься за умом, то чаще всего поймаешь глупость.

9

   Как мало промежутка между временем, когда человек слишком молод и когда он уже слишком стар!

10

   Надо много учиться, чтобы знать хоть немного.

11

   Я люблю мужиков: они недостаточно учены, чтобы рассуждать превратно.

12

   Следовало бы непрерывную праздность поместить среди мучений ада, а ее поместили в число блаженств рая.

13

   Часто ораторы наверстывают длиною то, чего не хватает у них в глубину.

14

   М. говаривал о великих умах, затерявшихся среди других людей: "Они подобны купцам, которые до самой своей смерти товара не развертывали".

15

   Не следует законами достигать того, чего можно достигнуть улучшением нравов.

16

   Властителям никогда не следует оправдываться: они всегда бывают слишком сильны, когда решают, и слишком слабы, когда рассуждают. Им надо поступать разумно, а рассуждать как можно меньше.

17

   Я не раз замечал, что для успеха в свете надо быть мудрым, но вид иметь взбалмошный.

18

   Если бы желать только быть счастливым, то этого скоро можно достигнуть. Но люди желают обыкновенно быть счастливее других, а это почти невозможно, потому что мы считаем других всегда более счастливыми, чем они на самом деле.

19

   Обыкновенно боятся отступления в речи, а я думаю, что те, которые умело делают отступления, подобны длинноруким, -- они больше могут захватывать.

20

   В хорошем поступке есть всегда и доброта и сила для его совершения.

21

   Народ порядочен в своих вкусах, но не в своих нравах.

22

   История -- это ряд выдуманных событий по поводу действительно совершившихся.

23

   Сначала произведения дают славу автору, а потом уже автор дает славу своим произведениям.

24

   В книгах люди всегда лучше, чем в жизни: это оттого, что всякий автор, возвышая добродетель, хочет выставить себя лучше, чем он есть. Авторы как театральные герои.

25

   Трудно себе представить, до какой низкой цены в наше время пала похвала.

26

   Мы никогда не можем рассчитать своих расходов оттого, что всегда знаем, что мы что-то должны сделать, и никогда не знаем, что именно.

27

   Я не люблю мелких почетных званий. Они, так сказать, определяют вам цену, тогда как без них никто не мог сказать, чего вы стоите.

28

   Всё потеряно в том царстве, где выгоднее угождать, чем исполнять свой долг.

29

   Глупцам всегда всё удается потому, что, не будучи в состоянии понимать, когда их смелость становится безумием, они ни перед чем не останавливаются.

30

   Различия между людьми совершенно ничтожны: у одних подагра, у других каменная болезнь; одни умирают, другие накануне смерти. В вечности у них одна и та же душа, отличаются же эти души друг от друга лишь в продолжение четверти часа, т. е. пока они соединены с телами.

31

   Где бы я ни встречал зависть, я всегда с особенным удовольствием дразню ее, -- я всегда хвалю перед завистником тех, которые затмевают его.

32

   Героизм, не противоречащий доброй нравственности, мало трогает людей: только героизм, который разрушает нравственность, вызывает в людях и удивление и восторг.

33

   Насмешка, это -- речь в пользу своего ума и против своего сердца.

34

   Праздные люди всегда большие говоруны. Чем меньше думаешь, тем больше говоришь: таким образом, женщины говорят больше мужчин, -- вследствие своей праздности им не приходится думать. Народ, где тон дают женщины, народ болтливый.

35

   Есть пороки, которые происходят от недостатка самоуважения. Есть и такие, которые происходят от избытка его.

36

   Наблюдения, это -- история естественных наук. Системы естественных наук, это -- их басни и легенды.

37

   Есть три судилища, решения которых никогда не сходятся: суд государственный, суд чести, суд веры.

Примечания.

   Рукопись переписана рукою Н. М. Сухотиной, с многочисленными исправлениями Толстого. Озаглавлена рукою переписчицы: "Монтескье". Мысли перенумерованы по порядку цифрами 1--40. Рукопись перенумерована переписчицей по листам цифрами 1--16. Размер листов -- 4°.
   Первая редакция перевода, собственноручно исправленная Толстым, является вместе с тем и последней, которая и была отправлена в печать. Корректур автор не правил. На основании изучения рукописи, вносятся две поправки в печатный текст: в No 17 -- "взбалмошного" вместо "взбалмошный", и в No 18 прибавлено слово "скоро", которое в подлиннике было вычеркнуто, но затем снова восстановлено автором легкой чертой внизу, очевидно, ускользнувшей от внимания переписчицы.
   В вариантах печатается одна мысль Монтескье, имеющаяся в рукописи, но не вошедшая почему-то в печатный текст, и в ломаных скобках восстанавливаются две мысли, вычеркнутые Толстым.

--------------------------------------------------------------------------

   Первое издание: Избранные мысли Лабрюйера, с прибавлением избранных афоризмов и максим Ларошфуко, Вовенарга и Монтескье / Пер. с фр. Г. А. Русанова и Л. Н. Толстого; С предисл. Л.Н. Толстого [и Г. А. Русанова]. -- Москва: Посредник, 1908. -- 253 с.; 19 см.. - (Замечательные мыслители древнего и нового мира).
   
   
   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru