Пеги Шарль
Блажен, кто пал в бою

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


Шарль Пеги
Блажен, кто пал в бою

Перевод Бенедикта Лившица

   Блажен, кто пал в бою за плоть земли родную.
   Когда за правое он ополчился дело;
   Блажен, кто пал, как страж отцовского надела,
   Блажен, кто пал в бою, отвергнув смерть иную.
   Блажен, кто пал в пылу великого сраженья
   И к богу -- падая -- был обращен лицом;
   Блажен, кто пал в бою и доблестным концом
   Стяжал себе почет высокий погребенья.
   
   Блажен, кто пал в бою за города земные --
   Они ведь города господнего тела --
   Блажен, кто пал за честь родимого угла,
   За скромный ваш уют, о очаги родные.
   
   Блажен, кто пал в бою: он возвратился в прах,
   Он снова глиной стал, землею первозданной;
   Блажен, кто пал в бою, свершая подвиг бранный
   И зрелым колосом серпа изведал взмах.

Примечания
(Н. Рыкова)

   ШАРЛЬ ПЕГИ (1873--1914). Творчество Пеги стоит во французской поэзии особняком, вне всякой школы или направления, но по сути дела оно должно рассматриваться как одно из проявлений радикально-гуманистической реакции против аполитичного, асоциального, бесплодно-эстетского искусства поздних символистов. Пеги начал как публицист, причем его писания были проникнуты боевым, даже революционным духом: это был период его "социалистических исканий и чаяний"" В 1900 г. он основывает журнал "Cahiers de la Quinzaine" ("Двухнедельники"), где продолжает занимать социалистическую позицию, но где уже намечается его эволюция вправо. Пеги как бы предугадал устремления тех группировок мелкой буржуазии, которые поставляют современному фашизму его массовую опору и его социально-утопических идеологов. В 1905 г. Пеги оказывается защитником национализма, французских традиций, и его эволюция завершается обращением к католицизму. В 1914 г. он отправляется на фронт и находит свою смерть на передовых позициях во время знаменитого Марнского сражения.
   Во французской литературе Пеги останется как поэт католицизма и французского национализма. Религиозностью и национализмом проникнуты его главные художественные произведения: диалог "Le mystere de la charite de Jeanne d'Arc" ("Мистерия Жанны д'Арк", 1913) и книги стихов "Eve" ("Ева") и "Tapisserie de Notre Dame" ("Ковер богородицы", 1913). Стиль Пеги не имеет ничего общего с эстетством символистов. Синтаксис его прост и временами даже грубоват. Самое характерное для стихов и даже для художественной прозы -- патетическая интонация при самой обычной, обиходной лексике, непрерывное нарастание напряженного лирического волнения, выражающееся в постоянных повторениях одних и тех же фраз, целых стихотворных строк, возвращении к ним, интонационном подчеркивании наиболее важного и существенного. Все это сближает стиль Пеги со стилем средневековых молитв-литаний, однако здесь нет ни малейших элементов сознательного стилизаторства: форма литании порождена в данном случае адэкватным содержанием лирических эмоций, волновавших поэта.

--------------------------------------------------------------------------------------

   Источник текста: : Французские лирики XIX и XX веков / Бенедикт Лившиц; Предисл.: В. Саянов; Прим. Н. Рыковой. -- Ленинград: Гослитиздат, 1937 (Тип. им. Володарского). -- 235 с.; 17х13 см.
   
   
   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru