ПЕТРОВСКАЯ Нина Ивановна (в замужестве Соколова; март 1879* -- 23.2.1928, Париж), прозаик, критик, переводчица. Первая жена С. Кречетова. В 1903--04 помогала ему в организации символист. изд-ва "Гриф". Их брак был официально расторгнут в авг. 1907. О своей долитературной жизни П. не любила вспоминать. В. Ф. Ходасевич указывал на ее происхождение из чиновничьей семьи. Много позднее П. признавалась Ю. И. Айхенвальду: "я по профессии еще зубной врач. Из ложного стыда потом это тщательно таила от всех... даже самой это хотелось забыть" (письмо от 29 нюня 1927 -- "Минувшее", в. 8, М., 1992, с. 133--34). С 1903 П. входит в круг моск. символистов, выступает с рассказами, статьями, рецензиями в ж. "Перевал", "Весы" (псевд. Н. Останин), "Золотое руно", газ. "Столичное утро", общается с К. Д. Бальмонтом, В. В. Гофманом, дружит с начинающими авторами из "Грифа" (А. А. Койранским, Ходасевичем, Е. Л. Янтарёвым; в первых альманахах "Грифа" ряд произв. посвящен П.).
Лит. дебют П. -- рассказы "Осень" и "Она" в "Альм. "Гриф"" (М., 1903), лирико-психол. этюды, написанные в форме мужского монолога (как и большинство рассказов П.). Эти и последующие прозаич. этюды П. "За гранью", "Последняя ночь", "Цветок Ивановой ночи" ("Альм. "Гриф"", М., 1904), "Сны октябрьских ночей" ("Альм. "Гриф"", М., 1905) -- характерные образчики "декадентской" прозаич. миниатюры, с детальной разработкой образно-метафорич. ряда и ослабленным сюжетом; в них варьируются темы любви и смерти, религиозно-экстатич. и демонич. мотивы, часто окрашенные в тона специфически модернист, урбанизма. Символистским эстетич. критериям П. верна и в своих критич. опытах, в рецензиях на книги писателей-"бытовиков", эксплуатирующих "поношенные беллетристич. шаблоны" ("Весы", 1907, No 11, с. 59).
Осенью 1903 сблизилась с кружком "аргонавтов" и его лидером А. Белым, к-рый в восп. писал о П.: "Раздвоенная во всем, больная, истерзанная несчастною жизнью, с отчетливым психопатизмом, она была -- грустная, нежная, добрая, способная отдаваться словам... почта до безумия... жила исключительно словами других" (Белый, II, 305). Он надеялся, что их отношения с П. перерастут в мистич. союз, в "мистериальную" любовь, однако они оборачиваются в 1904 "романической" связью, а затем -- по инициативе Белого, стремившегося вырваться из окружающей П. "атмосферы -- опасности, гибели, рока" (там же, с. 307), -- разрывом. В конце 1904 завязываются и отношения П. с В. Я. Брюсовым, к-рые переросли в многолетний любовный союз, полностью поглотавший ее внутр. мир (фрагменты из писем Брюсова к П. -- ЛН, т. 85).
Образ П. -- натуры страстной, мятущейся, внутренне противоречивой, но безраздельно верной своему чувству. -- отразился в любовных стих, книги Брюсова "Slcplunos" (1905) и явился прототипом Ренаты, героини его ром. "Огненный Ангел" (1907--08); за сюжетными линиями этого романа скрыты перипетии взаимоотношений П., Брюсова и Белого, сама П. позднее идентифицировала себя с Ренатой и в своей жизни стремилась к слиянию с брюсовской героиней: "... во мне он нашел многое из того, что требовалось для романтич. облика Ренаты: отчаяние, мертвую тоску по фантастически прекрасному прошлому, готовность швырнуть свое обесцененное существование в какой угодно костер, вывернутые наизнанку, отравленные демонич. соблазнами религ. идеи и чаяния (элевзинские мистерии), оторванность от быта и людей, почти что ненависть к предметному миру, органич. душевную бездомность, жажду гибели и смерти..." ("Минувшее", в. 8. с. 56).
Единств. книга П. -- "Sanctus amor. Рассказы" (M., 1908) -- составлена из произв. на тему любви; отдельные психол. коллизии рассказов П. имеют автобиогр. подтекст (аллюзии отношений с Брюсовым наиб. явственны в рассказе "Раб"). Любовь в трактовке П. -- высшее, самое сильное и самое трагическое из человеческих переживаний, пребывающее в непримиримом конфликте с житейской повседневностью, это -- "бездонная радость и вечное страдание", "огненный меч, взнесенный над нашей жизнью" (с. 62, 70). Рассказы написаны в единой стилевой тональности: выполненные в сдержанной манере, с минимумом изобразит. средств, лирико-импрессионистич. и психол. зарисовки, ориентированные на повествовательную традицию К. Гамсуна, к-рого П. считала "единственным учителем в области худож. прозы" ("О творчестве Осипа Дымова" -- "Перевал". 1907, No 4, с. 45). и С. Пшибышевского. Сб-к посвящен С. А. Ауслендеру, с к-рым П. сблизилась в 1907--08 (в его ром. "Последний спутник", 1913, П. послужила прототипом Юлии Михайловны Агатовой) и совершила весной 1908 совместное путешествие в Италию [с посещением М. Горького, описанным в очерке П. "Максим Горький на Капри. (Лит. силуэт)" -- "Тифлис. листок", 1908, 15 мая].
Сб. "Sanctus amor" вызвал иронич. отклик Белого, к-рый увидел в персонажах П. "манекенов, опьяненых любовью" ("Весы", 1908. No 3; Белый А., Арабески. Кн. статей. М., 1911, с. 347). Отрицательно отозвался о книге П. М. Пильский, указавший на зависимость рассказов П. от "лит. моделей" -- Гамсуна и прозаиков-миниатюристов П. Альтенберга и О. Дымова ("Будуарная литература. 1. Мимочка в лит-ре" -- "Свободные мысли", 1907, No 34). Др. критик, также признавая неоригинальность стиля, тем не менее отметил "один общий колорит" рассказов и искренность автора, к-рый "умеет запечатлеть в себе тончайшие оттенки жизни, беспощадно многообразной, умеет отдавать душу переживаниям, чтобы рассказать потом людям ее тихую песнь" (Костаньян П., Н. Петровская и П. Пильский. -- "Руль", 1908, 27 февр.). А. А. Тимофеев, напротив, указывал на "строгий, молитвенный, ясный стиль" и "красоту, истинную художественность" рассказов П. и даже счел возможным провести параллель с А. П. Чеховым: подобно ему. П. показывает пошлость и мертвенность жизни, обретающей свой смысл только через любовь -- "пламенную стихию, которая, раз овладев человеком ... перерождает, пересоздает его" ("Руль", 1908, 9 июня).
В последующие годы П. печаталась в ж. "Рус. мысль", "Нов. жизнь", газ. "Утро России", "Моск. газ.", "Руль". В рассказах П. по-прежнему развиваются мотивы призрачности бытия ("Предутренние тени" -- РМ, 1911, No 9), непримиримости жизни и любви ("На океане" -- "Нов. жизнь", 1911, No 9, авг.; "Смерть Артура Линдау" -- "Альм. "Гриф", 1903--1913", М., 1914), загадочности и темноты человеческой души ("На озеро -- РМ, 1911, No 2; "Забвенные" -- УР, 1913. 25 дек.). Издание второй книга рассказов П. -- "Разбитое зеркало", анонсировавшееся "Грифом" (1914), не состоялось. Драм, тональность, присущая рассказам П., отражала внутр. состояние автора. Угасание отношений с Брюсовым П. переживала трагически; ее жизнь постепенно превращалась в череду душевных срывов, скрашивавшихся алкоголем и наркотиками. В надежде на преодоление болезненного внутр. состояния П. с 1908 подолгу жила во Франции. В янв. 1911 выступала в Лит.-худож. кружке (одновременно с М. А. Волошиным), в начале ноября окончательно уехала из Москвы за границу в тяжелом нервном состоянии, после чего в Россию не возвращалась. После продолжит, лечения от алкоголизма и наркомании в Нерви долгое время жила в Риме, доходя "до очень глубоких степеней падения" (Xодасевич В., Колеблемый треножник, с. 276), бывала также в Мюнхене, Варшаве, Париже; в 1912 пережила мучительную болезнь (туберкулез колена; ее отражение -- в сюжете рассказа "Маленькая страница из жизни большого города" -- УР, 1913, 19 дек.); постоянно испытывала материальную нужду. О своем пребывании за границей П. писала Горькому: "За 9 лет жизни без гроша в кармане я узнала там быт и людей и такие положения, которые никому и не снились в золотые дни символизма" ("Минувшее", в. 8, с. 9). Заграничные впечатления и переживания П. отразились в се рассказах, опубл. в "Утре России": "Mademoiselle "без четверти десять"" (1913, 14 апр.), "В стране любви и смерти" (1914, 24 янв.), "Восемь человек" (1914, 6 апр.), "Шут" (1914, 8 июня), в к-рых сказывается стремление к более широкому и объективному отражению действительности, чем в прежних опытах. Лит. заработок П. складывался также из рецензий на новые книги, печатавшихся в "Утре России" (1911), и из переводов зап.-европ. авторов, к-рые Брюсов помешал в "Рус. мысли", однако с началом мировой войны связи П. с Россией оказались прерванными.
Осенью 1922 П. переехала в Берлин, где вновь вошла в круг рус. литераторов, стала пост. сотрудницей "сменовеховской" газ. "Накануне" и лит. прил. к ней, выходивших под ред. А. Н. Толстого (о пребывании П. в Берлине см. ее письма к О. И. Ресневич-Синьорелли -- "Минувшее", в. 8). С нояб. 1922 до июня 1924, когда газета закрылась, там регулярно печатались произв. П. -- фельетоны, очерки, рассказы, рецензии, обзоры итал. лит-ры, переводы итал. новелл. Наряду с очерками и рассказами из итал. жизни ("В чистилище" -- 1922, 27 окт.; "Ночка" -- 1923, 2 дек.; "Рим" -- лит. прил., 1922, 15, 22 окт.; "Италия" -- лит. прил., 1922, 5 нояб., и др.) П. поместила в "Накануне" ряд разоблачительных памфлетов о приходе к власти итал. фашистов ("Муссолини-диктатор" -- 1922, 22 нояб.; "Муссолини и terra incognita" -- 1922, 10 дек.; "Именины" -- 1923, 18 мая; "Что думает старуха, когда ей не спится" -- 1923, 5 сент.; "С помощью Муссолини" -- 1923, 25 февр.).
Пост. внимание П. уделяла новинкам рус. лит-ры, ей принадлежат отклики на "Аэлиту" A. Н. Толстого, "Цветные ветра" Вс. В. Иванова ("одного из крупнейших ... писателей, порожденных рус. революцией" -- лит. прил., 1923, 7 янв.), "Падение Дайра" А. Г. Малышкина ("новый прекрасный романтизм неповторимых лет" -- лит. прил., 1923. 11 марта), "Брагу" Н. С. Тихонова. "Сентиментальное путешествие" B. Б. Шкловского, собр. стихотворений С А. Есенина и мн. др., а также статьи "Об Алексее Толстом. По поводу 15-летня лит. деятельности" (1922, 16 нояб.) и "Валерий Брюсов", приуроченная к 50-летию поэта ("Накануне. Лит. неделя", 1923, 16 дек.). Выполненные тогда же переводы П. с итал. составили сб.: Пиранделло Л., Папини Дж., Бонтемпелли М., Новеллы (М., 1926; с предисл. Вл. Лидина); в переводе П., обработанном А. Н. Толстым, были изданы "Приключения Пиноккио" К. Коллоди (Б., 1914) -- первоисточник "Золотого ключика".
В 1925 П. написала Воспоминания" (опубл. в извлечениях Ю. А. Красовским: ЛН, т. 85; полностью -- Э. Гарэтто: "Минувшее", в. 8) -- свое последнее крупное произв., выразительно воссоздающее эпизоды из жизни моск. символистов и дающее новый, трезво-аналитич. взгляд на "декадентские" настроения и соблазны; в центре "Воспоминаний" -- "настоящий" Брюсов, к-рого П. противопоставляет расхожим мнениям и кривотолкам о нем. Горький рекомендовал напечатать "Воспоминания" П. в ж. "Рус. современник" (в письме к А. Н. Тихонову от 9 авг. 1925 -- в кн.: Горьков. чтения, 1953--1957, М., 1959, с. 51), но издание ж-ла было прекращено. Замыслы повести П. "Разбитое зеркало" (см. письмо П. к А. С. Ященко от 12 июля 1921 -- в кн.: Флейшман Л., Хьюз Р., Раевская-Хьюз О., Рус. Берлин 1921--1923, Париж, 1983, с. 230) и книги об Италии, "бытовой, очень парадоксальной" (см. письмо П. к Ресневич-Синьорелли 1923 -- "Минувшее", в. 8, с. 108), остались, по-видимому, неосуществленными.
После закрытия "Накануне" П. осталась без средств к существованию. Весной 1927 она вместе с младшей сестрой Надеждой, умственно неполноценной, переехала в Париж (см. ее письма к Ю. И. Айхенватьду 1927--1928 -- "Минувшее", в. 8), где жила случайными заработками, "дошла до последнего опускания и до последнего ужаса" (письмо Ходасевича к Айхенвальду от 22 марта 1928 -- РГАЛИ, ф. 1175, оп. 2, No 165). После смерти сестры (янв. 1928), месяц спустя, П. покончила с собой, отравившись газом. В некрологе П. (написанном, видимо, Ходасевичем) говорилось: "... эта жизнь -- одна из самых тяжелых драм в нашей эмиграции ... Вынужденная жить буквально подаянием, помощью отдельных писателей ... одинокая и забытая, -- она не выдержала этой жизни, сложившейся для нее особо несчастно" ("Дни", Париж, 1928, 25 февр.).
Др. произв.: "Из цикла "Песни любви"" (альм. "Кристалл", X., 1908), "Жених" (УР, 1910, 1 июля), "Последняя ночь карнавала" (УР, 1911, 20 февр.).
Изд.: За гранью. -- Последняя ночь. -- Цветок Ивановой ночи. -- В кн.: Юлия, или Встречи под Новодевичьим. Моск. романтич. повесть кон. XIX -- нач. XX в., М., 1990 (вступ. ст. сост. и прим. В. Б. Муравьева); Бродяга. -- В кн.: Рус. новелла нач. XX в., М., 1990 (с. 375 -- прим. Е. Е. Дмитриевой и С. В. Сапожкова).
Лит.: Погорелова (Рунт) Б. М., В. Брюсов н его окружение. -- "Нов. журнал". Н.-Й., 1953, No 33; то же. -- В кн.: Восп. о серебряном веке. М., 1993 (ук.); Ходасевич В. Ф. Конец Ренаты. -- В его кн.: Некрополь. Восп., Брюссель. [1939]; М., 1991; то же. -- В его кн.: Собр. соч. В 4 т., т. 4. М., 1997; Офросимов Ю. Джеттатура. -- "Новое рус. слово", Н.-Й., 1954, 17 янв.; Рындина Л., Ушедшее. -- "Мосты", 1961, No 8; то же. -- В кн.; Восп. о серебряном веке. М., 1993; Берберова Н., Курсив мой. Автобиография. Мюнхен, 1972; М., 1996 (ук.); Гуль Р., "Я унес Россию", т. 1 -- "Россия в Германии". Н.-Й., 1984, с. 206--12 (и ук.); Белый (ук.); Мирза-Авакян М. Л., Образ П. в творч. судьбе В. Я. Брюсова. -- В кн.; Брюсовские чтения, 1983 г., Ер., 1985; Петровский М., Книги нашего детства. М., 1986, с. 152--59; Волошин М., Лики творчества. Л., 1988, с. 624 (и ух.); ГрсчишкикСС. Лавров А. В., Биогр. источники романа Брюсова "Огненный Ангел". -- В кн.; Ново-Басманная, 19. М., 1990; Жизнь и смерть П. -- "Минувшее", в. 8, М., 1992 (публ. Э. Гарэтто); Письма Андрея Белого к П. -- Там же, в. 13, М.-- СПб., 1993 (публ. А. В. Лаврова); Из переписки П. -- Там же, в. 14. М.--СПб., 1993 (письма П. к В. Ф. Ходасевичу и Е. В. Галлоп) (публ. Р. Л. Щербакова и Е. А. Муравьевой); Локс К. Г. Повесть об одном десятилетии. (1907--1917). -- Там же. в. 15. М.--СПб., 1994 (публ. Е. В. Пастернак и К. М. Поливанова), с. 40--41 (и ук.); Grossraan Joan Delaney. Valery Briusov and Nina Petrovskaia; clashing models of life in art. -- In: "Crealing life. The aesthdic utopia of Ruuian Modernism". Stanford, 1994. p. 122--50, Garetto Elda. Intredsi Berlinesi; dalla corrispondenza dj Nina Petrovskaja con V. F. Chodasevie e M. Gor'kij. -- "Europa oricnlalis", 1995, v. 14, No 2; ЛН, T. 85; т. 92, кн. 1--5; т. 95; т. 98, кн. 1--2 (все -- ук.). + Некрологи, 1928; "Сегодня". Рига, No 57 (П. М. Пильский); там же, No 61 (Ю. И. Айхенвальд). Dictionary of Russian women writers.
Архивы: РГАЛИ, ф. 376; письма П.: А. Белому (РГБ, ф. 25, к. 21, No 17; к. 35, No 37), В. Я. Брюсову (РГАЛИ, ф. 56, оп. 1, No 95, л. 290 об.-- письмо нач. 1911; РГБ, ф. 386, карт. 98, No 19--22; ИМЛИ, ф. 13, оп. 3, No 105), Е. Л. Янтареву (РГАЛИ, ф. 1714, оп. 3, No 3).
А. В. Лавров
Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 4. М., "Большая Российская энциклопедия", 1999