ОСТРОГОРСКИЙ Виктор Петрович [16(28).2.1840, Петербург -- 31.3(13.4). 1902, г. Валдай Новгород. губ.; похоронен на Смоленском кладб. в Петербурге], педагог, литератор. Из дворян. Трех лет лишившись матери, воспитывался отцом, отставным чиновником, благоговевшим перед рус. лит-рой и т-ром, и "редкой нянюшкой" -- немкой, страстной поклонницей поэзии Ф. Шиллера; от нее научился нем. яз.; в детстве был очень религиозен (подробнее в его кн. "Из истории моего учительства", СПб., 1914, с. 132). В 1851 был зачислен пансионером в 1-ю петерб. г-зию; в 1853, оставшись круглым сиротой, помешен своим попечителем на казенный счет в интернат при 3-й пед. г-зии (под влиянием В. Я. Стоюнина, преподававшего там лит-ру, О. выбрал в дальнейшем пед. поприще). С 1858 учился на ист.-филол. ф-те Петерб. ун-та. К 1859 относится первая публ. О. -- стих. "Путеводный свет" ("Ласточка", No 5), с юношескими упованиями на всемогущество науч. знания, возвышающего и облагораживающего человека. Вместе с др. членами ун-тского кружка под руководством П. В. Макалинского (ученика Т. Н. Грановского) О. участвовал в организации Василеостровского бесплатного уч-ща, где начал преподавать лит-ру (1860--66). Здесь он сблизился с петрашевцем Ф. Г. Толлем (в его "Настольном словаре..." О. поместил неск. биогр. статей о рус. писателях), повлиявшим на его филос. и лит. образование. Как участник студенч. волнений 1861 О. попал под надзор полиции, но год спустя был допущен к выпускному экзамену и получил диплом кандидата. С 1863 преподавал словесность в частном жен. пансионе В. В. Швидковской; одновременно, по рекомендации П. Л. Лаврова, заведовал отд. критики и библ. в "Б-кс для чтения" (первая критич. публ. -- "Помяловский, его типы и очерки", 1863, No 4). Разногласия О. с редакцией из-за прочитанных им тезисов статьи о Н. А. Добролюбове, к-рого он "более Белинского считал своим руководителем" ("Из истории моего учительства", с. 157), привели к его уходу из ж-ла. С 1864 О. преподавал словесность и рус. яз. в 1-й воен. г-зии, где прослужил 16 лет, а также в Елизаветинском ин-те (1869--76), на Жен. пед. курсах (1869--91), в 4-й петерб. (Ларннской) г-зии (1871--90) и др. уч. заведениях (полный их список см. в некрологе: МБ, 1902, No 5, с. 1--2).
Пед. деятельность О. была не безоблачной, порой наталкиваясь на сопротивление начальства. недовольного "тенденциозными примерами" или "не могущими быть терпимыми суждениями", как это было в Ларинской г-зии, к-рую О. вынужден был покинуть, (подробнее см.: Роткович. с. 198--99). Для пед. взглядов О., сформировавшихся под влиянием идей Н. И. Пирогова, К. Д, Ушинского (см. в кн.: Рус. пед. деятели. M., 1887: совм. с Д. Д. Семеновым), характерна ориентация на общечеловеческие ценности, внецерковное воспитание мыслящих к активных граждан, широкое просвещение нар. масс, единую всесословную школу, самоуправление г-зий и ун-тов. Пользуясь большой популярностью, О. формировал в среде либеральной интеллигенции убежденность в том, что ее просветит. деятельность способна усовершенствовать обществ. строй в России по образцу европ. стран. Однако путем формального обогащения ума знаниями, как считал О., невозможно достичь результата в нравств. совершенствовании личности -- необходимо развитие чувства и воображения, всех ее творч. сил.
Гл. средство нравств. воспитания и всестороннего развития личности О. видел в худож. лит-ре, прежде всего в рус. классике. Просветит, принципы положены в основу мн. его уч. пособий (всего им опубл. ок. 250 работ; неполный их перечень -- в ст. Д. П. Сильчевского "Лит. деятельность О.", МБ, 1902, No 5): "Рус. писатели как воспитательно-образовательный материал хля занятии с детьми и для чтения народу" (СПб., 1874; 7-е изд., СПб., 1913) -- первое методич. руководство О., ставшее настольной книгой для неск. поколений учителей и учащихся; "Выразительное чтение" (М., 1885; 8-е изд., М., 1916); "Беседы о преподавании словесности" (М., 1885; 3-е изд., М., 1904); "Письма об эстетич. воспитании" (М., 1894; 3-е изд., М., 1908; назв. дословно повторяет изв. соч. Шиллера; рец.: A. M. Скабичевский -- "Новости". 1894, 10 февр.; РСл, 1908, 21 авг.); на основе пер. с нем. (совм. с Н. Я. Максимовым) "Руководства к чтению поэтич. соч." Л. Эккардта (СПб., 1875) О. составил "Краткий учебник теории поэзии" (М., 1904; 6-е изд., СПб., 1911). Те же культурно-просветит. и нравственно-эстетич. цели поставлены О. в "Этюдах о рус писателях" (т. 1--5, М., 1888--97), куда вошли популярные очерки творчества А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. В. Кольцова, И. А. Гончарова. Н. Г. Помяловского (совр. критик назвал один из очерков О. "поверхностно составленным конспектом" -- Истомин В., Критич. разбор этюда О. "Мотивы лермонтовской поэзии", Варшава, 1891, с. 24), в "Двадцати биографиях образцовых рус. писателей. Для чтения юношества" (3-е изд., СПб., 1891; 18-е изд., М., 1916). Большим успехом пользовались составленные О. для юношества и для нар. чтения сб-ки пословиц, поговорок, примет и песен "Из народного быта" (СПб., 1883), "Из мира великих преданий" (СПб., 1883; 12-е изд., СПб., 1911), сб-к рассказов-переложений из У. Шекспира и Т. Кернера "Хорошие люди" (СПб., 1883; 6-е изд., М., 1913) и др. изд., в к-рых О. стремился адаптировать классику для читателя определенного (часто невысокого) образовательного уровня. По мнению рецензента, перечитывать отрывки из произведений, "переработанных с таким умением и тактом в стройные и законченные рассказы для детей, доставляет.., истинное наслаждение" ("Что читать народу?", т. 2, СПб., 1889, с. 323).
О. пропагандировал свои пед. и эстетич. идеи в ж. "Учитель" (1862--1864; б. п.), "Вест. воспитания" (1891--1900), "Рус. мысль" (1884, 1891, 1897), в газ. "Голос" (1882), "С.-Петерб. вед." (1896--97) и др. Одна из ведущих в его публицистике -- проблема жен. образования, понимаемого как исходный момент преобразования не только семенной, но и обществ. жизни в целом: "Жены и мужья (Неск. мыслей о семейной жизни)" (ЖенО, 1878, No 1), "Этюды о рус женщинах. Старые девы" (там же, 1880, No 6, 7) и др. Под ред. О. выходили ж. "Дет. чтение" (1877--84; совм. с А. Н. Острогорским -- двоюродным братом О.) и прил. к нему "Пед. листок" (1877--1883). "Дело" (1883--84). В "Дет. чтении" О., статьи к-рого, по словам рецензента, "замечательны по честному их направлению, по изложению и по разнообразию", "можно найти все, что требуется от дет. лит-ры.., в нем не найдут ни сухой морали, ни картин вымышленной добродетели" (Т. Толычева <Е. В. Новосильцева> -- "Нар. и дет. б-ка", 1879, No 1, с. 13, 14). С 1892 по 1902 О. -- ред. ж. "Мир Божий" (назв. придумано О. -- см.: Пименова, с. 157), в к-рый ему удалось собрать "людей таланта, знания и честных убеждений" (из письма О. к В. Г. Короленко от 30 сент. 1891 -- РГБ, ф. 135, Р. II, оп. 31, No 14): И. А. Бунина, А. И. Куприна. Д. Н. Мамина-Сибиряка, историков Р. Ю. Виппера, Е. В. Тарле и др. (см. восп. соред. О. -- А. И. Богдановича, МБ, 1902, No 5, с. 24--26. 2-я пат.; отзыв А. М. Скабичевского о ж-ле: "Новости". 1893, 18 февр.).
Драматургич. опыты О., начатые в студенч. пору трагикомедией "Липочка" ("Время", 1861, No 8: пост. в 1863 в Малом т-ре с Н. А. Никулиной в гл. роли. П. М. Садовским и др., в 1864 -- в Александрин. т-ре: положит. отзыв: А. Иванов <А. И. Урусов> -- БдЧ, 1864, No 1, с. 53--61; отзывы и хронику пост. см. в кн.: Зограф Н. Г., Малый т-р второй пол. XIX в., М., 1960, ук.), посв. пагубности аристократич. жен. воспитания, были в дальнейшем собраны в кн. "Из далекого прошлого. Драм, эскизы" (СПб., 1891). Пьесы О., проповедующие общепризнанные истины (обществ. служение и труд как основы полноценной жизни), не оставил заметного следа в рус. драматургии, несмотря на игру изв. артистов: напр., драма "Мгла" (СПб, 1883: пост. в 1868 в Малом т-ре, в 1887 -- в т-реКорша в бенефис В. Н. Давыдова, при участии А. А. Яблочкиной), в к-рой "хождение в народ" представлено как нравств. подвиг.
Определенный интерес для истории педагогики и обществ, мысли в России 19 в. представляют мемуары О. "Восп., мысли и заметки старого учителя словесности" ("Обр.", 1892, No 9, 10; 1893, No 2, 10; 1894, No 1, 3. 11; отд. изд. под назв. "Из истории моего учительства", СПб., 1895; 2-е изд., СПб., 1914). В. В. Розанов назвал эту книгу "наивной" и "чванливой" за то, что О., по его мнению, закрывает от нас "истинные нужды дня", не видит, как сухость и формализм совр. пед. системы вытесняют из школы учителя-подвижника (см. в его кн. "Сумерки просвещения", М., 1990, с. 252--53).
Именно учителем-подвижником (плюс "идеалистом-шестидесятником", по словам Богдановича) был О. в своей практич. пед. деятельности. В посмертно опубл. письме, получившем широкий обществ. резонанс, О., обращаясь прежде всего к своим ученикам, завешал им поддержать свое детище -- основанную им в родном Валдае на личные средства бесплатную школу ("Нов. дело", 1902, No 4, с. 235--36). В одном из поздравительных (в связи с юбилеем О.) писем Гончаров назвал его "образцовым критиком и лучшим нашим серьезным педагогом, у к-рого есть чему поучиться не одному юношеству" ("Юбилейный сб-к Лит. фонда", СПб., 1909, с. 364).
Др. произв.: "Необыкновенный ребенок (детство Гете по Льюису)" (СПб., 1869), "С. Т. Аксаков. Критико-биогр. очерк" (СПб., 1891; 2-е изд., 1901; рец,: "Живописная Россия", 1901, No 24), "Дедушка Крылов и его памятник" (СПб., 1894; 2-е изд., 1911), "В. А. Жуковский. О жизни и соч. Чтение для школ и народа" (М., 1901), "Н. В. Гоголь. Лит.-биогр. очерк" (Вятка, 1902).
Лит.: Блок, VII, 14; Горький. XXIV. 326; Острогорские В. П. и А. Н., Десятилетие ж. "Дет. чтение". -- "Пед. листок", 1878, No 3--4; Михневич; Юшков Н, ф., Душа-человек. Кал., 1889; Гревс И. М., О. как учитель, СПб., 1902; Пименова Э. К., Дни минувшие. М.--Л., 1929. с. 156--59; Гречишникова А. Д. В. И. Водовозов и О., М., 1941; Парилов И. Г., Методич. наследие О. -- "Уч. зап. Новосиб. пед. ин-та", в. 1, 1945; его же. Жизнь и пед. деятельность О. -- Там же, в. 2. 1946; Свиридова З., Журнал "Дет. чтение". Пстсрб. период (1869--93), Л., 1955; Роткевич Я. А., Вопросы преподавания лит-ры. Ист.-методич. очерк. М., 1959, с. 190--218 и далее; Салтыкова М. Н., В. П. Острогорский. -- В кн.; Рус. учитель. М., 1959; Лит. процесс и журналистика (1; ук.); Антология пед. мысли 2-й пол. XII -- нач. XX вв., М., 1990 Сук.). + Некрологи. 1902; МБ, No 5; "Лит. вост.". т. 3. кн. 4; "Рус. школа", No 4 <Н. Поздняков>, Брокгауз; НЭС; Гранат, ИДРДВ; ИРДТ; БСЭ, ПЭ; Муратова (I; ук.); Масанов.
Архивы: ИРЛИ, ф. 599; ф. 273, оп. 1, No 446 (письма П. В. Быкову); ф. 45, оп. 3, No 584 (письма Ал-дру Н. Веселовскому); ф. 283. оп. 2, No 149; ф. 659, No 145 (письма И. Ф. Горбунову); ф. 183, оп. 1, No 267 (письма В. О. Михневичу); ф. 599, No 1 (автобиогр. записка); РГБ, ф. Дост/II, оп. 7, No 61 (письма Ф. М. Достоевскому); РГИА, ф. 777; ф. 776, оп. 8, д. 691; РНБ, ф. 427, оп. 1, No 45 (письма Н. А. Лейкину); ф. 621, No 628 (письма А. И. Пыпину).
И. И. Гомина.
Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 4. М., "Большая Российская энциклопедия", 1994