Профессоръ Норденшильдъ и шведская экспедиція въ арктическія страны.
Справедливость требуетъ сказать, что экспедиціи, снаряженныя неоднократно Швеціею и Норвегіею, съ научною цѣлью, въ арктическія страны, равнымъ образомъ и ученыя изслѣдованія въ этихъ странахъ, произведенныя соотечественниками Линнія, Берцеліуса, Эрштедта и другихъ знаменитыхъ естествоиспытателей, оказали наукѣ немаловажныя услуги. Большихъ ученыхъ экспедицій для изысканій въ арктическихъ странахъ снаряжать Швеція, разумѣется, не могла, хотя въ числѣ ученыхъ изслѣдователей Африки и упоминаются съ уваженіемъ имена шведскихъ путешественниковъ Андерсона и Вальберга; зато шведы и норвежцы тѣмъ дѣятельнѣе принялись за изслѣдованія морей и странъ, лежащихъ къ сѣверу отъ Скандинавскаго полуострова. Свѣдѣнія наши о Шпицбергенскихъ островахъ, помимо старинныхъ изслѣдованій, произведенныхъ въ XVI и XVII столѣтіяхъ, основаны преимущественно на трудахъ шведскихъ ученыхъ, и уже въ 1853 году западныя части этого архипелага были измѣрены и сняты на планъ Отто Тореллемъ, А. Кеннерштедтомъ и А. У. Норденшильдомъ, обогатившими своими трудами геологію, ботанику и зоологію.
Правительство соединенныхъ королевствъ, относительно экспедицій на Шпицбергенъ, принимало всегда живѣйшее участіе. Принцъ Оскаръ, нынѣшній король Швеціи и Норвегіи, академія наукъ и нѣкоторыя частныя лица щедро дѣлали денежные взносы, такъ что въ 1861, 1864 и 1868 годахъ на Шпицбергенъ могли быть снаряжены одна за другой ученыя экспедиціи, изъ которыхъ первая отправлена была подъ руководствомъ О. Торелля, а вторая и третья -- подъ управленіемъ геолога Норденшильда. Восемдесятъ астрономически-опредѣленныхъ въ лѣтнее время пунктовъ дали возможность составить полную и болѣе вѣрную карту Шпицбергенскаго архипелага, такъ что позднѣйшимъ изслѣдователямъ, нѣмцамъ Кольдевею и Гейглину и англичанину Смиту пришлось дополнить только свѣдѣнія о восточной сторонѣ Шпицбергена. На долю Шведовъ выпало увидѣть вновь, въ августѣ 1864 года, къ сѣверо-востоку отъ Шпицбергена, баснословную страну Джильса, которая въ настоящее время значится на картахъ Землей Короля Карла.
Душой этихъ шведскихъ экспедицій былъ родившійся въ Финляндіи и воспитывавшійся въ гельсингфорскомъ университетѣ профессоръ упсальскаго университета Нильсъ-Адольфъ-Эрикъ ф. Норденшильдъ, всѣми силами старавшійся способствовать изслѣдованію полярныхъ странъ и предпринявшій въ 1872 году для геологическихъ изысканій поѣздку на западные берега Гренландіи. Ученые труды этого профессора стяжали ему вполнѣ заслуженную славу; въ 1875 году ему суждено было сдѣлать важное открытіе и рѣшить успѣшно давнишній вопросъ.
Дѣло шло объ отысканіи морскаго пути изъ сѣверныхъ гаваней Европы къ устью сибирскихъ исполинскихъ рѣкъ. Еще почти за триста лѣтъ предъ этимъ (въ 1596 году) голландецъ Барентсъ, обогнувъ сѣверную часть Новой Земли, пытался проникнуть въ сибирское Ледовитое море; мореплаватель этотъ погибъ, однако, на пустынныхъ берегахъ этого замѣчательнаго двойнаго острова, и только недавно, подъ снѣгами и льдинами, открыта устроенная имъ и до сихъ поръ хорошо сохранившаяся землянка. Съ того времени мореплаватели отказались отъ попытки проникнуть съ восточной стороны въ названное море, и даже экспедиція, которую собирался предпринять сибирскій крезъ Сидоровъ, съ цѣлью проникнуть въ устье Оби, не привлекла ни одного моряка! Не подлежитъ, однако, сомнѣнію, что богатая своими естественными произведеніями Сибирь непремѣнно процвѣтетъ, если въ страну эту открытъ будетъ водный путь изъ сѣверной Европы.
Кратчайшій путь изъ бѣломорскихъ гаваней къ устьямъ Оби и Енисея ведетъ, какъ показываетъ карта, чрезъ Карское море, которое граничитъ къ западу съ Новой Землей, а къ востоку съ Самоѣдскимъ полуостровомъ. Спрашивается: отчего не воспользовались до сихъ поръ этимъ кратчайшимъ путемъ? Предубѣжденіе удерживало мореходовъ: Карское море прослыло "ледникомъ", въ которомъ вѣчныя и густо сплоченныя ледяныя глыбы препятствуютъ всякому судоходству. Съ 1865 года норвежскіе китоловы начинаютъ проникать все дальше и дальше въ пресловутый ледникъ; они добываютъ тамъ большое количество тюленей, и въ 1870 году капитанъ Іоганнесепъ объѣзжаетъ въ первый разъ на принадлежащемъ ему суднѣ всю Новую Землю. Вѣчныхъ ледяныхъ массъ при этомъ не оказалось; Карское море въ іюлѣ и августѣ мѣсяцахъ судоходно, и въ него можно проникнуть тремя путями -- Маточкинымъ Шаромъ, Карскими Воротами и Югорскимъ проливомъ.
Фактическое доказательство тому, что въ устье Оби можно пройти чрезъ Карское море, представилъ профессоръ Норденшильдъ, подъ руководствомъ котораго щедрый готеборгскій купецъ Оскаръ Диксонъ снарядилъ небольшую экспедицію. Норденшильдъ вышелъ 8-го іюня 1875 года на небольшомъ парусномъ суднѣ изъ Тромзе, совершилъ путь отъ мыса Нордъ-Капа до береговъ Новой Земли въ шесть сутокъ, производилъ здѣсь изысканія съ 23-го іюня по 2-е августа, прошелъ Югорскимъ проливомъ въ Карское море, переплылъ его во всю ширину и достигъ 15-го августа устьевъ Енисея. Здѣсь экспедиція раздѣлилась на двѣ части: Норденшильдъ съ Лундстремомъ и Стуксбергомъ поднялись въ лодкѣ вверхъ по Енисею, остальные соучастники экспедиціи съ докторомъ Телемъ и подъ руководствомъ д-ра Кьельмана отправились на суднѣ въ обратный путь и послѣ скораго и благополучнаго плаванія прибыли, чрезъ десять дней, 26-го сентября, въ Гаммерфестъ. Норденшильдъ отправился сухимъ путемъ, чрезъ Красноярскъ, Томскъ, Екатеринбургъ, Пермь и Москву, въ С.-Петербургъ. Жители этой столицы приняли смѣлаго морехода съ восторгомъ и осыпали его почестями, причемъ профессоръ увѣрялъ, что въ августѣ будущаго лѣта непремѣнно приплыветъ шведскій купеческій корабль съ товарами въ устье Енисея, завяжется торговля Европы съ Сибирью и страна эта процвѣтетъ. "Я увѣренъ, сказалъ Норденшильдъ, что теперь открытъ новый торговый путь, о значеніи котораго легко сдѣлать себѣ представленіе, если на каргъ Азіи означить особой краской область, находящуюся между рѣками Обью, Енисеемъ и ихъ притоками".
Это предложеніе Норденшильда уже исполнено А. Петерманомъ, и на стр. 24 издаваемыхъ послѣднимъ "Извѣстій" нарисована такая карта. Исполинская объ-енисейская рѣчная система простирается до Алтайскихъ горъ и Монголіи и заключаетъ въ себѣ пространство около 104.000 нѣмец. квадр. миль; не считая Россіи, всѣ остальныя европейскія государства имѣютъ пространство только 81,600 квадр. миль. На Оби и Енисеѣ существуетъ уже правильное пароходство. Поэтому, если предсказанія Норденшильда осуществятся, то цѣнныя произведенія Средней Азіи и Китая могутъ быть доставлены въ Европу, посредствомъ пароходовъ, въ нѣсколько дней. Медленной перевозкѣ кладей на саняхъ зимою, т. е. когда сибирскія дороги только и бываютъ удобны для проѣзда, придется конкурировать съ транспортированіемъ товаровъ моремъ -- словомъ Сибирь, для развитія которой не достаетъ только удобныхъ путей сообщенія, благодаря ученымъ изысканіямъ Норденшельда, въ недалекомъ будущемъ, можетъ быть, сильно процвѣтетъ.