Что есть магия? Таинство делать то, чего не в силах сделать сама природа; это невозможно! Однако во все времена верили магии. Слово сие произошло от маг, магдим, или магов халдейских. Они были ученее других людей, изыскивая причины дождя и ведра, дали повод думать о себе, что дождь и ведро состоят в их власти. Маги разумели астрономию; которые из них были глупее и дерзновеннее прочих, те занимались астрологией. Случалось ли какое-нибудь происшествие во время соединения двух планет из того выводили заключение, что планеты управляют происшествиями, а мудрые астрологи планетами. Случалось ли кому видеть во сне друзей своих, умирающих или умерших; тотчас приписывали это действию волшебников.
Узнавши течение луны, нетрудно было сводить ее на землю. Маги имели власть даже над жизнью человеческою: стоило только сделать из воску небольшой слепок, или произнести имя какого-нибудь сильного духа. В одной весьма ученой книге написано и подтверждено свидетельством некоторого древнего историка, что в присутствии египетского фараона Некерфа имя Игаго произнесено было так искусно, что царь сей упал в обморок.
Начиная от времен Ианнеса и Мамбреса, имевших грамоты на достоинства колдунов при дворе фараоновом, даже до маршальши Анкр, которая сожжена в Париже за то, что зарезала белого петуха, никогда не было недостатка в волшебствах и волшебниках.
Евреи, рассыпавшись по всему свету, промышляли чародейством. В южной Европе почти в каждом уголовном деле о колдовстве замешано было по нескольку евреев.
Известно, что римляне славились просвещением во времена Августа; несмотря на то, головы у них также набиты были волшебными бреднями, как и у нас простаков. Прочтите Виргилиеву эклогу, называемую Pharmaceutria. Там найдете между прочим:
Carmina vel coelo possunt deducere lunam.
Стихами чародей луну низводит с неба.
Нis ego saepe lupum fieri et se condere sylvis
Moerim; faepe anirnas imis excire sepulcris.
Наш Мерис в роще сей скрывался в виде волка,
И часто выгонял он мертвых из могил.
Многие удивляются, что в Неаполе и теперь еще Вергилий слывет чародеем; тому причины более негде искать, как в упомянутой эклоге.
Гораций изобличает Сагану и Канидию в ужасных чародействах. Первостепенные люди в республике заражены были подобными нелепостями. Секст, сын великого Помпея, умертвил младенца при совершении некоторого волшебного действия.
Околдованные настои, которые имели силу возбуждать любовь, также подлежали ведомству магии; евреи продавали сию драгоценность госпожам римским. Те из них, коим не удалось сделаться богатыми маклерами, промышляли околдованными настоями и предсказаниями.
Все сии нелепости, или смешные, или жестокие, у нас в Европе имели своих почитателей, и немного еще прошло времени как уважение к ним начало исчезать мало-помалу. Католические миссионеры ужаснулись, нашедши дурачества сии на краю света и оплакивали бедственную судьбу народов, которых злой дух ввел в такое искушение. Удивительно, как честные отцы не приметили, что делается в их отечестве!
Удивительно, как не видели они множества несчастных безумцев, которые признавали себя колдунами, и еще безумнейших судей, которые осуждали их на сожжение! Странно, что даже изданы были законы о чародействах, равно как о краже и убийстве! Простолюдины, видя, что старшие усердно веруют в магию, еще более утвердились в своих мнениях: итак, чем более старались искоренить волшебников, тем более появлялось их. Отчего столь пагубное, столь общее заблуждение? От невежества: просветители народа суть истинные его благодетели.
Некоторые господа утверждают, что общее всех людей согласие служит доказательством истины. Какое доказательство! Все люди, все народы верили магии, астрологии, провещаниям, участию луны в происшествиях мира! Лучше было бы сказать по крайней мере, что согласие всех мудрецов есть доказательство ежели не истины, то правдоподобия. Но и тут какое правдоподобие! Не все ли мудрецы думали, прежде Коперника, что земля находится в средоточии мира?
Ни один народ не имеет права шутить над другим. Рабеле называет Никатрикса всесестным отцом о дьяволе, потому что в Толедо, в Саламанке и в Севилье преподавали магическую науку; но разве испанцы не могут сказать в ответ, что и у французов было великое множество колдунов?
Едва ли где-либо видано столько жестоких и нелепых действий, как во Франции; там нет ни одного судилища, которое не сожгло бы множества мнимых волшебников. Хотя и в древнем Риме были глупцы, почитавшие себя чародеями; однако там не было варваров, которые жарили бы сих чародеев.
В...
-----
О магии: К истории понятия / В..... // Вестн. Европы. -- 1807. -- Ч.34, N 14. -- С.111-115.