Невахович Михаил Львович
Невахович М. Л.: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   НЕВАХОВИЧ Михаил Львович [6.6.1817. Варшава -- 23.8(4.9).1850, Одесса], литератор-дилетант, карикатурист. Сын Л. Н. Неваховича, брат А. Л. Неваховича. В 1829 определен в Горный корпус, где пробыл два года. В 1833 зачислен юнкером в Курлянд. полк, но скоро вышел в отставку. Поступил в Сумской гусар, полк (1836), переведен в Клястицкий гусар. полк (1837). В 1841 вышел в отставку с чином штабс-ротмистра. С этого времени жил в Петербурге, принадлежал, как и А. Л. Невахович, к кругу петерб. театралов и балетоманов (выведен в куплетах В. Р. Зотова "Петерб. театрал", а также в перелицовке M. H. Лонгинова, Э. А. Абазы и Д. В. Мещеринова "Еще Руслан и Людмила"). В 1844 сопровождал петерб. балетную труппу в европ. гастролях (Париж, Брюссель).
   В нач. 1840-х гг. Н. становится известен карикатурами на злобу дня в альбомах знакомых и на отд. листах, к-рые он "пускал по рукам" в театре (Лонгинов М., Ф. Н. Обер. -- PC, 1874, No 11. с. 555; Зотов, с. 105). На волне успеха Н. предпринял изд. альбома карикатур "Ералаш" (СПб., 1846--49), на первых порах -- с помощью И. И. Пальма. Подписи к карикатурам составлялись Н., иногда при участии друзей -- Э. И. Губера, M. H. Лонгинова (см.: Лонгинов М., Восп. о Э. И. Губере. -- МВед, 1857, 12 нояб.; объяснения и атрибуцию рисунков см.: Зотов, с. 108--110; Н. В. Берг указывал также на эпизодич. сотрудничество в "Ералаше" Н. Ф. Щербины. -- PC, 1891, No 2. с. 260).
   Карикатуры высмеивали петерб. светскую, театр, и лит. жизнь: в их числе шаржи лит.-полемич. характера (на Ф. В. Булгарина -- 1846, л. 7, 1847, л. 15; на И. И. Панаева -- 1847. л. 6; на Д. В. Григоровича -- 1847, л. 10--11; серия рисунков "Натуральная школа" -- 1847, л. 5, и др.). Несмотря на то что карикатуры "Ералаша" использовались Булгариным в полемике с натуральной школой (СП, 1847, 25 янв.), они были высоко оценены В. Г. Белинским (X, 80) и Н. А. Некрасовым, привлекшим Н. к участию в "Иллюстрированном альманахе" (см. об этом: Невский альм., в. 2, П., 1917; ЛН, т. 57, с. 351--352; Некрасов, ук.), а также Ф. М. Достоевским (XVIII, 28--29).
   В "Ералаше" появились также серии карикатур с развернутыми текстами, пародирующими совр. лит. и театр. жанры. Н. принадлежит пародийная "ист. трагедия" "Эдуард XII, король Англии" (не пропущена цензурой; опубл.: Ежегодник РО ПД. 1975. Л., 1977, комм. Ю. Д. Левина; см. также: Зотов, с. 111--13). Близки к ней и др. пародии, также, очевидно, сочиненные Н. (нек-рые, возможно, в соавторстве): "Донна Анна, или Остров людоедов. Большой балет в 3 д." (1848, л. 20, 1849, л. 1--7), "Виконт де Плюмаж. Ист. роман в 24 частях" (1849, л. 9; пародия на романы А. Дюма). К карикатурам и пародиям Н. тематически примыкает его единств, драматургия, опыт -- водевиль "Великан из Америки. Картина из "Ералаша"" (1849; рукоп. -- СПб ГТБ; см. о нем: Зотов, с. 111).
   "Ералаш", с первых же листов пользовавшийся единодушной поддержкой критики разл. направлений (1846: СП, 9, 30 марта; ОЗ. No 4; БдЧ, т. 76; ФВ, т. 10, июль, и др.), на протяжении 2-й пол. 40-х гг. оставался непременным атрибутом петерб. обществ, жизни (см.: Имеретинский; Бутурлин; Соколова; Грот и Плетнев, III, 335). Сочетавшая "дагеротипическую" злободневность и пафос сатирич. характерности, карикатура находилась в центре эстетич. интересов эпохи, тесно соприкасаясь с жанрами лит. "физиологии". Сам Н. "блистательный" и "неожиданный" успех альбома объяснял тем, что "карикатура, сливаясь с жизнью и передразнивая все ее пестрые явления, сделалась современной потребностью публики" (проект объявления "Ералаша" на 1847 -- РГИА, ф. 772, оп. 1, д. 1940).
   Издание "Ералаша", периодически вызывавшее недовольство цензуры (в связи со злободневностью карикатур и нарушениями ценз. устава, запрещавшего "личности" в печати; см.: РГИА, указанное выше дело), в февр. 1850 было прекращено. Еще раньше, в кон. 1848, после неск. выпусков перестал выходить издававшийся Н. карикатурный листок "Волшебный фонарь" -- приложение к "Лит. газ." Зотова (см., ЛГ. 1848, 2 дек., с. 768; ИРЛИ, ф. 548, оп. 1, No 47, л. 19--20, 32, 78--79). Весной 1850 вместе с художником А. Е. Бейдеманом Н. отправился для поправления здоровья через Харьков в Одессу, где внезапно скончался от аневризмы сердца.
   Лит: Белинский; Григорович; Панаева; Достоевский (все -- ук.); Максимов Г. М., Свет и тени петерб. драм. труппы за пришедшие тридцать лет (1846--1876). СПб., 1878, с. 131--39; Зотов В. P., Петербург в сороковых годах. -- ИВ, 1890, No I, с. 41--12, No 4, с. 103--13, No 5, с. 292, 305, No 6, с. 538; Имеретинский К. К., Из зап. старого преображенца, -- PC, 1893, No 4. с. 42--43; Бутурлин М. Д. Зап. -- РА, 1897, т. 3, с. 569; Тевяшов Е. Н., Описание неск. гравюр и литографий, СПб, 1903, с 146--53; его же (сост.), Мат-лы для библиографии рус изданий, в. 3, СПб, 1910, с. 40--43 (роспись содержания "Ералаша" с указанием прототипов); Соколова А. И., Встречи и знакомства. -- ИВ, 1911, No 1, с. 97--98; Голлербах Э., История рус. граверы и литографа в России. М.--П., 1923 (ук.); Книга в России, ч. 2. М, 1925, с. 498 (список портретов Н.), Варшавский Л. Р., Рус карикатура 40--50-х гг. ХIХ в., М.--Л., 1937, с. 55--62; Коростин А. Ф., Рус. литографы XIX в., М., 1953, с. 39--40, 132; Жемчужников Л. М., Мои восп. из прошлого. Л, 1971, с. 246--48, 250, Пыляев М. И., Замечательные чудаки и оригиналы, М., 1990, с. 725--30; Матюшич М., От великого до смешного. -- "Иск-во Ленинграда", 1991, No 8, с. 109--111 + Некрологи, 1850; "Совр.", No 10 (М. Н. Лонгинов); "Пантеон", No 9; СПбВед. 12 сент. РБС; ИРДТ, т. 4; Смирнов-Сокольский.

К. Ю. Рогов.

Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 4. М., "Большая Российская энциклопедия", 1999

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru