-- известный педагог, генерал-майор; род. в 1840 г. Образование получил во 2 кадетском корпусе и Михайловской артиллерийской академии. С 1877 по 1882 г. был директором учительской семинарии военного ведомства; с 1883 г. состоит редактором "Педагогического Сборника", выходящего при главном управлении военно-учебных заведений. С 1869 по 1877 г. редактировал "Детское Чтение" с "Педагогическим Листком" и поместил в нем много своих работ, вышедших потом, в виде сборников, отдельными изданиями (три раза повторенными): "На досуге. Этюды по естествознанию" (1890), "Среди природы" (1874), "По белу-свету", "У рабочих людей" (1876), "В своем кругу" (1875). Другие его труды: "Детский Альманах" (4 издание, 1876), "Материалы по методике геометрии (СПб., 1883), "Образование и воспитание" (СПб., 1897), "Педагогические экскурсии в область литературы" (М. 1897).
Ум.
Источник текста: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. -- С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890--1907.
II. Острогорский Алексей Николаевич
[25.1(6.2). 1840, Петербург, -- 2(15).10.1917, там же], педагог, дет. писатель, журналист. Окончил 2-й кадетский корпус (1858) и Михайловскую артиллерийскую академию (1861) в Петербурге. В период обучения в академии преподавал в Василеостровском бесплатном уч-ще для бедных детей, где сотрудничал с Ф. Ф. Резенером, В. П. Острогорским, А. Н. Страннолюбским и др. В 1861- 1906 работал в уч. заведениях воен. ведомства: учитель и воспитатель во 2-й воен. гимназии, Пажеском корпусе. Директор и преподаватель математики в учительской семинарии в Москве (1877- 1882), руководитель и лектор отделения психол.-пед. дисциплин на курсах при Пед. музее воен.-уч. заведений.
Лит. деятельность начал в кон. 50-х -- нач. 60-х гг. в журн. "Искра", "Современник". В пед. журналах ("Учитель", "Чтение для юношества", "Образование") публиковал статьи, посвящённые разл. сторонам шк. дела, в т. ч. "Образцовый учитель" (1866), "Характеристика учеников" (1867), "О влиянии умственного развития на нравственное воспитание" (1869) и др. В 1869--77 редактор журн. "Дет. чтение", для к-рого писал науч.-популярные статьи и худож. произв., гл. обр. рассказы о явлениях природы, мире животных, а также биографич. жанра. Позже произв. О. для детей были объединены в сборники, выдержавшие неоднократные переиздания: "На досуге, этюды по естествознанию" (1864--65), "Среди природы" (1874), "В своём кругу" (1875), "По белу свету" и "У рабочих людей" (обе 1876).
В 1883--1910 редактор журн. "Пед. сборник", издававшегося Гл. управлением воен.-уч. заведений. Во время работы О. к сотрудничеству в журнале были привлечены изв. педагоги, психологи, врачи (В. И. Водовозов, П. Ф. Кап-терев, А. П. Флёров, А. С. Вирениус и др.), что способствовало его преобразованию в крупный орган обществ.-пед. мысли. Там же были напечатаны программные работы О. "По вопросу о нравственности" (1887), "Справедливость в школьной жизни" (1888), "Образование и воспитание" (1897). Мн. статьи О. 80- 90-х гг. вошли в сб. "Пед. экскурсии в область лит-ры" (1897). Особое место заняли его публикации по методике преподавания: "Постройки из кубиков, брусков и дощечек арифметич. ящика" (1877), "Материалы по методике геометрии" (1884).
Важным направлением деятельности О. стало обобщение достижений новейшей рус. педагогики. Составил и издал "Пед. хрестоматию" (1907) с целью познакомить учителей и родителей с "заветными мыслями" Н. И. Пирогова, К. Д. Ушинского, В. Я. Стоюнина, Кап-терева, а также их ближайших предшественников, начиная с В. Г. Белинского. О. собрал воедино и опубликовал, снабдив биографией автора, подготовленные Ушинским материалы для 3-го тома "Пед. антропологии" ("Собрание неизданных сочинений" К. Д. Ушинского, 1908).
Пед. взгляды О. формировались под влиянием Н. А. Добролюбова и в особенности Н. Г. Чернышевского. Позднее ему была близка пед. позиция Н. И.
Пирогова, что получило отражение в кн. "Н. И. Пирогов и его пед. заветы" (1914). В последние годы жизни О. готовил к изданию кн. "Наследие Пирогова" (одна из глав -- "Наука и воспитание" -- напечатана в "Пед. сборнике", 1916, No 1).
Определяя пед. задачи школы, О. подчеркивал преимущества массового образования в подготовке человека к активной, полноценной жизни в обществе В концепции существенно различение понятий воспитания, формирующего убеждения и характер человека, и образования, призванного давать знания, кругозор, развивать умственные силы Вслед за Пироговым О. утверждал, что истинное знание предмета непременно оказывает влияние на духовное становление человека. Нравств. совершенствование во многом определяется умственным развитием человека, а духовные ориентиры дает христ. этика. При этом О. подчеркивал важное значение для ребенка эмоционального восприятия мира, в связи с чем гл. место в его трудах занимают проблемы влияния личности учителя на воспитанника Учителю, по мысли О, непременно нужно сделаться воспитателем, т. к школа оказывает пед. воздействие всем строем жизни: совместным трудом, товариществом, личной ответственностью ребенка, не смягчаемой семейными отношениями. Путь к самооценке, к осознанию воспитанником своего человеческого достоинства лежит через авторитет учителя, к-рый он завоевывает всем своим нравств. и интеллектуальным обликом. Для характеристики этич. принципов шк жизни О использовал категорию справедливости, понимавшейся им как система общения воспитанников с лучшими представителями образованного поколения. "Внутренняя" справедливость (в отличие от внешней, руководствующейся формальными критериями) считается с побуждениями, наклонностями и привычками ребенка, взвешивает прошлое в его поведении и определяет необходимые меры, заглядывая в будущее.
Дидактич. идеи О. направлены на формирование способностей к логич. мышлению, владению вниманием и волей, анализу жизненных явлений и фактов. О подчеркивал нецелесообразность ориентации шк. программ на "среднего" ученика: "Отсутствие мысли в преподавании, вызываемое боязнью дать работу не по плечу слабым ученикам, сообщают урокам какую-то вялость, бесцветность Не знаю, многое ли от этого выигрывают слабые, но сильные теряют много" (Пед. сборник, 1917, No 12, с. 168).
Гл. условием реализации своей пед. программы О. считал основательную проф. подготовку учителя. Компоненты пед. образования -- психология, педагогика, спец. дисциплины -- должны, по О., составлять единое целое. Развивая характерную для отеч. педагогики 2-й пол. 19 в. идею гражд. ответственности учителя, О. связывал с ней перспективу сближения образоват. и воспитат. сторон шк. дела.
Соч. Образование и воспитание, СПБ, 1897, Семейные отношения и их воспитательное значение, в кн. Энциклопедия семейного воспитания и обучения, в 2, СПБ, 1898, Биб-лиографич. указатель материалов по истории рус. школы, СПБ, 1899--1900, Об отношении семьи к школе, в кн Энциклопедия семейного воспитания и обучения, в 22, СПБ, 1900, Дет альманах, СПБ, Избр пед.сочинения, M, 1985 (библ)
Литература:
Греков Ф В, Ладнов Ф. К, Ист. очерк учительской семинарии воен. ведомства, M, 1905,
Каптерев П. Ф, А. Н. Острогорский "Н И Пирогов и его пед.заветы", "Пед.сборник", 1915, No 2, Демков M И., Русская педагогика в главнейших ее представителях, M,
Памяти А Н Острогорского, "Пед. сборник", 1917, No 12,
Симонов И С, "Пед. сборник" за 50 лет 1864--1914, П, 1914,
его же, Жизнь и труды А Н Острогорского, П, 1918;
Груздев П. Н, Русские пед. журналы до революции, СП, 1945, No7,
Лебедев П. А., А. Н. Острогорский, в кн. Антология пед. мысли России второй пол XIX -- нач. XX вв, M, 1990
П. А. Лебедев
Источник текста: Российская педагогическая энциклопедия. -- М: "Большая Российская Энциклопедия". Под ред. В. Г. Панова. 1993.