ПЕТРОВ-ВОДКИН Кузьма (Косма, Козьма) Сергеевич [24.10(5.11).1878, г. Хвалынск Саратов. губ. -- 15.2.1939. Ленинград, похоронен на Литератор. мостках Волкова кладб.], художник, теоретик иск-ва, драматург, прозаик. Отец -- сапожник, мать -- прислуга. После окончания гор. уч-ща в Хвалынске в 1893 -- рабочий в судоремонт. мастерских. В 1893--95 занимался в классах живописи и рисования худ. Ф. Е. Бурова в Самаре, в 1895--97 -- в Центр. уч-ще технич. рисования А. Л. Штиглица в Петербурге. Закончил Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества (1897--1905; педагоги Н. А. Касаткин, В. А. Серов). С детства имел пристрастие "к упражнениям рифмою, а немного позже и к прозаическим выдумкам" ["Хлыновск...", 1982, с. 178; см. "Юношеский альбом П-В." (1892--94) -- ГРМ, ф. 105, No 23, и "Тетрадь моих первых попыток в поэзии и плодов" -- рукопись в РГАЛИ; здесь же его "Дневник" за 1893--96, "Зап. книжки" за 1894--1906, "Автобиография", 1928]. В 1895 в Самаре принес поэму, написанную под влиянием толстовского учения, М. Горькому, к-рый, по свидетельству П.-В., в ст. "Самарский соловей" в "Сачар. газ." (не обнаружена) дал отповедь автору, подействовавшую на него "отрезвляюще" ("Письма. Статьи...", с. 328). С 1897 писал прозу.
Первое выявленное опубл. произв. П.-В. -- мелодраматич. рассказ из мещанской жизни "Золотой день" (ж. "Театральная Россия. Театральная газета", 1905, No 2/3; подпись Кузьма Бронин). Рассказ понравился П. П. Гайдебурову, к-рый предложил П.-В. "написать пьесу для организуемого им ... театра" (см.: "Хлыновск...", с. 450). В марте 1906 пьеса П.-В. "Жертвенные (Художники)" (рукопись в РГАЛИ) "из быта живописцев", утверждающая, по словам автора, "искусство во что бы то ни стало" ("Хлыновск...", с. 437), в постановке Передвижного драм. т-ра шла в Петербурге, а затем в др. городах России.
По отзыву режиссера, "реалистически построенная, она озадачивала зрителей своеобразием языка и нек-рыми др. особенностями формы" (Гайдебуров П. П., Лит. наследие. Восп. Статьи. Режиссер, экспликации. Выступления. М., 1977, с. 178). Критики увидели в П.-В. одного из представителей молодой прозы, настойчиво ищущего новых форм, отмечали "много головного и нарочитого... Несмотря на все дефекты ... чувствуется сырой талант ... еще не ясная, но интересная мысль" (Л. Вас<илевск>кий -- "Речь", 1906, 28 марта), "страстное искание и жажду разрешения мучительных вопросов, назревших в рус. душе и в рус. мысли", "апофеоз индивидуализма"; "Молодой автор не выдерживает тона, расплывается в клеях, нагромождает эффекты (третий акт), но при всем этом в самобытном, хотя и очень не уравновешенном, даровании ему отказать нельзя" (ТиИ, 1906, No 14; подпись N); "талантливый писатель, переборщивший в декадентстве" ("Слово", 1906, 28 марта): "внутренняя сущность [героев] приносится в жертву филос. идее" (Вель -- СПбВед, 1906, 30 марта).
С 1906 П.-В. -- чл. Союза драм. и муз. писателей. Дважды отменялась постановка пьесы "Звенящий остров" (рукопись -- РГАЛИ, ф. 2010, оп. 1, No 118) -- драм. поэмы-"сказки" (с посвящением Е. Можаровой, невесте автора, рано умершей), принятой в 1906 в Передвижном т-ре и в 1908 на франц. яз. в Париж. т-ре (реж. Люнье По); не была она поставлена и после того, как в 1918 в переработанном виде П.-В. снова предлагал ее Гайдебурову и Н. Ф. Скарской (об этом см.: "Зап. Передвижного Общедоступного т-ра", 1918, в. 11, c. 19).
Др. пьесы: "В саду ночью" -- стихотв. ли-рич. сказка о цветах; "Узколобые (Один из дней художника Зыбева, впрочем мало отличающийся от прочих)" -- о современности; "В маленьком городке" -- действие происходит в "холерный 1892 г." в одном из волжских городков; "Башня Вавилона" -- на библ. сюжет: "Вегед, король сумасшедших" и "Сказка жизни (на Земле)" -- из времен средневековья: "Легенда пустыни. Три утра", "Айша и Хаман" -- действие разворачивается на африкан. фоне; а также "Звери", "Комедия жизни", "Сны жемчужины"; "Письма из Понт-Круа, или Когда люди отдыхают" (рукописи -- РГАЛИ). Они написаны в 1901--09, это фантазии в символистском духе, отразившие мистич. и пессимистич. настроения П.-В., его эстетич. увлечения (в т. ч. творчеством М. Метерлинка и Л. Н. Андреева). О пьесе "Сны жемчужины", в к-рой "... распрекраснейшая в мире женщина умирает... Герои-мужчины, художник и доктор, влюбленные в умершую ... тоскуют над ее гробом... В четвертом акте сам Конст. Сергеевич должен был изобразить благородную смерть художника... гибнет, заразившись трупным ядом, и доктор...". П.-В. впоследствии писал: "Это ... непревзойденная мною в дальнейшем галиматья...". "Стыдно мне не оттого, что я ее написал, а что я се вручил для ознакомления Станиславскому" ("Хлыновск...", с. 449, 448). Сохранились также рукописи повестей "Василий Сосонов", "Повесть о художнике Бронине", рассказов "Девушка в красной кофточке", "В вагоне",. "В большом доме", "Четыре ночи", восп. (1899--1906) и др. (РГАЛИ).
П.-В. много путешествовал: в 1901 -- в Германию, в окт. 1905 -- в Италию (через Турцию, Грецию). В мае 1906 -- нояб. 1908 жил в Париже. В Италии познакомился с Ф. Т. Маринетти, в Париже -- с Метерлинком и Н. С. Гумилёвым. В нояб. 1906 вступил в гражд. брак с Маргаритой Иованович (в 1910 они обвенчались; см. ее восп.: Петрова-Водкина М., Mon grand mari russe... -- "Волга", 1971, No 9). С апр. по нюнь 1907 путешествовал по Сев. Африке (Алжир, Тунис), летом -- на Пиринеях. В нояб. 1908 возвратился в Россию, в Петербург. Его картины выставляются в Париже и Петербурге. В нояб. 1909 в ред. ж. "Аполлон" состоялась первая персональная выставка П.-В. в России.
В 1910 П.-В. опубл. ст. "По поводу письма проф. Репина" ("Речь", 5 марта) -- ответ на публикацию И. Е. Репина "Критикам иск-ва. Письмо в редакцию" (БВед, веч, в., 1910, 2 марта), назвавшего картины П.-В. "возмутительным безобразием ... неуча", а его самого "рабьей душой", следующим за "нахальными недоучками Гогеном и Матиссом". В защиту П.-В.-художника выступили А. Н. Бенуа ("Речь", 1910, 5 марта) и Л. С. Бакст (БВед, веч. в., 1910,
6 марта), а итога полемики, сделавшей его имя популярным, подвели в "Аполлоне" (1910, No 6) С. К. Маковский и А. А. Ростиславов.
В 1910 П.-В. напечатан путевой очерк "Поездка в Африку" ("На рассвете. Худ. сб.", кн. 1, Каз.), отличающийся усложненностью стиля, стремлением запечатлеть экзотику африканских реалий, в к-ром проявилась заостренная наблюдательность художника. В 1910--17 преподавал в частной худож. школе Е. Н. Званцевой. С 1910 -- чл. худож. объединения "Мир иск-ва". В кон. 1915 П.-В. издал книгу для детей -- "Аоия. Приключения Андрюши и Кати в воздухе, под землей и на земле" (СПб.; на т. л. -- 1914) о полете на воздушном шаре с описанием увиденных с высоты суши, гор и океана. Она широко анонсировалась в периодике (детских ж-лах; РМ, 1916, No 1, с. 21, и др.). Книга заинтересовала и публику и критику, "читается ... не без интереса, написана литературно", "илл. автора... -- это рисунки большого художника, смелые, сильные, выразительные" (З. Павлова-Сильванская -- "Что и как читать детям", 1916, No 4, с. 123--25). В ней П.-В. попытался реализовать одновременно в худож. прозе и иллюстрациях свои идеи о сферич. перспективе и т. п., "пропустив" их через детское, непосредственное восприятие. Осн. принципы своего творч. метода художник развивал в ряде научно-теоретич. статей "Письма об иск-ве. Письмо первое" ("Заветы", 1914, No 5); "На рубеже иск-ва" ("Дело народа", 1917, 20, 28 мая, 4 июня), "О науке видеть" (там же, 1917, 28 нюня), опубл. при содействии Иванова-Разумника в изданиях, выходивших под его редакцией. Будучи близким к "скифской" группе Иванова-Разумника, П.-В. оформил оба выпуска альм. "Скифы" (СПб., 1917--18). Начиная с 1910-х гг. он тесно связан с лит.-худож. средой Петербурга и Москвы: знаком с А. А. Блоком, А. Белым, В. Я. Брюсовым, дружески общается с Андреевым, Е. И. Замятиным, С. Д. Мстиславским, М. М. Пришвиным, Ф. Сологубом, В. Я. Шишковым, А. Н. Толстым.
С дек. 1916 по июнь 1917 -- ратник л.-гв. Измайлов. полка в Петрограде. В 1918--32 -- проф. АХ. Здесь 10 янв. 1918 прочитал доклад "Наука видеть" (полностью в ред. 1920 -- "Сов. искусствознание", в. 27) о разработанной им особой системе восприятия натуры -- своеобразном способе изменения пространства при передаче его на плоскости и использовании весьма оригинальной цветовой гаммы (теории сферич. перспективы, хроматич. трехцветия): "Движение не предмета в картине, а движение художника... Ощущение движения земли. Форма, цвет, свечения суть планетарные ощущения предметного мира" ("Творчество", 1978, No 11, с. 5; публ. Л. Зингера). К пространств, теориям П.-В. проявляли интерес и писатели (см.: Блок. Зап. кн., с. 447--510), его термин "наука видеть" часто использовал в своих произв. А. Белый (см.: Восп. об А. Белом, М., 1995, с. 459, 561). В 1919 П.-В. -- один из 12 членов учредителей Вольфилы (пред. совета был Белый, а тов. пред. -- Иванов-Разумник), читал там "Науку видеть", в 1919--21 выступал также в Доме иск-в с докладами и в прениях. В февр. 1919 П.-В. подвергался кратковременному аресту вместе с Блоком, Замятиным, Ивановым-Разумником, Ремизовым и др. по фальсифицированному делу о заговоре левых эсеров.
В 1923 П.-В. опубл. в частном изд-ве "Аквилон" кн. "Самаркандия. Из путевых набросков 1921 г." (П.), в к-рой текст и иллюстрации автора, органично дополняя друг друга, воссоздают яркий колорит Ср. Азии, необычность природных красок в соединении со своеобразием вост. архитектуры и этнографии. С авг. 1924 по июль 1925 жил в Париже, в кругу его общения кроме рус. и франц. художников И. Г. Эренбург. Избран членом Франц. астрономич. об-ва В кон. 1920-х гг. заболел туберкулезом и не мог больше заниматься живописью. С 1927 жил в Детском Селе (в здании Лицея). По соседству жили Шишков, Толстой, Иванов-Разумник, комп. Ю. А. Шапорин, на лит. "пятницах" у Шишкова П.-В. общался также с О. Д. Форш (о влиянии пространств. метода П.-В. на ее творчество см. в кн.: Тамарченко А., О. Форш. Жизнь, личность, творчество, 2-е изд., Л., 1974, с. 271--91), К. А. Фединым, И. С. Соколовым-Микитовым, Пришвиным. Советы писателей (особенно Толстого и Шишкова) способствовали его решению обратиться к авто-биогр. прозе. В 1930 вышла 1-я ч. автобиогр. трил. "Хлыновск. Моя повесть. Рис. автора" (Л.; [4-е изд.] -- М., 1991), рассказывающая о детстве (одобрит. рец. -- M. Виттенсон -- "Стройка", 1931, No 8/9), в 1932 -- 2-я ч. "Пространство Эвклида. Моя повесть. Кн. 2-я. Рис. автора" (Л., 1932) о юности и молодости (со времени окончания уч-ща в Хлыновске и кончая пребыванием его в Италии), об обстоятельствах, сформировавших П.-В. как художника. В книге показаны жизнь и худож. атмосфера в России на рубеже 19--20 вв., созданы запоминающиеся лит. портреты мн. деятелен рус. иск-ва, прежде всего художников.
В критике отмечалось, что П.-В. "нашел себя их писатель в своих мемуарах", что это "очень свежая н живая книга, в к-рой все своеобразно и оригинально. начиная от материала и вплоть до лит. оформления" (И. Оксенов -- "Лит. совр.", 1933, No 1, с. 167; его же положит. рец. -- "Веч. Москва", 1933, 11 янв.), своеобразный "философский" роман -- "роман превращения" и личного совершенствования..." "богатейший запас мыслей об иск-ве, высказанных П.-В." (Бассехес А., Книга о фаустовской культуре. -- "Худож. лит-ра", 1933, No 8, с. 17, 19). Отрицат. отношение высказал М. Горький, обвинив автора не только в стилистич. погрешностях, но и в малограмотности, хвастовстве, неубедительной выдумке ("О прозе" -- "Лит. учеба", 1933, No 1, с. 81).
Сохранились небольшие фрагменты 3-й книга автобиогр. трилогии и один из них -- очерк "О "Мире искусства". (Отрывки из воспоминаний)" (впервые опубл. в его кн.: "Хлыновск...", 1982) о худож. жизни Москвы и Петербурга в 1908--10. В 20--30-е гг. П.-В. выступал с теоретич. статьями, докладами, лекциями о совр. иск-ве и лит-ре. С ноября 1930 -- заслуж. деятель иск-в РСФСР, был первым пред. ЛОССХа. Ему принадлежат живопис. портреты А. А. Ахматовой, Белого, Толстого н др. деятелей лит-ры нач. 20 в.
Др. произв.: Лит.-теоретич. статьи: "Культурный вклад" ("Сов. иск-во", 1933, 20 мая), "О Пушкине (анкета)" ("Лит. совр.", 1935, No 9), "Смотреть своими глазами" ("Лит. Ленинград", 1936, 29 окт.), "Пушкин и мы" ("Лит. совр.", 1937, No 1), "Конец уютам" ("Панорама иск-в", в. 1, М., 1978; публ. В. Ракитина). "Жадность к жизни будоражит меня" ("Сов. Россия", 1989, 20 янв.; публ. Е. Селизаровой).
Изд.: Хлыновск. Пространство Эвклида. Самаркандия. Л., 1970; 2-е доп. изд., Л., 190 (вступ. ст., подг. текста и прим. Ю. А. Русакова). Письма. Статьи. Выступления. Документы. М., 1991 (вступ. ст., сост. и комм. Е. Н. Селизаровой); Наука видеть. -- "Сов. искусствознание", в. 27, М., 1991 (публ., предисл. и комм. Р. М. Гутиной).
Лит.: Маковский С. Выставка П.-Б. в ред. "Аполлона". -- "Аполлон", 1909, No 3; его же. Силуэты рус. художников, Прага, 1922: Бенуа А. Н., Худож. письма. Выставка П.-В.-- "Речь", 1909, 19 нояб.; К. С. Петров-Водкин. Альбом. П., 1916 (изд."Аполлона"); Андреев Л., Картина П.-В. ("Мир иск-ва"). -- "Рус. воля", 1917, 23 февр.; Шагинян М., К. С. Петров-Водкин. -- "Рус. иск-во", 1923, No 1; Галушкина А. С. К. С. Петров-Водкин, М., 1936; Блок. Зап. кн. (ук.); Костин В. И., К. С. Петров-Водкин. М., 1966; Мочалов Л., Неповторимость таланта. Л.--М., 1966; Адаскина Н., Петров-Водкин. М., 1970; Русаков Ю. А., Петров-Водкин. Л., 1975; его же. Вступ. ст. -- В альбоме: К. Петров-Водкин. Живопись. Графика. Театр.-декоративное иск-во. Л., 1986; Форш О., О себе, П.-В. и Читателе. -- ВЛ, 1978, No 6; Липатов В., Здесь был человек. -- "Культура и жизнь", 1978, No 11; Пистунова А., Планета П.-В. -- "Москва", 1978, No 11; Шилов К., Свет негасимый.-- "Волга", 1983, No 3; Парнис А. Е., Тименчик Р. Д., Программы "Бродячей собаки". -- В кн.: Памятники культуры, 1983. Л., 1985, с. 174, 220; Петрова-Водкина Е. Прикосновение к душе,-- "Волга", 1987, No 10--12; Белый (1): Пришвин М., Дневники, 1914--11919]. [кн. 1]--2. М., 1991--94 (ук.); Селизарова Е. Н., П.-В. в Петербурге-- Петрограде--Ленинграде. СПб., 1993; Русакова А. А., К. Петров-Водкин. -- В ее кн.: Символизм в рус. живописи. М., 1995; ЛН, т. 92, кн. 2--5 (ук.); т. 98, кн. 2, с. 477. + ИДРДВ; ИРДТ; ТЭ; КЛЭ; БСЭ; Казак.
Архивы: РГАЛИ, ф. 2010; ГРМ, ф. 105, No 1--5 (письма к матери, А. П. Петровой-Водкиной), No 6--10 (письма к жене, М. Ф. Петровой-Водкиной); ИРЛИ, ф. 663, д. 1 (письма Л. А. Радищеву); НБ Архива АХ СССР, ф. 7, оп. 3, д. 298 (биогр. мат-лы П.-В.); Музей Моск. Худож. т-ра им. А. П. Чехова (письма к К. С. Станиславскому).
О. А. Сайкин.
Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 4. М., "Большая Российская энциклопедия", 1999