Много неизвестного нам узнают наши потомки -- написал Сенека в рассуждении своем о кометах: природа не вдруг открывает свои таинства. Долго ожидать надлежало, пока Фламстид и Кассини прилежными своими наблюдениями, а Бернулли, Ньютон и Галлей чудесными вычислениями исследовали пути комет, и назначили период их течения. Было время, когда появление кометы ужасало самых астрономов, которые, вместо того чтоб принять простое мнение Сенеки и халдеев, не умели различить кометы от воздушного метеора. Тихо Браге показал наблюдениями, что кометы движутся выше Венеры и даже выше Солнца, которому он, как известно, в системе своей назначил путь около Земли вместе с прочими планетами. Декарт наудачу предположил течение комет выше Сатурна; может быть французский философ из учтивости определил столь высокое место сим телам небесным, которые долго терпели несправедливость от невежества рода человеческого. Наконец новейшие астрономы доказали, что кометы обращаются вокруг Солнца; что они принадлежат к нашей солнечной системе; что путь течения их есть круг эллиптический, чрезвычайно длинный, и что следственно они, появившись на видимом нашем горизонте, скрываются в высоте неизмеримого пространства, и в срок, предположенный Творческим законом, опять появляются. Ньютон старался показать, что, руководствуясь правилами системы тяготения, можно узнать свойство и направление пути комет, и следственно определить время их течения. Последователи сего великого мужа действительно предсказали появление многих комет, а особливо той, которую в 1758 году видели {См. Smiths History of astron.}.
Найдено, что славная комета 1680 году, по свидетельству истории и баснословия, семь раз приближалась к Земле, совершая в пятьсот семьдесят пять лет круг своего течения {Gibbons Hist. of the decl. and fall of the Rom. Emp. Chap. XLIII.}. Появление сей кометы замечено в первый раз за 1767 лет до Р. Х., то есть при Огигесе, отце греческой древности. Сие объясняется преданием, которое сохранил Варрон, будто в царствование Огигеса сделалось чудо беспримерное в веках протекших и будущих, а именно, что Венера переменила цвет свой, величину, вид и течение. Во второй раз видели ее 1193 году до Р. X. Сие посещение кометы смешано с баснословным приключением Электры, седьмой из Плеяд, которых со времени Троянской войны осталось только шесть. Говорили, что Нимфа сия, Дарданова супруга, не могла перенести разорения отечества своего, оставила сестер, ушла с Зодиака к северному полюсу, и названа кометою по причине волос растрепанных. Третий период совершился в 618 году до Р. X. Комета сия, вероятно та самая, о которой упоминает Сивилла, явилась на западе, за два поколения до Кирова царствования. Четвертое появление кометы было в 44 году до Р. X., скоро после смерти Юлия Цезаря, когда Октавиан отправлял торжественные игры в честь Венеры и своего дяди. Удивленный народ заключил, что небо приемлет божественную душу диктатора. Новый властелин Рима охотно подтвердил мнение черни, и в ознаменование сего происшествия поставил памятник. Старший Плиний внес Августову записку в свою Натуральную историю {Hist. Nat. Lib. II. Cap. XXIII.}. В пятый раз та же комета приближалась к Земле при императоре Юстиниане, спустя 531 год по Р. X.; в сие время Солнце имело цвет бледный. О шестом появлении кометы, которую видели в 1106 году, согласно упоминается в европейских и китайских летописях. Наш Сильвестр, последователь Нестора, ставит ее точно под сим же годом при великом князе киевском Михаиле Изяславиче. Вообще наши летописцы разительно записывали явления комет и солнечные затмения, которые, как известно, суть вернейшие способы находить порядок в счислении времени. Седьмое приближение кометы к Земле случилось в 1680 году, когда математические науки уже обогатились великими открытиями. Велева философия опровергла печальное предвещание музы Мильтоновой, которая незадолго перед тем воспела, что {Parad. Lost II. 708. Мильтон относит стих сей к явившейся в 1664 году комете, над которой делал наблюдения в Риме славный Кассини в присутствии королевы Христины.} "ужасные власы кометы производят войну и моровую язву (from its horrid hair shakes pestilence and war)". При восьмом появлении, которое должно случится около 2355 году, говорит Гиббон, может быть достанется делать наблюдения будущим астрономам какой-нибудь столицы сибирской или американской.
Комета 1472 году -- которую видели в Европе, в Японии и в Китае, и которая близким прохождением мимо Земли, чрезвычайно длинным хвостом своим и быстрым движением обратила на себя общее внимание находится в описании Лонгомонтана; с сего времени начали делать прилежные наблюдения над кометами. С 1472 по 1755 год, то есть в продолжение 286 лет, число комет, над которыми деланы были наблюдения, простирается до 41; но с того года по 1807 описано их уже 49. Такое неравенство в числе произошло от того, что до 1758 году не отыскивали на небе комет, но замечали только те из них, которые сами являлись. Г. Мессье первый начал искать их с помощью зрительных трубок, другие астрономы следовали его примеру и находили чего искали. Таким образом, список наблюдаемых комет знатно увеличился в короткое время.
Комета ныне видимая в созвездии Лиры, по свидетельству Императорской с. петербургской академии наук, не принадлежит ни к одной из тех, кои прежде уже были наблюдаемы, и для того нельзя ожидать ее появления. Сим опровергается статья, помещенная в Гамбургской газете, где было написано, что новая комета есть та же самая, которую видели в 1607 году. В Рижском зрителе, г. Кейсслер опровергает показание Гамбургской газеты, и говорит, что нынешняя комета есть конечно уже известная, однако не та, которая приближалась к нам 1607 году; ибо течение сей последней определено уже с такою точностью, как пути планет. Период ее совершается около 75 или 76 лет, и с 1456 являлась она уже четыре раза, а именно в 1531, 1607, 1682 и 1759 годах. В 1834 она опять будет видима.
Сие небесное тело на российском языке вообще именуется звездою с хвостом. Появление в разных видах дает повод к разным ее наименованиям. В Рассуждении о кометах, переведенном из Шамберовой Циклопедии и помещенном в сочинениях Ломоносова {Последнее издание 1803 года. С. Петербург. Часть III. стр. 356.} при описании кометы 1744 года, о названиях сказано следующее: "Кометы от других небесных тел разнствуют тем, что сии обыкновенно имеют долгий светлый хвост, который всегда стоит против солнца, и чем более оный от тела кометы отдаляется, тем слабее свет его становится. Оный хвост кометы подает причину к обыкновенному троякому названию комет; ибо иногда называются они бородатые, иногда с хвостом, иногда волосатые.
Когда комета стоит далее к востоку нежели солнце, и в движении своем от оного прочь отходит; тогда называется комета бородатою {πϖυϖύα.} звездою, потому что свет ее идет наперед и является наподобие бороды. Буде же комета находится далее к западу нежели солнце, так что она по захождении солнца закатывается; то в сем случае называют оную звездою с хвостом, для того что сияние позади ее тела находится. Напоследок, когда комета с солнцем в противостоянии бывает, а Земля между ими обоими обретается, так что хвост позади кометы стоит; тогда видим мы только небольшое около кометы распространяющееся светлое сияние, которое подобно клоку волос; отчего комета получает имя волосатой звезды {Κόμηίης.}".
В упомянутом Рассуждении любопытный читатель найдет некоторые мнения древних и новых философов о свойстве комет, и разные на них опровержения; найдет также вероятнейшую из всех Ньютонову теорию. Еще обстоятельнее мнения сии предложены покойным архиепископом Евгением Булгаром в драгоценной книге его {Изданной господами Зосимами в Вене, 1805. См. стр. 137.} О системе вселенной (Περι Συςήματος τξ κάντός.) -- Теория Ньютона, посредством который разрешаются все феномены, состоит в следующем: "Кометы суть твердые, вечно пребывающие тела, или такие планеты, которые в весьма продолговатых кругах везде без всякого препятствия движутся, и путь свой надлежащим образом совершают, хотя и кажется, будто бы они противное планетам течение и склонение имеют; а хвост их есть самый тонкий дым или пар, который происходит из головы кометы, когда она от солнца разогреется и раскалится".
В просвещенные времена непростительно думать, будто появление кометы угрожает роду человеческому ужасными несчастиями. Тела сии повинуются законам, мудростью Всеблагого Творца предначертанным, следственно приближение их к земле столь же опасно для нас, как приближение Юпитера или Сатурна. Случались при явлении комет великие перемены в мире: однако и то неоспоримо, что на земле господствовали тишина и благоденствие в то самое время, когда над нею сияли кометы.
-----
О кометах: [Взгляды древних и авторов нового времени] // Вестн. Европы. -- 1807. -- Ч.36, N 23. -- С.205-213.