Пальмин Лиодор Иванович
Пальмин Л. И.: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   ПАЛЬМИН Лиодор (Илиодор) Иванович [15(27).5.1841. Петербург -- 26.10(7.11).1891, Москва; похоронен на Ваганьков. кладб.], поэт. Сын И. Д. Пальмина. П. вспоминал родителей как людей "глубоко мечтательных и религиозных", баюкавших его в колыбели балладами В. А. Жуковского (письмо Н. А. Лейкину от 10 янв. 1884 -- РГАЛИ, ф. 2567, оп. 2, No 384, л. 22). Посте смерти отца в 1856 поступил казенно-коштным пансионером в 3-ю петерб. г-зию, к-рую окончил в 1860. В том же году стал вольнослушателем юридич. ф-та Петерб. ун-та. За участие в студенч. волнениях 1861 был арестован и заключен в Петропавлов. крепость (стих. "Крепость" -- "Осколки", 1882, No 19). После освобождения продолжал учиться в ун-те до его закрытия в 1863 (кумиры П. -- М. М. Стасюлевнч и Н. И. Костомаров, формировавшие его либеральные умонастроения). Недолго прослужив в адресной экспедиции, целиком посвятил себя лит. деятельности.
   Первая публ. -- пер. с франц. яз. ("Лучи", 1859). Начал с подражательной романтически окрашенной лирики о муках "безответной любви": "Целый день проводил я с гостями..." ("Век", 1861, No 27; подпись А. Пальман; ошибка исправлена в объявлении о ж-ле на 1862), цикл стихов (БдЧ, 1861, No 12; см. также: БдЧ, 1862, No 2). С сер. 60-х гг. печатался в "Будильнике", "Деле", "Жен. вест." и пр. Поэтич. имя П. получило известность прежде всего в ж. "Искра" (1863--68), куда ввел его Вас. С. Курочкин ("незабвенный учитель мой... был вождем в борьбе с темной силой и нес знамя света" -- письмо Ленкину от 31 июля 1890, РГАЛИ, ф. 2567, оп. 2, No 384, л. 19; вместе с тем тогда же "незабвенным учителем" своей музы П. называл А. А. (Пета -- ф. 289, оп. 1, No 31, л. 15). В "Искре" складывается стиль обличительно-юмористич. стихов П., ориентированных на демокр. вкусы ж-ла, исполненных едкой иронии и вместе с тем преклонения перед "бессмертной красотой" идеи ("Вечное бытие"). А. В. Амфитеатров видел в его поэзии, "красивой и искренней, но малосамостоятельной", сочетание "гейнизма с некрасовским течением" (Амфитеатров, с. 393). Сам П. в одной из позднейших оценок природы своего смеха явно гиперболизировал: "Пламя дьявольское скрыто в этом смехе незаметно:/ Так смеется жгучей лавой огнедышащая Этна" ("Свежее предание"). Рев. экзальтация стих. "Requiem" ("Не плачьте над трупами павших борцов..." -- "Искра", 1865, No 11; по свидетельству Амфитеатрова, приписывалось Н. А. Некрасову), с ее неск. абстрактным пафосом преклонения перед борцами во имя идеи, импонировала настроениям читателей разных поколений: в годы рус.-тур. войны 1877--78, когда оно было разрешено к исполнению с эстрады, его воспринимали как патриотическое; народнически настроенная молодежь относила эти стихи к подсудимым совр. полит. процессов. Благодаря чтению M. H. Ермоловой "Requiem" приобрел широкую популярность и стал в дальнейшем рев. песней (см.: Гиляровский, с. 538--42).
   После закрытия "Искры" П. в 1869 переехал в Москву, семь лет служил в Румянцев. музее ("легкое местечко" -- РГАЛИ, ф. 289, оп. 1, No 31, л. 47). В нач. 70-х гг. П. начал писать роман вместе с Н. А. Дубровским (1821--74), смерть к-рого прервала работу (см.: ЛН, т. 88, кн. 1, с. 320; судьба романа неизвестна). Средства к существованию добывал в осн. лит. трудом, печатаясь в изданиях разл. направлений: "Рус. мысли", "Осколках", "Стрекозе", "Занозе", "Наблюдателе", "Лит. б-ке" и др. (в кон. 80-х гг. безуспешно искал контакты с "Нов. временем" А. С. Суворина). Характерен по-своему траги-комич. эпизод с одой П. царю-освободителю Александру II (СПб., 1869), к-рая вопреки наивным надеждам поэта не помогла ему получить стипендию, но поссорила на время с либеральными журналами (РНБ, ф. 438, No 18, л. 500). Поддерживая свою репутацию поэта-оппозиционера с "ехидной подкладкой" (по его собств. выражению), он пытался оправдать свое сотрудничество с "Моск. листком", всячески понося его в письмах Лейкину, однако признавая, что "лучшие и наиб, удачные вещи" он печатал в этом изд. (письмо от 7 авг. 1890 -- РГАЛИ, ф. 2567, оп. 2, No 387, л. 22). Работа на потребу лит. рынка накладывала определ. отпечаток на стихотв. продукцию П. -- многословную и порой однообразную. Вместе с тем стремление П. к независимости (как в "партийном", так и в худож. смысле) не могло удовлетворить публику ни в одном из враждующих между собой лит. лагерей: "Ненавидя фарисейские обряды и догматы, но будучи в душе истинным христианином, я искал участия нередко там, где было не только ледяное равнодушие, но даже злорадство ... я не мог примкнуть ни к одной из партий, и каждая относилась ко мне неприязненно" (письмо Лейкину от 29/30 нояб. 1890 -- там же, л. 47--47 об.).
   Итогом поэтич. деятельности П. стали сб. "Сны наяву" (М., 1878) и "Собр. стихотворений" (М., 1881; 2-е изд. "Снов наяву" с добавлением 16 стих.), а также "Цветы и змеи. Сатира, юмор и фантазия" (СПб., 1883). Пользуясь нек-рой популярностью в читат. и лит. среде, П. не был замечен критикой (откликов на сб-ки его стихов не обнаружено). В сер. 80-х гг. П. намеревался издать свои "осколочные" (не только из ж. "Осколки", но и из "Рус. мысли" и "Наблюдателя") стихи в кн. "Из-под пепла с ветром" -- "самое лучшее, остроумнейшее, пикантнейшее в известном направлении" (письмо Лейкину от 8/9 апр. 1890 -- РГАЛИ, ф. 289, оп. 1, No 31, л. 21 об.; замысел не осуществился).
   Лейтмотив "чистой" лирики П. -- утрата современной (прежде всего городской) жизнью поэтич. содержания, возвышенно-романтич. стремлений, забвение "преданий старины" и нар. мифологии, с ее русалками, лешими, домовыми, старение и обесцвечивание человека, особенно ощутимое в сравнении с природой. Так, природа у него выступает гл. свидетелем в споре о совр. нигилизме, отрицающем "любовь, и весну, и мечты", хотя худож. решение темы неск. наивно: "Но дальше идут нигилисты,/ Замолкли шаги их, и вот/ Все снова вокруг оживает,/ Все снова звучит и поет" ("Нигилисты"). Вызывающе архаично на фоне совр. поэзии звучало назв. одного из разделов "Снов наяву" -- "Любовь и грезы": мир поэтич. видений автора не нов ("Домик, густая рябина/ Садик за ветхим плетнем/ ... Вот в темноте промелькнуло/ Белое платье в саду"), нек-рая новизна -- в столкновении с враждебным этому миру началом ("Город с своими домами/ В смрадный закутался дым/ Нагло смеясь над мечтами/ Каменным смехом своим..." -- "В городе").
   В поисках утраченного современностью начала П. обращается к Библии. ветхозаветным (в осн.) и новозаветными преданиями к-рой навеяны его стихи из раздела "Пальмы Палестины" и др. Наряду с перепевами библ. сюжетов у него встречается и злободневное их переосмысление. П. гордился тем, что ему удавалось, обманув бдительность цензуры, "в форме житий святых или кантов на двунадесятые праздники, под религ. маской проводить излюбленные идеи космополитизма и социализма" ("Н. А. Лейкин в его восп. и переписке". СПб., 1907, с. 206). Не случайно стих. "Иисус на Елеонской горе" посв. памяти Я. Гуса: в одном из писем П. назвал Христа "революционером и социалистом.., до сих пор не понятым большинством" (РГАЛИ, ф. 2567, оп. 2, No 384, л. 22 об.; не отличаясь ортодоксальностью в резит, вопросах. П., однако, считал толкование Л. Н. Толстым Евангелия "белибердой": "Мистично, но глупо и мелко" -- там же).
   Заметное место в сб-ках П. отведено поэмам, "монументальным" (по объему и построению), но с кратким, почти ансклотич. сюжетом ("Свежее предание в селе Волынском"). Ист. поэмы исполнены романтич. ностальгии по прошлому ("Все грандиозное исчезло в старине"), живописные картины к-рого рисует автор, и презрения к совр. толпе, к-рую "не увлечет ни чувство, ни идея" ("Покинутый замок"). В традициях романтизма -- и героизация благородного атамана разбойников, карающего "лишь злых", вовлеченного в любовно-авантюрную историю ("Горкуша"). В "Отрывках из поэмы "На родине"" и в "реквиеме" "На кладбище" (б. ч. произв. -- размышления о бренности существования) звучат автобиогр. мотивы: восп. об умершей возлюбленной, ставшей музой поэта.
   Взгляды П. не претерпели серьезной эволюции; до конца жизни он оставался либералом, западником-прогрессистом (несмотря на любовь к прошлому и пристрастие к рус., укр. и антич. демонологии). Однако в "моск." период в его стихах преобладают юмористич. (а не сатирические, как в период "Искры") интонации. Едва ли не каждый лирич. мотив имеет как бы своего двойника -- сниженную комич. аранжировку. Это наиб. выражено в интерпретации любовной темы, к-рая в комич. варианте обрела черты игривой "великопостной поэмы" ("Кающийся рыцарь") или "дачного" приключения с Глафирой и с горничной Аришей ("В сельце Богородском"). Почти всегда (искл. нек-рые "фантастич." стихи и стихи ужасов) удерживаясь в границах изящного. П., склонный к эротике, часто обрамляет ее иронич. контекстом: "Свеча в твоем окошке/ Блестит из-за кустов/ Уж либералки-ножки/ Свергают власть чулков" ("Из летних песен"). В критич. обозрении юмористич. ж-лов А. Владимиров, давая отрииат. характеристику "Осколкам", упоминает и П.: "В каждом нумере аккуратно вы имеете до невозможности скучное и длинное стихотворение П., в к-ром нет ничего сатирического, ничего юмористического, а просто набор рифм" ("Колосья", 1886, No 1,с. 344).
   Современникам запомнилась необычная бытовая атмосфера, окружавшая П. в Москве (или летом под Москвой на даче): "слишком был привержен к напиткам и вел порядок жизни странный. ... У него не было детей, жена (Пел. Евд.) была необразованная, простая и замечательно гостеприимная хозяйка"; в его квартире жили куры и петух, собаки, кошка, утки (см.: Васюков С. И., Былые дни и годы. -- ИВ, 1908, No 9. с. 856). Лейкин, близко знавший П., назвал его "схимником, но только при водке" (цит. по кн.: Чехов. Письма, I, 359). В 1888 П. познакомился с А. И. Куприным (по мнению М. К. Куприной-Иорданской, "на 3--4 года раньше" -- "Годы молодости", М., 1966, с. 316), "протащил" его первый рассказ в "Рус. сатирич. листок"; П. выведен в ром. Куприна "Юнкера" под именем Миртова. Молодой А. П. Чехов, дружески общавшийся с П. (к-рый рекомендовал его в "Осколки") и безуспешно пытавшийся излечить П. если не от пьянства, то от бытового затворничества и неряшливости, видел в нем "языческого бога" и оригинального ("несмотря на однообразие") поэта, к-рый "непременно будет в раю"; однако от прозы П. (он изредка публиковал в периодич. изд. свои рассказы и очерки; напр., рассказ "Летние зорьки" -- "Сб-к Моск. илл. газ.", 1891, ч. 2), по словам Чехова, "попахивает чем-то небесно-чугунно-немецким" (Чехов. Письма, I, 279, 268, 96, 86).
   П. был известен также как переводчик стихов Г. Гейне, А. Мицкевича, В. Сырокомли, "Американских очерков и рассказов" Г. Сенкевича (М., 1883; совм. с В. М. Лавровым), либретто опер "Аида", "Дон Карлос", "Тангейзер", юмористич. романов В. Буша ("Похождения холостяка", "Супружеские тайны"; оба -- М., 1882, 1887; "Не хочу учиться, хочу жениться", М., 1888: "Прокаты шалуна". [М, 1890)) и др.
   Др. произв.: "Альбом Маралы Иерихонского" (прил. к ж. "Будильник" за 1881).
   Изд.: [Стихи]. -- Поэты "Искры", л., 1933 (БПбс; вступ. заметка и прим. И. Г. Ямпольского); Поэты "Искры". М., 1939 (БПмс: 2-е изд., Л., 1950); Поэты "Искры", т. 2, л., 1955 (БПбс: вступ. ст. и прим. И. Г. Ямпольского); Поэты 1860-х гг., Л., 1968 (БПмс); Поэты-демократы 1870--1880-х гг.; Рус. духовная поэзия. М., 1996.
   [Письма] И. С Ивнну. -- РМ, 1903, No 4, с. 149--53; Н. А. Лейкину. -- "Н. А. Лейкин в его восп. и переписке". СПб., 1907; "Встречи с прошлым", в. 5, М., 1984, с. 70--82.
   Лит.: Чехов. Письма (ук.); Амфитеатров А. В., Забытый смех. "Поморная муза". Сб-к второй. Гейневцы. М., 1917, с. 393--96, 410 (стихи П. -- с. 399--409); Белоусов (1; ук.); Мышковская Л., Чехов и юмористич. ж-лы 80-х гг., М., 1929, с. 21--26; Архив А. П. Чехова, в. 2. М., 1941 (аннотир. описание писем П.); Гиляровский В. А., Избр., т. 1. М., 1961, с. 538--12; А. И. Куприн о лит-рс. Минск. 1969 (ук.); Трофимова Л. М., Поэт-демократ П. и царская цензура. -- В кн.; Вопросы рус. сов. и заруб. лит-ры, т. 3. Хабаровск. 1974; ЛН, т. 68 (ук.). + Некрологи, 1891; ВН, No 21; РМ, No 11; ИВ, No 12; "Моск. илл. газ.". 29 окт., 5 нояб.; НВ. 29 окт.; РВед, 29, 30 окт.; "Моск. листок". 28--30 окт. РБС; Брокгауз; Языков; КЛЭ; Рус. писатели. 1990; Муратова (1); Масанов.
   Архивы; РГАЛИ, ф. 189, от. I, No 28 (письма Н. М. Ежову); ф. 640, оп. 1, No 156 (письма В. М. Лаврову); ф. 549, оп. 1, No 311 (письма А. П. Чехову); ф. 289, оп. I, No 30, 31, оп. 2, No 11--13; ф. 2567, оп. 2, No 384--387, 494 (письмо Н. А. Лейкину); РГБ, ф. 331, п. 55, No 8 (письма Чехову); Викт., к. 2, No 2 (письма A. Е. Викторову); ИРЛИ, ф. 123, оп. 1, No 1103 (письма Лейкину); РГИА, ф. 1280, оп. 1. д. 237, л. 401 (об аресте П.), ф. 777; РНБ, ф. 438, No 16, л. 652--654 об., No 18, л. 500--502 (письма К. Д. Кавелину); ф. 115, No 51 (письма Лейкину); ф. 120, No 1064 (письма А. Ф. Бычкову).

С. М. Гучков.

Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 4. М., "Большая Российская энциклопедия", 1999

   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru