С.-ПЕТЕРБУРГЪ. Типографія В. В. Комарова. Невскій, No 136. 1895.
ГАЛЛЮЦИНАТЪ.
I.
Это было въ тысяча восемьсотъ шестьдесятъ... не помню которомъ году.
У Ивана Петровича Полосатова была вечеринка; гостей было немного: были дамы и пожилые люди, были холостяки и ни одной дѣвицы. Въ двухъ комнатахъ -- въ гостиной и въ кабинетѣ -- горѣли стѣнныя лампы. Горничная, тяжело ступая по коврамъ, разносила стаканы и чашки съ чаемъ; на столѣ передъ диваномъ стояла вазочка съ виноградомъ, яблоками и апельсинами. Молодая хозяйка Вѣра Ивановна была не изъ числа говорливыхъ, но при ней всѣмъ было легко и всѣ были веселы; хозяинъ курилъ сигару и глубокомысленно выслушивалъ городскія новости... Я подсѣлъ къ хозяину и спросилъ его:
-- Кто такой этотъ... который ни съ того, ни съ сего заговорилъ съ вами по-французски и вышелъ въ гостиную... Никогда еще у васъ не встрѣчалъ я такой физіономіи.
-- Ба!.. это я для васъ, милѣйшій, пригласилъ его, отвѣчалъ онъ, осклабившись.
-- Какъ, для меня?...
-- Для васъ. Онъ премило компонируетъ, и, вообразите, на ваши слова написалъ музыку; на дняхъ онъ пѣлъ ваши стихи у Хазарова, -- очень выходило хорошо... Вотъ я и пригласилъ его... зналъ, что вы у насъ будете.
-- Такъ что-же онъ не-поётъ?
-- А вотъ, постойте, уберутъ чай -- я попрошу его... Но прежде всего, полагаю, слѣдуетъ мнѣ вамъ его представить.
-- А какъ его фамилія?
-- Фамилія?.. Фамилія Трубинъ; если не ошибаюсь, онъ, должно быть, учитель музыки... и... талантъ!.. вотъ вы увидите... Не будь у него таланта -- вы думаете, я-бы пригласилъ его?
Хозяинъ при этомъ криво улыбнулся и поглядѣлъ на меня вопросительно... Иванъ Петровичъ Полосатовъ совмѣщалъ въ себѣ три качества: былъ очень исправный чиновникъ, добрякъ, и, будучи самымъ обыкновенный смертнымъ, любилъ все необыкновенное. Всѣ пріятели его были люди разныхъ профессій: былъ между ними отставной полковникъ, изобрѣтатель какой-то пушки, которая съ корабля, не смотря ни на какую бурю, можетъ попадать въ цѣль и разбивать непріятельское судно; былъ актеръ, прославившійся въ трехъ провинціяхъ: въ Екатеринбургѣ, въ Херсонѣ и въ Саратовѣ, и добивавшійся дебюта на императорской сценѣ; былъ грузинскій поэтъ, написавшій комедію; былъ археологъ -- собиратель старыхъ крестовъ и медалей; былъ даже, какой-то фокусникъ... словомъ, все люди необыкновенные!
Да и жена у него, Вѣна Ивановна, была дама замѣчательная: не пропускала ни одного концерта и постоянно влюблялась то въ Рубинштейна, то въ Венявскаго, то въ Гензельта, по крайней мѣрѣ, безъ восторга не могла говорить о нихъ, тогда какъ эти великіе люди даже и не подозрѣвали ея существованія. Лицо у нея было маленькое, фарфоровое, по утрамъ блѣдное и капризное, по вечерамъ, при гостяхъ, меланхолическое, съ тонкимъ румянцемъ на щекахъ и влажными из-синя сѣрыми, по временамъ вспыхивающими глазками.
Мужъ повиновался ей, и она была вѣрна ему; но по комъ вздыхала, кромѣ вышеупомянутыхъ артистовъ, было покрыто мракомъ неизвѣстности. Дѣтей у нихъ не было.
Послѣ разговора съ Иваномъ Петровичемъ, я самъ въ гостиной подошелъ къ Трубину, не дождавшись рекомендаціи, и сказалъ ему:
-- Говорятъ, вы положили на музыку какіе-то стихи мои?
Онъ моргнулъ, поднялъ черныя брови и, затѣмъ, узнавъ мою фамилію, изобразилъ на лицѣ своемъ нѣчто въ родѣ торопливой радости и проговорилъ, что давно уже искалъ случая со мной познакомиться, что... онъ много ѣздилъ по Россіи, много пѣлъ и училъ простой народъ, въ особенности фабричныхъ, пѣть положенные на голосъ стихи мои.
Трубинъ былъ далеко не красавецъ, но и не дуренъ. Лицо у него было испитое, темное и съ какими-то свинцовыми отливами; низкій лобъ, черныя, прямыя брови и масляные, по временамъ сладкіе, каріе глаза его не говорили въ пользу его ума; но ничего и глупаго не было въ его нѣсколько грубоватой физіономіи; весь же онъ,-- вся его фигура, подозрительно-скромная, его услужливость -- неловкая, какъ-бы натянутая и неискренняя, французскія фразы и даже вкрадчивая улыбка -- производили непріятное, нѣсколько отталкивающее впечатлѣніе. На немъ былъ потертый сюртукъ, далеко не свѣжій, черный галстукъ, и, казалось, что самъ онъ это чувствуетъ и что это его коробитъ...
Я замѣтилъ, что хозяйка поглядывала на новаго гостя съ какимъ-то безпокойствомъ, точно была предупреждена на его счетъ; прочія дамы не обращали на него никакого вниманія, какъ онъ къ нимъ ни подсаживался, какъ ни старался ихъ занять собой...
Наконецъ, горничная унесла на подносѣ послѣдніе пустые стаканы. Въ кабинетѣ трое изъ числа гостей усѣлись за ломберный столъ; въ гостиную вошелъ хозяинъ и, посмѣиваясь, прямо обратился къ Трубину, который былъ очень радъ, что нашелъ во мнѣ болѣе снисходительнаго собесѣдника и сидѣлъ со мной рядомъ у задней стѣнки.
-- А что-же, Аркадій Николаевичъ, вы обѣщались намъ что-то спѣть... Вотъ кстати и авторъ здѣсь... но вы ужъ, кажется, познакомились?
-- Я всегда готовъ, вставая, отвѣчалъ гость,-- и если позволите'...
-- А вотъ и піанино раскрыто и ждетъ васъ... пожалуйста, безъ всякихъ церемоній!
Хозяйка почему-то покраснѣла, очевидно она не ждала ничего хорошаго; трудно было угодить ушамъ ея -- до такой степени избалованъ былъ музыкальными геніями слухъ этой. милой чиновницы. На вкусъ-же своего мужа она не надѣялась...
Трубинъ самъ придвинулъ круглый табуретъ къ піанино и сѣлъ... Затѣмъ потеръ себѣ руку объ руку и осторожно дотронулся пальцемъ до клавишей... Наконецъ, заигралъ и сталъ пѣть. Кто-то засмѣялся, но всѣ притихли и стали слушать. Въ игрѣ его не было ничего блестящаго, ничего поражающаго -- ни быстроты, ни силы, ни грома. Это было не что иное, чѣмъ акомпаниментъ; но какіе пѣвучіе звуки раздались подъ его короткими, мягкими пальцами, какъ дрогнулъ его небольшой, нѣсколько сиповатый, комнатный баритонъ и съ какимъ чувствомъ и вкусомъ пропѣлъ онъ, или, лучше сказать, подъ музыку проговорилъ стихи мои, какъ онъ осмыслилъ ихъ!.. Я, какъ авторъ, былъ въ восхищеніи; да и хозяинъ, если вѣрить криво улыбающемуся, полураскрытому рту его, наклоненному уху и прищуреннымъ глазкамъ, изрѣдка поглядывающимъ на неподвижное, какъ бы застывшее, фарфоровое личико своей жены, тоже ощущалъ нѣчто похожее на пріятное сердцу щекотаніе.
-- Хорошо! пролепетала Вѣра Ивановна... Иванъ Петровичъ взглянулъ на жену и похлопалъ въ ладоши. Я тоже похлопалъ.
Польщенный артистъ не ограничился одной пьесой. Онъ не отходилъ отъ піанино, сгорбился, потупился и точно прилипъ къ клавишамъ: импровизировалъ, пѣлъ и опять импровизировалъ.
Я замѣтилъ, что это многимъ уже стало надоѣдать, и поглядѣлъ на Трубина, скоро-ли онъ перестанетъ. Даже хотѣлось подойти къ нему и сказать: если вы устали, то не отдохнете-ли? Вдругъ я замѣтилъ нѣчто очень странное: раздались фальшивые звуки, точно пальцы его растерянно пошли блуждать по клавишамъ; онъ поблѣднѣлъ, заморгалъ, поднялъ брови и, сморщивъ лобъ, съ ужасомъ посмотрѣлъ куда-то въ сторону. Легкая конвульсія покривила ротъ его, но онъ сдѣлалъ надъ собою усиліе, кое-какъ докончилъ пьесу и вдругъ поднялся съ мѣста.
-- Извините, не могу болѣе... пробормоталъ онъ задыхающимся голосомъ.
Вѣра Ивановна поглядѣла на него съ изумленіемъ и задумалась. Дамы точно обрадовались, залепетали и тотчасъ принялись благодарить его за удовольствіе, которое онъ доставилъ имъ, а въ сущности за то, что онъ развязалъ имъ языки, далъ имъ полную волю немножко позлословить или посплетничать. На этотъ разъ ни одной французской фразы не соскользнуло съ его языка. Онъ перешелъ въ кабинетъ и, какъ-то съежившись, присосѣдился къ играющимъ въ карты...
Черезъ полчаса (т. е. около полуночи) я собрался домой, ни съ кѣмъ не простясь, вышелъ въ переднюю и сталъ искать свою шубу.
Не успѣлъ я надѣть ее, какъ въ ту же переднюю проскользнулъ Трубинъ.
-- Вы уходите? спросилъ онъ.
-- Ухожу.
-- Пойдемте вмѣстѣ...
-- Что такое съ вами? спросилъ я. Вы какъ будто... того... поблѣднѣли...
-- Такъ, немножко нездоровится, -- отвѣчалъ онъ уклончиво.-- А вы куда теперь? спросилъ онъ, накинувъ на себя енотъ и вздѣвъ на ноги калоши, высокія, истоптанныя и мокрыя -- русскіе мокроступы, въ полнѣйшемъ смыслѣ слова.
-- Я... домой.
-- А не хотите-ли къ Палкину? закусить... водочки выпить.
-- Не имѣю этого похвальнаго обычая...
-- Право, пойдемте къ Палкину, самое время.
-- Не могу...
-- Если у васъ денегъ нѣтъ,-- я угощу васъ.
Я невольно пожалъ плечами... и молча сталъ спускаться съ лѣстницы, тускло освѣщенной газовымъ рожкомъ. Но, шлепая своими калошами, онъ нагналъ меня и опять сталъ звать къ Палкину.-- Экій вы какой, однако-жъ!-- говорилъ онъ, тономъ стараго закадычнаго пріятеля.
Есть такіе добрые, простодушные люди, обращеніе которыхъ, какъ бы ни было оно нецеремонно и даже наивно,-- пріятно, но... что-то Ноздревское, какая-то слащаво-назойливая нота звучала въ его голосѣ, и его приставаньѣ непремѣнно идти съ нимъ въ трактиръ -- водку пить.
Ну, такъ я васъ провожу до квартиры, сказалъ онъ мнѣ уже на улицѣ, гдѣ снѣжная.метель сразу охватила насъ, и гдѣ ближайшій фонарь тускло освѣтилъ его смуглое лицо, мѣховую баранью шапку и шубу, которую, не надѣвъ въ рукава, но прикрывая грудь, онъ прихватилъ обѣими руками.
-- Проводите до перваго извощика...
-- Такъ вы, поэтъ, не пойдете къ Палкину?
-- Да вѣдь вамъ нездоровится, и, право, самое лучшее, что мы сдѣлаемъ, это -- если мы отправимся домой и ляжемъ спать.
-- Спать! Я-съ по ночамъ никогда не сплю; или сижу въ трактирѣ, или... онъ не договорилъ.
-- Такъ отчего же вы ушли отъ Полосатовыхъ? Тамъ дождались бы закуски и до трехъ часовъ ночи провели бы время въ обществѣ.
-- Я не зналъ, что тамъ подаютъ закуску да, признаться... ну, хотите, я признаюсь вамъ, отчего я пересталъ играть и ушелъ?
-- Отчего?
-- За піанино-съ... у самой шторы окна, вдругъ появилась мнѣ тѣнь одной, давно уже умершей женщины. До игры-ли тутъ!.. Мнѣ не хотѣлось говорить вамъ, потому что кто-же мнѣ повѣритъ?...
-- Какъ это тѣнь умершей женщины? Какая тѣнь?!
-- Да, чортъ возьми! та же самая, которая уже не разъ изволила безпокоить меня своимъ появленіемъ. Вообще, если я теперь не закушу и не выпью, ночь будетъ ужасная...
-- Такъ вы, значитъ, подвержены галлюцинаціямъ?
-- Значитъ, подверженъ.
-- Что-же вы не обращаетесь къ доктору?
-- Къ доктору! Э! много они понимаютъ!
-- Однако, я знаю примѣры -- отъ галлюцинацій вылѣчивались.
-- Я и кали-бромати пилъ, и всякія микстуры...
-- Не помогаетъ?
-- Помогаетъ на день, на два...
-- И это не мѣшаетъ вамъ заниматься музыкой?
-- По ночамъ иногда играю, гдѣ могу... Днемъ, -- днемъ сплю вплоть до самаго вечера; иногда, какъ убитый, сплю -- пушками не разбудите...
-- А когда-же вы даете уроки?
-- Какіе уроки?
-- Я слышалъ, вы даете уроки музыки?
-- Это еще что за новости! я даю уроки музыки?! Да я и нотъ-то не знаю... А-ха!.. уроки музыки!!.. Кто это вамъ сбрендилъ?..
-- Какъ-же это вы сочиняете ноты, а нотъ не знаете?..
-- Да очень просто... я импровизирую... т. е. сочиняю,-- другіе записываютъ. Геній музыки сидитъ во мнѣ и если-бы не обстоятельства... Эй, извощикъ! хриплымъ басомъ гаркнулъ онъ на всю улицу...
У фонаря, по ту сторону улицы, въ снѣжной мглѣ зашевелилось что-то темное... и сани подъѣхали.
-- Куда вамъ? спросилъ онъ.
Вмѣсто отвѣта, я сталъ нанимать извощика.
-- А! намъ по дорогѣ; довезите меня до вашей квартиры, а тамъ я пѣшкомъ пойду...
Дѣлать нечего. Оба мы усѣлись въ сани и поѣхали. У воротъ дома, гдѣ я квартировалъ, мы вышли изъ саней.
-- Позвольте, заговорилъ онъ, я заплачу за васъ, у меня еще есть въ карманѣ одинь рубль и восемь гривенъ... все мое состояніе!
Мнѣ стало досадно, я заплатилъ извощику и сухо простился съ нимъ.
Уходя подъ ворота, я слышалъ, какъ онъ сѣлъ въ тѣ-же сани и сказалъ извощику:
-- Въ Чернышевъ переулокъ!.. двугривенный!..
II.
Какой самородный талантъ! Какое удивительное сочетаніе словъ и музыки, и какіе простые мотивы! какъ легко они запоминаются.
Такъ думалъ я о Трубинѣ и, признаюсь, заглаза совершенно мирился съ нимъ, даже хотѣлось опять его встрѣтить и опять услышать это мягкое сочетаніе звуковъ, этотъ нѣсколько глухой, но все-же симпатичный, теплый и выразительный голосъ. Мнѣ казалось, что на слѣдующемъ вечерѣ у Полосатовыхъ я непремѣнно встрѣчусь съ нимъ.
Но я ошибся. Иванъ Петровичъ отвелъ меня въ сторону и, слегка поморщившись, сказалъ мнѣ: Этотъ вашъ Трубинъ (почему "мой", я не понялъ) въ воскресенье заходилъ ко мнѣ, посидѣлъ въ кабинетѣ и велѣлъ передать вамъ, что онъ нанялъ для васъ какого-то юнаго музыкантика, что на-дняхъ продиктуетъ ему тѣ пѣсни, которыя вамъ особенно понравились, и эти самыя ноты, съ вашими словами, преподнесетъ вамъ.
-- Да вѣдь я не играю, зачѣмъ-же мнѣ ноты?
-- Хочетъ презентъ вамъ сдѣлать.
-- Спасибо.
-- Потомъ занялъ у меня пять рублей и ушелъ. Послушайте, ужъ не пьянчуга-ли онъ? Губы у него такія... Сильно я побаиваюсь; войдетъ пьяный и наскандалитъ. Признаться вамъ, я раскаяваюсь, что пригласилъ его. А въ понедѣльникъ утромъ, около двухъ часовъ, онъ зашелъ къ женѣ моей, игралъ ей и пѣлъ до самыхъ сумерекъ.
-- Что-же говоритъ ваша жена?
-- Жена говоритъ, что онъ ее разстроилъ и что ей ужасно жаль его.
-- Гм! Ужъ не разсказалъ-ли онъ ей о своихъ галлюцинаціяхъ?
-- О какихъ галлюцинаціяхъ?
Я передалъ ему все то, что слышалъ отъ самого Трубина, и отчасти удивилъ, отчасти огорчилъ его.
Ивану Петровичу несомнѣнно было досадно, что жена его ни слова не сказала ему объ этихъ галлюцинаціяхъ...
-- А чѣмъ-же инымъ и могъ онъ ее разстроить?
-- Гм... да... пробормоталъ онъ, очень я раскаиваюсь, что пригласилъ его.
"Еще-бы не раскаиваться! подумалъ я.-- Ей разстраиваетъ нервы, а у него разстраиваетъ финансы, молодецъ!.."
На этотъ разъ, вечеръ у Полосатовыхъ былъ немноголюденъ, съ чаемъ, фруктами, карточнымъ столомъ, но уже безъ музыки; изъ дамъ была только одна -- въ атласномъ платьѣ и кружевахъ,-- но и та скоро уѣхала.
Я остался одинъ, если не считать играющихъ въ карты, подошелъ къ хозяйкѣ и, въ самомъ веселомъ настроеніи духа, заговорилъ съ нею о Трубинѣ.
-- Я слышалъ, сказалъ я,-- что этотъ артистъ былъ у васъ и просидѣлъ все утро. То-то, я думаю, надоѣлъ?
-- Почему вы это думаете? Напротивъ, онъ человѣкъ до того интересный, что вы и представить себѣ не можете, отвѣчала она серьезно.
-- Не тѣмъ-ли, что ему являются духи или привидѣнія?
-- Нѣтъ, онъ разсказалъ мнѣ жизнь свою и... это такое что-то ужасное, что немудрено, если у него разстроены нервы и если галлюцинаціи не даютъ ему покоя.
-- Не знаю, можетъ быть, и въ самомъ дѣлѣ жизнь его была ужасная! но вотъ вопросъ, почему именно вамъ, а не кому-нибудь другому, онъ вздумалъ это разсказывать? Почему вы вдругъ, ни съ того, ни съ сего, попали въ друзья его?
Фарфоровое личико Вѣры Ивановны слегка зарумянилось; съ минуту или двѣ она молчала, какъ-бы соображая, что-бы такое отвѣтить мнѣ.
-- Что-же тутъ такого удивительнаго! пролепетала она, протягивая руку къ вазочкѣ съ нетронутыми фруктами и поправляя свѣсившуюся виноградную кисть,-- вольно вамъ понимать это по своему. Я-же такъ это понимаю: человѣкъ, обманутый во всѣхъ своихъ ожиданіяхъ, въ высшей степени даровитый и безъ всякаго состоянія, часто безъ копѣйки въ карманѣ, -- человѣкъ, даже друзьями оклеветанный, если и можетъ быть откровененъ, то только съ тѣми, которые относятся къ нему безразлично, какъ я, напримѣръ. Ему могло показаться, что я не злоупотреблю его довѣріемъ, -- и этого было достаточно, чтобы онъ разговорился; къ тому-же я любопытна, и сама стала его разспрашивать. Вотъ вы писатель, а васъ нисколько не интересуетъ, какъ могъ развиться у человѣка такой музыкальный творческій талантъ, и какъ онъ могъ дойти до галлюцинацій? а меня это заинтересовало...
-- А вы знаете, что наканунѣ того дня, какъ онъ былъ у васъ, онъ былъ у вашего мужа и произвелъ на него очень тяжелое и невыгодное впечатлѣніе?
-- Знаю, отвѣчала она, какъ-бы разсердись, и затѣмъ потупилась.-- Мужъ мой далъ ему 5 рублей, когда узналъ, что этотъ человѣкъ по цѣлымъ днямъ голодаетъ. Такъ знайте-же, что Трубинъ очень обидѣлся такой подачкой. Онъ принесъ мнѣ эти 5 руб. и просилъ меня вернуть ихъ моему супругу... и... умолялъ меня... извинить его...
"Что-же это значитъ? подумалъ я.-- Что за подлая комедія! Самъ выпрашиваетъ 5 рублей и самъ-же обижается!: Фу!"
Я чувствовалъ, что все мое веселое настроеніе духа исчезаетъ, но я ничѣмъ не обнаружилъ моего негодованія.
-- И вы передали Ивану Петровичу эти 5 рублей?
-- Нѣтъ... Только, послушайте, я васъ прошу, -- не сплетничать! Я знаю, что это мужа моего огорчитъ. Вы его мало знаете: онъ человѣкъ честный, добрый, но мнительный и щепетильный. Онъ-же самъ какъ-бы жаловался мнѣ, что Трубинъ выпросилъ у него 5 рублей, но онъ не понялъ, что такъ помогать можно только какой-нибудь салопницѣ или писарю на водку дать, а вовсе не такому воспитанному человѣку, какъ Трубинъ. А вамъ, вмѣсто того, чтобы осуждать его, не лучше-ли похлопотать дать ему какое-нибудь занятіе, которое могло-бы хоть сколько нибудь его обезпечить.
-- Но, позвольте, милѣйшая Вѣра Ивановна, позвольте... Почему вы.знаете, что я его осуждаю? Я никому ни. единаго слова не говорилъ о немъ!-- но теперь скажу. Онъ приходилъ къ вамъ въ два часа, у мужа вашего былъ и того еще раньше, а мнѣ сказалъ, что онъ постоянно днемъ спитъ до самаго вечера, потому что ночью спать не можетъ, а шляется по трактирамъ. Значитъ, онъ мнѣ совралъ, и я въ правѣ ему не вѣрить и въ правѣ ко всякимъ его галлюцинаціямъ относиться съ полнѣйшимъ недовѣріемъ. А что онъ тогда вдругъ поблѣднѣлъ, и вы это, можетъ быть, замѣтили, то... мало-ли отчего можно поблѣднѣть! можетъ быть, колика съ нимъ приключилась! Да и со мной случись при дамахъ такая исторія, и я бы поблѣднѣлъ!
Но Вѣра Ивановна обнаружила полнѣйшее желаніе не слушать дальнѣйшихъ рѣчей моихъ. Она встала, прошла сначала въ кабинетъ, постояла тамъ у ломбернаго стола и затѣмъ-прошла назадъ въ свою спальню.
Все это, конечно, пустыя, житейскія мелочи; но есть мелочи, которыя кипятятъ, волнуютъ, бѣсятъ или повергаютъ въ какое-то тупое недоумѣніе.
И я остался въ гостиной сидѣть на диванчикѣ именно. въ состояніи такого тупаго недоумѣнія.
III.
Человѣкъ, у котораго сотни знакомыхъ, по неволѣ человѣкъ вѣтреный.Что-же мудренаго, что Трубинъ очень скоро вышелъ у меня изъ памяти? Будь я влюбленъ или ухаживай я за Вѣрой Ивановной, я бы нашелъ время наблюдать за нимъ, какъ за своимъ соперникомъ.
Но я любилъ Вѣру Ивановну болѣе потому, что любилъ ея мужа -- своего стараго товарища по университету -- любилъ ее, какъ пріятель любитъ добраго пріятеля, отъ нечего дѣлать, или ради пріятнаго препровожденіи времени.
Словомъ, Трубинъ скоро пересталъ интересовать меня, хотя я разъ и нашелъ у себя его визитную карточку, очень шикарную -- съ загнутымъ уголкомъ.
Это значило, что сей артистъ не засталъ меня -- и слава Богу!
Прошло недѣли двѣ или около. У меня было срочное занятіе; не мало и писемъ лежало у меня на совѣсти -- надо было отвѣчать. Прескучная вещь простуда, но мнѣ вздумалось употребить ее въ свою пользу: я надѣлъ халатъ и остался дома.
Былъ поздній вечеръ; кухарка легла уже спать за перегородкой въ кухнѣ; отставной солдатъ Герасимовъ чистилъ мой самоваръ -- онъ исполнялъ двойную роль: роль мужа при моей чухонкѣ и расторопнаго дарового слуги.
Онъ служилъ мнѣ только потому, что я не мѣшалъ ему. Тишина была такая, что я слышалъ, какъ скрипитъ мое собственное перо и какъ въ кухнѣ трутъ и чистятъ мой самоваръ, точно онъ мѣдная пушка или солдатскій киверъ. Я былъ одинъ у письменнаго стола, и мнѣ было" пріятно, что никто не мѣшаетъ мнѣ бесѣдовать съ самимъ собою. Никуда не ѣхать и ни откуда не спѣшить домой,-- это-ли не удовольствіе для человѣка, у котораго сотни знакомыхъ, а изъ ихъ числа, навѣрное, три четверти недоброжелателей.
Вдругъ кто-то позвонилъ и такъ сильно, что солдатъ мои бросился босикомъ въ переднюю.
-- Не телеграмма-ли? подумалъ я.
Но это была не телеграмма: это былъ поздній гость, а этотъ поздній, нежданный гость былъ никто иной, какъ Трубинъ.
-- Скажи... что я на одну минуту, только на одну минуту... говорилъ онъ полушепотомъ, точно боясь разбудить меня...
-- Эй! кто тамъ? крикнулъ я изъ-за своей перегородки.
-- Только на одну минутку!.. извините... уже ближе и громче раздался сиповатый голосъ, -- и темная стриженая голова выглянула изъ-за двери. Наконецъ, гость протянулъ мнѣ руку, и я взялъ ее... Судя по выраженію глазъ, онъ сильно былъ недоволенъ мной.-- "Что за церемонія? Я прихожу -- и меня не пускаютъ!" говорили глаза его.
-- Я очень занятъ и... не совсѣмъ здоровъ, процѣдилъ я сквозь зубы... но... садитесь!
-- Я къ вамъ на нѣсколько минутъ... на самое короткое время... Что дѣлать: до сихъ поръ еще московскій студентъ сидитъ во мнѣ,-- продолжалъ онъ, замѣтивъ, что я нахмурился.
-- Очень, очень обязанъ, что вы позволили мнѣ къ вамъ забѣжать, говорилъ онъ, уже глядя мнѣ въ глаза и улыбаясь.-- Извините, что до сихъ поръ еще не могъ переписать для васъ ноты. На-дняхъ онѣ будутъ переписаны, и я... надѣюсь, вы мнѣ позволите...
-- Мнѣ пріятно слушать, когда вы поете, но я не пою: зачѣмъ мнѣ ноты?
Онъ опустился въ кресло, направо отъ письменнаго стола, и искоса сталъ меня оглядывать. Я спросилъ его. давно-ли онъ былъ у Ивана Петровича?
-- У какого Ивана Петровича?
-- У Полосатова...
-- Э! былъ какъ-то на-дняхъ... А вы съ нимъ не поссорились?
-- И не думалъ...
-- А жена его, Вѣра Ивановна, очень миленькая куколка.
-- Почему-же куколка? спросилъ я.
-- А знакомы вы съ Рубинштейномъ? помолчавъ, спросилъ онъ меня въ свою очередь.
-- Ну, да... знакомъ -- а что?
-- Вы, говорятъ, большой другъ его?
-- ''Врутъ: мы не друзья, но другъ друга любимъ и уважаемъ.
-- Не можете-ли вы попросить его -- а мнѣ вы сдѣлаете большое одолженіе, если попросите, -- назначить время, когда мнѣ прійти къ нему, и въ его присутствіи спѣть кое-что изъ моихъ романсовъ и пѣсенъ. Мнѣ очень хотѣлось-бы знать его мнѣніе -- такъ-ли дѣйствительно хороши и оригинальны мои сочиненія, какъ это говорятъ. Собственно за этимъ я и зашелъ къ вамъ.
-- И напрасно... Ваши ноты, если вы мнѣ пришлете ихъ, я могу ему передать на просмотръ; но просить его васъ выслушивать -- не могу: я знаю, какъ у него мало времени... да и зачѣмъ просить, когда знаешь навѣрное что онъ отвѣтитъ мнѣ?
Трубинъ прищурился.
-- А что-же такое онъ можетъ на это отвѣтить вамъ?
Я подумалъ:-- "Онъ непремѣнно отвѣтитъ: убирайся ты къ чорту, любезный! есть мнѣ когда?.." Но я этого не сказалъ моему гостю. Помню только, что наотрѣзъ отказался выполнить его желаніе.
-- Кто-же вамъ сказалъ, что я будто-бы такой другъ съ Рубинштейномъ?
-- Вѣра Ивановна...
-- Ужъ не за это-ли вы и назвали ее куколкой?
-- Э, нѣтъ! По-моему всѣ барыни не что иное, какъ куколки. Всѣ на одну стать: съ каждой изъ нихъ, но имя амура, можно взятку взять.
-- Только, надѣюсь, не съ Вѣры Ивановны, произнесъ я съ досадой на такую наглую самоувѣренность.
-- А вы не влюблены въ нее?
-- Ни на волосъ!
-- А мнѣ такъ, признаюсь, она очень нравится. Надо вамъ сказать -- хоть я и демократъ, плебеи и пролетарій, но воспитаніе получилъ аристократическое, выросъ, понимаете, среди роскоши, и вкусъ у меня тоже аристократическій -- утонченный -- люблю все субтильное, нѣжное, фарфоровое. Удивляюсь, какъ это вы ни разу не пріударили за такой дамочкой, какъ эта Вѣра Ивановна! И какъ вы совѣтуете мнѣ поступить?
-- Что?
-- Воспользоваться или пренебречь?
-- Чѣмъ?
-- Какъ "чѣмъ"? вы точно ребенокъ!.. я просто спрашиваю васъ... воспользоваться-ли мнѣ той страстишкой, какую я возбудилъ въ ней, или пренебречь? Какъ вы думаете? Рискованно это или нерискованно!?
-- Милостивый государь! вспыхнулъ я, взбѣшенный тою насмѣшливой, подлой улыбкой, какая появилась на его темномъ лицѣ.-- Не я ребенокъ,-- а вы; я въ такомъ случаѣ ни у кого не сталъ бы просить совѣта, но думаю, что вы жестоко ошибаетесь...
Онъ хотѣлъ что-то возражать,-- но на него точно столбнякъ нашелъ. Черныя брови его поднялись на лобъ; онъ поблѣднѣлъ и сталъ глядѣть -- не на меня, а въ пустое пространство той тѣни, которая ложилась за спинкой моего стула, отъ лампы, освѣщавшей книги, бумаги, сигарный ящикъ, пресъ-папье и помертвѣвшее лицо его.
-- Опять онъ играетъ комедію, подумалъ я, не переставая злиться.-- Ну, что вы смотрите? опять галлюцинація?
Онъ тяжело дышалъ; я видѣлъ, какъ капли пота выступили на лбу его...
-- Вы не видите? забормоталъ онъ:-- стоитъ за вашимъ стуломъ... старикъ...
Я невольно, повернулъ назадъ голову.
-- Видите... напудреный парикъ...зеленый кафтанъ... большія, блестящія пуговицы... бѣлый камзолъ, позументы... я не боюсь... но...
-- Полноте, пожалуйста, не морочьте! Какой-такой старикъ? Все это ваша фантазія! сыграть роль человѣка, пришедшаго въ ужасъ. Пустое дѣло! я не вѣрю вамъ. Слышите? Очнитесь! Я не вѣрю вамъ, не вѣрю.
Трубинъ перевелъ на меня свой взглядъ, тупой и металлическій, закрылъ лицо руками и -- представьте мое положеніе!-- зарыдалъ!! Слезы крупными каплями потекли по щекамъ его. Его плечи, весь онъ при этомъ вздрагивали. Вся злость моя, вся досада на этого человѣка прошла мгновенно. Я не зналъ, что мнѣ дѣлать -- взять-ли его за руку и извиниться, или побѣжать за холодной водой...
-- Вы мнѣ не вѣрите... не вѣрите... Вы -- поэтъ -- и не вѣрите!! Кто-же повѣритъ? Чѣмъ-же я виноватъ, что я такъ несчастенъ... Такъ страшно, такъ не... во.... о... о... бразимо несчастенъ! Такъ наказанъ! бормоталъ онъ сквозь слезы...
Когда плачетъ ребенокъ или обиженный отрокъ, это нисколько не возмутительно; можетъ трогать, но не поражаетъ, не разстраиваетъ; но... видѣть плачущимъ пожилого мужчину, у котораго давно бы могли быть свои дѣти, невыносимо!.. Будь гость мой актеръ -- способный изображать мускулами лица такое слезливое отчаяніе, и въ этомъ случаѣ, на такомъ близкомъ разстояніи, онъ былъ бы не въ силахъ своимъ притворствомъ или искусствомъ обмануть меня.
Я сидѣлъ и думалъ: "Вотъ странность! Второй разъ я вижу человѣка... и уже грублю ему; а по какому праву?.. Но... я-ли виноватъ?.. Когда онъ поетъ и играетъ -- человѣкъ въ немъ слышенъ, а затѣмъ, Богъ знаетъ какъ и почему, возбуждаетъ онъ въ душѣ моей нѣчто болѣе противное, чѣмъ брезгливое чувство при видѣ гада или собаки, выкарабкавшейся изъ помойной ямы. Слишкомъ ужъ скоро онъ изобличилъ себя! И неужели Вѣра Ивановна находитъ удовольствіе съ нимъ кокетничать, и неужели она до такой степени заинтересовалась имъ!
Такъ я сидѣлъ, думалъ, поглядывалъ на него и ждалъ, скоро-ли онъ успокоится.
Наконецъ, увидалъ я, какъ изподлобья подозрительно и пугливо выглянули темные глаза его, какъ устремилъ онъ взглядъ свой на то мѣсто, гдѣ за моимъ стуломъ лежала тѣнь, и какъ замѣтно тотчасъ-же успокоился.
-- Теперь ушелъ... теперь... нѣтъ его...
-- А развѣ онъ такъ страшенъ?..
-- Нѣтъ, не страшенъ... лицо самое обыкновенное... голубые, водянистые глаза, носъ немножко утиный... складомъ лица на Екатерину Вторую немножко смахиваетъ; но, что хотите,-- паническій ужасъ... Не могу привыкнуть... потому что... всегда неожиданно... И знаете... я думаю, хорошо, что я заплакалъ... даже голова стала свѣжѣе... Все лѣто со мною ничего такого не было... и вотъ, въ вашемъ присутствіи, второй разъ! Я предполагаю, что есть люди, которые... какъ бы способствуютъ такого рода появленію призраковъ...
-- Значитъ, вы не должны были со мною знакомиться.
-- А меня вотъ тянетъ къ вамъ! А почему тянетъ? Потому что я самъ поэтъ... Вы думаете, я не пишу стиховъ? пишу-съ, пишу... Когда-нибудь позвольте мнѣ дать вамъ кое-что прочесть... и если вы рекомендуете меня въ "Отечественныя Записки", буду очень вамъ благодаренъ... Право-съ!.. Мнѣ бы даже очень хотѣлось описать вамъ жизнь мою и спросить васъ, какъ вы думаете, можно-ли мнѣ выступить въ свѣтъ, описавши мое дѣтство и юность?.. мое поэтическое дѣтство!.. когда всѣ думали, что я молоденькій князекъ, когда мнѣ даже и въ голову не приходило, что я былъ такъ обманутъ и кѣмъ-же?-- моей матерью... моей собственной матерью, добавилъ онъ. слегка ударивъ въ грудь сжатыми въ кулакъ пальцами. Да-съ!.. во мнѣ княжеская кровь,-- но я плебей... Теперь мнѣ это все равно -- плевать!.. но тогда... Недаромъ юность моя, бурная и мятежная, довела меня до такого отчаянія, что я пилъ ромъ и водку, какъ простую воду и все-таки не могъ сдѣлаться пьяницей, потому что никакой спиртъ на меня не дѣйствовалъ... да и теперь не дѣйствуетъ...
Я невольно поглядѣлъ на его губы. Почему это, подумалъ я, Иванъ Петровичъ по его губамъ вообразилъ себѣ, что онъ пьяница. Губы у него были крупныя, влажныя и безцвѣтныя. Но развѣ это что-нибудь доказываетъ?
Высказавшись, онъ замолчалъ... и уже оказался не только спокойнымъ, но совершенно -- какъ-бы это сказать -- совершенно какъ-бы у себя дома, разлегся, вытянулъ ноги и пошевеливалъ губами, точно потихоньку самъ съ собой разговаривалъ. Казалось, онъ предается пріятнымъ мечтамъ, сидитъ въ своемъ собственномъ кабинетѣ, на своемъ креслѣ и не замѣчаетъ моего присутствія.
-- Гм! началъ онъ, нѣтъ-ли у васъ рояля,-- или хоть піанино!
-- Вотъ и мнѣ кой-что приходитъ въ голову. Надо-бы писать, а какъ писать!?
-- Пишите, я буду молчать.
-- Не могу...
-- Вдохновляйтесь... и пишите, а я возьму какую-нибудь книгу и буду читать.
Тутъ онъ сталъ разсматривать мои книги, лежавшія на столѣ, и затѣмъ перетрогалъ все, что попадалось ему подъ руку, разсмотрѣлъ, какая у меня печать... повертѣлъ въ рукахъ мой пресъ-папье, сигарочницу, коробочку со стальными перьями -- взялъ въ руку раздвижной серебряный карандашъ и сталъ играть имъ...
Такъ и хотѣлось сказать ему: "какое вамъ дѣло до вещей моихъ?" но продолговатое, фатальное лицо его было серьезно, даже нѣсколько мрачно... Черныя широкія брови были слегка сдвинуты... только глаза разсѣянно и безпокойно перебѣгали съ одного предмета на другой, пока не успокоились на серебряномъ карандашикѣ.
-- Позвольте еще спросить васъ, началъ я, продолжая наблюдать за нимъ.-- Вы вѣрите въ ваши привидѣнія, или относитесь къ нимъ, какъ къ признакамъ вашей болѣзненности или физическаго разстройства?
-- О! отозвался онъ брезгливо, точно ему стало досадно, зачѣмъ я не вдохновляюсь и не пишу стиховъ, а опять начинаю съ нимъ разговаривать. Какое-кому до этого дѣло! Вѣрю, когда вижу, и -- пока вижу -- не могу не вѣрить...
-- Вотъ у меня теперь въ ухѣ звенитъ; слѣдуетъ-ли мнѣ думать, что это звенитъ въ комнатѣ или на улицѣ?
-- Э!.. это я уже не разъ слыхалъ... Въ ухѣ звенитъ... вы вѣдь это и слышите, что въ ухѣ, а не въ воздухѣ, не въ комнатѣ и не на дворѣ; потомъ, какъ вы ни поворачивайте головой, все будетъ звенѣть въ ухѣ. пока само собой не пройдетъ; такъ и тутъ -- будь это у меня въ мозгу или въ глазу,-- я, куда-бы ни повернулъ голову, все видѣлъ-бы то-же самое, но этого-то и нѣтъ. Если, примѣрно, я вижу фигуру у окна, то, повернувшись въ уголъ, или, глядя въ другую сторону, я уже не вижу ничего; а погляжу опять на прежнее мѣсто, опять вижу: кто-то, никѣмъ невидимый, стоитъ на прежнемъ мѣстѣ, а иногда и шаги, и шорохъ слышу... Какъ-же тутъ не вѣрить!.. Ничего вы въ этомъ не понимаете, и доктора не понимаютъ, и я не понимаю... Но нѣтъ-ли у васъ чего-нибудь закусить или хоть рюмки водки?
-- Кухарка спитъ... а водки нѣтъ.
-- Кухарку-то я разбужу. А вотъ, что у васъ, у поэта, водки нѣтъ -- это нехорошо-съ. А играете вы въ карты?
-- Не играю.
-- Какъ это... развѣ это возможно!
-- А вы? спросилъ я, зѣвая во весь ротъ.
-- Иногда случается. Разъ я у одного коннозаводчика, въ одинъ вечеръ, 2,000 рублей выигралъ.
-- То-то, чай, рады были! произнесъ я, смыкая глаза.
-- Да... на другой же день уѣхалъ въ Москву. Тамъ великолѣпную турецкую шаль купилъ и...-- разумѣется, подарилъ ее Стешѣ... Чай, слыхали... въ цыганскомъ хорѣ... она великолѣпно ваши стишки поетъ: "Подойди ко мнѣ, старушка!"... и проч.
-- Ну, а потомъ что? протирая глаза, спросилъ я.
-- Потомъ была цѣлая исторія; поѣхалъ въ баню и тамъ меня обокрали...
-- Нехорошо...
-- Что дѣлать!.. я поэтъ въ душѣ, и на жизнь смотрю съ поэтической точки зрѣнія.
-- То-есть, съ пошлой... Извините, пожалуйста... такъ спать вдругъ захотѣлось, что едва слышу что вы говорите, да вонъ ужъ и лампа догораетъ... сейчасъ пойду спать... къ тому же, право, мнѣ нездоровится.
-- Хотите, я помогу вамъ раздѣться и самъ уложу васъ.
-- Нѣтъ ужъ,-- я самъ... Помилуйте! Да и какъ я лягу! Придется мнѣ самому отпереть вамъ дверь и проводить на лѣстницу.
Тутъ я всталъ и зажегъ свѣчу. Былъ уже третій часъ ночи. Лампа моя догорѣла. Но гость мой продолжалъ сидѣть, и, казалось, вовсе не намѣренъ былъ уходить.
-- Пойдемте, я провожу васъ.
-- Погодите...
-- Да уже три часа...
-- Э! что значитъ три часа!
-- Вы же сами сказали, что мое присутствіе вредно вамъ:-- еще, чего добраго, опять что-нибудь увидите...
-- Не говорите! глухо вскрикнулъ онъ, вскакивая съ мѣста.
-- Право, опять что-нибудь вамъ вдругъ покажется... и меня еще напугаете...
И не успѣлъ я кончить словъ моихъ, какъ гость мой дрогнулъ и закричалъ...
-- Опять... опять! Вотъ онъ! вотъ онъ!.. О! о!..
На этотъ разъ, при тускломъ свѣтѣ еще неразгорѣвшейся свѣчки и въ легкомъ чаду только-что потушенной лампы, я не шутя испугался...
Трубинъ дрожалъ,-- глаза его были мутны и въ то же время пронзительны, волосы стояли дыбомъ, и кричалъ онъ такъ страшно и такъ громко, что изъ кухни босикомъ, въ одномъ бѣльѣ, выбѣжалъ солдатъ, а кухарка завозилась у себя въ кухнѣ, въ одной рубашкѣ, чиркая спичками и зажигая огарокъ.
-- Уходите, и Богъ съ вами! уходите!.. Эй! Герасимъ! это ты?.. Нѣтъ-ли холодной воды? Трубинъ, хотите воды? Герасимъ, проводи его, пожалуйста, на лѣстницу... или я съ ума сойду!
Трубинъ отъ воды отказался и, не простясь со мной, послушно пошелъ въ переднюю; онъ шелъ, ухватясь за виски и страшно сгорбившись...
Я схватилъ со стула забытую имъ шапку и, пока накидывали на него шубу, сунулъ ему въ руку... Сонъ съ меня соскочилъ совершенно, нервы мои были сильно возбуждены.
До самаго утра не могъ я заснуть, точно онъ заразилъ меня: безпрестанно въ потемкахъ мнѣ чудилось, что я не одинъ... что у меня кто-то присутствуетъ въ темной комнатѣ; малѣйшій шорохъ пугалъ меня... мебель-же и полы, какъ нарочно, то и дѣло трещали; въ самомъ стукѣ маятника стѣнныхъ часовъ слышалось мнѣ что-то зловѣщее... чье-то мѣрно-шаркающее приближеніе... Тяжелымъ сномъ забылся я только подъ утро. Кухарка тоже плохо спала и на другой день говорила мнѣ, будто-бы и ей безпрестанно чудилось, что кто-то кричитъ: "Аи, батюшки, рѣжутъ"!
IV.
Иногда у людей самыхъ безхарактерныхъ крайняя степень безцеремонной безсовѣстности дѣйствуетъ какъ сила воли.
Такъ, если-бы Трубинъ не испугался какого-то духа, появившагося за спиной моей, кончилось-бы тѣмъ, что онъ непремѣнно ночевалъ-бы у меня въ квартирѣ. Выгнать его у меня не хватило-бы духа, и я всю ночь, а можетъ быть и все слѣдующее утро былъ-бы жертвой своей собственной доброты и деликатности. За то досталось-же ему отъ меня на орѣхи, когда я обѣдалъ у Полосатовыхъ, спустя два или три дня послѣ нашего ночного свиданья. Расписалъ-же я его на обѣ корки! И чѣмъ больше заступалась за него Вѣра Ивановна, тѣмъ злѣе и неблагодарнѣе былъ я къ поклоннику и распространителю стиховъ моихъ.
-- Да помилуйте, наконецъ, милѣйшая Вѣра Ивановна! Вы приняли въ немъ участіе, вы были такъ добры къ нему и внимательны, и онъ-же называетъ васъ куклой! Какъ-же вы хотите, чтобы я снисходилъ къ нему!..
-- А можетъ быть, онъ и правъ, не безъ грусти возразила Вѣра Ивановна...-- Что мы такое, какъ не свѣтскія куклы? Будь у меня дѣти, я была-бы далеко не такъ пуста... Впрочемъ, почемъ я знаю, можетъ быть, вы на него клевещете. Что вы преувеличиваете -- это ясно... Вообще, я давно замѣтила въ васъ эту черту -- вы любите преувеличивать... Человѣкъ, которому не удалось спасти отъ голодной смерти мать свою, обрекаетъ всю свою жизнь на скитаніе и такъ страдаетъ, такъ разстроенъ нервами, что... тѣнь матери безпрестанно его преслѣдуетъ: -- это-ли не жалкій человѣкъ!.. По-моему, это человѣкъ геніальный, который до того забитъ судьбой и обстоятельствами, что безпрестанно теряется и на каждомъ шагу дѣлаетъ непростительные промахи... Желаю знать, чѣмъ-бы вы были, если-бъ и у васъ были такія-же галлюцинаціи?.. Я-бы, кажется, давно съ ума сошла! закончила она тяжелымъ вздохомъ и выпила цѣлую рюмку портвейна, предписаннаго ей докторомъ.
Что прикажете на это возражать?!
Иванъ Петровичъ былъ на моей сторонѣ и горячо спорилъ съ женой своей.
Вѣрѣ Ивановнѣ замѣтно было не по себѣ. Она была изъ тѣхъ, которыя ни въ чемъ не любятъ разочаровываться, у которыхъ сердце и фантазія живутъ между собой въ такомъ ладу, что никакіе доводы разсудка не поссорятъ ихъ; словомъ, это была женщина; спорить было напрасно, сердить -- невѣжливо, и я постарался къ концу обѣда перемѣнить разговоръ.
-- Положительно прикажу людямъ не принимать его. проходя въ кабинетъ свой, шепнулъ мнѣ на ухо Иванъ Петровичъ.
Я промолчалъ. Ужъ и въ самомъ дѣлѣ, думалось мнѣ, не преувеличиваю-ли я недостатки этого артиста, г. Трубина!
Затѣмъ, на письменномъ столѣ моемъ не оказалось серебряннаго выдвижнаго карандаша, съ краснымъ камешкомъ, вставленнымъ въ рукоять его, въ родѣ печатки (вещь хоть и не очень дорогая, но завѣтная, присланная мнѣ на память одною дѣвушкой, умершей за границею отъ чахотки). Всѣ поиски мои остались тщетными -- точно въ воду канулъ. Невольно думалось, что карандашъ этотъ унесъ съ собой Трубинъ.
Я вспомнилъ, какъ онъ вертѣлъ его въ рукахъ, и если по разсѣянности засунулъ въ свой карманъ, то почему же не вернулъ его?
Мысль эта невольно приходила мнѣ въ голову. Терпѣть не могу, даже мысленно, клеветать на людей; но... невольная клевета -- невольный грѣхъ, что прикажете дѣлать!
Съ тѣхъ поръ Трубинъ уже не заходилъ, ни ко мнѣ ни къ Ивану Петровичу, и память о немъ скоро потонула въ массѣ столичныхъ впечатлѣній, новыхъ встрѣчъ и всяческихъ житейскихъ суетъ, невзгодъ, страстей и разочарованій.
V.
Прошло лѣтъ десять (немалое количество лѣтъ въ жизни человѣческой); я уже былъ женатъ; Иванъ Петровичъ получилъ звѣзду и самъ сталъ одною изъ замѣтныхъ звѣздъ на горизонтѣ нашего столичнаго бюрократизма,-- словомъ, сталъ человѣкомъ вліятельнымъ. Даже на меня простиралось это вліяніе: я рѣже сталъ посѣщать его и уже не по-прежнему любилъ его. Жена его Вѣра Ивановна похудѣла, пожелтѣла, подурнѣла, но все также любила музыку и была членомъ с.-петербургскаго благотворительнаго общества. Я никогда не внушалъ ей особенной симпатіи; но это не мѣшало ей иногда заѣзжать къ женѣ моей и жаловаться на свои безконечныя заботы и хлопоты.
Въ эти десять лѣтъ только однажды вспомнилъ я ту ночь; которую провелъ съ г. Трубинымъ, и только одинъ разъ говорилъ о немъ.
Это-было въ деревнѣ у родныхъ моихъ. Случайно, по дорогѣ на родину, я какъ-то заѣхалъ къ нимъ. У нихъ въ усадьбѣ я нашелъ не только новое, еще младенчествующее поколѣніе, но и старыхъ моихъ знакомцевъ, свидѣтелей моего ранняго дѣтства,-- портреты моей бабушки, дѣда и прадѣда. И, вообразите, на портретѣ, прадѣдъ мой былъ въ зеленомъ кафтанѣ, съ большими пуговицами, осыпанными брилліантами (или стразами), въ бѣломъ камзолѣ, въ пудреномъ парикѣ, и окладъ дебелаго лица сто дѣйствительно смахивалъ на портреты Екатерины Второй, писанные съ нея въ старости, т. е. прадѣдъ мой былъ въ томъ самомъ костюмѣ, въ какомъ явился онъ когда-то очамъ моего знакомца, несчастнаго Трубина. Что это: случайность или необъяснимый фактъ!?
Что касается до меня, мнѣ было очень пріятно думать, что почтенный предокъ мой соблаговолилъ вмѣшаться въ мои отношенія къ г. Трубину и такъ кстати въ то время напугалъ его. Какъ усталый путникъ, попавшій въ родное, теплое гнѣздо на отдыхъ, я былъ въ хорошемъ настроеніи духа, и за обѣдомъ всѣмъ разсказывалъ о галлюцинаціяхъ Трубина, и тутъ-же за обѣдомъ одинъ изъ сосѣдей -- степной помѣщикъ, уже съ брюшкомъ и лысиной,-- сказалъ мнѣ слѣдующее:
-- Не знаю, тотъ-ли это Трубинъ, о которомъ вы упоминаете... я зналъ когда-то одного студентика Трубина, очень даровитаго и способнаго молодого человѣка; но былъ-ли онъ исключенъ, или самъ не кончилъ курса въ московскомъ университетѣ -- этого доподлинно я не знаю: мы были не на одномъ курсѣ, и всего только недѣли съ три или эдакъ съ мѣсяцъ жили съ нимъ въ одномъ и томъ же корридорѣ, въ дешевыхъ меблированныхъ комнаткахъ. Вмѣстѣ по утрамъ чаевали,-- и показался онъ мнѣ такимъ джентльменомъ, знаете, такимъ пылкимъ и откровеннымъ малымъ, что я чуть было не сошелся съ нимъ, но меня предупредили. Почему-то наши товарищи терпѣть его не могли, и не потому, что онъ былъ пороченъ,-- есть пороки, которымъ подражаютъ, которые нравятся,-- а потому, что пороки-то его были какіе-то грошевые, ничего нестоящіе. Онъ былъ страшно самолюбивъ и, какъ бы это вамъ сказать, не умѣлъ любить себя... не уважалъ въ себѣ человѣка; потомъ слухи носились, будто-бы онъ поступилъ на содержанье къ какой-то барынѣ.