Объявление его о проведении траура по случаю кончины Николая I
18 февраля 1855 г.
Объявление, коим порядком по Его Императорскому Величеству блаженные и вечной славы достойные памяти Великом Государе Императоре Николае Павловиче траур, на шесть месяцев, разделенный на четыре квартала, быть имеет, полагая в каждом по шести недель, от 18 февраля 1855 года.
Первый, второй, третий и четвертый кварталы Его Императорское Величество и их Императорские Высочества Государя Великие князья соизволят носить глубокий траур, на основании Высочайше конфирмованной статьи о чинах военных, ибо Его Императорское Величество и их Императорские Высочества соизволят носить военные мундиры. Государыни Императрицы1 соизволят носить глубокий траур: шерстяное печальное русское платье2 с крагеном3, рукава длинные, около рукавов плерезы4, на шее особый черный плоский краген с плерезами, шлей в четыре аршина5, на голове уборы из черного крепа с черною глубокою повязкою и с двойным печальным вуалем6 -- один с шлейфом7, а другой покороче; перчатки, веер, чулки и башмаки черные, а когда их Императорские Величества к телу Его Величества шествовать изволят, также и в день погребения, тогда соизволят иметь на голове большую креповую8 каппу9, так, чтобы все платье {Далее не разобрано.}. Великие княгини то же самое одеяние имеют, с тою разницею, что шлейфы их должны быть длиною только три аршина10.
Второй квартал: Государыни Императрицы и их Высочества изволят носить такое же русское платье с плерезами, во всем сходно против первого; головной убор тоже с убавлением повязки и один печальный капор11.
Их Императорские Величества и Их Высочества третий квартал изволят носить русское платье из гладкого сукна без плерезов, без крагена, обыкновенного покроя с короткими рукавами, с белыми креповыми манжетами; на голове маленький черный чепчик с узкими сницами {Возможно, "шлицами".}; перчатки, веера и башмаки черные.
Четвертого квартала первые три недели изволят носить их Императорские Величества и их Императорские Высочества камер-траур12: шелковое черное платье, на голове белые фиеровые {Вероятно, "флеровые".} [флеровые] уборы, также белые веера и перчатки.
Последние три недели полутраур: шелковое черное платье, на голове кружева и черные ленты.
Дамские персоны первых четырех классов
В первом квартале имеют носить суконное русское гладкое печальное платье, рукава к оному по произволу, с крагеном; на шее черный особый плоский краген с плерезами шириною: первые два класса в 1 1/2 вершка, а третий и четвертый классы -- в вершок; на голове уборы из черного крепа, с черною узкою повязкою; веера, перчатки, чулки, башмаки черные; шлейфы имеют первым двум классам по два аршина13, третьего класса полтора аршина14, а четвертого класса по одному аршину15, и всем четырем классам, когда будут у тела Его Императорского Величества и в день погребения, иметь большие печальные вуали; когда же из дворца выезжать имеют, тогда и надевать черные вуали из фиеров [флеров]16, которым бы лицо было завешано; и пятого, шестого и седьмого классов носить такое же платье и плерезы, шириною в три четверти вершка; дальше восьмого класса носить черное одинарное платье.
Во втором квартале носить: русское платье из гладкого сукна без плерезов и без крагенов; на головах уборы черные с узкими сницами без капора; чулки, веера и перчатки белые. В третьем квартале имеют носить камер-траур: шелковое платье, на головах уборы белые, фиеровые [флеровые], а ленты черные.
В четвертом квартале носить полутраур: русское платье и юбки шелковые, черные; на головах кружева и в первые три недели -- цветные ленты. Камер-юнгферам17 их Императорских Величеств позволяется траур против шестого класса.
Особы мужского пола
Гражданские чины при мундирах носят глубокий траур по общему положению; при мундирных фраках имеют флер на левом рукаве и кругом шляпы. Чины первого и второго классов в первом и во втором квартале имеют кареты и сани, обитые черным, без гербов, и в домах обивают черным по одной камере.
Чины первого, второго, третьего и четвертого классов, в тех же кварталах, имеют для лакеев черную ливрею, ямское одеяние для кучеров и форейторов18 черного сукна, а также шапки и кушаки черные. Вышеописанный траур кавалеры Двора Его Императорского Величества19 употреблять имеют и те, которые не состоят в первых классах. Чинам пятого, шестого и седьмого классов равномерно {Вероятно, пропущена часть текста.}. Черные ливреи для лакеев позволяются.
В третий квартал черные обои с палат и карет и ливреи с служителей снимаются.
Всем прочим мужеского и женского пола, кто бы какого звания ни был, во время траура в ординарном черном платье ходить позволяется.
Военные носят траур, особо для сего установленный.
Подписал: Верховный маршал граф А. Гурьев.
Публикуется по: ОР РНБ. Ф. 601 (Половцовы). Д. 2028.
Гурьев Александр Дмитриевич (1786--1865) -- граф, действительный тайный советник (1837), сенатор (1828), член Государственного Совета (1839), в 1835-- 1837 гг. киевский военный губернатор, подольский и волынский генерал-губернатор, в 1848--1861 гг. председатель Департамента государственной экономии Государственного Совета.
1. Имеются в виду Мария Александровна и вдовствующая императрица Александра Федоровна.
2. Первые упоминания о "русских платьях" относятся ко времени Екатерины П. При посещении прусской королевской четой Петербурга в 1809 г. прусским дамам были подарены императором "русские придворные платья", сшитые по мерке. В первых записях камер-фурьерских журналов за 1826 г. неоднократно упоминается "белое русское платье" или "белое круглое платье". Более детально "русское платье" было регламентировано в указе Николая I от 27 февраля 1834 г. "Описание дамских нарядов для приезда в торжественные дни к высочайшему двору". Парадный дамский наряд состоял из бархатного вечернего платья, имевшего разрез спереди к низу от талии, который открывал юбку из белой материи, "какой кто пожелает". По "хвосту и борту" платья, также "вокруг и на переди юбки" предписывалось иметь золотое шитье, "одинаковое с шитьем парадных мундиров придворных чинов". Платье гофмейстерины должно было быть малинового цвета, платья статс-дам и камер-фрейлин -- пунцового, наставниц великих княжон -- синего, фрейлин великих княгинь -- как у фрейлин царицы, но с серебряным шитьем, фрейлин великих княжон -- светло-синего бархата. Замужние придворные дамы должны были "иметь повойник или кокошник", а девицы -- "повязку" произвольного цвета, с белой вуалью. Описанный наряд получил название "русского платья". Фасон платья приглашенных ко двору дам также должен был соответствовать тому же образцу, но платья эти могли быть различных цветов и разного шитья, но нельзя было повторять узор, назначенный для придворных дам. Несовершеннолетние великие княжны с некоторыми поправками следовали также общему стилю. Они носили русское платье без трена (шлейфа). В данном случае идет речь о "печальном русском платье" для траурных церемоний.
3. Краги -- в данном случае род перчаток с большим раструбом, закрывающим часть руки почти до сгиба в локте.
4. Плерезы -- белые нашивки на черном платье.
5. Аршин -- русская мера длины, заимствованная с Востока и первоначально равная 72 см; с эпохи Петра I, когда трехаршинная сажень была приравнена к 7 английским футам, ее длина была установлена в 71,12 см.
6. Вуаль (франц. voile) -- в данном случае прозрачная сетчатая ткань из тюля (кисея), прикрепляемая к дамской шляпе и закрывающая лицо.
7. Шлейф (трен) -- спадающий на пол задний край женского платья; длина шлейфа регламентировалась придворным этикетом.
8. Креп -- очень тонкая, прозрачная, морщинистая материя, шерстяная или шелковая.
9. Каппа -- возможно, имеется в виду капор (см. примеч. 11).
10. 213,36 см -- см. примеч. 5.
11. Капор -- род башлыка или остроконечной шляпки, закрывающей голову, кроме лица.
12. Камер-траур -- комнатный (домашний) траур.
13. 142, 24 см -- см. примеч. 5.
14. 106, 68 см -- см. примеч. 5.
15. 71,12 см -- см. примеч. 5.
16. Флер -- тонкая просвечивающая материя.
17. Среди женской прислуги были горничные разных рангов: камер-фрау, камер-юнгферы (от нем. Kammerjugferin -- горничная), камер-медхины. Занимавшие эти низшие придворные должности женщины и девушки были горничными императрицы, великих княгинь и великих княжон. Камер-юнгферы занимались уборкой личных комнат, одеванием и раздеванием августейших хозяек.
18. Маркиз де Кюстин в 1839 г. так описал выезды придворных чинов в каретах, запряженных парами: "Лошадьми, идущими в дышле, правит кучер; мальчишка в длинном персидском халате наподобие кучерского армяка, именуемый, насколько я мог расслышать, фалейтором (по-видимому, от нем. Vorreiter), едет верхом на передней лошади, причем, заметьте, на правой, в противоположность обычаям всех других стран, где форейтор седлает левую лошадь, чтобы оставить свободной правую руку; седло у форейтора очень плотное, мягкое, как подушка, и сильно приподнятое спереди и сзади". (КюстинА. Россия в 1839 году: В 2 т. М., 1996. Т. 1. С. 165).
19. Лица, имеющие придворные чины или придворные звания, в частности, камергеры и камер-юнкеры.