Николай Первый
Духовное завещание в Бозе почившего Государя Императора Николая Павловича

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   
   Николай I: личность и эпоха. Новые материалы.
   СПб.: Издательство "Нестор-История", 2007.
   

Духовное завещание
в Бозе почившего Государя Императора
Николая Павловича. 4 мая 1844
г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь.
Последние мои желания

   В 1831-м году, июня 21-го, при самом развитии холеры, написал я наскоро последние мои желания. Милосердному Богу угодно было не только сохранить жизнь всему нашему тогда семейству, но по Благодати Божией оно с тех пор получило значительное приращение. Счастливые сии события изменить должны отчасти первые мои намерения; почему нужным считаю постановить следующее, как изречение последних моих желаний.
   1. Любезнейшей жене моей принадлежит в Петергофе дача Александрия, и к ней приписанное имение во Гдовском уезде С.-Петербургской губернии; дача Знаменская близ Петергофа с деревнями; мыза Ропша с деревнями; мыза Дудорово с деревнями, близ Красного Села; в Москве Александрийский дворец с садами; Каменец-Подольской губернии мыза Царицыно; и Таврической губернии, Ялтинского уезда дача Орианда1.
   Желаю, однако, чтоб жене моей предоставлено было пользоваться покоями Ее в Зимнем дворце, на Елагином Острову2 и в Новом Дворце в Царском Селе3.
   Кроме того, хотя по праву наследства Николаевский Дворец (Аничков)4 принадлежать должен старшему моему сыну, но по жизнь предоставляю пользоваться оным жене моей, ежели Ей сие угодно.
   Завещаю всем детям и внучатам моим любить и чтить их родительницу и пещись об Ее успокоении, предупреждать Ее желания и стараться утешать Ее старость нежно их попечительностью. Никогда ничего важного во всю их жизнь не предпринимать, не испрося предварительно Ее совета и материнского благословения.
   Младшим моим сыновьям быть до совершеннолетия в полной Ее зависимости.
   2. Старшему сыну моему, Императору Александру Николаевичу5, принадлежит по праву наследства, всемилостивейше мне пожалованный Императором Александром Павловичем, Николаевский дворец (Аничков) со всеми к нему принадлежностями и имуществом, кроме того, что ниже обозначу; равно и все в разное время к нему прикупленные мной дома и места.
   3. Ему же по праву наследства принадлежит завещанное мне покойной матушкой Гатчинское имение, на тех же основаниях и условиях, которые в Ее духовной предписаны6.
   4. Ему же принадлежит в Царском Селе собственный мой Арсенал7.
   5. Мне пожалован был капитал покойной родительницей, который намерен я был разделить поровну между сыновей моих: Константина8 и Николая9.
   До рождения сына Михаила10, и потому часть, тогда причитавшаяся на долю Константина, употреблена для покупки ему Стрелинского имения11. Потом, по рождении Михаила, оставшаяся часть капитала разделена поровну сыновьям Николаю и Михаилу. Ниже скажу, как сей капитал употреблен.
   6. Сыну Константину жалую мою собственную библиотеку в Аничкове, кроме секретной части, остающейся сыну Александру12. Сыну же Константину предоставить все мне принадлежавшие морские модели, телескопы, трубы и рупора13. Равномерно и медальный мой кабинет.
   7. Для сына Николая куплена мыза Знаменская14, находящаяся в пожизненном владении моей жены; дача сия приобретена на часть капитала, причитавшуюся сыну Николаю. От жены моей зависеть будет, когда дачу угодно будет предоставить в пользу моего сына; я бы желал, чтоб сие последовало тогда, когда вступит он в брак.
   8. Для сына Михаила, на капитал его, приобрел я дачи: Малую Знаменскую и мызу Галловея с деревнею Коркули15.
   9. Четырем моим сыновьям поделиться собственной моей конюшней, поровну и по жеребью16.
   10. Желаю, чтоб брату моему Михаилу Павловичу предоставлено было выбрать из Большой моей конюшни тех верховых лошадей, которых пожелает себе взять.
   11. Весь наличный капитал мой, под разными наименованиями хранимый под ведением Собственной моей конторы, принадлежать должен трем моим дочерям поровну. Но как на проценты с сего капитала платились многие пенсионы, то прошу таковые принять на Государственное казначейство или на Кабинет, как императору угодно будет. Капиталы сии должны оставаться всегда в России, и дочери мои могут только пользоваться процентами с оных; разве пожелают на капиталы свои приобресть в России же недвижимую собственность.
   12. Желаю, чтоб всей моей комнатной прислуге, верно и усердно мне служившей, обращены были их содержания в пенсионы. К сей же прислуге причитаю лейб-рейткнехтов17 конюшен и кучера моего Якова.
   13. Прошу Императора обратить внимание на верную и долговременную службу т[айного] С[оветника] Блока18, состоящего при мне с 1809 года; прошу пожаловать ему пенсион, равняющийся тому содержанию, которое от меня получал.
   14. С моего детства два лица были мне друзьями и товарищами, дружба их ко мне никогда не изменялась. Г[енерал]-а[дъютанта] Адлерберга19 любил я как родного брата, и надеюсь по конец жизни иметь в нем неизменного и правдивого друга. Сестра его, Юлия Федоровна Баранова, воспитала троих моих дочерей как добрая и рачительная родная. Обоим им прошу назначить в мою память пенсионы, сверх получаемых 15 т[ысяч] р[ублей] серебром. В последний раз благодарю их за братскую любовь.
   15. Прошу императора милостиво призреть стариков-инвалидов, у меня живших по разным местам под названием арсенальных. Желаю, чтоб они доживали свой век на прежнем положении, разве угодно ему будет улучшить их содержание.
   16. Завещаю сыновьям моим всегда любить и уважать бывших при их воспитании г[енерал]-а[дъютанта] Кавелина20, Литке21 и Философова22 и г. Юрьевича23, Корфа24 и Лутковского. Благодарю их искренно за их попечение, заменявшее мой отцовский надзор, отвлеченный делами. Сыну моему предоставляю упрочить их благосостояние, равно как и прочих лиц при воспитании бывших, как у братьев, так и сестер.
   17. Благодарю отца-духовника Музовского25 за его верную долговременную службу; душевно его почитав.
   18. Благодарю душевно князя Петра Михайловича Волконского26, который, несмотря на преклонные лета, с неизменным усердием и привязанностью пекся как обо мне, так и обо всем моем семействе и о моих собственных делах.
   19. Благодарю г[рафа] Бенкендорфа27 и г[рафа] Орлова28 за неизменную их дружбу и почти безотлучное при мне нахождение и труды, и усердие, с которым выполняли все на них возлагавшееся.
   20. Благодарю к[нязя] Чернышева, к[нязя] Меншикова, г[рафа] Нессельроде, г[рафа] Канкрина, г[рафа] Блудова, г[рафа] Киселева29, за их верную службу, столь полезную государству.
   21. Душевно благодарю князя Лариона Васильевича Васильчикова30, за его постоянную ко мне привязанность; начав службу под его начальством, он был мне всегда другом, наставником и впоследствии первым помощником в государственных делах.
   22. Душевно благодарю князя Варшавского31 за его искреннюю привязанность и дружбу; и за те геройские подвиги, коими возвеличил славу нашего оружия и попрал измену.
   23. Искренне благодарю всех бывших при мне господ генерал-адъютантов, генералов моей Свиты и флигель-адъютантов за верную их службу; прошу их с тою же любовью и преданностью служить моему сыну.
   24. Благодарю также лейб-медиков Арендта32, Маркуса33, Мандта34 и Рейнгольда35 за их труды и попечения обо мне.
   25. Благодарю славную верную гвардию, спасшую Россию в 1825-ом году, равно храбрые армии и флот; молю Бога, чтоб сохранил в них навсегда те же доблести, тот же дух, коими при мне отличались, покуда дух сей сохранится, спокойствие государства и вне, и внутри обеспечено, и горе всем врагам его! Я их любил как детей своих, старался, как мог, улучшить их состояние; ежели не во всем успел, то не от недостатка желания, но от того, что: или лучшего не умел придумать, или не мог более сделать.
   26. Заклинаю детей и внучат моих любить и чтить своего государя от всей души, служить ему верно, неутомимо, безропотно до последней капли крови, до последнего издыхания, и помнить, что им надлежит примером быть другим: как служить должно верноподданным, из которых они первые.
   27. Я уверен, что сын мой император Александр Николаевич будет всегда почтительным, нежным сыном, каким всегда умел быть с нами; долг этот еще священнее с тех пор, когда мать его одна! В его любви и нежной привязанности, так и всех детей и внучат, она должна обресть утешение в своем одиночестве. В обхождении с братьями своими сын мой должен уметь соединять снисходительность к их молодости и неопытности с необходимой твердостью, как отец семейства, и никогда не терпеть ни семейных ссор, ни чего-либо другого, могущего быть вредным пользе службы, тем паче государства, и в подобных случаях, отчего Боже нас сохрани; помнить наистрожайше, что он Государь, а все прочие члены семейства -- подданные.
   28. Государю и всему семейству моему завещаю любить и уважать брата моего и верного друга Михаила Павловича; он им живой пример, как им брату служить должно. При сем случае благодарю душевно Михаила Павловича за его братскую любовь и всегдашние услуги; прошу Его не оставлять добрыми советами моих детей, которых поручаю его благорасположению.
   29. К сестре Марии Павловне36 питал я с детства особую привязанность, за всегдашние Ее ко мне милости; позднее Ее дружба для меня сделалась еще драгоценнее, и ни к кому на свете не имел я толикого доверия; я чтил ее как мать, и ей исповедывал всю истину из глубины моей души.
   Здесь в последний раз повторяю ей мою душевную благодарность за отрадные минуты, которые проводил в Ее беседе.
   30. Благодарю душевно сестру Анну Павловну37, короля Нидерландского38, братьев жены моей39, сестер Ее40 и П. Ольденбургского41 за их дружбу.
   31. Благодарю всех меня любивших, всех мне служивших. Прощаю всех меня ненавидевших.
   32. Прошу всех, кого мог неумышленно огорчить, меня простить. Я был человек, со всеми слабостями, коим люди подвержены; старался исправить в том, что за собой худого знал. В ином успевал, в другом нет -- прошу искренно меня простить.
   33. Я умираю с благодарным сердцем за все благо, которым Богу угодно было на сем приходящем мире меня наградить с пламенною любовью к нашей славной России, которой служил по крайнему моему разумению, верой и правдой; жалею, что не мог произвесть того добра, которого столь искренно желал. Сын мой меня заменил! Буду молить Бога, да благословит Его на тяжкое поприще, на которое вступает; и сподобит Его утвердить Россию на твердом основании, страха Божия, дав ей довершить внутреннее ее устройство и отдаля всякую опасность извне. На тя, Господи, уповахом, да не постыдимся вовеки!
   34. Прошу всех меня любивших молиться об успокоении души моей, которую отдаю милосердному Богу с твердой надеждой на его благость и предаваясь с покорностию Его воле. Аминь!
   Подлинное писано и подписано собственною рукою в Бозе почившего Государя Императора Николая Павловича: "Николай". С подлинным верно: Александр

Царское Село
4 мая 1844 года
в день Вознесения.

   Бумаги успею переписать набело..., считать сие...
   Душеприказчиками моими сделать сына моего Государя Императора Александра Николаевича, брата моего Михаила Павловича и генерал-адъютантов <...> Волконского и Адлерберга.

Николай
Царское Село
4 мая 1844

   При сем особая записка, которую исполнить наравне с завещанием.

Николай
Царское Село
9 мая 1844

[Особая записка]

   Желаю, чтоб исполнено было сходно с требованиями, ниже изложенными.
   1. Образ Чудотворца Николая, в рост мой при рождении42, должен всегда оставаться в Аничкове.
   2. Образ Богоматери, полученный мной при рождении от императрицы Екатерины II, должен быть сдан в церковь, где буду похоронен.
   3. Образ Богоматери, всегда со мной возимый и которым меня благословил в поход в 1814 году покойный митрополит Амвросий, жалую сыну Александру с тем, чтобы в случае похода имел бы с собой.
   4. Прочие образа в окладах разделить детям, а какие есть в Аничкове, оставить там.
   5. Портрет матушки, мне ею подаренный, равно и завещанный ею мне портрет батюшки, и императора Александра Павловича жалую сыну Александру, и оставить у старшего в роде.
   6. Ему же завещаю маленький медальон покойного императора и медаль парижскую, бывшую на его гробе, которые всегда со мной.
   7. Ему же завещаю портрет жены моей и цесаревны, которые всегда со мной.
   8. Ему же завещаю портрет Мери43, который она мне подарила; равно портреты Олли44 и Кости45, которые у меня на столе.
   9. Сыну Константину портрет жены моей в красном платье в рост, что у меня в Зимнем дворце.
   10. Дочери Ольге портрет жены моей (с того же копия), грудной, в золотом медальоне.
   11. Дочери Марии портреты жены моей карандашом, что у меня на столе.
   12. Ей же статуйку из уцелевшего куска после пожара от бывшей статуи46.
   13. Ей же портрет Саши47, что он мне подарил.
   14. Сыну Александру портрет жены моей en camée48, что в медальоне, и который я носил в Турецком походе49.
   15. Дочери Александре портрет жены в малом медальоне, который всегда ношу в дороге.
   16. Сыну Николаю портрет жены моей в синем платье и золотой диадеме.
   17. Сыну Михаилу портрет жены круглый с портрета Дау50.
   18. Цесаревне часы, что жена подарила мне в день 30-тилетнего нашего знакомства, и в них портрет жены. Желаю, чтобы она сподобилась насладиться подобным счастием и чтоб любила и была любима, как мы с женой себя любили.
   19. Сыну Александру шпагу, которую мне пожаловал император Александр.
   20. Ему же жалую пехотную полусаблю, из числа мною носимых.
   Ему же палаш, который мне подарил М[ихаил] П[авлович] и который носил в генеральском мундире.
   21. Сыну Константину кавалерийскую мою шпагу.
   22. Ему, и Николаю, и Михаилу по полусабле пехотных, что я носил.
   23. Брату М[ихаилу] П[авловичу] саблю, что подарил мне брат Константин Павлович и которую я всегда носил при кавалерийском мундире.
   24. Ему же портреты Константина Павловича, что у меня в Зимнем и в Александрии.
   25. Ему же часы императора Александра, которые мне завещала матушка, которые в Зимнем.
   26. Максу51 портрет его отца, который у меня в Аничкове, и что с 1814-го года у меня висит.
   27. Сыну Александру часы, что жена мне подарила и прислала во время Турецкого похода, черные с золотом.
   28. Сыну Константину большие карманные часы императора Александра, что всегда у меня и со мной на столе.
   29. Князю Волконскому на выбор ружья охотничьи из моего Арсенала.
   30. Г[рафу] Бенкендорфу кавалерийскую шпагу; и малахитовые часы и чернильницу, что у меня в Зимнем; равно вазу, изображающую мой приезд в Швет, подаренную мне покойным королем Прусским.
   31. Дочери Александре портрет сестер ее, вместе, что у меня в Зимнем, Нефа.
   32. Брату М[ихаилу] П[авловичу] два serre-papier[s] {Пресс-папье.}, с орлами, что в Царском Селе у меня на столе и были батюшки в старом его кабинете -- библиотеке в Зимнем.
   33. Г[рафу] Орлову палаш, что я носил в колете52.
   34. Баронессе Фредерике53 бюст жены моей en biscuit54, что в Зимнем.
   35. Г[енерал]-а[дъютанту] Кавелину статую сына Александра бронзовую, в казачьем мундире.
   36. Г[енерал]-а[дъютанту] Адлербергу55 часы, что я ношу с 1815 года, и серебряную чашу, в которой я голову обкачивал (в память, что мы с ним в детстве всегда ею любили играть), и одну пехотную шпагу; а сыну его Александру56 -- портрет Владимира Федоровича57, что в Аничкове.
   37. К[нязю] Чернышеву часы и канделябры, которые он из Касселя прислал покойному императору Александру из кабинета Jerome-Napoleon, что у меня в Царском Селе в Голубой гостиной.
   38. Г[енерал]-а[дъютанту] Перовскому пистолеты, которые всегда со мной бывали в дороге.
   39. Фрейлине графине Тизенгаузен часы с моего стола в Царском Селе.
   40. Юлии Федоровне Барановой портрет трех дочерей, Нефа, что в Большой гостиной в Зимнем.
   42. Г[енерал]-а[дъютанту] к[нязю] Меншикову58 статую Петра 1-го бронзовую на коне, что у меня в Угловом кабинете в Зимнем.
   43. Г[енерал]-а[дъютанту] Мейендорфу59 serre-papier, бронзовый жокей держит лошадь, что в Нижнем кабинете в Зимнем.
   44. Г[енерал]-а[дъютанту] г[рафу] Клейнмихелю60 стол для письма стоя, что в Большом кабинете в Зимнем, один уцелевший из мебелей, до пожара у меня бывших.
   45. Камердинеру Софонову I рукомойник серебряный, который всегда употреблял.
   46. Камердинеру Малышеву61 дорожный мой чайный прибор.
   47. Камердинеру Гримму I62 дорожный рукомойник и прочие дорожные серебряные вещи, у него хранящиеся, и мебели из моих приванных комнат, за которыми имел смотрение.
   48. Моим остальным камердинерам все платье, помощникам белье.
   49. Жене моей предоставляю все, что ей угодно будет взять себе из моих вещей; в особенности же ей завещаю бюст Мери мраморный Рауха63 и часы дорожные в футляре, что мне подарил сын Александр, и которые в Нижнем кабинете в Зимнем, на столе. Ей же отдать обручальное мое кольцо, равно и те два, которые мне дала при отъезде моем из Берлина по сговоре, и то, что мне дала при 25-ти лет нашей свадьбе. Равно и другое, которое мне дала в Берлине после смерти покойного короля. Прочие кольцы оставить на мне, равно как кресты и медальон, которые всегда на мне, и костяное распятие, которым матушка меня благословила в поход в 1814 году.
   В заключение прошу настоятельно сына велеть устроить похороны мои как можно проще, не делать катафалков и прочих траурных убранств, что мне противно как излишний расход. Траур по мне носить 6 недель и отнюдь не долее, после чего театры открыть.
   Желаю быть похороненным за батюшкой у стены, так чтоб осталось место для жены подле меня.
   Аминь.
   

Особая статья к моим последним желаниям

   29-го июля 1844-го года Богу угодно было отозвать к Себе любезнейшую дочь нашу Александру. Смиряясь пред неисповедимой волей, не ропща, сносим жестокий сей удар, с твердым упованием, что ежели так сбылось по воле Его, то сбылось к лучшему, и что Ей при Создателе Ее, чем здесь, в суетах жизни.
   Молим Господа: да сохранит Нам других Нам милых.
   Назначавшийся 11 статьею к дележу между трех моих дочерей наличный собственный капитал разделить ныне дочерям моим Марии и Ольге поровну.
   Вещи, предназначавшиеся дочери моей Александре, оставляю сыну Александру к распределению по Его усмотрению. Медальон и печать, которые покойная дочь мне подарила на одре смерти, завещаю жене моей, а после Ее сыну Александру.
   Портрет дочери Александры, что у меня на столе, -- гошпиталю, строящемуся в Ее память.
   Подлинное подписано и надписано Собственною рукою в Бозе почившего Государя Николая Павловича.

Николай

   С подлинным верно: Александр

Петербург
3 марта 1845 года

   
   Публикуется полностью впервые по: РГИА. Ф. 472 (Канцелярия Министерства Императорского двора). Оп. 9. Д. 296 (По духовному завещанию государя императора Николая Павловича. 1 марта 1855 -- 26 декабря 1855 г.). Документ представляет собой авторизованную запись с подписью Александра II (как душеприказчика).
   
   Отдельную группу документов РГИА составляют отложившиеся в различных фондах Императорского двора и Кабинета Его Императорского Величества духовные завещания вдовствующей императрицы Марии Федоровны, Николая I и членов его семьи, проливающие свет на имущественные отношения в доме Романовых, юридический статус дворцов и имений.
   В фонде 472 находится три документа завещательного характера. Основной документ датирован 4 мая 1844 г. (Л. 9--12 об.). В нем имеется ссылка на первое духовное завещание Николая I, которое было составлено 21 июня 1831 г. в связи с эпидемией холеры. Кроме того, здесь же находится завещание неофициального характера, в котором Николай Павлович предстает как частный человек, распределяющий среди своих родных и близких ему людей свои вещи. В посткриптуме к основному духовному завещанию, датированному 9 мая 1844 г., назначаются душеприказчики и приводится "Особая записка" с распределением личных вещей родным, близким, друзьям и слугам.
   После кончины дочери Александры Николаевны (29 июля 1844 г.) завещание было уточнено небольшой "особой статьей" от 3 марта 1845 г. (Л. 13--13 об.), в соответствии с которой имущество дочерей было распределено поровну между Марией и Ольгой.
   Кроме упомянутого фонда копии Духовного завещания Николая имеются в РГИА: Ф. 468 (Министерство Императорского двора). Оп. 46. Д. 103.
   
   Духовное завещание в отрывках и пересказе было опубликовано в книге Д. Н. Блудова. В упомянутой публикации отсутствует часть первой статьи завещания, посвященная перечислению имений Александры Федоровны, остальные пересказываются с отдельными цитатами и комментариями. Была полностью приведена особая дополнительная статья, составленная в 1845 г. С этого издания соответствующий текст был опубликован в сборниках документов, составленных Б. Н. Тарасовым и М. Д. Филином. Отдельные фрагменты публиковались и в других изданиях: [Блудов Д. И.] Последние часы жизни императора Николая I. СПб., 1855. Текст параллельно на 4 яз. Рус. текст: с. 3--39 (см. также репринтное воспроизведение: М., 1992. С. 13--21); 2) Блудов Д. И. Завещание и последние дни жизни императора Николая Первого. М., 1856; Зотов Р. М. Тридцатилетие Европы в царствование императора Николая I: В 2 ч. Ч. П. СПб., 1857. С. 286--294; Николай Первый и его время: Документы, письма, дневники, мемуары, свидетельства современников и труды историков: В 2 т. М., 2000. Т. 2. С. 411--414; Император Николай Первый. М., 2002. С. 255-261; 200-летие Кабинета Его Императорского Величества: Историческое исследование. СПб., 1911. С. 457; Белякова 3. И. Великие князья Николаевичи. В высшем свете и на войне. СПб., 2003. С. 58--59. [Духовное завещание почившего в Бозе Императора Николая Павловича: Фрагменты. 1844, 4 мая; 1845, 3 марта]; Яковлев С. П. Императрица Александра Федоровна: Биографический очерк. М., 1866 (обложка 1867). С. 212.
   
   Новый государь Александр II после кончины отца вскрыл переданный ему еще при жизни собственноручный и адресованный на его имя пакет, на котором покойный Николай Павлович написал: "Вскрыть в день моей кончины". В постскриптуме к Духовному завещанию душеприказчиками назначались: император Александр II, великий князь Михаил Павлович, генерал-адъютант П. М. Волконский и граф Адлерберг. Вместо умерших Михаила Павловича (умер в 1849 г.) и князя П. М. Волконского (1852) Александр II назначил дополнительно великого князя Константина Николаевича и генерал-адъютанта графа А. Ф. Орлова. Ход выполнения завещания отражен в документах публикуемого дела из фонда 472.
   
   Возникают некоторые вопросы относительно юридической принадлежности Коттеджа и всей территории Александрии при жизни Николая Павловича.
   Находящаяся между Нижним парком Петергофа, Знаменской мызой, дача Александрия была подарена Николаю Павловичу Александром I в 1825 г. Об этом император сообщил брату перед самым отъездом в Таганрог 30 августа 1825 г. "Участок -- бывшие огороды стоявшего в Петергофе полка, -- писала великая княжна Ольга Николаевна, -- был подарен моим родителям императором Александром I, знавшем их любовь к морскому побережью" (Сон юности: Воспоминания великой княжны Ольги Николаевны. 1825--1846 // Николай I: Муж. Отец. Император. М., 2000. С. 186--187).
   После литургии в Александро-Невской лавре император ехал в одной коляске с великим князем Николаем Павловичем и сказал, между прочим, что, как передает Н. К. Шильдер, "он думал купить для него дачу Мятлевой (Знаменское близ Петергофа), однако остановился за невероятно высокой ценою и жалует ему, по его желанию, другое место также близ Петергофа, на котором находится ныне дача Александрия" (цит. по: Шильдер Н. К. Император Николай Первый: Его жизнь и царствование. М., 1997. Кн. 1. С. 497). На следующий год после воцарения Николай I издает указ: "... строить на месте, где Меншикова руина, сельский домик, так называемый котич [коттедж], со всеми хозяйственными заведениями, с присоединением парка" (Александрия. Коттедж. Готическая капелла // Сокровища России. Вып. 35. СПб., 2000. С.1).
   Строительство было поручено уроженцу шотландской столицы г. Эдинбурга Адаму Менеласу (многочисленные варианты написания его фамилии восходят к Moneylaws), с 80-х гг. XVIII века работавшему в России под началом Чарльза Камерона и Н. А. Львова. В начале царствования Николая I, за несколько лет до смерти (последовавшей в сентябре 1831 г.), Адам Менелас стал фактически первым архитектором империи. Коттедж представлял собой компактное двухэтажное здание с мансардой, окруженное ажурными чугунными аркадами и декорациями из чугуна, изготовленными на Александровском чугунно-литейном заводе. Интерьеры были выполнены в стиле неоготики. В самой же верхней части дома находился напоминающий мостик корабля Морской кабинет Николая I.
   В 1829 г., в год завершения строительства, был утвержден герб "Александрии". У входа в Коттедж, в вестибюле, посетителей встречал панцирь черепахи с гербом по рисунку В. А. Жуковского; герб повторялся также и во внутренней отделке дворца. На овальном геральдическом щите синего цвета был изображен обнаженный меч, пропущенный через венок из белых роз -- любимых цветов Александры Федоровны. Одновременно это был и намек на одно из ее поэтических имен -- "Белая роза". Вокруг располагалась надпись: "За веру, царя и отечество" (Жуковский В. А. -- А. О. Смирновой, июнь 1844 г. // Смирнова А. О. Записки, дневник, воспоминания, письма. М., 1929. С. 346; Шеманский А., Гейченко С. Кризис самодержавия: Петергофский коттедж Николая I. 4-е изд. М., 1932. С. 18).
   Герб напоминал и о "Празднике Белой розы", данном некогда в честь будущей императрицы в Потсдаме. Во время пребывания императорской семьи в "Александрии" панцирь черепахи с гербом вывешивался на ветвях дуба. После окончания строительства Николай I подарил Коттедж Александре Федоровне. В августе 1829 г. Министерство Императорского двора объявило, что отныне дом в Петергофе -- Коттедж -- будет именоваться "Александрия, дача Ее Императорского Величества", в другом варианте -- "Собственная Ее Величества дача Александрия" (Русские императорские яхты: Конец XVIII -- начало XX века. Альбом // СПб.: ЦВММ, ГМЗ "Петергоф", ВИМАРВ и ВС. 1987. С. 109).
   Название "Александрия" было многозначным. Скорее всего, Николай Павлович следовал уже сложившейся традиции называть загородные дачи в честь жен, но название можно понимать и как намек на Александра I и даже -- Александра Невского (позднее церковь Александра Невского) и Александра Македонского (египетские мотивы в виде "Египетских ворот" также присутствовали в Царском Селе). Романтическое возвращение к временам рыцарства было невозможно без культа прекрасной дамы, роль которой и выпала на долю Александры Федоровны. Но Коттедж был не только символом. Несмотря на некоторые недостатки, он в целом отвечал стремлению Александры Федоровны и Николая Павловича к уединению, о котором они мечтали в молодости. Здесь же Николай Павлович выступал в роли "петергофского помещика", называя "Александрию" "своим поместьем" (Каратыгин П. А. Записки. Л., 1970. С. 232).
   
   Несмотря на то, что в документах встречаются упоминания о "даче Ее Императорского Величества Александрии" и на то, что Александра Федоровна уже при жизни Николая I распоряжалась в Александрии как полноправная хозяйка (РГИА. Ф. 1338. Оп. 3 (59/122). Д. 25, 150 и др.), тем не менее, все формальности, связанные с оформлением дачи на имя Александры Федоровны, завершены не были.
   Переход в собственность Александры Федоровны дачи "Александрия" в Петергофе документально был оформлен лишь в апреле 1855 г. Тогда же в ее пожизненное владение поступил Аничков дворец. Специальный указ Конторы "Собственного Нашего Николаевского дворца" гласил: "Во исполнение Духовного завещания любезнейшего родителя нашего, блаженной памяти государя императора Николая Павловича, состоящую в Петергофе дачу Александрию с фермою, садом, парком и с приписанными к ней крестьянами повелеваем признавать собственностью любезнейшей родительницы нашей государыни императрицы Александры Федоровны, находящийся же в С.-Петербурге Собственный наш Николаевский дворец с принадлежащими к оному флигелями и отдельными домами предоставляем в пожизненное владение Ее Императорского Величества" (РГИА. Ф. 1338. Оп. 1 (61/124). Д. 304 (О недвижимых имениях, предоставленных в собственность государыне императрице Александре Федоровне, 23 апреля 1855 г.). Л. 61 об.).
   После кончины Александры Федоровны в 1860 г. Аничков дворец стал собственностью Александра Николаевича.
   Хотя многие члены семьи предпочитали Царское Село с его здоровым климатом, Николай Павлович искренне был привязан к петергофскому побережью. Накануне кончины, когда он призвал камер-фрау Александры Федоровны В. Рорбек, то, прощаясь с ней, добавил: "Grüsen Sie mir lieben Peterhof" (пер. с нем.: Кланяйтесь от меня милому Петергофу) (Письма А. Ф. Тютчевой к m-lle Граней // Николай I: Муж. Отец. Император. М., 2000. С. 542).
   Помимо "Духовного завещания" Николай I, отправляясь в Калиш и Теплице (Кульм) в 1835 г. и допуская возможность покушений в Польше, оставил 30 июля того же года своеобразное завещание -- наставление сыну и наследнику цесаревичу Александру. Постоянно возвращаясь в своих мыслях к своим "друзьям по Четырнадцатому" и польскому восстанию 1830--1831 гг., он призывал Александра Николаевича: "Ежели б, чего Боже сохрани, случилось какое-либо движение или беспорядок, садись сейчас на коня и смело явись там, где нужно будет, призвав, ежели потребно, войско, и усмиряй, буде можно, без пролития крови. Но в случае упорства, мятежников не щади, ибо, жертвуя несколькими, спасешь Россию" (Завещание Николая I сыну // Красный архив. 1923. [No 3]. С. 292--293). Император Александр Николаевич выполнит завет отца и в 1863 г. подавит новое восстание в Польше...
   
   1. По справке, выданной конторой Николаевского (Аничкова) дворца за подписью обер-гофмаршала, президента Придворной конторы графа А. П. Шувалова после смерти Николая I, за Александрой Федоровной числились следующие имения: мызы Ропша и Кипень (дарственная от 1 января 1826 г., т. е. через две недели после восшествия на престол); Дудергофские горы с шестью деревнями (от 20 февраля 1826 г.); мыза Знаменская с деревнею Поязи (от 20 апреля 1835 г.); Сад Царицыно (так стала называться бывшая Софиевка близ Умани тогда Киевской губернии (от 21 апреля 1836 г.)); имение Ореанда (или, как тогда писали, Орианда) в Крыму (от 17 сентября 1837 г.); Александрийский летний дворец в Москве (от 9 апреля 1855 г.); дача Александрия в Петергофе и Собственный Николаевский дворец (от 9 апреля 1855 г.). См.: РГИА. Ф. 1338. Оп. 1 (61/124). Д. 304 (О недвижимых имениях, предоставленных в собственность государыне императрице Александре Федоровне, 23 апреля 1855 г.). Л. 1 об.; там же. Оп. 1 (22/83). Д. 83/22 (О предоставлении в собственность государыне Александре Федоровне Дудергофских гор, 1826 г.); там же. Оп. 1 (61/124). Д. 304 (Указы Николая I Кабинету об Ореанде, Дудергофских горах); там же. Оп. 1 (30/96). Д. 1 (Книга прихода и расхода сумм, ассигнованных на сооружение дворцовых зданий в имении Арианда, за 1849--1853 гг.).
   2. С 1817 г. Елагин остров был собственностью вдовствующей императрицы Марии Федоровны. 3 февраля 1818 г. император Александр I поручил общую застройку Елагина острова К. И. Росси, которая была завершена к 1822 г. После кончины Марии Федоровны в этом дворце была летняя резиденция Николая I. В ней царская семья жила обычно весной, но посещала дворец и летом.
   3. Имеется в виду находящийся недалеко от Большого Екатерининского дворца на территории нового Александровского парка Александровский дворец (1792--1796), построенный по проекту Д. Кваренги под руководством строительными работами братьев Нееловых. В 1817 г. интерьеры дворца были изменены архитектором В. П. Стасовым. При Александре I Александровский дворец, подобно Английскому дворцу в Петергофе, использовался как запасной жилой фонд для высокопоставленных или приближенных лиц. Николаю Павловичу этот дворец был дорог как воспоминание о днях молодости. Графиня Шуазель-Гуффье, посетившая Царское Село в 1824 г., писала: "Меня привезли в Александровский дворец, носящий это название, так как он был построен для Александра по приказанию императрицы Екатерины, согласно рисункам и планам прекрасного итальянского архитектора. Дворец этот замечателен по изяществу и по редкой гармонии всех размеров. Нижний его этаж занимал обыкновенно великий князь Николай со своей августейшей супругой, но в то время их императорские высочества были в отсутствии". (Исторические мемуары об императоре и его дворе графини Шуазель-Гуффье, рожденной графини Фитценгауз, бывшей фрейлины при российском дворе. М., 1912. С. 237--238). В конце августа 1977 г. реставрированный Александровский дворец, точнее его двенадцать залов, открылся для посетителей.
   4. Восходящий к вельможным усадьбам XVIII в. Аничков дворец (на пересечении Фонтанки и Невского проспекта) перед тем как стал собственностью великого князя Николая Павловича, а затем "Собственным Его Императорского Величества дворцом", был свидетелем многих придворных событий прошлых царствований. В 1743 г. началось его строительство, осуществлявшееся учеником М. Г. Земцова Г. Д. Дмитриевым. Отделку дворца производил Ф.-Б. Растрелли. 17 марта 1751 г. была освящена придворная церковь. Через 5 лет, в 1756 г., императрица Елизавета Петровна подарила дворцовый комплекс своему фавориту А. Г. Разумовскому. В 1776 г., когда Екатерина II приобрела дворец для Г. А. Потемкина, его перестраивает в классическом варианте архитектор И. Е. Старов. Потемкин продал дворец купцу Шемякину, у которого в 1793 г. он был выкуплен казной для размещения Кабинета Его Императорского Величества -- учреждения, к тому времени управлявшего всем императорским имуществом. В начале XIX в. завершается формирование ансамбля дворца. К различным работам по его переделке привлекался Луиджи Руска и архитектор Д. Кваренги, который завершил строительство монументального здания Кабинета по берегу Фонтанки и Невскому проспекту. Вскоре Аничков дворец был подарен императором своей сестре Анне Павловне в связи с тем, что она вышла замуж за принца Петра Ольденбургского. Новые отделочные работы под руководством Л. Руски производились в 1809--1811 гг. Впоследствии интерьеры дворца переделывались часто. После кончины принца Петра Ольденбургского (1812) дворец снова переходит в дворцовое ведомство, в котором он оставался до 1817 г. Тогда, в связи с бракосочетанием великого князя Николая Павловича и Александры Федоровны, Александр I подарил дворец своему брату Николаю. В 1817--1818 гг. К. Росси произвел перестройку внутренних помещений дворца.
   5. Александр Николаевич (1818--1881) -- старший сын Николая I, император Александр II (с 18 февраля 1855).
   6. Последнюю редакцию своего завещания Мария Федоровна составила в 1827 г., за год до своей смерти. После кончины Марии Федоровны (1828), Гатчина (по завещанию императрицы) переходит к Николаю Павловичу, который сделал ее своей штаб-квартирой во время весенних и осенних маневров в Красном Селе. В 1844 г. архитектор Р. И. Кузьмин начал перестройку дворца. Он повысил Кухонное и Арсенальное каре за счет увеличения высоты первого и третьего этажей. Переделка Кухонного корпуса вместе с помещением дворцовой церкви была осуществлена в 1845--1848 гг. В 1852 г. завершились работы в Арсенальном корпусе, где Кузьмин заново отделал помещение театра, большую парадную лестницу, готические галереи в первом и втором этажах и Арсенальный зал. В Арсенальном каре Р. И. Кузьмин отделал парадные покои и личные комнаты Николая I, членов его семьи и некоторых приближенных. В то же время, чтобы сохранить доминирующее значение центрального корпуса, -- надстроил на один этаж Часовую и Сигнальную башни. В самом главном здании переделали только лестницу. Эта перестройка не внесла принципиально новых черт в композицию дворца. На акварелях Э. Гау начала 1870-х гг. запечатлены Тронный зал Павла I и Марии Федоровны, Зеленая и Овальная комнаты, Чесменская и Готическая галереи.
   7. В 1825--1834 гг. архитектором А. Менеласом, а затем К. Тоном был перестроен бывший павильон Монбижу (середина XVIII в.). Сооружение отразило увлечение готикой. Центральное помещение второго этажа носило название Зала рыцарей. После завершения перестройки в 1834 г. Монбижу был переименован в Арсенал. В нем разместили коллекцию старинного оружия, которым так увлекался Николай I. Начало коллекции было положено в 1811 году. Она включала восточное оружие, собранное во время русско-персидских, русско-турецких войн, Кавказской войны, а также ценнейший подбор западноевропейских доспехов и оружия. Последние приобретения делались в 40--50-х гг. в Англии и Германии. В состав Арсенала вошли завещанная Николаю I коллекция Д. П. Татищева, приобретенное казной в 1852 г. русское оружие из Погодинского древлехранилища. Хранителем Арсенала с 1840 по 1863 г. был начальник I отделения Эрмитажа Ф. А. Жиль. Позднее, в 1886 г., коллекция Арсенала была передана в Эрмитаж.
   8. Константин Николаевич ("Кости", 1827--1892) -- великий князь, второй сын Николая Павловича, генерал-адмирал (1847), впоследствии управляющий Морским министерством (1855--1880), председатель Главного комитета по устройству сельского состояния (1862--1863), наместник Царства Польского (1862--1863), председатель Государственного Совета (1865--1881).
   9. Николай Николаевич ("Низи"; Старший, 1831--1891) -- великий князь, третий сын Николая Павловича, родившийся в Новом (Александровском) дворце, генерал-фельдмаршал (1878), генерал-адъютант ((1856); с 1852 г. командовал бригадой гвардейской кавалерии; с 1852 (фактически с 1856 г.) по 1891 г. -- генерал-инспектор по инженерной части; впоследствии командир Отдельного гвардейского корпуса (1862--1864), командующий и главнокомандующий войсками гвардии и Петербургского военного округа (1864--1880) и одновременно с 1864 г. генерал-инспектор кавалерии (1864--1891), главнокомандующий Дунайской армией во время Русско-турецкой войны 1877--1878 гг.
   10. Михаил Николаевич ("Миша", 1832--1909) -- великий князь, младший (четвертый) сын Николая I, генерал-фельдмаршал (1878), генерал-адъютант (1856), впоследствии наместник на Кавказе (1862--1881), член (с 1855) и председатель Государственного Совета (1881--1905). В 1852 г. назначен генерал-фельдцейхмейстером, но управление артиллерией осталось в руках ее инспектора -- генерала Н. И. Корфа, командовал только гвардейской конной артиллерией. В Крымскую войну находился в Крыму, участвовал в Инкерманском сражении. В 1856 г. вступил в должность генерал-фельдцейхмейстера, с 1857 г. -- начальник артиллерии Гвардейского корпуса. Главнокомандующий Кавказской армией (1862--1865) и войсками Кавказского военного округа (1865--1881). Во время Русско-турецкой войны 1877--1878 гг. -- главнокомандующий Кавказской армией.
   11. В Стрельнинской мызе находился дворец, с середины XIX в. получивший название Константиновского по имени великого князя, цесаревича Константина Павловича. Дворец был спроектирован и заложен Н. Микетти в 1720 г., затем, когда Петр I утратил интерес к Стрельне и подарил дворец дочери Елизавете, его строительство продолжил М. Г. Земцов и Т. Усов. К концу 1725 г. дворец был завершен вчерне. В дальнейшем строительные работы проводились под руководством Б. Ф. Растрелли, но и Елизавета Петровна, и Екатерина II предпочитали Стрельне Царское Село. В 1797 г. Павел I подарил Стрельнинскую мызу своему сыну Константину Павловичу, который деятельно занялся благоустройством резиденции. После пожара 28 декабря 1803 г. восстановление дворца было поручено А. Н. Воронихину и Л. Руска. Новые строительные работы начались в 1847--1850 гг., когда дворец был реконструирован как резиденция великого князя Константина Николаевича. В комнатах первого этажа заново были отделаны личные покои великого князя и его супруги Александры Иосифовны. Эти работы были возложены на архитекторов А. И. Штакеншнейдера и В. Я. Лангвагена и проведены в 1847--1850-х гг.
   12. В 1855 г., во исполнение духовного завещания Николая I, его так называемая "секретная библиотека" (с коллекцией эротической графики), находившаяся в Царском Селе, перешла к наследнику -- императору Александру II, остальные библиотеки -- к великому князю Константину Николаевичу (Щеглов В. В. Собственные его императорского величества библиотеки и арсеналы. Пг., 1917. С. 44, 49, 53). Значительные суммы Николай Павлович, который был небезразличен к женщинам, тратил на закупку в европейских столицах с помощью комиссионеров фривольных рисунков. Они поступали в запечатанных конвертах в "секретную библиотеку" императора, так что к концу жизни Николай Павлович стал обладателем одной из самых больших коллекций эротической графики. В запасниках Павловского дворца-музея хранится одно из эротических полотен (предположительно Карла Брюллова), "Вакханалия". Вероятнее всего, эта картина принадлежала Николаю I. Она закрыта сверху литографией с изображением томной молодой красавицы, возлежащей в прозрачных одеждах. В золоченой раме есть замок, нужно повернуть маленький ключик -- и картина откроется, как книга. Молодая дама уступит место вакханалии с изображением Вакха, нетрезвых купидонов, пьяного тигра и вакханок, предающихся любви с ослом и с сатирами. Авторство Брюллова не оспаривается, хотя "Вакханалия" им не подписана. Еще одно эротическое полотно Павловского дворца -- "Марс и Венера" (Мартин Хенеслер, 1561 г.), представляющее иллюстрацию к поэме Лукиана. В центре произведения -- обнаженные Вакх и Венера, на которых Вулкан накинул сеть, выставив любовников на всеобщее осмеяние. Эту картину, хранившуюся первоначально в Гатчинском дворце, Николай I также подарил наследнику.
   13. Эти инструменты сохранились в фондах ГМЗ "Петергоф". См.: Русские императорские яхты: Конец XVIII -- начало XX века. Альбом No 106. Поверочные солнечные часы с компасом, снабженные двумя уровнями. Принадлежали Николаю I. 1820-е гг.; No 107. Рупор (мегафон), выполненный из серебра мастером Треншелем в 1830 г. для дачи Александрия; No 108. Настольный кренометр (ставился в штурманской рубке яхт); No 109. Трехколенная зрительная труба на треноге. А. Ф. Фибиш. Посетивший Петергоф летом 1839 г. любопытный маркиз де Кюстин имел возможность осмотреть Коттедж в отсутствие императора. Вот как он описал Морской кабинет, находившийся на третьем мансардном этаже: "Под самой крышей коттеджа находится кабинет императора. Это довольно большая и очень скромно убранная библиотека. С ее балкона открывается вид на море. Не покидая этого наблюдательного пункта, приспособленного для ученых занятий, император может сам командовать своим флотом. Для этих целей у него есть труба, рупор и маленький переносной телеграф" (Кюстин А. де. Россия в 1839 году. Пер. с фр.: В 2 т. М., 1996. Т. I. С. 274). В одном из иллюстрированных путеводителей по Коттеджу при описании Морского кабинета Николая I говорится: "На письменном столе помещены различные приборы: оптические и подзорные трубы, компас, солнечные часы, геодезический прибор, серебряный рупор Николая I. ... Выйдя на балкон, с помощью рупора он мог передавать распоряжения на башню сигнального телеграфа, построенную в парке на самом берегу залива, поддерживать связь с Кронштадтом и руководить маневрами Балтийского флота" (Александрия. Коттедж. Готическая капелла. С. 28).
   14. Владельцами мызы Знаменской, располагавшейся по старой "Петергофской першпективе" возле Стрельны, были многие российские вельможи -- графы Н. Ф. Головин, А. Г. Разумовский, А. П. Шувалов, семья Нарышкиных. В 1835 г. у наследников сенатора Мятлева мызу купил Николай I. Одновременно была прикуплена и соседняя мыза Крейт. По завещанию императрицы, Знаменка отошла третьему ее сыну -- Николаю Николаевичу, для которого Г. А. Боссе перестроил дворец.
   15. Ранее эта территория входила в состав "Гетмановской" мызы К. Г. Разумовского и имения "Монкальм" ("Мой покой") княгини В. А. Шаховской. В 1816 г. "Гетмановская" мыза перешла в руки А. Галловея, который ее северо-восточную часть продал П. И. Мятлевой. Так как Мятлевы владели тогда соседней Знаменской мызой, их новая мыза была названа Малой Знаменской. В мае 1834 г. бывшая "Гетмановская мыза" и "Монкальм" (дача Галловея), а в январе 1836 г. и Малая Знаменская, были куплены Департаментом уделов для устройства здесь резиденции великого князя Михаила Николаевича. В августе 1834 г. Николай I утвердил проект перестройки деревни Коркули, которая была перенесена на новее место, на линию шоссе. Новый усадебный комплекс Михайловки был возведен по проекту Г. Э. Боссе в 1858--1862 гг.
   16. Николай Павлович любил лошадей, и в 30-х гг. на территории Александровского парка в Царском Селе архитектор Менелас начал строительство здания из красного кирпича, которое должно было стать "домом престарелых" для лошадей "седла Его Императорского Величества". Эта образцовая конюшня в шутку была названа близкими Его Величества "Дом инвалидов". Кобылы и благородные жеребцы покоились под мраморными плитами, на которых были выбиты их имена, даты рождения и смерти и основные достижения (Труайя А. Николай I. M., 2002. С. 126). Коневодство было страстью великого князя Николая Николаевича. Николаевский дворец на Благовещенской площади (площадь Труда), построенный в 1853--1861 гг., соединялся с Манежем, отделанным в арабском стиле. Вместе с конюшнями Манеж занимал значительную часть служебного корпуса. При Манеже находилась "зрительная" комната, которая использовалась для выставок лошадей. Личные покои Николая Николаевича украшали полотна с изображениями рысаков и упряжных лошадей. Среди них был рисунок Пип-о-де Боя (р. 1844), купленного в Англии и выигравшего многочисленные призы (Белякова 3. И. Великие князья Николаевичи. В высшем свете и на войне. С. 95--96).
   17. Всадники, сопровождавшие императорский выезд в торжественных церемониях. В связи с исполнением этого пункта уже 7 марта 1855 г. по предписанию министра Императорского двора обер-шталмейстером бароном П. А. Фредериксом был составлен список "лейб-рейткнехтам и лейб-кучерам, которые употреблялись в выезды Его Величеством в Бозе почившим Императором Николаем Павловичем, с показанием получаемого ими содержания".
   18. Николай Павлович пережил чиновника Кабинета Его Императорского Величества тайного советника Блока более чем на семь лет (РГИА. Ф. 1338. Оп. 3 (57/120). Д. 61 (О смерти и погребении управляющего Собственной Его Императорского Величества конторы тайного советника Блока. 1847--1849)). Придворная контора, входившая в состав Министерства Императорского двора, в соответствии с уставом, утвержденным в 1841 г., ведала содержанием петербургских императорских дворцов, парков и садов придворного ведомства, продовольствием царской семьи, устройством придворных церемоний и придворным штатом. Некоторое время она заведовала также квартирмейстерской и камерцал-мейстерской частями (убранством и меблировкой дворцов). В 1883 г. контора была преобразована в Главное дворцовое управление, просуществовавшее до 1891 г.
   19. Адлерберг Владимир Федорович (Эдуард Фердинанд Вольдемар; 1791--1884) -- граф (1847), генерал-адъютант (1828), генерал от инфантерии (1843); с 1817 г. адъютант Николая Павловича, управляющий Канцелярией генерал-инспектора по инженерной части (с 1823), директор Канцелярии начальника Главного штаба (с 1828), начальник Военно-походной канцелярии (с 1832), главноуправляющий почтовым департаментом (1842--1852), министр Императорского двора и уделов (август 1852--1870), член Государственного Совета (1842).
   20. О Кавелине А. А. см. наст. изд., с. 175, примеч. 53.
   21. Литке Федор Петрович (1797--1882) -- граф (1866), генерал-адъютант (1842); с 1835 г. контр-адмирал, с 1843 г. вице-адмирал, с 1855 г. адмирал; мореплаватель и географ, участник кругосветного плавания 1812--1819 гг. и руководитель кругосветной экспедиции на шлюпе "Сенявин" (1826--1829), адмирал, воспитатель великого князя Константина Николаевича, организатор и вице-президент Русского географического общества (1845-- 1850 и 1857--1873), командир Ревельского и Кронштадтского портов (1850--1857), президент (с 1864) Петербургской Академии наук.
   22. Философов Л. И. -- генерал-адъютант.
   23. Юрьевич Семен Алексеевич (1798--1865) -- генерал-адъютант, генерал от инфантерии, с 1826 г. помощник воспитателя при цесаревиче Александре Николаевиче, флигель-адъютант (1837), с 1838 г. преподавал наследнику фортификацию, историю и польский язык, устроитель гимнастических игр; с 1840 г. и до смерти почетный опекун в Петербургском Опекунском совете при Министерстве финансов и управляющий Экспедицией карточных сборов; в 1850 г. по болезни отошел от дел.
   24. Корф Модест Андреевич (1800--1876) -- барон, лицейский сокурсник А. С. Пушкина, государственный секретарь (1834--1843), директор Императорской Публичной библиотеки (1849--1861); впоследствии главноуправляющий II Отделением Собственной Его Императорского Величества канцелярии (1861--1864), председатель Департамента законов Государственного Совета (1864--1872), член Государственного Совета (с 1843), граф, мемуарист.
   25. О Музовском Н. В. см. наст. изд., с. 313, примеч. 27.
   26. О Волконском П. М. см. наст изд., с. 48--49, примеч. 1.
   27. О Бенкендорфе А. X. см. наст изд., с. 176, примеч. 65.
   28. Об Орлове см. наст изд., с. 427, примеч. 5.
   29. О Чернышеве А. И. см. наст. изд., с. 171, примеч. 17; Меньшикове А. С. -- с. 427, примеч. 3; Нессельроде К. В. -- с. 189, примеч. 2; Блудове -- с. 171, примеч. 7; Киселеве -- с. 427, примеч. 4.
   30. О Васильчикове И. В. см. наст изд., с. 40, примеч. 55.
   31. Паскевич Иван Федорович (1782--1856).
   32. Об Аренде Н. Ф. см. наст. изд., с. 394, примеч. 5.
   33. Маркус Михаил Антонович -- лейб-медик императорской семьи, лечивший в 1830-х гг. Александру Федоровну и Ольгу Николаевну.
   34. Мандт Мартин (Мартьян) Вильгельм (1800--1858) -- домашний доктор великой княгини Елены Павловны (с 1835), с которой приехал в Петербург; с 1838 г. стал признанным авторитетом в императорской семье, с 1840 г. -- лейб-медик Николая I; после его смерти выехал из России.
   35. О Рейнгольте Э. И. см. наст. изд., с. 72, примеч. 17.
   36. Мария Павловна (1786--1859) -- великая княгиня, дочь Павла I, с 1804 г. жена Карла Фридриха, великого герцога Саксен-Веймарского, ее дочери: Августа (впоследствии королева Прусская и императрица Германская) и Мария.
   37. Анна Павловна (1795--1865) -- шестая дочь Павла I (восьмой ребенок), с 1816 г. в супружестве с Вильгельмом, наследным принцем Нидерландским, впоследствии королем Вильгельмом II, вступила на престол 7 октября 1840 г., овдовела 17 марта 1849 г., скончалась 17 февраля 1865 г., погребена в Дельфте в Голландии; автор заметок мемуарного характера, любимая сестра Николая I.
   38. Вильгельм II (Фридрих Георг Людвиг, 1792--1849) -- принц Оранский, король Нидерландов (1840--1849), с 1816 г. -- супруг великой княжны Анны Павловны.
   39. Фридрих-Вильгельм IV. См. о нем наст. изд., с. 383, примеч. 1. Альбрехт Фридрих Генрих, принц Прусский.
   40. Фредерика Вильгельмина Александра (урожденная принцесса Прусская), герцогиня Мекленбург-Шверинская или Стрелицкая ("Александрина") (1803--1892) -- младшая сестра Александры Федоровны, супруга герцога Карла Мекленбург-Стрелицкого (1899--1842); Луиза Августа Вильгельмина (1808--1870) -- принцесса Прусская, сестра императрицы Александры Федоровны, жена Фридриха Нидерландского, второго сына короля Вильгельма I ("тетя Луиза").
   41. Петр Георгиевич, принц Ольденбургский (1812--1881) -- сын Петра Фридриха Георга и великой княжны Екатерины Павловны. В 1830 г. был вызван Николаем I в Россию, определен в Преображенский полк, полковником которого он числился с рождения; с 1834 -- в отставке в звании генерал-лейтенанта, с 1841 г. генерал от инфантерии, главноуправляющий IV Отделением СЕИВК, попечитель Училища правоведения (с 1835), член Совета Военно-учебных заведений, член (1836--1842) и председатель (с 1842) департамента гражданских и духовных дел Государственного Совета, президент Вольного экономического общества (с 1841), начальник Воспитательного общества благородных девиц (с 1839), сенатор (1834). В 1837 г. женился на принцессе Терезии Вильгельмине Изабелле Шарлотте -- дочери герцога Нассау-Вейльбургского Вильгельма. В 1845 г. супруги получили титул Императорского Высочества. Старшая дочь Александра Фредерика Вильгельмина (1838--1900) была замужем за великим князем Николаем Николаевичем-старшим.
   42. В день рождения Николая, 25 июня 1796 г., в письме к своему старинному корреспонденту Фридриху Гримму Екатерина II писала: "Сегодня в три часа утра мамаша родила большущего мальчика, которого назвали Николаем. Голос у него бас и кричит он удивительно; длиною он аршин без двух вершков (61 см -- сост.), а руки немного менее моих. В жизнь мою в первый раз вижу такого рыцаря. Если он будет продолжать, как начал, то братья окажутся карликами перед этим колоссом" (цит. по: Шильдер Н. К. Император Николай Первый: Его жизнь и царствование: В 2 кн. М., 1997. Кн. 1. С. 6). Рост императора Николая I был 189 см.
   43. Мери называли в семье великую княжну Марию Николаевну, в отличие от Мари -- цесаревны Марии Александровны.
   44. Олли называли великую княжну Ольгу Николаевну.
   45. Великий князь Константин Николаевич.
   46. Немногие вещи, спасенные во время пожара Зимнего дворца 1837 г., особенно ценились в семье Николая Павловича.
   47. Цесаревич великий князь Александр Николаевич.
   48. Камея -- камень с выпуклым изображением.
   49. Имеется в виду 1828 г., когда в начальный период Русско-турецкой войны 1828--1829 гг. Николай I присутствовал при осаде Варны.
   50. Доу Джордж (1781--1829) -- английский художник, в 1819--1829 гг. работавший в Петербурге над портретной галереей русских генералов 1812--1815 гг.
   51. Максимилиан Лейхтейнбергский (Лейхтенбергский); Максимилиан Евгений Иосиф Август Наполеон (1817--1852) -- герцог, сын Евгения Богарнэ (1781--1824) -- пасынка Наполеона (сына императрицы Жозефины от первого брака); вице-короля Италии (1805-- 1813) и дочери баварского короля Масимилиана Людвига (1799--1825) принцессы Августы, брак которых был заключен в 1806 г.; первый муж Марии Николаевны (1839--1852; обручен 5 декабря 1838 г., вступил в брак 2 июля 1839 г.), президент Академии художеств, заведующий Горным институтом. Учредитель С.-Петербургского археолого-нумизматического общества (1846) и его председатель до 20 августа 1852 г. Его отец Евгений получил от тестя в 1815 г. ландграфство Лейхтенбергское и княжество Эйхштадтское.
   52. Колет -- мундир особого покроя Кавалергардского и Конногвардейского полков.
   53. Фредерике М. П. См. о ней наст. изд., с. 493.
   54. Бисквит -- вид фарфора, не покрытого глазурью.
   55. В. Ф. Адлерберг. См. о нем наст. изд., с. 175, примеч. 52.
   56. Адлерберг Александр Владимирович (1818--1888) -- граф, генерал-адъютант (1855), генерал от инфантерии (1869), сын В. Ф. Адлерберга, с 1836 г. состоял при наследнике престола, 19 февраля 1855 г. произведен в полковники, впоследствии -- командующий Императорской Главной квартирой (с 1861), министр Императорского двора и уделов (1870--1882), член Государственного Совета (с 1866).
   57. Т.е., его отца В. Ф. Адлерберга.
   58. А. С. Меншиков. См. наст. изд., с. 427, примеч. 3.
   59. Мейендорф Александр Казимирович (1798--1865) -- барон; чиновник Департамента мануфактур и торговли, в 30-х гг. -- агент департамента во Франции, камергер, впоследствии русский посланник в Берлине; петербургский знакомый А. С. Пушкина; брат шталмейстера Марии Федоровны Жоржа Мейендорфа.
   60. П. А. Клейнмихель. См. наст. изд., с. 457, примеч. 2.
   61. Малышев Иван Григорьевич -- камердинер 8-го класса.
   62. Гримм I -- вероятно, камердинер 9-го класса Петр Федорович, один из братьев Гриммов, награжденный знаком 25 лет беспорочной службы. Его брат камердинер 9-го класса, впоследствии коллежский секретарь, Павел Федорович Гримм.
   63. Раух Христиан-Даниэль (1779--1857) -- прусский скульптор, в 1840 г. работавший в Санкт-Петербурге, автор бюстов Николая I и Александры Федоровны.

Подготовка текста и комментарии Л. В. Выскочкова

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru