Носилов Константин Дмитриевич
Изыскание пути по соединению Обского и Печорского бассейнов

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   

ИЗЫСКАНІЕ ПУТИ ПО СОЕДИНЕНІЮ ОБСКАГО И ПЕЧОРСКАГО БАССЕЙНОВЪ.

(Письмо въ редакцію).

   Въ виду того интереса, который представляетъ въ настоящее время открытіе пути, или прохода для соединенія рельсовымъ путемъ Обскаго и Печорскаго бассейновъ, и поточныхъ слуховъ, временно появлявшихся осенью 1884 года въ газетахъ, я рѣшился на страницахъ вашей газеты, имѣющей тѣсное отношеніе къ интересамъ Сибири, сообщать тѣ свѣдѣнія объ этомъ пути, которыя мной были добыты при изысканіяхъ этого пути и уже читаны въ засѣданіяхъ Императорскаго русскаго географическаго Общества и собранія инженеровъ путей сообщенія въ инженерномъ клубѣ, послѣ возвращенія моего отъ поѣздки на Полярный Уралъ.
   Мотивами къ изысканію пути по проходамъ чрезъ Уральскій хребетъ послужили заботы министерства путей сообщенія по соединенію Оби съ Енисеемъ, слѣдствіемъ котораго уже прямо является необходимость соединить и рѣку Обь съ Печорой, что можетъ замѣнить необходимость транзита по уральской желѣзной дорогѣ, Колпѣ, Выми и тѣмъ путемъ, который долженъ служить сибирскимъ товарамъ для достиженія морскихъ портовъ для выхода въ заграничные, такъ какъ Сибирь болѣе имѣетъ такой продуктъ, который нуждается въ вывозѣ въ заграничные порты, чѣмъ такой, который шелъ бы для нуждъ и потребностей внутренней Россіи. Затѣмъ этотъ путь долженъ замѣнить собой водный путь чрезъ Карское море, надежды на который еще долго могутъ не осуществиться.
   Для того, чтобы имѣть удобный водный путь со стороны рѣки Оби къ Уралу, я йЗбралъ р. Сѣверную Сосьву и притокъ ея р. Сыгву, которыя подходятъ очень близко къ отрогамъ Уральскаго хребта. Лѣто и осень 1883 года я провелъ за съемкой на планъ и промѣрами этихъ рѣкъ.
   Лѣтомъ 1884 года мной были снова продолжены гидрографическія работы надъ данными рѣками и ихъ протоками, результатомъ чего получился вполнѣ основательный и достаточный матеріалъ наблюденій, который даетъ право разсчитывать на полную возможность рѣкъ Сѣверной Сосьвы и Сыгвы для судоходства судовъ съ грузами до 50,000 пудовъ, при осадкѣ въ 4 фута. Конечнымъ пунктомъ для судоходства, а вмѣстѣ съ тѣмъ, начальнымъ пунктомъ для рельсоваго пути являются остяцкія юрты Хорумъ-пауль, на рѣкѣ Сыгвѣ.
   Изъ семи проходовъ, на протяженіи 320 верстъ вдоль хребта, осмотрѣнныхъ мной за полтора года моихъ тамъ изслѣдованій, оказался лучшимъ проходъ князя Курбскаго, названный мной въ честь князя Семена Курбскаго, прошедшаго съ войсками еще въ 1499 году съ Печоры на р. Сыгву и Обь для завоеванія обскихъ инородцевъ. Этотъ проходъ образовался долиной р. Щугоръ, притока р. Печоры, пересѣкающей Уральскій хребетъ, благодаря близости высочайшей горы Теллъ-поосъ, которая, имѣя длинную ось перпендикулярно оси Уральскаго хребта, образовала глубокую и широкую долину на линіи Уральскаго хребта и такимъ образомъ отбросила линію водораздѣла восточнѣе, гдѣ она имѣетъ наибольшую величину надъ уровнемъ моря лишь 1450 футовъ и долиною рр. Сыгвы и Печоры всего около 1100--1000 футовъ. Такимъ образомъ, минуя по ровной долинѣ р. Щугора цѣпи Уральскаго хребта, путь свободно поднимается къ водораздѣлу по р. Понгъ-Сорыя и, свободно достигнувъ его, полого спускается по долинѣ р. Тупредъ, притоку р. Черты въ-я въ ровную лѣсистую равнину, прилегающую къ р. Сыгвѣ.
   Все разстояніе пути опредѣлено въ 147 верстъ, если пристань будетъ устроена въ 22 вер. отъ устья р. Щугора на послѣдней и въ 127 верстъ, если пристань для пароходовъ будетъ устроена при устьѣ р. Ичедъ-Нотэкъ, притока Щугора. Рѣка Щугоръ, по гидрографическимъ изысканіямъ, даетъ возможность для устройства по ней сплава отъ устья р. Нотъ-Сорыя, если для этого будуіъ употреблены средства для разчистки фарватера рѣки, по измѣренію удобнаго для сплава судовъ съ 10,000 пуд. груза при осадкѣ въ 3 фута.
   Съ устья же р. Ичедъ-Нотэкъ, она вполнѣ способна для судоходства плоскодонныхъ рѣчныхъ судовъ и пароходства, и не потребуетъ большихъ затратъ для техническихъ приспособленій. Характеръ р. Щугора напоминаетъ р. Чусовую и Бѣлую, которыя уже извѣстны давно, какъ рѣки, по которымъ сплавленъ не одинъ милліонъ пудовъ металловъ съ уральскихъ, заводовъ. Р. Щугоръ значительно больше ихъ и можетъ разсчитывать на сплавъ и пароходство вполнѣ. Съ рѣки Щугора суда могутъ уже свободно рейсировать по р. Печорѣ, гдѣ уже 4 навигаціи рейсируютъ 3 парохода.
   На всемъ протяженіи путь не выходитъ изъ предѣловъ лѣса, это важное преимущество даннаго пути и прохода предъ другими сѣверными проходами, лишенными растительности вслѣдствіе сильныхъ бурановъ, свирѣпствующихъ здѣсь зимой и нерѣдко влекущихъ за собой смерть путниковъ. Подъемы вполнѣ позволяютъ для проложенія рельсоваго пути и по нивелиовкѣ (барометрической) не превышаютъ высшихъ уклоновъ, выработанныхъ желѣзнодорожной техникой. Устройство даннаго пути сравнительно съ устроенными уже въ Россіи узкоколейными путями, какъ, напримѣръ, брянской жел. дор., мальцевской и др., не должно превышать стоимости 12,000 руб. на версту съ подвижнымъ составомъ, что на разстояніе въ 127 верстъ составитъ 1.524,000 руб. Благодаря дешевизнѣ устройства подобныхъ путей, они но тяжело ложатся на общества, устраивающія ихъ, и скоро окупаются. Кромѣ того, они не требуютъ отъ направленія громаднаго количества пудовъ товара для транзита и могутъ скорѣе принести пользу государству и производительности края, чѣмъ дорого стоющія ширококолейныя. Это направленіе въ первое время не можетъ разсчитывать на значительное количество грузовъ, хотя безспорно количество отправляемыхъ сырыхъ продуктовъ чрезъ этотъ путь за-границу будетъ увеличиваться ежегодно; поэтому всего удобнѣе затрачивать здѣсь только ту сумму, которая скорѣе могла бы окупиться эксплоатаціей дороги. Теперь посмотримъ, какимъ путемъ будутъ подвозиться товары къ данному пути. Со стороны Сибири должно направить сюда лишь то сырье, которое теперь не находитъ себѣ еще рынка и достаточныхъ потребителей: это -- зерновый хлѣбъ, сало, ленъ, конопля, пенька, шерсть, спиртъ, кожи и проч. Съ открытіемъ Обь-Енисейскаго капала, подвозъ грузовъ можетъ быть съ громаднаго раіона, захватывающаго р. Ангару, Обь, Енисей, Тоболъ, Иртышъ и пр. Суда, достигнувши пристани Хорумъ-пауль, будутъ перевезены на р. Щугоръ, гдѣ на рѣчномъ суднѣ могутъ быть сплавлены къ устью р. Печоры, гдѣ, перегрузившись на морскія суда, они могутъ свободно направиться къ заграничнымъ портамъ. Все, что требуется для Сибири изъ заграничныхъ товаровъ, также можетъ привозиться, входить, въ устье р. Печоры, затѣмъ подниматься до Щугора, и послѣ короткаго рельсоваго пути оно можетъ быть легко сплавлено въ Сибирь по р. Оби, Енисею или Иртышу, Тоболу.
   Важность этого пути, какъ пути прямаго въ заграничные порты и по кратности рельсоваго пути дешеваго, вполнѣ ясно будетъ для всякаго, кто обратитъ вниманіе на картѣ на тотъ незначительный перешеекъ, представляемый этимъ путемъ, который раздѣляетъ громадный объ-енисейскій бассейнъ отъ печорскаго и морскаго пути. Незначительныя затраты въ виду необходимости дать выходъ сибирскимъ продуктамъ въ море и за границу, и въ виду оживленія какъ Сибири, такъ и Печорскаго края, положеніе котораго заставляетъ глубоко задумываться правительство, едва ли встрѣтятъ препятствіе при осуществленіи даннаго пути, который могъ бы замѣнить путь по Карскому морю и оживить производительность Сибири, нуждающейся въ подобномъ пути.

Носиловъ.

"Восточное Обозрѣніе", No 15, 1885

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru