(Pardo Bazan) -- выдающаяся испанская писательница, род. в 1851 г., вышла замуж в 1868 г. Вращалась в аристократических салонах и занималась больше политикой и театром, чем литературой. После путешествия во Францию, Англию и Италию, она в 1870 г. выступила на литературное поприще статьями в "Ciencia Cristiana" и повестью "Pascual Lopez" (1879). Уже в этой первой повести ее, хотя и страдавшей некоторыми недостатками и длиннотами, видны задатки достоинств, присущих испанской беллетристике: умелая композиция, хорошие описания, красота и точность слога. В 1881 г., появился превосходный роман П.: "Un viase de novios". В 1885 г. -- "La tribuna", в 1886 г. -- "Los Pazos de Ulloa" и "La madre Naturalezo", в 1887 г. -- "Insolacion", в 1889 г. -- "Morriña" и т. д. П. Басан основала журнал "Nuevo Teatro Critico", в котором она почти все пишет сама. Многие повести П. переведены на русский язык.
Источник текста: Энциклопедический Словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона.
II.
ПАРДО-БАСАН Эмилия, графиня [Emilia Pardo Bazan de Quiroga, 1852--1921] -- одна из крупнейших испанских писательниц прошлого века. В своих произведениях П.-Б. ярко отразила смятение и растерянность дворянской интеллигенции, бывшей свидетельницей политических бурь, пережившей падение и восстановление испанской монархии [1868--1874] и недовольной капиталистической действительностью, выражавшей свой протест против нее. Находясь под сильным влиянием Золя, П.-Б. явилась наиболее последовательным проводником натуралистического метода в испанской лит-ре.
Лучшие романы и рассказы П.-Б. посвящены быту и нравам провинциального города ("El cisne de Vila morta", 1885; "Los pazos de Ulloa", 1886; "Doña Milagros", 1894) и деревни ("Bucolica", 1884), социально- и морально-бытовым проблемам современности, которые она разрешает в плане либерального гуманизма, сострадательного отношения к обездоленным. В романе "Женщина-трибун" (La Tribuna, 1883) Пардо-Басан отдает дань начинающему осознавать свои права пролетариату и выводит женщину-революционерку, работницу папиросной фабрики, ведущую активную борьбу за федеративную республику. Последние годы творчества Пардо-Басан отмечены уходом от реализма в мистику ("La Quimera", 1905).
Второстепенное значение в творчестве П.-Б. имеют ее историко-литературные работы, обнаруживающие большую эрудицию, но эклектичные и мало оригинальные по мысли. Наибольший интерес из них представляет "Животрепещущий вопрос" (La cuestión palpitante, 1883), теоретическое обоснование и защита натурализма, и работа, посвященная русской лит-ре, "La revolucion de la novela en Rusia" [1887], написанная по французским источникам.
Библиография:
I. Obras completas, Madrid, Renacimiento, 43 vv., s. a. [1896 и след.], и много отдельных изданий. На русск. яз.: Дочь народа (La Tribuna), перев. Е. Г. Уманец, СПБ, 1893; Седано, Рассказы, "Север", 1898, XXIV; Сокровище, Рассказ, там же, 1898, XXVII; Красный крест, Рассказ, "Вестник иностранной литературы", 1899, X; Моя первая любовь, Рассказ, там же, 1901, XII; Рассказы, с биографическим очерком Е. Левшиной, СПБ, s. а.; Собр. сочин., под ред. М. Ватсон, Краеугольный камень и др. рассказы, "Просвещение", СПБ, 1914.
II. Vézinet F., Les maНtres du roman espagnol contemporain, P., 1907; Gonzalez Blanco A., Historia de la novela en España, Madrid, 1909; Andrenio, Novelas y novelistos, Madrid, 1918; Coello A., La condesa E. Pardo Bazan, Quito, 1922.
Д. Выгодский
Источник текста: Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939. Т. 8. -- М.: ОГИЗ РСФСР, гос. словарно-энцикл. изд-во "Сов. Энцикл.", 1934. -- Стб. 444--445.
ПА́РДО БАСА́Н (Pardo Bazán), Эмилия (16.IX.1852, Ла-Корунья, -- 12.V.1921, Мадрид) -- исп. писательница, литературовед, обществ. деятель. С 1916 -- проф. Мадридского ун-та. В традициях бытового регионального реализма написан роман "Паскуаль Лопес" ("Pascual López", 1879). Позднее увлеклась эстетикой натурализма, к-рую отстаивала в кн. "Животрепещущий вопрос" ("La cuestión palpitante", 1882--83), вызвавшей бурную полемику. Однако, принимая идею "научности" и "объективности" повествования, П. Б. критикует Э. Золя за то, что жизнь низов общества, социальные язвы он изображал натуралистически. Ее собств. произв., за исключением романа "Женщина трибун" ("La tribuna", 1883, рус. пер. под назв. "Дочь народа", 1893), в к-ром изображена простая работница, активно борющаяся за республику, посвящены быту провинц. городков и дворянских гнезд. В центре внимания автора -- социальные и морально-бытовые проблемы. В романе "Родовые замки Ульоа" ("Los pazos de Ulloa", 1886) нарисовано социальное, моральное и физич. вырождение дворянской семьи. Но критика действительности у П. Б. ограничена аристократич. предрассудками и христ. морализацией. В 90-х гг. она испытала влияние идей толстовства -- роман "Христианка" ("Una cristiana", 1890) и его 2-я часть -- "Испытание" ("La prueba", 1900), а после 1905 все более склонялась к мистицизму -- роман "Химера" ("La quimera", 1905) и др. В литературоведч. работах стремилась применить историч. подход к лит. явлениям. Особый интерес представляет кн. "Революция и роман в России" ("La revolución y la novela en Rusia", v. 1--3, 1887), одна из первых попыток познакомить Испанию с рус. лит-рой 19 в.
Соч.: Obras completas, v. 1--43, Madrid, 1891--1926; Obras completas, v. 1--2, Madrid, 1956--57; в рус. пер. -- Собр. соч., ГПБ, 1914; Рассказы, [СПБ, 1905]; Избр. рассказы, [СПБ], 1912.
Лит.:Brown M. G., La vida y las novelas de Doña E. Pardo Bazán, Madrid, 1940; Brown D. F., The catholic naturalism of Pardo Bazán, Chapel Hill, 1957; González López E., E. Pardo Bazán, novelista de Galicia, N. Y., 1944; Correa Calderon E., El centenario de E. Pardo Bazán, Madrid, 1952; Bravo-Villasante C., Vida y obra de E. Pardo Bazán, Madrid, [1962].
В. К. Ясный.
Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 5: Мурари -- Припев. -- 1968. -- Стб. 596--597.