ОФРОСИМОВ Михаил Александрович [6(17).8.1797, Москва -- 13(25).2.1868. Петербург, похоронен в Троицко-Сергиевой пустыни], поэт-дилетант, переводчик-драматург. Из древнего рода тульских дворян. Воспитанник Моск. ун-тского благородного пансиона. В 1814 вступил в воен. службу -- в л.-гв. Измайлов, полк, подпрапорщик. Был женат на купеч. вдове. В 1825 переведен (в чине полковника) в л.-гв. Егерский полк. В составе л.-гв. Фннлянд. полка (с 1826) участвовал в рус.-тур. войне 1828--29, в сражении под Варной. В 1833 произведен в ген.-майоры и назначен командиром Финлянд. полка. Находясь в этой должности, О. "снискал обшую любовь всех своих подчиненных" и "привел полк в образцовый порядок", за что был отмечен государем, ставившим Финлянд. полк "в образец всем прочим полкам гвард. пехоты" (МВед, 1868, 15 февр.). С 1842 по 1845 О. командовал 1-й гвард. пехотной дивизией (с 1844 ген.-лейтенант). В 1846 состоял при вел. кн. Михаиле Павловиче, гл. нач. воен.-уч. заведений, а в 1847 нач. 2-й гвард. пех. дивизии, участвовал в Венг. походе. Неоднократно награждался, в т. ч. орденами: Анны 1-й степени с короной (1828), Белого Орла (1847), св. Александра Невского (1859). Во время Крым, войны (1853--56) командующий 2-м гвард. пех. корпусом (1855). С 1856 ген. от инфантерии; с 1859 нач. резервной армейской пехоты. Недолгое время (1864--66) занимал пост моек. воен. ген.-губернатора. В 1866 переехал в Петербург, назначен состоять при особе императора. Чл. Гос. совета (с 1865 -- РГИА, ф. с. 1868 г.).
Увлечение О. сочинительством относится к молодым годам его жизни. В осн. он был известен как автор текстов для романсов своего приятеля Н. А. Титова (сослуживца по л.-гв. Измайлов, полку), татантлнво-го композитора, к-рого А. С. Даргомыжский и М. И. Глинка называли "дедушкой русского романса". Титову принадлежит музыка пяти из шести романсов на слова О.: "Уединенная сосна" (или "Сосна") [СПб., 1820; перепечатана в альм. "Памятник отеч. муз.", СПб., 1828 (там же опубл. и стих. "К ней" и др.)] -- первый печатный дебют и композитора, и поэта ("Сосну" можно считать началом распространения в рус. обществе в 1820-х гг. рус. романса, пришедшего на смену модному французскому); "Коварный друг, но сердцу милый..." (СПб., б. г.); до 1830 -- на эти слова также написал романс А. А. Алябьев (М., 1860); "Меня забудь" ("Прости, я еду в дальний путь..."), "Признание" ("Скажи мне, отчего с тех пор...") (оба -- "Муз. альбом Н. Титова", СПб., 1831); "Мечта" ("Тебя узрел в душе моей..."; СПб., б. г.); "Не хочешь ты меня понять..." (СПб.. 1829; муз. Н. С. Титова, двоюродного брата Н. А. Титова). Романсы, наполненные общепоэтич. мотивами (одиночества, отвергнутого чувства, обманутых надежд, верности, любви, восп. о прошлом), использующие типичные формулы любовной элегии, приобрели широкую популярность у публики -- во многом благодаря безыскусной искренности и теплоте тона. Наиб. успехом пользовался романс "Коварный друг...": еще "в сороковых годах не было музицирующей барышни, которая не пела бы" его ("Рус. муз. газета", 1900, No 17, стб. 463; в тон же газете отмечается его сходство с романсом Глинки "Не искушай меня без нужды", 1825, на слова Е. А. Баратынского -- 1900, No 18, стб. 495).
Для театра О. перевел или переделал с франц. 8 комедий и водевилей, выдержавших в осн. несколько представлений на моск. и петерб. сценах в 1820--30-х гг., в т. ч. "Вертер, или Заблуждение чувствительного сердца" (1824) Ж.Дюваля и Э.Рошфора, "Плаш, или Муж, как и всякий" (1827) -- переделка пьесы Ф. Г. Ж. С. Андрнё (перечень других -- см. ИРДТ). с характерными приемами комедии положений (отрывки опубл. в "Славянине", 1830, No 19--22, 24). Известность О. принесла комедия в стихах "Мальтийский кавалер" (переделка пьесы Э. Скриба и Ф. де Курен "Simple histoire!").
Поставлена в 1830 в Петербурге (с участием В. А. Каратыгина и И. И. Сосницкого): опубл. в 1850 ("Драм. альбом...", М.). "Мальтийский кавалер" -- комедия с увлекат. любовной интригой, не лишенная психол. изящества, в к-рой два англ. лорда (благородный Елмвуд и легкомысл. фат Фредерик) ведут борьбу за сердце очаровательной мисс Милнср. Многочисл. сюжетные перипетии комедии приводят ее к традиц. счастливому концу: Фредерик, исполненный благодарности к Елмвуду. благословляет своего счастливого соперника.
Изд.: Любимые романсы и песни Н. Титова. М., 1893; Титов И. А., Титов Н. С. Титов М. А.. Избр. вокальные соч. Для голоса в сопровождении фортепьяно. М.. 1961: Песни рус. поэтов, т. 1.
Лит.: Старый егерь <Степанов А. Н.>, Двадцать пять лет л.-гвардии в Егерском полку. -- "Воен. сб.", 1878, No 2, с. 337, 341; No 3, с. 143; Титов Н. А.. Восп. -- "Древняя и новая Россия", 1878, No 3, с. 274; No 12, с. 265, 269; История л.-гв. Финлянд. папка, 1831--1881, СПб., 1881 (сост. Ф. Ростковский; гл. 3 и ук.): Булич С. "Дедушка рус. романса". Н. А. Титов. -- "Рус. муз. газета". 1900, No 19/20, стб 522--24; Пушкин и его современники, в. 29/30, П., 1918, с. 113. * Некрологи, 1868: "Воен. сб.", No 3; "Антракт", No 7; "Илл. газ.", N" 9: МВед. 15 февр. Сушков Н. В., Моск. ун-тский благородный пансион.... М., 1858, с. 31, 33, 71; МВед, 1865, 26 июня; 1866, 11 окт. (упоминание о юбилее О.): Геннади; РБС: Брокгауз: ИРДТ, т. 2, 3: Муз. энц., т. 5, стб. 534; Смирнов-Сокольский; Иванов.
Архивы: РГАЛИ, ф. 995, оп. 2, No 97. 100 ИРЛИ, ф. 244, оп. 8, No 32, 33 (списки романсов в альбомах 1-й пол. 19 в.); ф. 501, оп. 2, No 16 (письма О. Ал-дру И. Тургеневу); СПб ГТБ; Музей Малого т-ра (рукописи неизд. пьес); РГВИА, ф. 395, оп. 36, 1845 г., д. 693 (ф. с. 1845 г.) оп. 56, 1864 г., д. 656; оп. 164, 1858 г., д. 471 (дела о награждении, служебном продвижении) РГИА, ф. 1162, оп. 6, д. 391 (ф. с. 1868 г.).
О. В. Голубева.
Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 4. М., "Большая Российская энциклопедия", 1999