Петров Григорий Спиридонович
Петров Г. С.: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   ПЕТРОВ Григорий Спиридонович [25.1(6.2).1866*, г. Ямбург Петерб. губ. -- 18.6.1925, Париж; кремирован по его воле на кладб. Пер-Лашез; прах похоронен в Сербии], публицист, проповедник. Из мещан. Отец -- мелкий торговец, содержатель постоялого двора в Ямбурге; по словам М. Горького, П. -- "сын кабатчика или буфетчика, и в детстве ничего, кроме матерщины, не слыхал, ничего, кроме пьяных, не видел" (письмо А. П. Чехову от 5 мая 1899 -- цит. по кн.: М. Горький и А. Чехов. Переписка, статьи и высказывания, М.--Л., 1937, с. 27). В Нарвской г-зии, где П. проучился 4 года (1877--81; ко времени перехода в 5-й класс, после смерти отца, платить за учебу было нечем), под влиянием классного наставника П. "потянуло к прометейству". и он испытал первый лит. успех, написав лучшее сочинение (см.: "Мое лит. рождение" -- в кн.: Фидлер, с. 20). В 14 лет П. "выпросился" в Петербург, где после окончания духовной сем. в 1886 (куда попал "совершенно случайно ... на казенный счет" -- там же, с. 21) и духовной акад. (1887--1891) был рукоположен в священники. Студентом опубл. первую ст. "Фальсификация восковых свечей" ("Церк. вестник", 1888, No 52; подпись Г. С. П.); впечатления семинарской и студенч. поры легли в основу пов. "Затейник" (ч. 1--3. СПб., 1904; рец. 1904: А. А. Измайлов -- БВед, 3 сент.; В. Ф. Боцяновский -- "Русь". 15 сент.). Через год стал законоучителем 5-й петерб. г-зии, с 1893 -- законоучитель Михайловской арт. акад. и уч-ща (прослужил 10 лет), настоятель храма св. Александра Невского при акад.
   Проповеди и лекции П. (прочитал сотни лекций в уч. заведениях, в т. ч. в Александровском лицее и Пажеском корпусе) пользовалисъ популярностью у либеральной интеллигенции, а также в рабочей аудитории, для к-рой он выступал в манеже при Мраиорном дворце (см.: Преображенский, с. 3; см. также: Розанов В. В., Нар. чтения в Петербурге. -- НВ, 1902, 27 марта). Проф. богословия Политехнич. ин-та (1902--04). Одну из лекций "Вечный вопрос" ("Вест. воен. духовенства", 1894, No 21; текст этой публ. был использован в его кн. "Евангелие как основа жизни"), по словам П., "разнес" в устном отзыве К. П. Победоносцев, возмущенный, в частности, тем. что священник цитирует стихи Г. Гейне (см.: Фидлер, с. 24): по свидетельству В. В. Розанова, "своим поднятием, службою и первыми успехами" П. был обязан Победоносцеву и митр. Антонию (Вадковскому), к-рые его "холили, ласкали" (запись Розанова опубл. В. Г. Сукачем: "Лит. учеба", 1989, No 2, с. 120). Вскоре П. стал модным проповедником, признанным и в придворных кругах: его пригласили воспитателем детей вел. князей Павла Александровича и Константина Константиновича. Говоря о процессе подготовки к публич. выступлениям. П. признавался: "Я зубрю наизусть мои заранее написанные речи, разыгрываю их вслух перед зеркалом, работаю нал дикцией, мимикой и жестами совершенно так. как это летают добросовестные актеры..." (Скиталец, "Ушедшее". -- РГАЛИ, ф. 484, оп. 2, No 48. л. 78).
   Лит. известность П. принесла кн. "Евангелие как основа жизни" (СПб., 1898; 20-е изд. -- 1906), выдержанная в духе протестантизма, близкая религ. проповедям Л. Н. Толстого. Горький (познакомился с П. в Н. Новгороде в 1899, встречался с ним на Капри в 1908), рекомендуя ее Чехову: "... в ней много души, ясной и глубоко верующей ... ее написал поп и так написал, как вообще попы не пишут" (цит. по кн.: М. Горький и А. Чехов, с. 27), вместе с тем находил, что П. "лучше своей книжки неизмеримо" (Горький, XXVIII, 84). Розанову импонировала в книге П. "кроткая и какая-то веселая любовь" ("Религия -- как свет и радость" -- НВ, 1899, 14 апр.; то же в его кн.: Около церк. стен, М., 1995, с. 14). П. А. Козицкий назвал ее "экзальтированным призывом к нашей мятущейся интеллигенции обратиться к Евангелию" ("О лит. проповеди свящ. Гр. Петрова". СПб., 1903, с. 5; критич. отклик см. также: Страхов Ф. А., Об отношении внешнего культа к религ. чувству, М., [1898]). Ортодоксальная критика увидела в книге "решительное отрицание христианства, построенное как бы на началах самого христианства", и "проповедь антихриста" (Сенатов В. Г., Христианин ли "священник" Г. Петров?, М., 1907, с. 11, 5).
   С 1906 П. -- под надзором полиции. Его жена Map. Кап., слушательница Жен. мед. ин-та в Петербурге, получала шифров. письма от "Кати" (Н. К. Крупской) из-за границы с марта 1902 для передачи представителям петерб. "Союза борьбы за освобождение рабочего класса" (см.: Переписка В. И. Ленина и редакции газ. "Искра" с соцкал-демокр. орг-циями в России, 1900--1903 гг., т. 1--3, М., 1969--70; ук.).
   Жил в осн. в Петербурге, в 1905--1906 в Москве (ходили слухи, что в его моек, квартире во время декабрьского восстания хранилось оружие; опровержение П. см.: РСт, 1907, 14 марта). Впервые посетил Париж во время Всемирной выставки 1900 и в дальнейшем часто бывал за границей (в Сербии --1903, в Иерусалиме -- 1905, и др.).
   Проявлял интерес к философии; по свидетельству П., в последние месяцы жизни Вл. С. Соловьёва (1900) он часто встречался с ним, подолгу беседовал ("Приятная неожиданность" -- РСл, 1901, 17 авг.). Участник Религ.-филос. собраний в Петербурге (1901--03), где резко выступил против доклада Д. С. Мережковского "Лев Толстой и рус. церковь", в к-ром утверждалось, что церковь не могла "не засвидетельствовать об отпадении Л. Толстого как мыслителя от христианства" ("Новый путь", 1903, No 2, с. 73; см. также: Руманов, с. 15). Вокруг публич. выступлений и проповедей П. разгорелась полемика в церк. и светской печати (подробнее см.: Воронец). В. К. Саблер поднял вопрос о лишении П. священнического сана, но благодаря заступничеству митр. Антония дело было приостановлено. Однако в 1903 он был отстранен от законоучительства и чтения лекций и уволен за штат.
   С 1895 -- сотрудник ж. "Вестник трезвости": в 1900--01 -- фактич. редактор и едва ли не единств, автор ж. "Друг трезвости"; статьи П. вошли в сб. "Датой пьянство!" (М., 1901; 5-е изд. -- 1904); той же теме поев, сб-к нравоучительных рассказов "Апостолы трезвости" (СПб., 1903; 9-е изд. -- 1903) -- переводы или переложения с иностр. яз. Издавал газ. "Правда Божия" (1906), задача к-рой -- "выяснять и отстаивать... нужды крестьянства, фабричных и заводских рабочих" (3 янв.). Передовицы и мн. др. мат-лы писал сам (с подписью и б. п.). В ст. "Два пути" (3 июня) рассматривал Гос. думу как "последнюю попытку друзей народа двинуть обновление России путем мирной эволюции. Если тут Дума встретит преграду -- Россия будет брошена на путь революции". Газета, расцененная в церк. кругах как кощунство (ее либеральный пропагандистский характер был очевиден; к тому же непосредственно под заголовком П. иногда помешал рекламу, напр. "Настоящее средство для решения волос"), вскоре прекратила существование.
   С 1899 по 1917 П. -- один из ведущих публицистов газ. "Рус. слово", в к-рой обычно по пятницам (и чаще) выступал со статьями и фельетонами на разл. темы лит. и обществ, жизни. Программа П. эклектична, ее составляющие, в сущности, противоречат друг другу: западничество (идеалом для него были американская демократия и система образования в нек-рых европ. странах) поя флагом рус. патриотизма (В. Г. Короленко усматривал в его взглядах "неглубокое славянофильство" -- РБ, 1901, No 9, с. 62). просветительство, хилиазм, социалистич. идеи (по словам Толстого, П. -- "революционер, и все, кто не согласен с ним, ничего не значат" -- цит. по кн.: Гусев Н. Н., Два года с Л. Н. Толстым, М., 1928, с. 114) и богоискательство (к-рое считал свойством рус. народа). Под Царством Божиим он понимал "совершенный социальный строй, при к-ром бы человек жил счастливо, удовлетворяя все свои естественные потребности"; отсюда -- стремление "разрушить старые мрачные оковы жизни, социальную неправду" (Ильигорский, с. 405--406). Широкий резонанс получила его ст. "Для чего нужна свобода?" (РСл, 1905, 25 окт.; перепечатывалась в разл. изд., распространялась отд. листками), к-рая воспринималась как антиправительств. прокламация; в правосл. печати П. был назван "ярым красносотенцем" (Спасский П. Н., Критич. заметка на прокламацию свящ. П., Старая Русса, 1907, с. 17--18; см. также: Беляев А., О народовластии. X., [1906]). Мн. статьи П. включены в сб-ки: "К свету!" (М., 1901; 4-е изд. -- 1904; рец.: Розанов В. В., Писатели-целители. -- В его кн.: Около церк. стен). "Зерна добра" (М., 1901; 5-е изд. -- 1904), "Школа и жизнь" (СПб., 1902; 11-е изд. -- 1903), "Люди-братья" (СПб., 1903; рец.: А. Вергежский <А. В. Тыркова> -- "Сев. края". Я., 1903, 14 июня), "Лампа Аладина" (2-е изд. -- СПб., 1905), "Церковь и общество" (СПб., 1906), "Камо грядеши?" (СПб., 1907), "Думы и впечатления" (СПб., 1907) и др.
   В статьях о лит-ре и иск-ве П. рассматривал худож. произв. в традициях демокр. критики. Лит. характеристики порой остроумны, чаше схематичны и банальны -- упрошенный пересказ "идейного содержания". Горький, к-рому поев. неск. статей, в т. ч. в сб-ке "Братья-писатели" (СПб., 1903; 7-е изд. -- 1904). наиб, полно воплощал деятельный обществ, идеал П.: "На смену безволия и душевной усталости чеховских героев М. Горький принес смелость, гордость, безумство храбрых" (сб. "У пустого колодца", М., 1911, с. 137; положит. рец.: H. Огнев <M. Г. Розанов> -- "Речь", 1911, 6 июня; критич. отзыв: И. Л. (И. Д. Лукашевич?) -- СМ, 1911, No 9). Толстой (относившийся к П. весьма сдержанно, несмотря на неоднократные попытки последнего к сближению, особенно в 1908) отличается, по его словам, "дряблостью характера, духовной трусостью, боязнью жизни" ("У Л. Н. Толстого" -- РСл, 1908, 14 марта), хотя П. признавался Толстому, что "готов ехать рядом с ним на чем угодно, хотя бы на трубе паровоза" (цит. по: Преображенский, с. 7). У Л. Н. Андреева -- "досадное соединение большого лит. таланта с философией гимназиста" ("У пустого колодца", с. 140); в "Красном смехе" П. отмечал "вымученную надуманность" ["Лит. очерки. (Последние три сб-ка "Знания")" -- РСл, 1905, 17 марта]. Резко выступал против "санинской волны" в совр. лит-ре; считал ром. "Санин" М. П. Ариыбашева "просто глупой книгой" (но когда писатель "не выдумывает", получается нечто "антисанинское" -- "Арцыбашев против арцыбашевщины", PCл, 1908, 4 мая). В борьбе за идеализм (А. Л. Волынский, С. Н. Булгаков, Н. А. Бердяев, Мережковский) видел плодотворное начато, но декадентов и символистов называл "не настоящими бойцами за идеализм" ("Весы" -- РСл, 1904, 11 февр.; подробный анализ ст. В. Я. Брюсова "Ключи тайн"). К. Д. Бальмонта за его оправдание О. Уайльда сравнивал с "содомскими яблоками" -- "яркокрасочный, красивый, но бессвязный, неосновательный бред" ("Гнилая душа" -- там же, 12 февр.).
   В 1907 партия кадетов включила П. в список выборщиков. Намереваясь баллотироваться во 2-ю Гос. думу, он видел свое назначение в том, чтобы "словом обуздать романовскую свору шакалов" (письмо Розанову от 4 февр, 1907 -- РГБ, ф. 249. к. М3874, No 5, л. 2). За "вредную публиц. деятельность" указом Петерб. духовной консистории он был в нач. того же года сослан на 3 нес. в Иоанно-Богословский Череменецкий мон. Лужского у. Петерб. губ. "на клиросное послушание" (РГИА, ф. 796, оп. 187, д. 6668, 1906--1908 гг., л. 57--60; см. также: Меньшиков М. О., Святое ремесло -- НВ, 1907, 14 янв.). На Варпилском вокзале его провожала многочисл. толпа поклонников, в т. ч. Вас. И. Немирович-Данченко. А. А. Измайлов. С. К. Маковский. И. Д. Сытин. Находясь в монастыре, быт избран в Думу, где ни разу не выступил (см. подробнее: Руманов). Свои религ. и полит. взгляды П. изложил в письме в епархиальное управление, но вопреки данной им подписке без разрешения церк. властей опубл. отд. брошюру "Письма митрополиту Антонию" (СПб., 1908; Б., 1908; детальный критич. анализ см.: П<етерсо>н Н. П., Письмо свящ. П. митр. Антонию. Верный, 1908; см. также: Буренин В., Критич. очерки. Разговор. -- НВ, 1908, 1 февр.). в к-ром резко критиковал духовенство всех христ. исповеданий за папизм, обличал "издыхающий самодержавный строй" (с. 20) и "победоносцевщину" как воплощение "практического атеизма" [с. 16; см. также памфлет П. "Страшный нигилист" (РСл, 1904, 2 нояб.: под назв. "Душегуб" вошла в "Сб-к избр. произв."): написанная на испанском мат-ле, статья воспринималась как выпад против Победоносцева]. За это письмо, содержащее "поношение правосл. церкви" и "поругание существующего гос. строя России". Синод лишил П. в 1908 священнического сана (см. Снятие духовного сана со свящ. о. Гр. Петрова, М., 1908). Гражд. властями ему было оставлено звание потомств. поч. гражданина, но запрещены на 7 лет въезд в Москву и Петербург и жительство в них; он был лишен на 20 лет права поступления на гос. или обществ, службу, в т. ч. по выборам в Гос. думу (НВ, 1908. 15 янв.).
   Лишение сана, в сущности, мало повлияло на публиц. деятельность П., к-рый продолжал сотрудничать в "Рус. слове" (не менее интенсивно, но под др. псевд., из прозрачных -- В. Курбский). Разъезжал с лекциями по всей России, выступая не только в больших городах, но и в захолустьях Сибири (нек-рые опубл.: "Лит-ра и жизнь", X., 1911; М., 1912; "Идейная пустота", М., 1912; "Конспект чтения на тему: Иск-во и жизнь", М" 1914). Выпустил неск. сб-ков статей, в т. ч.: "Наши пролежни" (М., 1913), "Сб-к избр. произв." (СПб., 1911), кн. очерков "Страна болот (Финляндские впечатления)" (М., 1910, 1912). "Под чужим окном" (М., 1913). Характерно его выступление в защиту интеллигенции против авторов "Вех", к-рые, по словам П., "играют на руку темным силам реакции"; "если стегать, то ... всех: и всю запряжку, и самих седоков, а не одну пристяжную, интеллигенцию" ("Кнутом по пристяжной" -- "У пустого колодца", с. 105, 111). Печатался в ж. "Кругозор" (1913, No2); изложения его статей и лекций появлялись в "Бюллетенях книжных и лит. новостей" (1910, No 3; 1911, No 9, 10, 17, 18) и "Бюллетенях лит-ры и жизни" (1911, No 3, 7).
   При внешнем благополучии (купил в Италии "виллочку с виноградником на самом берегу моря" -- письмо Сытину от 13 сент. 1908, РГБ, ф. 259, к. 19, No 20, л. 28, 28 об.; в 1909 строит себе "замок" в Коктебеле "в 3--4 комнаты" -- письмо Ф. И. Благову от 11 сент. 1909, там же, No 5) П. признается порой в мучительной тоске, предпочитая ссылку в монастырь и даже в Сибирь скуке жизни в Финляндии (письмо Благову от 3 февр. 1908 -- там же, No 4).
   С нач. 1-й мировой войны 1914--1918 П. -- воен. корр. "Рус. слова" (ст. "Дьявольское семя" выпущена отд. брошюрой -- Екатеринослав, 1915). В его урапатриотич. корреспонденциях Короленко видел "ворохи пошлости", а об их авторе замечал: "Точно превратился в зеленого фендрика, только что выскочившего из кавалерийского училища" (письмо В. Н. Григорьеву от 16 февр. 1916 -- X, 530).
   Февр. рев-цию 1917 П. оценил положительно; в смуте винил народ, к-рый, "получив свободу, оказался недостоин ее" ("Самоеды" -- РСл, 1917, 5 окт.). "Вырождение" рев-ции объяснял бахвальством тех, кто приписывал себе победу над "романовшиной", павшей потому, что "разъедающий червей ... завелся внутри ее самой" ("Иваны Непомнящие" -- там же, 18 нояб.; см. также, видимо, последнюю корреспонденцию П. из Новочеркасска "Вольный Дон" -- 26 нояб.). В предисл. к кн. "Костры" (Н. Новгород, [1918]), составленной из прежних его соч., П. назван "одним из талантливейших и известнейших лекторов настоящего времени" (с. 3). По косв. свидетельству, П. был реабилитирован Свяш. Собором правосл. рос. Церкви в 1918 как лишенный сана за полит. преступления в прошлом [митр. Иоанн, с. 106; Регельсон, с. 71, 250; в арх. мат-лах Собора (ГАРФ, ф. 3431) соответствующего постановления не обнаружено]. Покинул Россию в 1920 (см.: Яблоновский С., Жизнь за Россию. -- "Борьба за Россию", Париж, 1927, No 30, с. 5; "Изв. Петроград. Совета рабочих и красноарм. депутатов", 1920, 14 мая). Жил в Сербии; в качестве разъездного лектора при культурно-просветит. отд. Мин-ва нар. просвещения выступал на темы: рус. лит-ра, деятели славянства, произв. иск-ва и др. За культурно-просветит. деятельность был удостоен ордена св. Саввы. Печатался в болг. газ. "Эпоха".
   Умер в париж. клинике посте операции рака желудка.
   Отдавший всю жизнь публицистике и лекторской работе, выпустивший немало нравоучительных рассказов ("Христос Воскресе! Сб-к рассказов для детей", М., 1901; 2-е изд. -- 1903; рец.: Воронец Е. H., Пасхальные бесцерковные писания свящ. П., СПб., 1903; "Дары Артабана", М., 1903, и др.), П. признавался, что, если бы ему пришлось выбирать между лит-рой и др. рода деятельностью, он "предпочел бы быть автором американской декларации прав человека и гражданина... чем автором всех романов Тургенева, Толстого и Достоевского" (Фидлер, с. 26).
   П. пользовался авторитетом среди единомышленников (прежде всего сотрудников "Рус. слова") и многочисл. поклонников, вместе с тем его личность и его соч. вызывали немало негативных отзывов. М. О. Меньшиков считал его "посредственным журналистом" ("Предатели" -- НВ, 1907, 24 мая), Короленко -- "пустозвоном" (X, 530), В. П. Буренин -- "знаменитым фигляром освободит, движения" (НВ, 1908, 1 февр.). Розанов, близко знавший П. и посвятивший неск. сочувств. статей его "делу" 1908, в дальнейшем резко изменил свое отношение и дал ему уничтожающую характеристику. "Одна из самых отвратительных фигур, мною встреченных за жизнь... Такого честолюбия я ни в ком не видел" (цит. по: "Лит. учеба", 1989, No 2, с. 120). По-разному определяли и позицию П.-публициста: В. И. Ленин -- "христ. демократ, весьма популярный демагог" (XV, 16), З. Н. Гиппиус -- "из позитивистов-нравственников, с честолюбием, жестких" (Гиппиус-Мережковская З., Дмитрий Мережковский, Париж, 1951, с. 107).
   Изд.: Датой пьянство. К., 1991; ст. "Семья и школа" -- в кн.: Куломзина С. С. Наша Церковь и наши дети, М., 1993, с. 124--29; Евангелие как основа жизни. М., 1994; ст. "Высшее творчество" -- "Просветитель", 1995, No 2--3; М., 1997 (послесловие А. Н. Стрижева).
   Лит.: Горький; Короленко; Ленин; Толстой; Чехов, Письма (все -- ук.); Скроботов Н. А., Памятная книжка окончивших курс в С.-Петерб. духовной сем., СПб., 1896, с. 243; <Преображенский И. В.>. Новый и традиционный духовные ораторы Оо. Григорий Петров и Иоанн Сергиев (Кронштадтский). (Критич. этюд). СПб., 1902; Воронец Е., Итоги полемики по поводу проповедничества свящ. о. Г. Петрова и ист. справка. СПб., 1903; Зд<анев>ич М. В., Свят. Г. С. Петров как проповедник и писатель. Критич. очерк. СПб., 1903; Беляев В., Носителям света Христова ("Миссионерские" этюда свящ. П.). Витебск, 1904; Р<уман>ов А. В., Свящ. Г. С. Петров, член Гос. Думы. Биография и история ссылки в монастырь. М., 1907; Высотский Н. Г., "Дело" свящ. о. Гр. Петрова, М., 1907; Филь А., Виновен ли свящ. Петров? Трагедия православного духовенства. М., 1907; Ильигорский И., Из восп. об отце Иоанне Кронштадтском и бывшем священнике Гр. Петрове. -- "Тверские епарх. ведомости", 1909, No 20, с. 405--07; Сивачев М. Г., "Прокрустово ложе" (Записки литературного Макара), М., 1911, с. 93--127, 175; Абрамович Н. Я., "Рус. слово". П., 1916, с. 17--20; Немирович-Данченко Вас. И., В царстве мертвых. -- "Сегодня". Рига, 1925, 26 июля; его же. О Петрове. Сытине и "Рус. слове". -- Там же. 16, 18 авт.: Кугель А. Р., Листья с дерева. Л., 1926, с. 166--67; Поссе В. А., Мой жизненный путь, М.--Л., 1929, с. 160--61; Зернов Н., Рус. религ. возрождение XX в., Париж, 1974 (ук.); Регельсон Л., Трагедия рус. Церкви, 1917--1945. Paris, I977; Чуковский К. И., Дневник, 1901--29. М., 1991 (ук.); Акты Святейшего Тихона, патриарха Московского и всея России, M., 1994: Флоренский П., Соч., т. 1. М., 1994; Иоанн, митр., Стояние в вере. Очерки церк. смуты. СПб., 1995; Колеров М. А., Не мир, но меч. Рус. религ.-филос. печать от "Проблем идеализма" до "Вех", 1902--1909. СПб., 1996, с. 105, 163, 165, 168--70, 176--77 и др.; Взыскующие Града, М., 1997 (ук.); ЛН, т. 72, 85, 90, 95 (все -- ук.). + Некрологи, 1925; ПН, 21 июня, 27 июня (М. Беляев); "Дни" (Б.), 23 июня. Брокгауз (доп.); ИДРДВ; Муратова (2, ук.); Альм. и сб-ки (1, 2); Масанов.
   Архивы: РГАЛИ, ф. 1132; Письма П.: РГАЛИ, ф. 355, оп. 1, No 61 (Вас. И. Немировичу-Данченко); РГБ, ф. 259, к. 19, No 1--10 (Ф. И. Благову), No 17 (В. М. Дорошевичу), No 18 (В. А. Никольскому), No 20. 21 (И. Д. Сытину), No 22 (А. С. Панкратову), ф. 218, к. 375, No 44 (Сытину): ф. 331, п. 55, No 24 (А. П. Чехову); ф. 157, п. 3, No 58 (Д. Н. Мамину-Сибиряку); ИРЛИ, ф. 115, оп. 3, No 243 (А. А. Измайлову); ф. 123, оп. 2, No 126 (И. Я. Гинцбургу), No 395 (А. И. Свирскому); ф. 377 (автобиогр. 1916 г.) [справка Н. А. Прозоровой]; РГИА, ф. 25, оп. 1, л. 3527 б (ф. с., 1902 г.)*; ф. 776, оп. 8, д. 2148 (об издании газ. "Правда Божия"); оп. 9, д. 1458 (о наложении ареста на "Письмо митрополиту Антонию"); ф. 1569, оп. 1, д. 35 (мат-лы по делу П., 1907--08 гг.); ф. 1622, оп. 1, д. 364--67 (письма П. к С. Ю. Витте, 1907 г.) [справка С. И. Вареховой]; ф. 878, оп. 2, д. 181 (восп. А. А. Татищева) (справка А. А. Бовкало]; ГАРФ, ф. 102, ОО, 1903 г., д. 20--23 б, 1905 г., д. 2270, 1908 г., д. 98, л. 4.

С. М. Гучков.

Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 4. М., "Большая Российская энциклопедия", 1999

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru