По определению самого составителя (в предисловии), "Словарь Представляет собой особый вид именного и предметного указателя" к собранию сочинений Салтыкова-Щедрина., Но он тут же прибавляет, что ему "говорили, что это--не словарь, а щедринская энциклопедия".
Последнее наименование, действительно. едва ли не более подходяще. Мысли Салтыкова на разнообразные темы, взгляды и мнения его по различным вопросам, литературные типы (щедринские и других писателей, у него упоминающихся), высказывания об исторических деятелях etc.,-- "как в образах, так и публицистически", то в виде цитат, то в перифразе,-- таково богатое содержание этого огромного по об'ему пособия по Щедрину.
Приходится только удивляться, как эта поистине циклопическая работа могла быть выполнена одним лицом. В русском литературоведческом источниковедении нет буквально ни одного примера реализации такого рода издания, хотя попытки (притом, коллективные) в аналогичном направлении предпринимались неоднократно. Достаточно указать на значительно меньшее по диапазону предприятие "Словарь литературных типов" Пушкина, так и оставшееся неосуществленным. Или можно сослаться на более близкую по типу к "Щедринскому словарю" затею -- "Свод мыслей Льва Толстого", эта работа давным-давно была начата рьяным толстовцем В. Г. Чертковым; юн привлек затем к ней целый штат сотрудников; далее, "Свод" возглавил не менее ревностный последователь Толстого -- Ф. А. Страхов; примыкали в течение ряда лет к этой работе и другие лица, но и по сию пору "Свод" этот представляет собою лишь груду не всегда выверенных цитат и бесчисленного количества карточек, да? же окончательно не расклассифицированных.
В противовес всем этим незавершенным попыткам "Щедринский словарь" (не говоря уже, разумеется, об идеологическом превосходстве), представляет собой уже перебеленную рукопись об'емом около 35 печатных листов, к тому же совсем недавно вновь просмотренную составителем, снабженную также необходимыми инструктивными указаниями для пользования ею.
Уже издавна, еще в своем рукописном виде, "Щедринский словарь" не раз служил полезнейшим источником для всякого рода работ в области изучения творчества Салтыкова. Так, знаменитая статья самого т. Ольминского "Культурные люди" и нечистая совесть", напечатанная в дооктябрьской "Правде" (1912 г.) и столь высоко, как известно, оцененная Лепиным, могла быть написана, главным образом, благодаря наличию данной тематической росписи. По признанию составителя, и "впоследствии словарь не раз использовался" им. Мало того, по словам т. Ольминского же, "брал его ("Словарь") два раза и подолгу держал В. П. Кранихфельд, когда писал книгу о Щедрине"; и действительно, достаточно лишь бегло просмотреть некоторые работы этого критика о Салтыкове, чтобы увидеть их зависимость (не идеологическую, конечно, а лишь в отношении материала) от "Щедринского словаря". Наконец, уже в наши дни изданные анонимные "Неизвестные страницы" Салтыкова-Щедрина ("Academia", М. -- Л., 1931) вскрыты -- путем текстуальных параллелей -- также, очевидно, в большой мере на основании рукописных материалов "Словаря". Вообще перспективы пользования "Словарем" разнообразны и едва ли не неисчерпаемы: в виде образца, можно указать, что даже вскользь упоминаемое, например, в первой статье Ленина о Толстом грибоедовско-салтыковское выражение "кадетские балалайкины" легко и полно расшифровывается соответственным "словом" из рассматриваемого труда т. Ольминского. Таким образом, более чем справедливо заключение т. Ольминского: "Значит, и кому-нибудь другому "Словарь" пригодился бы". Это нужно было бы еще расширить и усилить: благодаря тому идейно-политическому углу зрения, под которым отбирался и рубрицировался материал в "Щедринском словаре", последний может послужить весьма ценным пособием при исследовании творчества великого сатирика и, в частности, для предстоящей новой переоценки его "наследства".
Насколько же сам составитель дорожил этим своим трудом, можно судить по тому, что он работал над "Щедринским словарем" свыше 35 лет: начат он был в 1897 году в тюрьме -- и еще 13 марта 1933 года, незадолго до смерти, уже тяжело больной, т. Ольминский вновь и уже в последний раз проверил текст "Словаря".
"Щедринский словарь" является еще одним ярким аргументом против традиционной (правда, уже достаточно поколебленной) легенды о якобы "единственном" старинном марксистском критике -- Плеханове: начавшаяся также уже в 90-е годы литературоведческая деятельность М. С. Ольминского, наряду с другими его литературно-критическими работами, а также трудами на литературные темы Ленина, Воровского и целого отряда литературных критиков еще дооктябрьской "Правды", с неопровержимостью доказывают, что уже с той ранней поры против оппортунистического (с 1903 г., по крайней мере) литературоведения и искусствознания Плеханова партия выдвинула целую когорту критиков-большевиков.