Попов Иван Иванович
Корреспонденции

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   

КОРРЕСПОНДЕНЦІИ.

   Енисейскъ (корр. "Восточ. Обозр".). Сибирь бѣдна учебными заведеніями, но и положеніе этихъ одиночекъ крайне печально, благодаря плохому персоналу учителей, въ которые сплошь и рядомъ попадаютъ люди недостаточно образованные; люди съ разныхъ концовъ міра: люди, которые прошли всю Россію и Сибирь съ одного конца до другаго, перегоняемые ради пресловутаго для пользы службы"; люди, у которыхъ нѣтъ ничего общаго съ Сибирью, которые не дорожать ни своей репутаціей, ни честью: дли которыхъ идеаломъ служатъ низкопоклонничество, лесть и разсчетъ. Въ этомъ мрачномъ мірѣ свѣтлыя исключеніи представляютъ только тѣ города, гдѣ благодаря какой нибудь случайности начальникомъ заведеніи состоитъ честный и энергичный человѣкъ, куда тогда со всей Сибири стремятся хорошіе педагоги и такимъ путемъ другія среднія учебныя заведеніи, которыхъ Вотъ обидѣлъ начальствомъ, роняютъ все болѣе и болѣе авторитетъ въ обществѣ, представляю изъ себя конгломератъ бездарностей, деморализирующихъ юношество. Однимъ изъ такихъ печальныхъ учрежденій, которые почти не видѣли свѣтлыхъ дней, можно считать енисейскую мужскую прогимназію, гдѣ съ самаго ея возникновенія не было ничего отраднаго: раздоръ, интриги, мелкіе интересишки. безнравственность царили въ коллегіи учителей и начальства. Лучшіе педагоги бѣжали, и если нѣкоторые изъ нихъ остались, то поневолѣ, боясь лишиться послѣдняго куска хлѣба, и надо только видѣть и слышать, что переносятъ эти несчастливцы!... Директоръ этого учебнаго заведенія. бывшій фаворитъ занимающаго въ настоящее время видный постъ лица, оказался совершенно неспособнымъ начальникомъ и общество радовалось, что онъ уѣхалъ въ отпускъ въ Россію, откуда едва ли возвратится; вмѣсто его былъ временно назначенъ человѣкъ. который произошелъ своего предшественника, и надо ожидать, что послѣдніе порядочные педагоги разбѣгутся или выйдутъ въ отставку. Въ послѣднее время, однако же, откуда-то распространился слухъ, что на мѣсто директора будетъ назначенъ здѣшній учитель -- г. Подвысоцкій, чему нельзя не радоваться, потому что этотъ человѣкъ гуманный, образованный и труженикъ въ своемъ дѣлѣ, а дѣти привязаны къ нему. Крайне желательно, чтобы слухъ этотъ оправдался; въ противномъ случаѣ бѣгство изъ нашей прогимназіи еще болѣе усилится: въ настоящее время стали уходить уже дѣти, не только учителя.
   Не лучше положеніе и нашего уѣзднаго училища, гдѣ смотрителемъ крайне слабый человѣкъ. Единственную отраду представляетъ только наше приходское училище, но здѣсь мы наталкиваемся на другое печальное явленіе -- силы учители гибнуть подъ давленіемъ непосильной работы, которую раздѣлить должно бы второе приходское училище, между тѣмъ мы его никакъ дождаться не можемъ. О женской гимназіи я могу сказать только то, что въ ней занимаются учителя мужской прогимназіи, начальницей же недавно назначена молодая дѣвушка, бывшая учительница красноярской гимназіи, гдѣ. какъ слышно, она оставила но себѣ хорошую намять; но. какъ извѣстно, быть учительницей и начальницей не одно и то же, въ особенности при томъ или другомъ вліяніи директора мужской прогимназіи, при прежнихъ начальницахъ отражавшемся крайне неблагопріятно, такъ что даже одна изъ нихъ, весьма дѣльная и энергичная женщина, вслѣдствіе столкновеніи, покушалась на самоубійство.
   Вообще говоря, честнымъ и энергичнымъ людямъ трудно жить въ Сибири, въ которой часто наиболѣе уважается только угодничество, лесть и подлость, примѣромъ чему можетъ служить слѣдующій фактъ. Начальникъ здѣшней телеграфной станціи, очень хорошій и, какъ видно, честный человѣкъ. неумѣетъ угождать начальству, благодаря чему его гонятъ со службы, не давъ ему дослужить до пенсіи немного болѣе года. Причинъ ж"къ увольненію нѣтъ, говорятъ, никакихъ, кромѣ мелочной придирчивости, вслѣдствіе крайней неделикатности и грубости одного ища, склоннаго выводить въ люди личностей совершенно бездарныхъ, но за то угодливыхъ.
   Тюмень (корр. "Вост. Обозр."). Санитарныя условія большинства нашихъ городовъ въ общемъ далеко не удовлетворяютъ самымъ скромнымъ требованіямъ, что, понятно, объясняется отсутствіемъ сознанія въ населеніи зависимости отъ этихъ условій развитіи между ними разнаго рода болѣзней, иногда повальныхъ.
   Что касается до Тюмени, то она не составляетъ исключенія изъ вышесказаннаго. Грязь весною и осенью, покрывающая улицы, вода, стекающая въ засоренныя канавы по краямъ улицъ, наземъ, сваливаемый чуть не въ центрѣ города -- все это характеризуетъ Тюмень въ данномъ отношеніи. Затѣмъ, вода р. Туры, которую приходится пить населенію, правда, мутная и по своей природѣ, еще болѣе становится вредной оттого, что въ зарѣчной части города, по лѣвому берегу рѣки, концентрируется много кожевенныхъ заводовъ, которые, понятно, не могутъ не оказывать, по самому способу производства въ нихъ, своего дурнаго вліянія на качество рѣки.
   Нѣсколько лѣтъ тому назадъ въ Тюмени составилась партія нагорныхъ жителей, между которыми было нѣсколько виноторговцевъ, возбудившая-было серьезно вопросъ о перенесеніи заводовъ ниже города, причемъ для экспертизы воды думала даже пригласить профессора спеціалиста изъ Казани; но, за рѣкою, въ свою очередь, составилася другая партія, которая пригрозила первымъ тѣмъ, что въ случаѣ оппозиціи "нагорниковъ" они настоитъ на minimum открытія кабаковъ и.... "нагорники" мало-по-малу притихли, а вопросъ остался вопросомъ. Разскажу, къ какимъ пріемамъ не брезгаютъ прибѣгать наши коммерсанты, лишь бы отстоять свое добро, Разсказываютъ, что въ разгаръ борьбы названныхъ двухъ партій, кожевенный заводъ этого купца посѣтила особа... изъ власть имущихъ: разговоръ зашелъ у него съ заводчикомъ, между прочими, объ умѣстности заводовъ въ центрѣ города. Купецъ возражалъ, и чтобы доказать на опытѣ, что моченье кожи не портитъ воду, онъ опускаетъ руки въ чанъ, въ которомъ находились сырыя кожи, пригоршней беретъ изъ находящейся въ чану жидкости и пьетъ. Картина! особа была сражена!...
   Что могутъ значить для насъ благіе совѣты и замѣчанія относительно, напримѣръ, прекращенія обычая жечь наземы, хотя бы и генералъ-губернатора! "Мы-съ въ своемъ дѣлѣ-съ сами генералъ-губернаторы съ и позвольте ужъ нами знать, что вредно и что невредно!"
   Тифы, скарлатина, дифтеритъ и чума, которыя губятъ и населеніе и скотъ въ городѣ и по окрестностями -- это.... это все отъ воли Божіей!...
   Вслѣдствіе подобныхъ оппозицій наступаетъ и бездѣйствіе думы. Развѣ въ думѣ засѣдаютъ и имѣютъ фактическое преимущество не тѣ же заинтересованные въ кабакахъ и кожевенныхъ заводахъ? Да если бы даже и не засѣдали, то, во всякомъ случаѣ, они постараются вмѣсто себя провести лицъ, отъ себя тѣмъ или другимъ способомъ зависимыхъ. Населеніе принуждено на все на это смотрѣть. Что касается до остальнаго населенія, невліятельнаго по своимъ капиталамъ, то ему предоставляется сколько угодно взирать на все это и даже хоть въ перси своя бити. Въ предъидущей корреспонденціи (No 30), я представилъ бюджетъ города. Теперь въ правѣ спросить читатель, куда же тратятся деньги?!. Управа представляетъ и отчеты, но.... коммиссія, разсматривающая ихъ, до сихъ поръ не можетъ справиться съ управскими отчетомъ за 1879 г. Чѣмъ это объявитъ? Кто его знаетъ; можетъ быть обиліемъ, недосмотромъ: никто не обходится безъ ошибокъ! Errare humanum est! Даже городской секретарь, безъ котораго нашъ голова и на курульномъ креслѣ сидѣть не можетъ даже вѣдь и они иногда ошибается, особенно, когда составляетъ протоколы собраній!
   Грустію, очень грустно, а должно признать какъ фактъ, что небрежность, халатность въ отношеніи общественныхъ вопросовъ замѣчательныя. Золотой телецъ и его поклонники на одной сторонѣ: но есть другая сторона, гдѣ дѣятельность городской думы или ея бездѣятельность много значитъ, гдѣ ея бюджетъ сказывается очень сильно: эта масса мѣщанства. Громадные расходы требуютъ и возвышенія прихода, что сопряжено съ увеличеніемъ городскихъ сборовъ. И вотъ люди, которымъ приходится бороться за существованіе, должны платить несоотвѣтственныя съ цѣнностью ихъ домовъ суммы.
   Кромѣ того, сборы въ пользу городи распространяются на привозную мелкую торговлю: и такъ, крестьянинъ, привозящій предметы для перваго потребленія платитъ, калашница, у которой всего товару-то на рубль -- платить. Правда они платятъ копѣйки, но развѣ эти копѣйки не дороже для нихъ рублей купеческихъ?
   Гг. воротилы тюменскіе, вникните въ слабый смыслъ моихъ словъ и скажите, добросовѣстно ли при этихъ условіяхъ такъ безпечно относиться къ прямымъ своимъ обязанностямъ? Не справедливо ли было бы, чтобы лежала обязанность на васъ, и не на крестьянинѣ продавцѣ или бабѣ-калашницѣ покрывать тѣ дефициты, которые являются какъ Déus ex machina въ думскихъ бюджетахъ?
   Между тѣмъ, какъ, по правдѣ, платить должно было-бы тѣмъ, отъ кого всего болѣе зависитъ управленіе городомъ, тѣмъ, отъ кого зависитъ разстройство въ движеніи общественныхъ дѣлъ.
   Съ возложеніемъ на васъ чести быть, городскими представителями вы, вмѣстѣ съ тѣмъ, принимаете а себя и большую обязанность, а въ силу этого, прежде чѣмъ принимать присягу въ добросовѣстномъ выполненіи ея, соображайте, можете ли ее выполнить иначе уходите, скройтесь, скройтесь хоть въ туясъ и выбирайте достойныхъ, причемъ достоинство мѣряйте не капиталами, а умомъ и присущей человѣку энергіей: такіе люди были и есть среди васъ же самихъ. Поищите!
   Изъ Ферганы (корр. "Вост. Об."). Пронесся по нашимъ дебрямъ слухъ не только о сенаторской ревизіи, но даже и о введеніи гласнаго суда. Послѣдній слухъ настолько серьёзенъ для края, что заставляетъ насъ остановиться на немъ въ нашей замѣткѣ. Мы, русскіе, являясь въ край, преслѣдовали цивилизаторскую миссію, имѣли цѣль привести въ странѣ культурныя начала, уничтожить варварство. По пятно, что однимъ изъ видныхъ факторовъ щи проведенія истины въ туземную жизнь долженъ являться судъ. Итакъ, поставимъ вопросъ, что сдѣлано на этомъ пути? До прихода русскихъ, туземное населеніе имѣло народные суды -- у сартовь казіи и у киргизовъ біи. Какъ ли плохъ этотъ судъ, но недостатки его. но закону исторіи, суть результатъ тѣхъ условій, среди которыхъ онъ возникъ и развивался. Замѣтимъ однако, что изстари этому суду были присущи нѣкоторыя черты, который неособенно давно реализованы и въ русскихъ судахъ -- это гласность, публичность, оцѣнка доказательствъ, въ большинствѣ случаевъ, но совѣсти и положительный отвѣть о винѣ, или невиновности обвиняемаго. Народному суду неизвѣстно пресловутое выраженіе IV тома оставить въ подозрѣніи. Явились русскіе, и началось проведеніе въ жизнь туземца новыхъ начать. Явились уѣздные судьи, судебные слѣдователи, подчиненные военнымъ губернаторомъ, и военно-судныя коммпеій, рѣшающія уголовныя дѣла, подсудныя окружнымъ судамъ. Народные суды остались для разбора дѣлъ между туземцами одной народности. Началось многописаніе, проведеніе въ жизнь принциповъ истины по теоріи формальныхъ доказательствъ. блаженной памяти IV тома! Мы не будемъ говорить о естественныхъ результатахъ смѣшенія власти административной и судебной въ лицѣ военнаго губернатора. Результаты эти давно и вездѣ доказаны и въ общей, и юридической литературѣ. Итакъ, то, что оказалось непригодно на Руси, что дало слишкомъ грустные результаты въ Сибири, все это, на первыхъ же шагахъ нашихъ въ цивилизаторской миссіи, примѣнено здѣсь для поднятія въ туземцахъ понятія объ истинѣ! Грустные результаты этого получаются въ жизни; карты лгутъ немилосердно но слѣдственнымъ (уголовнымъ) дѣламъ, объясняя при случаѣ, что уличать подсудимаго, показать правду они боятся потому, что русскій судъ части выпускаетъ на свободу обвиняемыхъ по серьёзнымъ преступленіямъ. Это плоды теоріи формальныхъ доказательствъ, съ ея пресловутымъ "оставить въ подозрѣніи"! О составѣ и дѣятельности военно-судныхъ коммисій мы не будемъ говоритъ сами, а процитируемъ новый проектъ положенія, который на 49 стр. говоритъ слѣдующее: "дѣятельность военно-судныхъ коммисій была еще печальнѣе (ранѣе говорится объ областныхъ правленіяхъ). Презусъ и члены изъ офицеровъ мѣстнаго гарнизона, часто перемѣняющіеся, и неимѣющіе никакой подготовки къ судебной дѣятельности, аудиторъ, часто необладающій достаточнымъ запасомъ юридическихъ свѣдѣній, таковъ составъ суда, которому ввѣрены въ краѣ важнѣйшія уголовныя дѣла". Что будетъ далѣе, Аллахъ вѣдаетъ! Но геній бюрократизма, который питаетъ и надъ нашими дебрями, предначерталъ картину нашего будущаго суда, по которой гласный судъ будетъ съ почти безгласными судьями. По извѣстному всѣмъ принципу, зависимое положеніе чиновника доводитъ до нуля его личное мнѣніе. Чтобы устранить это зло, судебные уставы, по принципу, преслѣдовали несмѣняемость лицъ судебнаго вѣдомства. По новый проектъ положенія недопускаетъ принципа самостоятельности лицъ судебнаго вѣдомства и говорить о необходимости смѣны этихъ лицъ, въ нѣкоторыхъ случаяхъ, безъ суда (стр. 52). Насколько основательны опасенія составителей проекта дать самостоятельность суду, конечно, вопросъ будущаго, но съ юридической точки зрѣнія взглядѣ проекта на вопросъ о самостоятельности суда составляетъ рѣзкій контрастъ съ положеніями, высказанными но этому вопросу въ судебныхъ уставахъ (изданіе государственной канцеляріи). Тамъ, на стр. XXXIX говорится слѣдующее: Само стоятельность судей, избранныхъ съ осмотрительностью, есть, безъ всякаго сомнѣнія, одно изъ надежныхъ ручательствъ въ правильномъ отправленіи правосудія, и потому одно изъ главныхъ условій хорошаго судоустройства. Въ дѣлахъ уголовныхъ и гражданскихъ могутъ быть нерѣдко заинтересованы, или непосредственно, или въ качествѣ покровителей подсудимыхъ и тяжущихся, начальствующія надъ судьями, или вообще лица, сильныя по своему положенію въ обществѣ. Такія лица имѣютъ множество средствъ, не роняя внѣшняго достоинства, дать судьѣ почувствовать свое сліяніе: съ научно-юридической точки зрѣніи идея самостоятельности суда имѣетъ свою исторію съ Бэкона Веруламскаго въ прошломъ столѣтіи, и къ концу прошлаго столѣтія сдѣлалась общимъ достояніемъ просвѣщеннаго міра. Современный цивилистъ Муромцевъ въ статьѣ "Судъ и законъ въ гражданскомъ правѣ" (Юрид. Вѣстн. 1880 г., стр. 393) говоритъ слѣдующее о самостоятельности суда: "Нечего опасаться произвола со стороны судей. Мы; не улучшимъ суда, если будемъ твердить ему о пассивномъ положеніи, вопреки собственной его природѣ. Напротивъ, усвоивъ себѣ ту мысль, что активное положеніе есть необходимая принадлежность суда, мы сочтемъ за нужное приложить всѣ мѣры къ его улучшенію въ качественномъ отношеніи, и затѣмъ тотъ же авторъ заявляетъ, что развитый контроль гласности и дѣйствительная независимость, несмѣняемость членовъ этой корпораціи гарантируютъ и справедливость, и солидарность судей данной страны. Въ силу какихъ доводовъ, является вопросъ, составители проекта отвергли такое очевидно-справедливое положеніе науки? Имъ показалось опаснымъ самостоятельное существованіи суда отъ администраціи потому, что въ Туркестанѣ нѣтъ печати и общественнаго мнѣнія" (стр. 521). Едва ли можно согласиться съ этими опасеніями составителей проекта, ибо, допуская его правильность, мы будемъ согласны съ тѣмъ, что въ Туркестанскомъ краѣ нѣтъ ни мысли, ни анализа явленій общественной жизни, ни въ русской, ни въ туземной средахъ. Существованіе анализа явленій въ туземной средѣ, сообразно ея развитію, признается тѣмъ же проектомъ, который на 48 стр. говорить: "судьи въ теченіи 14 лѣтъ съ честью и пользою творили судъ въ краѣ, пріобрѣтая уваженіе и довѣріе туземцевъ къ русскому суду". Значитъ, eo ipso, туземцы анализируютъ, что дурно и что хорошо, ибо, при отсутствіи анализа дѣйствій, рѣшеній судей, у нихъ не могло бы образоваться мнѣнія. А разъ, говоря о мнѣніи туземцевъ, мы получаемъ понятіе о мнѣніи коллективномъ, т.-е. общественномъ. Что же касается до отсутствія мнѣнія русскаго общества и печати въ краѣ, то положеніе это также не выдерживаетъ критики, ибо. читая Typкестанскія Вѣдомости, мы видимъ обмѣнъ мысли между русскими, полемику по общимъ и спеціальнымъ вопросамъ, которая далеко уходитъ ни предѣлы Ташкента, гдѣ издаются вѣдомости, и производитъ вліяніе на общественную мысль, даже въ отдаленныхъ дебряхъ Ферганы. Невольно вспоминается намъ грудь нѣмецкаго ученаго Ф. Гольцендорфа: "Роль общественнаго мнѣнія въ государственной жизни, въ которомъ авторъ находить труднымъ указать на процессъ образованія общественнаго мнѣнія, но не указываетъ на какой-нибудь видъ человѣческаго общежитія, гдѣ бы его не было. Неужели, по мнѣнію составителей проекта, туркестанское общество составляетъ до-историческое состояніе человѣка?
   Бійскій Округъ, 13 августа 1882 г. (корресп. "Вост. Обозр.").
   Назадъ тому около ста лѣтъ, въ царствованіе императрицы Екатерины Великой, изъ Галиціи переселено на окраины Алтая, въ Бійскій округъ, нѣсколько тысячъ семействъ, изъ числа которыхъ образовалось и село Верхъ-Убинское. Но разсказамъ однихъ, переселеніе происходило съ цѣлью заселенія Алтая: другіе же утверждаютъ, что изъ рода въ родъ переходитъ преданіе,-- будто переселеніе происходило изъ желанія уменьшить старообрядческій элементъ въ Галиціи, или по просту старообрядцевъ ссылали. Основываясь болѣе на этомъ послѣднемъ преданіи, большая часть населенія этого села глубоко убѣждена, что дѣды и прадѣды ихъ были старообрядцы. Фактъ этотъ подтверждается и тѣмъ, что почти всѣ старыя селенія, заселенныя галиційскими выходцами, зовущими себя поляки. въ былое время имѣли молитвенные дома, въ которыхъ открыто совершалось богомолье. Но назадъ тому 30--50 лѣтъ всѣ дома эти запечатаны по распоряженію бійской администраціи. Съ того именно времени началось обращеніе старообрядцевъ въ православіе и единовѣріе. Обращеніе это шло въ разрѣзъ съ ученіемъ Христа: на старообрящевъ вліяло не пастырское разумное слово, а угрозы и притѣсненія исправниковъ (въ особенности Квятковскаго. который, кажется, за обращеніе старообрядцевъ съ нагайкой въ рукѣ получилъ награду). И вотъ, посредствомъ давленія со стороны администраціи и приманки единовѣріемъ, люди бѣдные, болѣе робкіе поддались и примкнули: кто къ православію, кто къ единовѣрію (въ православіе шли лишь тѣ. кои поступали въ обязательную горнозаводскую службу), но болѣе твердые въ своихъ убѣжденіяхъ и зажиточные остались непоколебимы въ вѣрованіяхъ предковъ, вынося всѣ притѣсненія, или откупаясь деньгами отъ преслѣдующей администраціи, которая только и жаждала наживы,-- или же укрывались въ лѣсахъ на пасѣкахъ. Такимъ образомъ совершилось обращеніе. На самомъ же дѣлѣ большинство обращенныхъ, въ особенности въ православіе, крѣпко держались своихъ прежнихъ убѣжденій. Крестили дѣтей въ церквахъ, въ церквахъ же вѣнчались и отпѣвали умершихъ, но все это дѣлалось только для вида, и послѣ совершенія этихъ таинствъ надъ принявшими совершались свои, стариками. Окрещенный священникомъ ребенокъ росъ подъ руководствомъ родителей, которымъ казалось не по душѣ православіе, и сторонился церкви до тѣхъ поръ, пока ему не приходила необходимость вѣнчаться; повѣнчавшись, старообрядецъ опять-таки сторонился церкви. Все это знали и видѣли священники, но, какъ вообще люди малограмотные, игнорировали такой ходъ вещей, знали лишь одно, что съ прихожанъ этой категоріи имъ удобнѣе брать за свадьбу 100--200 руб.
   Въ царствованіе въ Бозѣ почившаго Государя Императора Александра Николаевича, старообрядцы вздохнули свободнѣе, преслѣдованія стали рѣдки, судъ дѣла о расколахъ началъ рѣшать болѣе гуманно, такъ что многія дѣла оставлялись безъ послѣдствій. Небрежность священниковъ, распущенность, безнравственность нѣкоторыхъ и страсть къ наживѣ, окончательно убѣдили мнимо при соединенныхъ старообрядцевъ, что имъ можно и не скрывать своихъ убѣжденій и не подчиняться требованіямъ священниковъ требованіямъ иногда непосильнымъ для крестьянина. Такимъ образомъ тысячи населенія открыто заявили свой ропотъ противъ принадлежности къ церкви и многія селенія теперь, не обращаясь къ священникамъ, имѣютъ своихъ начетчиковъ изъ крестьянъ. Начетчики же, или какъ ихъ называютъ, раскольническіе попы, исправляютъ всѣ духовныя требы старообрядцевъ: крестятъ, вѣнчаютъ и отпѣваютъ, но все это скрытно, въ ночное время. Ведя всегда трезвую жизнь, своимъ примѣромъ и толковымъ разъясненіемъ богослужебныхъ книгъ, неисправленныхъ патріархомъ Никономъ, а въ особенности своей всегдашней доступностью, начетчики съ каждымъ годомъ нее болѣе и болѣе возвращаютъ къ своему старинному вѣрованію бывшихъ присоединенными къ церкви, тогда какъ мѣстное духовенство, стараясь удержать паству силою, при всевозможныхъ обираніяхъ, все болѣе и болѣе ихъ отталкиваетъ. Все это даетъ полное основаніе допускать, что тайное моленіе старообрядцевъ не можетъ служить сокращеніемъ раскола, а равно и открытое не послужить соблазномъ для твердо вѣрящихъ въ православіе. Примѣры доказываютъ ясно, что поколѣніе, изъ рода въродъ принадлежащее къ православной церкви, въ расколъ не совращается; скорѣе же всего изъ числа старообрядцевъ люди, потерявшіе всякое понятіе о честности, становятся ренегатами, но этихъ выродковъ, становящихся православными, можно причислить лишь къ числу потерявшихъ всякую религію. Борьба съ расколомъ можетъ быть допущена лишь на почвѣ легальной. Искоренять расколъ могли бы священники кроткимъ еловомъ и разумной проповѣдью, но, къ сожалѣнію, такихъ способныхъ на это пастырей нѣтъ (фактъ этотъ признанъ нынѣ и администраціей, см. No 25 "Том. Губ. Вѣд.", корреспонденція изъ Бійска; на самомъ же дѣлѣ взято изъ отчета исправника). Открытіе же старообрядческихъ часовенъ, напротивъ, дастъ хотя наглядное понятіе молодому, болѣе мыслящему старообрядческому поколѣнію о томъ, гдѣ именно болѣе правильности Въ служеніи Богу: дастъ толчокъ къ размышленію о томъ, не ошибаются ли старики, считая противнымъ правиламъ ев. Апостоловъ исправленіе богослужебныхъ книгъ патріархомъ Никономъ. Вредъ открытія часовенъ и предоставленіе возможности старообрядцамъ возносить молитвы Богу, ея, вали кто-нибудь въ наше время можетъ допустить. Во всякомъ случаѣ можно надѣяться, что духовныя потребности этого честнаго и лучшаго населенія въ Алтаѣ будутъ, послѣ многихъ лѣтъ, уважены.
   Въ послѣднее время въ округѣ, населенномъ большею частью старообрядцами, начало проявляться желаніе ходатайствовать объ открытіи запечатанныхъ старообрядческихъ молитвенныхъ домовъ. Одно ходатайство поступило уже къ г. министру внутреннихъ дѣлъ, но судьба этого ходатайства остается до сихъ поръ неизвѣстной. Неизвѣстно, какое мнѣніе дастъ мѣстная администрація, а судьба нашихъ старообрядцевъ заслуживаетъ вниманія.

Сибирякъ.

"Восточное Обозрѣніе", No 32, 1882

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru