Зеленыя нивы, зеленые сады, зеленый молодой камышъ, окаймляющій берегъ Днѣпра. Твердая, хорошо утоптанная послѣ недавняго дождя степная дорога, бодрая тройка, искусно "спускающая" экипажъ подъ гору и, точно спугнутая или убѣгающая отъ погони, изо всѣхъ ногъ влекущая его на гору. Старый нашъ кучеръ Ефимъ, сидящій въ передкѣ и безбожно обкуривающій меня дымомъ махорки, старый трескучій "дилижанъ" нѣмецкой работы, и я, въ качествѣ барина, въ "люлькѣ", на высокой подушкѣ изъ свѣжаго сѣна. Я ѣду домой.
Стоитъ конецъ мая. Солнце не палитъ, а только грѣетъ, потому что уже шестой часъ вечера, и отъ Днѣпра несется струя влажной свѣжести.
Все мнѣ знакомо: каждый поворотъ дороги, каждый оврагъ, канавка, деревцо и вонъ тотъ, возвышающійся на холмѣ, старый "маякъ", т. е. развалины когда-то, во время Крымской войны, построеннаго маяка, и этотъ придорожный крестъ, поставленный благочестивыми путниками, и разбросанные повсюду хуторки, и смѣшная вѣтряная мельница съ глинянымъ основаніемъ и закругленнымъ досчатымъ верхомъ.
Гляжу на предвечернее небо, и мнѣ кажется, что и эти бѣлыя съ синеватой жилкой облака на'западѣ тоже мнѣ знакомы, какъ будто застыли въ тѣхъ самыхъ формахъ, которыя приняли четыре года тому назадъ.
Четыре года! Да, они прошли. Четыре года я не былъ здѣсь, и все, что попадается мнѣ на глаза, все, что захватываетъ мой взоръ вдаль и въ ширь, осталось такимъ, какъ было, даже у Ефима не прибавилось въ бородѣ сѣдинъ, и свитка его осталась та же и съ той же дырой подъ правымъ рукавомъ.
Вѣроятно, и дома мало перемѣнъ. Отецъ по-прежнему съ утра до ночи въ хлопотахъ по чужому дѣлу и по-прежнему онъ ворчитъ, говоритъ грубымъ, рѣзкимъ голосомъ, все сдабривая словами, которыхъ мнѣ нельзя слушать и которыхъ я тогда не понималъ, а теперь -- о, теперь я понимаю много, слишкомъ много. Мать по-прежнему тиха, спокойна, величественна, безконечно нѣжна и добра. Маринка, Маринка... но ее я не могу себѣ представить. Что сдѣлали съ ней четыре года? Можетъ быть, она уже смотритъ взрослой дѣвушкой? Нѣтъ, ей тогда было 9 лѣтъ, значитъ -- теперь только 13.
Маринка... какъ мало я думалъ о ней эти четыре гола, особенно послѣдніе. А теперь вотъ при мысли о ней сердце застучало.
Да, если кто измѣнился, такъ это мы съ нею. Навѣрно, ее я не узнаю. Но кто узнаетъ меня? Кто согласится признать, что этотъ долговязый четырнадцатилѣтній подростокъ, такой важный, съ такимъ самоувѣреннымъ видомъ носящій гимназическое пальто и кэпи -- тотъ самый Владя, котораго отецъ увезъ отсюда четыре года тому назадъ -- маленькій, глупый, наивный, всему вѣрившій, ничего непонимавшій въ самыхъ простыхъ вещахъ.
Но странно, что, представляя себѣ предстоящее свиданіе, я думаю не объ отцѣ и даже не о матери, которую всегда неизмѣнно обожалъ, а о Маринкѣ. Мнѣ хочется нарисовать себѣ ее -- теперешнюю, мнѣ хочется угадать ее. Но, боясь сдѣлать ошибку, я прибѣгаю къ помощи Ефима. Я спрашиваю его:
-- Ефимъ! А Маринка выросла?
-- Само собой... только не такъ, чтобы ужъ очень; она не крупной природы...
-- Ну, а какая она? Разскажи.
-- А какая-жъ?-- спрашиваетъ Ефимъ и при этихъ словахъ сплевываетъ на сторону какимъ-то особеннымъ способомъ сквозь зубы, а сейчасъ же вслѣдъ за этимъ затягивается махоркой и я на мгновеніе попадаю въ струю ѣдкаго дыма.-- Извѣстно... какъ всѣ..
-- Ну, толстая или тоненькая?
-- Маринка? Да гдѣ же ей толстой быть? развѣ она можетъ? У ей природа тощая. Прямо соломенка какая-то. Отъ вѣтра гнется, какъ лоза.
-- А красивая она?
-- Гдѣ ужъ тамъ съ этакой сухотой красивой быть? кожа да кости, просто духъ какой-то, ей-ей... Можетъ, когда выростетъ, пожирнѣетъ... ну, тогда и красивой сдѣлается.
Я удовольствовался этимъ объясненіемъ. Теперь мнѣ казалось, что я безошибочно представляю себѣ Маринку. Я вывожу ее изъ той прежней миніатюрной дѣвочки, какою я ее оставилъ, удлинняю ростъ, руки, ноги... Но я вижу ея глаза... Боже, какіе они большіе и какъ вдругъ они потянули меня къ себѣ! Какъ непростительно я виноватъ передъ нею и передъ этими глазами. Вѣдь въ нихъ мое настоящее дѣтство.
Да, можетъ быть, я въ этихъ глазахъ еще найду запечатлѣннымъ образъ мальчика, у котораго была такая чистая душа, безъ малѣйшаго пятнышка, того мальчика, котораго уже больше нѣтъ...
А ѣхать еще осталось полъ-дороги. И, Богъ знаетъ, почему, вдругъ мнѣ захотѣлось мысленно пройти и какъ-будто вновь пережить эти четыре года, такіе важные въ моей жизни, какими, вѣроятно, не будутъ другіе годы. Колеса "дилижана" гулко катятся по твердой землѣ, тройка неспѣшной рысью тащитъ экипажъ, часто пріостанавливаясь и идя шагомъ. Ефимъ бережетъ хозяйскихъ лошадей, онъ любитъ давать имъ отдыхъ.
А мысли мои уже не принадлежатъ мнѣ, я больше не владѣю ими. Не вижу я ни Днѣпра, по берегу котораго мы ѣдемъ, ни бѣлыхъ облаковъ на западной части неба, ни даже Ефимовой свитки, которая все время торчитъ передъ моимъ носомъ. Я вижу нѣчто другое, нѣчто далекое по времени, но такое близкое и дорогое, что мнѣ чуть не хочется плакать, потому что оно уже на вѣчныя времена потонуло въ безднѣ прошлаго и никогда не вернется.
Что сдѣлали со мной эти четыре года? Когда отецъ въ тѣ времена увозилъ меня въ школу, онъ говорилъ: "Тамъ тебя сдѣлаютъ человѣкомъ".
Теперь мнѣ 14 лѣтъ, и я еще не сдѣлался человѣкомъ. Но я сильно пододвинулся къ нему, и, должно быть, отъ этого мнѣ вдругъ безъ всякой причины захотѣлось плакать...
Съ какой поразительной ясностью все это мнѣ представляется...
II.
Десятое августа. Чудный день. Ясное небо. Золотое солнце, прозрачный теплый воздухъ и теплая, подогрѣтая солнцемъ вода "въ ставкѣ".
Ставокъ -- это баловство богатаго водой Днѣпра. Несетъ онъ къ морю въ своемъ глубокомъ руслѣ неисчислимую массу воды и вдругъ, словно захотѣвъ облегчить свою ношу, метнетъ вправо или влѣво, разольется по многоверстной ложбинѣ, а самъ мчится дальше. А тутъ ужъ сами собой выростаютъ по берегамъ камыши и вербы, въ ставкѣ заводится разная рыба, въ камышахъ селятся дикія курочки, утки, коростели, а люди облѣпляютъ берега строеніями, и кипитъ жизнь.
Изъ всей моей долгой жизни ни одинъ день не горитъ въ моей памяти такъ ярко, какъ именно этотъ прекрасный день съ яснымъ небомъ и золотымъ солнцемъ, это 10-е августа. Когда я переживалъ его, я не зналъ, что онъ послѣдній день той жизни, которую я прожилъ, что такихъ дней больше въ моей жизни не будетъ. Но, можетъ быть, я смутно предчувствовалъ это, и потому этотъ восхитительный день былъ самымъ грустнымъ днемъ въ моей жизни.
Мнѣ было 10 лѣтъ, а Маринкѣ только 9. Маринка была моей подругой. Я не помнилъ такого времени, когда я не былъ съ нею. Мнѣ казалось, что я вмѣстѣ съ нею родился, хотя матери были у насъ разныя. И ея мать занимала въ нашемъ домѣ, хотя неопредѣленное, но все же служебное положеніе. Она была намъ родственницей, но не настолько, чтобы ее считали равной. У нея не было никакой должности, но работала она всегда упорно, какъ будто дала зарокъ.
Собственно на ней лежало все домашнее хозяйство, но, такъ какъ она была все же родственница, то ей ничего не платили, а про работу ея говорили, что она "помогаетъ по хозяйству". Я питалъ къ ней инстинктивное уваженіе, иногда переходившее въ благоговѣніе.
Съ Маринкой же у насъ было одно дѣтство. Мы дѣлили рѣшительно все -- игры, мысли, чувства. Мы обо всемъ совершенно одинаково мыслили, мы любили одни и тѣ же кушанья, лакомства, цвѣты и однихъ и тѣхъ же людей. Мы учились вмѣстѣ. Даже когда годъ тому назадъ явился изъ города учитель и началъ приготовлять меня въ 1-й классъ гимназіи, Маринка всегда присутствовала на урокахъ и тоже "приготовлялась", хотя ее не собирались никуда отдавать. Наши жизни были слиты, вѣрнѣе -- это была одна жизнь, которую вели двое.
Утромъ, какъ всегда, напившись чаю со сливками, масломъ, вкуснымъ хлѣбомъ, мы съ Маринкой, взявшись за руки, побѣжали къ ставку. Это было, какъ всегда. Солнце поднялось уже высоко, оно уже часа четыре занималось своимъ дѣломъ и успѣло нагрѣть землю и песокъ на берегу ставка, а вода въ немъ была теплая, какъ бульонъ.
Я зналъ уже свою судьбу, потому что отецъ вчера вечеромъ, когда я, собираясь идти спать, желалъ ему спокойной ночи, сказалъ мнѣ:
-- Послѣ завтра мы съ тобой отправляемся.
Я вздрогнулъ. Это свѣдѣніе почему-то потрясло меня, хотя не было для меня неожиданностью. Уже давно было рѣшено, что въ эту осень меня отдадутъ въ гимназію и для этого отвезутъ не въ нашъ скромный губернскій городъ, а гораздо дальше, въ большой городъ, гдѣ есть двѣ вещи, которыхъ я никогда въ жизни не видѣлъ: море и моя тетка. Изъ-за нея-то меня и отправляли такъ далеко.
Но послѣзавтра! Такъ мало времени, чтобы привыкнуть къ этой мысли, чтобы проститься со всѣмъ, что покидалъ -- а у меня въ родномъ гнѣздѣ было столько прекрасныхъ вещей.
Но я не возразилъ. Я зналъ, что отецъ все равно не отмѣнитъ. Во-первыхъ, онъ никогда ничего не отмѣнялъ, такой ужъ у него былъ характеръ, а во-вторыхъ -- ему такъ трудно было найти три дня, чтобы вырваться отъ дѣлъ. Онъ управлялъ огромнымъ имѣніемъ графовъ Нудовыхъ, и это было какъ разъ въ горячее время.
У меня сжалось сердце, и, когда я на сонъ грядущій цѣловалъ руку моей матери, то рука эта оказалась мокрой отъ моихъ слезъ.
-- Что дѣлать, Владя!.. Вѣдь это необходимо... Ты самъ знаешь, нельзя не учиться... Утѣшала меня мать, и, конечно, я самъ зналъ, что надо учиться, что это неизбѣжно. Но плакать все-таки хотѣлось, и сердце сжималось, и сонъ въ эту ночь былъ некрѣпкій.
Итакъ, я зналъ свою судьбу, но почему-то ничего не сказалъ о ней Маринкѣ. Я не хотѣлъ портить ей раннее утро, и отложилъ это жестокое дѣло на послѣ. Мы пришли къ берегу, свернули влѣво, гдѣ начинались тополи и вербы, и гдѣ у насъ было "свое мѣстечко".
Тутъ берегъ былъ особенно хорошъ. Мягкій желтый песокъ былъ чистъ и глубокъ. На немъ было сидѣть такъ же пріятно, какъ на пуховой подушкѣ.-- Здѣсь росла старая ива, и ея длинныя, во всѣ стороны разросшіяся, вѣтви спускались книзу, какъ бисерныя нитки, переплетенныя между собой, и давали тѣнь. Здѣсь мы проводили лѣтній день почти цѣликомъ, отрываясь только въ часы питанія и ученія. Съ утра до вечера мы болтались въ теплой водѣ, которая была неглубока, залѣзали руками подъ камни, лежавшіе на днѣ, и искусно вылавливали оттуда жившихъ тамъ бычковъ. Мы состязались въ плаваніи, въ ныряньи и все это дѣлали безъ всякихъ правилъ, научившись этому сами по себѣ, и всѣ было у насъ по своему.
Иногда мы осмѣливались и, пройдя по берегу нѣсколько дальше, гдѣ, привязанная къ вбитому въ дно столбику, стояла миніатюрная утлая лодочка, отвязывали ее, садились въ нее и плавали, гребя вмѣсто весла какой-нибудь случайно подвернувшейся палкой или отломленной отъ дерева вѣткой. Мы держались берега и тѣни, потому что были благоразумны.
Случалось намъ достигать камышеваго куста, около котораго по поверхности воды красиво разстилались плоскіе широкіе листья водяныхъ лилій. И для насъ было праздникомъ -- сорвать нѣсколько бѣлыхъ цвѣтовъ, такихъ круглыхъ и упругихъ, что они намъ казались похожими на фарфоровыя чашечки. О, да много еще всякой работы находили мы тамъ. Мы никогда не оставались безъ дѣла, всегда хлопотали, съ чѣмъ-нибудь возились, чѣмъ-нибудь были озабочены.
Мы и теперь принялись купаться. Мы сѣли на желтомъ пескѣ подъ ивой и неторопливо сняли съ себя одежду. Само собою разумѣется, что никакихъ купальныхъ костюмовъ мы не знали. Правда, это была простая случайность, что другомъ моего дѣтства оказалась дѣвочка. Если бы у Маринкиной матери была не Маринка, а сынъ и, если бы у него была такая же нѣжная и ясная душа, какъ у Маринки, я провелъ бы съ нимъ дѣтство и жилъ бы одною жизнью. Маринка была дѣвочкой, но души наши были въ томъ состояніи, въ какомъ находились первые люди до своего знакомства съ дьяволомъ. Наши дѣтскія тѣла не нуждались въ покрывалахъ изъ листьевъ.
Я не понималъ, почему отецъ мой, когда между нимъ и матерью разговоръ касался этого предмета, всегда ворчалъ по поводу того, что мы съ Маринкой купаемся вмѣстѣ. Онъ никогда не объяснялъ своего неудовольствія и говорилъ объ этомъ короткими, отрывистыми фразами.
-- Помилуй, онъ не младенецъ... ему уже 10 лѣтъ... Мало ли что... Пора это прекратить...
Мать только улыбалась той своей удивительной улыбкой, которая, какъ я былъ увѣренъ, изъ всѣхъ женщинъ на свѣтѣ была только у нея. Улыбка эта говорила: "Полно, ты не знаешь нашего мальчика... Только я его знаю".
И это была правда. Она знала во мнѣ себя. Теперь, когда я вспоминаю обо всемъ этомъ, ея уже нѣтъ на свѣтѣ. Но когда я думаю о ней, и передо мной встаетъ ея образъ, на эти минуты я весь перерождаюсь... "Какъ таетъ воскъ отъ лица огня", такъ исчезаетъ изъ моей души вся грязь, натасканная туда жизнью, и она дѣлается чистой, какъ тогда, въ тѣ дни, когда ея удивительная улыбка, вмѣстѣ съ южнымъ солнцемъ, согрѣвала мою душу.
Моя мать -- это было кроткое, нѣжное и чистое существо. Она была полной противоположностью отцу, который вѣчно возился съ рабочими на поляхъ и во всей огромной графской экономіи, торговался съ пріѣзжими маклаками, продавая имъ хлѣбъ, овесъ, шерсть, сушёные плоды и сотни другихъ производствъ, ѣздилъ въ губернскій городъ на базаръ, гдѣ вступалъ въ сношенія съ самыми разнообразными людьми, словомъ, былъ человѣкъ кипучей жизни, которая сдѣлала его суровымъ, рѣзкимъ, грубымъ и неразборчивымъ...
Языкъ его былъ тотъ самый, которымъ говорили на дворѣ и на базарѣ; нерѣдко онъ не стѣснялся въ выраженіяхъ, употребляя слова, которыхъ я не понималъ, но которыя заставляли мою мать блѣднѣть. Онъ спохватывался и чувствовалъ себя виноватымъ.
Но несмотря на то, что на его сторонѣ былъ сильный характеръ и авторитетъ, что онъ былъ глава, и отъ него исходили всѣ распоряженія о перемѣнахъ въ нашей жизни, онъ не имѣлъ на меня нщсакого вліянія. Я только побаивался его, но весь былъ подъ обаяніемъ моей матери. Моя душа была вѣрнымъ отраженіемъ ея души.
Маринка ужасно маленькая. Я въ сравненіи съ нею гигантъ. Вотъ она сняла свое миніатюрное ситцевое платьице и кукольную рубашенку и сидитъ на пескѣ, протянувъ передъ собой свои тоненькія ножки, и я не могу удержаться отъ смѣха. Мнѣ всегда смѣшно смотрѣть на голенькую Маринку. Когда я слышалъ о безплотныхъ духахъ, они мнѣ представлялись точь-въ-точь такими, какъ Маринка. Но безплотныхъ духовъ никто не видѣлъ, а я Маринку видѣлъ, она была всегда со мною.
На худенькомъ тѣльцѣ покоится ея низко остриженная черноволосая головка. На маленькомъ личикѣ ротъ, носъ, подбородокъ не играютъ никакой роли, они добровольно смиряются передъ ея большими чудными глазами. Я безъ памяти любилъ смотрѣть въ эти глаза. Они все дѣлали: сердились, грустили, радовались, улыбались, укоряли. То, что говорила Маринка своимъ тончайшимъ голоскомъ только что родившагося утенка, было ничто въ сравненіи съ тѣмъ, что говорили мнѣ эти глаза. И такъ хорошо зналъ я ихъ языкъ, что иногда, когда она собиралась сказать что-нибудь словами, я предупреждалъ ее и отвѣчалъ на ея взглядъ.
Въ то время, какъ я входилъ въ воду, бурно, нетерпѣливо раздвигаяя ее своими руками и разсѣкая волны своимъ довольно вѣсскимъ тѣломъ, Маринка входила незамѣтно, воздушно, какъ бы сливаясь съ водой, да и въ самой водѣ она двигалась неслышно, быстро, плавно, какъ пуховинка, которую вѣтеръ гоняетъ по зеркальной поверхности озера. Она удивительно ловко дѣйствовала подъ водой руками и ногами, ныряла и послѣ нѣсколькихъ секундъ отсутствія вдругъ ея смѣшная, смуглая, черноволосая головка появлялась надъ водой, въ томъ мѣстѣ, гдѣ ея совсѣмъ не ждали. Это страшно веселило меня, по этому поводу мы громко хохотали, и потому Маринка часто продѣлывала этотъ номеръ.
Въ обычные дни мы плескались въ теплой водѣ далеко заполдень, до того самаго момента, когда за ворота нашего дома выходила голосистая горничная Олена и неподражаемо звучнымъ и высокимъ дискантомъ нѣсколько разъ подъ рядъ выкрикивала.
Въ нашемъ уголкѣ, подъ тѣнью старой ивы, голосъ Олены раздавался такъ живо, а слова отчеканивались такъ ясно, какъ будто она стояла и кричала тутъ же, за деревомъ. Тогда мы быстро выбѣгали на берегъ. Вода стекала съ нашихъ тѣлъ на песокъ. Солнечная теплота высушивала ихъ быстрѣе всякой простыни, и мы ловкими привычными движеніями скоро одѣвались въ наши несложныя одежды и, здоровые, счастливые, взявшись за руки, бѣжали домой.
Но на этотъ разъ наше купанье что-то не клеилось. Мои движенія какъ будто были чѣмъ-то связаны. Я ощущалъ какую-то неповоротливость, какъ будтъ тѣло мое сдѣлалось тяжелѣе.
Да, да, это оттого, что у меня на сердцѣ лежалъ камень. При томъ же, въ этомъ блаженномъ плесканіи въ теплой водѣ ставка время проходило незамѣтно и быстро, а я вѣдь зналъ, что это нашъ съ Маринкой послѣдній день, и мнѣ инстинктивно хотѣлось сдѣлать его какъ можно длиннѣе. И я вдругъ совершенно неожиданно для Маринки вышелъ на берегъ и сѣлъ на пескѣ.
Я видѣлъ, какъ поднялась Маринкина голова, и съ какимъ изумленіемъ посмотрѣли на меня большіе, темные глаза моей подруги.
-- Ты уже? промолвила она своимъ безпомощнымъ голоскомъ.
-- Не хочется... И мой голосъ, противъ моей воли, прозвучалъ уныло.
Маринка уже что-то почувствовала. Она ничего не сказала, но въ глазахъ у нея появилась тѣнь. Она была удивительно чутка къ моимъ интонаціямъ. Я зналъ, что она сейчасъ же подплыветъ къ берегу и выйдетъ изъ воды. Для нея купанье -- это купанье вдвоемъ, какъ и всякое другое занятіе. Какъ только она осталась одна, оно потеряло для нея всякій интересъ.
И вотъ она уже на пескѣ, сидитъ, по обыкновенію, протянувъ передъ собою свои маленькіе ножки, и по ея глазамъ я вижу, что она ждетъ отъ меня чего-то непріятнаго. Она даже почти знаетъ, что именно, и когда я сообщаю ей, въ чемъ дѣло, я открываю ей очень мало новаго.
-- Уже завтра? произноситъ она, и больше ни слова.
А глаза -- цѣлый океанъ горя. Маринка въ эти минуты была самымъ несчастнымъ существомъ.
Конечно, не мысли давили ее. Она, хоть и не была обижена природой по части ума, но этотъ умъ былъ дѣтскій, и ему не по силамъ было выразить ясными мыслями ея чувство. Но она была несчастна всѣмъ своимъ дѣтскимъ сущесвомъ. Она представляла себѣ завтра, а потомъ рядъ другихъ дней, недѣль, мѣсяцевъ, а можетъ быть, и лѣтъ, когда она будетъ безъ меня, а значитъ -- одна. И ея воображеніе рѣшительно не могло нарисовать этого, а душа не вмѣщала въ себѣ этихъ представленій.
Она вся съежилась, плечики поднялись, голова ушла въ нихъ, и она стала еще меньше. Лицо ея выражало все жалостное состояніе ея души, а глаза были полны слезъ.
Такъ мы просидѣли долго, долго, Богъ знаетъ сколько, забывъ о томъ, что оба мы раздѣты, сидимъ на пескѣ и, должно быть, представляемъ собою смѣшную пару. Молча мы переживали разлуку. Объ этомъ мы не умѣли говорить. Мы могли болтать безъ умолку о всякихъ дѣтскихъ пустякахъ, но это было нѣчто дѣйствительно глубокое, это было настоящее горе, и для этого у насъ не было словъ.
Мнѣ было больно. Сердце сжалось и ужасно, нестерпимо хотѣлось поплакать. Но все же я былъ мужчина, я удержался. И вдругъ зычный голосъ Олены:
-- Владя, Маринка, обѣдать!
Мы очнулись.-- Ой, уже! воскликнула Маринка и начала торопливо одѣваться.-- Когда же это?
Да, удивительно, какъ незамѣтно прошло время. Вотъ мы уже одѣты и идемъ домой, по обыкновенію, взявшись за руки, но не такъ быстро, какъ всегда. Мы прощаемся, мы все время прощаемся, съ той минуты, какъ я открылъ Маринкѣ горькую правду.
И потомъ весь остальной день мы почти ничего не говорили другъ другу. Какая-то грусть сковала наши души. Глаза Маринки были полны такой безысходной печали, какъ будто уже было извѣстно, что мы разстаемся навсегда.
Вечеръ, сборы. Мать неустанно возится съ уоимъ бѣльемъ, укладываетъ въ моемъ сундучкѣ тысячи мелочей. И насъ съ Маринкой ограбили, пославъ меня спать часомъ раньше, чѣмъ всегда. Завтра рано вставать, чтобы поспѣть на пароходъ, отходавигій изъ губернскаго города въ 8 часовъ утра. А городъ въ 25-ти верстахъ.
И вотъ утро. Въ 5 часовъ уже меня разбудили, наскоро напоили чаемъ. Отецъ еще отдаеіъ какія-то забытыя приказанія старшему приказчику на время своего отсутствія. Экипажъ, запряженный тройкою, стоитъ у крыльца. Я прощаюсь съ матерью, она благословляетъ меня образкомъ и, надѣвъ его мнѣ на шею, засовываетъ его подъ рубашку, на голое тѣло.
Я любилъ мою мать, но какъ-то почти не отдавался этому трогательному прощанію. Въ моемъ сердце выростало безпокойство, мало-по-малу превращавшееся въ страхъ, во что-то похожее на отчаяніе. Гдѣ же Маринка? Неужели ее не разбудили? Неужели мы не простимся?
И услышалъ, какъ позади меня чуть слышно скрипнула дверь. Я оглянулся: миніатюрное существо вошло въ комнату и стояло у порога. Ее, конечно, не будили, при спѣшныхъ сборахъ до того ли было? Но она сама проснулась вовремя, вскочила съ постели и, боясь опоздать, едва только успѣла накинуть на себя платьице. Ея маленькія ножки были босыя. Грустное личико носило всѣ примѣты недавняго сна, но большіе глаза смотрѣли на меня такъ остро, точно хотѣли высказать мнѣ много, много...
А отецъ уже торопилъ, ворчалъ, что мы опоздаемъ. Мать крестила меня, а Маринка ждала.
-- Ну, прощайтесь... сказала мать.
Я подошелъ къ Маринкѣ, и вдругъ слезы сдавили мнѣ горло и неудержимымъ потокомъ полились изъ глазъ.
-- Прощай, Мариночка...
Не знаю, успѣли ли мы поцѣловаться. У меня было темно въ глазахъ, я ничего не видалъ. Мать ли, отецъ ли, -- вывели меня изъ комнаты и усадили въ экипажъ.
Но помню, что миніатюрное существо, блѣдное съ заплаканными глазами, босыми ножками стояло уже во дворѣ у крыльца и не спускало съ меня большихъ заплаканныхъ глазъ, а потомъ, когда экипажъ двинулся и выѣхалъ за ворота, и лошади быстрой рысью понесли его по широкой дорогѣ, я долго чувствовалъ, что тамъ, позади, за воротами нашего дома, который давно уже скрылся за лѣскомъ, все еще стоитъ неподвижно босоногая блѣдная дѣвочка и мысленно провожаетъ меня въ далекій,-- о, какъ оказалось -- слишкомъ далекій путь.
Прощай, Маринка. Прощай, мое дѣтство, моя безоблачная чистота... я ее оставилъ тамъ, въ Маринкиномъ сердцѣ.
Подъ гулъ колесъ, сидя рядомъ съ отцомъ, я тихонько плакалъ, а отецъ сурово упрекалъ меня.
-- Полно ревѣть, какъ дѣвчонка; не забывай, что ты мужчина... Нельзя же вѣчно болтаться безъ дѣла, да липнуть къ маминой юбкѣ... Ѣдешь не на каторгу, а въ школу, тамъ тебя человѣкомъ сдѣлаютъ...
Мой отецъ былъ неглупъ, природа не отказала ему въ умѣ, но онъ былъ весь поглощенъ управительскими обязанностями и хозяйскими соображеніями. Ему некогда было углубляться въ сущность вещей, и всѣ житейскія истины онъ принималъ такими, какими ихъ выработала ходячая мудрость. И онъ искренно вѣрилъ, что школа сдѣлаетъ меня человѣкомъ. Но если бы онъ зналъ, какое загадочное существо чрезъ много лѣтъ преподнесетъ ему въ моемъ лицѣ эта школа -- вмѣсто человѣка, котораго онъ ждалъ, я думаю что онъ предпочелъ бы оставить меня навсегда съ Маринкой.
Губернскій городъ. Пароходъ. Восьмичасовой переѣздъ. Потомъ короткій отдыхъ въ гостинницѣ другого города. Затѣмъ -- вагонъ желѣзной дороги, цѣлая ночь, и вотъ мы въ огромномъ бойкомъ торговомъ городѣ съ большими многоэтажными домами, съ отлично вымощенными улицами, съ красивыми площадями, множествомъ жителей, суетливо снующихъ по улицамъ пѣшкомъ и въ экипажахъ.
Съ вокзала мы проѣхали прямо на квартиру моей тетки, родной сертры моего отца. А вечеромъ того же дня отецъ сѣлъ въ обратный поѣздъ и тѣмъ же путемъ помчался къ своимъ обязанностямъ.
III.
Когда я продѣлалъ все, что полагалось для того, чтобы сдѣлаться достойнымъ поступить въ І-й классъ гимназіи, облачился въ новенькій мундирчикъ, прицѣпилъ къ спинѣ ранецъ, набитый новенькими книгами, и приготовился въ первый разъ идти въ гимназію, -- мужъ моей тетки, котораго я называлъ дядей, сидѣвшій въ это время въ столовой за чаемъ, съ газетой въ рукахъ, остановилъ меня, подозвалъ къ себѣ и сказалъ.
-- Слушай, Владиміръ! Я знаю, что ты хорошій мальчикъ, а слѣдовательно и безъ того будешь хорошимъ ученикомъ, но все-таки ты никогда не долженъ забывать, что ты живешь въ домѣ твоего дяди, который не первый встрѣчный, а занимаетъ въ городѣ видное положеніе, и что всякая погрѣшность съ твоей стороны, какъ гимназиста, ляжетъ пятномъ на добромъ имени твоего дяди. Помни это.
Это было первое сколько-нибудь замѣтное обращеніе ко мнѣ дяди. Могу сказать, что оно запало мнѣ глубоко въ душу, и въ самомъ дѣлѣ, очень многія погрѣшности не были сдѣланы мною, единственно благодаря ему.
"Никогда не долженъ забывать", сказалъ мнѣ дядя, и я никогда не забывалъ, и всякій разъ, когда предстояла какая-нибудь "погрѣшность", сейчасъ же мнѣ представлялось "доброе имя" дяди, почему-то въ видѣ большого бѣлоснѣжнаго листа бумаги и на немъ -- огромный чернильный кляксъ -- пятно,-- отъ моей "погрѣшности". Я удивительно тщательно оберегалъ этотъ дядинъ бѣлый листъ бумаги.
Дядю моего звали Никодимомъ Кондратьевичемъ, а фамилія его была Максютинъ. Онъ, въ самомъ дѣлѣ, въ городѣ былъ не первый встрѣчный. Онъ былъ директоръ какой-то казенной отдѣльной части, что, судя по почтительному отношенію къ нему рѣшительно всѣхъ, кто съ нимъ встрѣчался, должно быть, было очень важно.
Происходилъ онъ изъ духовнаго званія и когда-то учился въ семинаріи и, хотя потомъ прошелъ университетскій курсъ и долгую служебную школу, тѣмъ не менѣе, сохранилъ въ своей внѣшности природную мѣшковатость и неповоротливость, а также пристрастіе къ длиннымъ періодамъ рѣчи и устарѣлымъ словамъ. Чинъ у него былъ, кажется, генеральскій, потому что его называли "превосходительствомъ". Онъ ужасно не любилъ вспоминать о своемъ семинарскомъ происхожденіи, а чтобы и другимъ оно не приходило на память, онъ держалъ въ домѣ высокій тонъ и употреблялъ въ разговорѣ французскія слова. Онъ не любилъ своего происхожденія.
У нихъ была казенная квартира въ 8 комнатъ, въ которыхъ жили они вдвоемъ, дѣтей у нихъ не было. Благодаря этому, они и взяли меня къ себѣ.
Я теперь долженъ сказать, какъ я представлялъ себѣ школу до того момента, какъ поступилъ въ нее. Не знаю какъ, это сложилось. Можетъ быть, тутъ имѣло вліяніе утвержденіе отца, что въ школѣ меня сдѣлаютъ человѣкомъ. Можетъ быть, мое общее знаніе, что тамъ научаютъ всему, изъ глупыхъ необразованныхъ мальчиковъ дѣлаютъ ученыхъ, образованныхъ людей. Все это казалось мнѣ настоящимъ благодѣяніемъ, и потому школа рисовалась мнѣ чѣмъ-то вродѣ рая: начальники и учителя ласковы, добры, благожелательны, умны, и только и думаютъ о томъ, какъ бы сдѣлать какое-нибудь добро ученикамъ. Директоръ (я зналъ, что главный тамъ директоръ) представлялся мнѣ величавымъ старцемъ съ длинной сѣдой бородой, съ добрыми ласковыми глазами.
Онъ окруженъ учениками, которые довѣрчиво приникаютъ къ нему, какъ къ отцу, а онъ гладитъ ихъ по головкамъ, утѣшаетъ огорченныхъ, научаетъ неразумныхъ.
Инспекторъ постоянно слѣдитъ за тѣмъ, чтобы ученики не терпѣли какихъ-либо лишеній, чтобы никто ихъ не обижалъ, и сами они не обижали другъ друга. Чуть какая бѣда случится съ ученикомъ, сейчасъ же онъ бѣжитъ къ доброму инспектору и добрый инспекторъ внимательно разбираетъ дѣло и все устраиваетъ по справедливости.
А учителя о, прежде всего мнѣ казалось, что у всѣхъ у нихъ по семи пядей во лбу, что это не люди, а просто какіе-то, ходящіе на двухъ ногахъ, умы. Знаютъ они бездну, а когда заговорятъ въ классѣ, такъ ты только лови слова, потому что каждое ихъ слово, это -- драгоцѣнное знаніе. Отъ каждаго такого слова ученикъ умнѣетъ не по днямъ, а по часамъ.
И при помощи всего этого насъ мальчишекъ сдѣлаютъ людьми, какъ обѣщалъ мнѣ отецъ. Признаюсь, я порядочно таки разсчитывалъ на это.
И вотъ я въ классѣ. Первый классъ состоялъ главнымъ образомъ, какъ это ни странно звучитъ, изъ "старичковъ", т. е. такихъ, которые были уже годъ, а то и два въ приготовительномъ классѣ. И только пятеро насъ было поступившихъ изъ дому въ этотъ классъ. А старичковъ было много -- душъ 60.
Сперва мы, новички, жались къ сторонкѣ. Мы сейчасъ же познакомились и вели въ высшей степени приличный разговоръ, спрашивая другъ друга о папахъ и мамахъ, сестрахъ и братьяхъ. Между прочимъ, я сообщилъ, что у меня нѣтъ ни брата, ни сестры, но есть Маринка. И это ихъ почему-то очень удивило. Но потомъ насъ захватило и впитало въ себя большинство. Старички втянули насъ въ свою среду и познакомившись съ нами, начали "обучать" насъ.
И тутъ, въ продолженіе какихъ-нибудь 15-ти минутъ я узналъ такія вещи, которымъ жизнь не научила меня въ теченіе всѣхъ прожитыхъ мною на свѣтѣ 10-ти лѣтъ. Это и понятно: дома, подъ крыломъ моей матери и рука объ руку съ моей Маринкой, я видѣлъ только хорошую сторону жизни... Здѣсь же почему-то всѣ наперерывъ другъ передъ другомъ старались открыть мнѣ самые скверные ея уголки.
Потомъ я часто вспоминалъ этотъ день и въ особенности эти четверть часа и думалъ о томъ, какимъ образомъ могло случиться, что эти маленькія, совсѣмъ еще зеленыя головы -- вѣдь, всѣ были 10-ти лѣтъ, только двумъ, оставшимся на другой годъ, было больше,-- были напичканы отборными гадостями? И впечатлѣніе было такое, какъ будто это было не случайно, а кто-то заботился объ этомъ, старательно отбиралъ, что было погаже.
Правда, это былъ складъ ничѣмъ между собою не связанныхъ вещей, сорная куча, куда были свалены всевозможные отбросы. И каждый старался переложить въ мою голову, какъ можно больше этого сора, какъ будто былъ кровно заинтересованъ въ томъ, чтобы какъ можно больше загрязнить мою душу.
Я узналъ, что директоръ старый дуракъ, и потому надуть его легче, чѣмъ 5-ти лѣтняго ребенка. При этомъ мнѣ было приведено нѣсколько яркихъ примѣровъ, какъ гимназисты продѣлывали крайне недозволенныя вещи, передъ самымъ его носомъ, а онъ не понималъ.
Я узналъ тутъ же, что инспекторъ -- рыжая и злая собака, что жена его гораздо моложе его и красива, что она терпѣть его не можетъ и обманываетъ его.
Она живетъ съ учителемъ исторіи Кудеяровымъ, и маленькая дѣвочка, которая у нея родилась въ прошломъ году, совсѣмъ не отъ инспектора, а именно отъ Кудеярова и на него похожа.
Это было сообщено мнѣ необыкновенно значительнымъ тономъ, какъ исключительно важная и притомъ глубоко-секретная вещь. Я же ничего изъ этого не понялъ. Этихъ представленій въ моей головѣ тогда не существовало, и я откровенно сознался въ этомъ. Я спросилъ:
-- Какъ же она живетъ у учителя исторіи, а приходится женой инспектору?
Въ этомъ вопросѣ увидѣли цѣлую бездну глупости и крайней неосвѣдомленности.
-- Какой ты глупый!-- Да она и не думаетъ жить у Кудеярова. Она живетъ въ казенной квартирѣ, вонъ тамъ во флигелѣ,-- это квартира инспектора; а дѣвочка похожа на учителя исторіи... Ха, ха, понялъ?
-- Почему же она на него похожа?
-- Да вотъ потому... Нѣтъ, ты совсѣмъ глупый... Да ты знаешь, отчего родятся дѣти?
-- Меня принесъ моей мамѣ аистъ -- такая большая птица у насъ на крышѣ живетъ.
-- Фью... Фью!.. да онъ вонь какія сказки повторяетъ. Господа, онъ еще не знаетъ, отчего родятся дѣти. Насчетъ аиста -- это, братъ, враки. А дѣти родятся оттого, что папа и мама спятъ на одной кровати.
Это сообщеніе ни однимъ своимъ концомъ не коснулось моей души. Я не понималъ его. Я совершенно не былъ подготовленъ къ воспріятію его. Но оно вошло только въ мою голову и заняло тамъ важное мѣсто. Ознакомленіе съ дурной стороной жизни продолжалось, но мой умъ, и тогда уже начинавшій страдать пытливостью, былъ занятъ исключительно мыслью о столь странной причинѣ рожденія дѣтей.
Я узналъ, что учитель ариѳметики часто опаздываетъ на урокъ, потому что у него какая-то болѣзнь въ желудкѣ, и онъ по получасу просиживаетъ въ неприличномъ мѣстѣ. Я узналъ также, что около надзирателя Ванюшкина, когда онъ говоритъ, всегда бываетъ дурной запахъ, вслѣдствіе чего его называютъ не Ванюшкинымъ, а Вонючкинымъ.
Не говорю уже о томъ, что мой лексиконъ разомъ обогатился множествомъ новыхъ словъ. Это были доселѣ неизвѣстныя мнѣ названія нѣкоторыхъ частей человѣческаго тѣла, которыя я называлъ совершенно иначе и, когда я называлъ ихъ по своему, весь классъ начиналъ хохотать надо мной, и я рѣшительно долженъ былъ измѣнить свой языкъ.
Наконецъ, было мнѣ сообщено и одно вполнѣ положительное свѣдѣніе, именно, что самый хорошій человѣкъ во всей гимназіи, это -- воспитатель Чупренко, что онъ любитъ выпить и въ сущности почти никогда не бываетъ трезвъ и что онъ гимназистамъ все "спускаетъ".
Все это я принялъ къ свѣдѣнію, но мысль о рожденіи дѣтей ничему не давала привиться къ моей головѣ. Я вспоминалъ мою мать, которая съ такими открытыми и правдивыми глазами, такъ занимательно и подробно разсказывала мнѣ исторію о томъ, какъ большой бѣлый, съ чернымъ хвостомъ, аистъ, однажды, когда она сидѣла въ нашемъ палисадникѣ, спустился съ высоты, на землю и положилъ подъ кустомъ, неподалеку отъ нея, маленькаго мальчика. Разсказывала она, какъ этотъ мальчикъ безпомощно плакалъ и размахивалъ рученками, какъ ей сдѣлалось жалко, и она взяла его къ себѣ, назвала Владей, и изъ всего этого получился я.
Приблизительно то же самое было извѣстно и появленіи на свѣтъ Маринки, съ той лишь разницей, что ее принесъ не аистъ, а журавль. Да не было для насъ тайной и то, что вообще всѣ дѣти происходятъ на свѣтъ такимъ же точно образомъ.
И вдругъ все это объявляется "сказкой", т. е. значитъ моя мать налгала, а я вѣдь считалъ ее самымъ справедливымъ человѣкомъ изъ всѣхъ людей на землѣ. Вотъ почему эта мысль такъ крѣпко засѣла въ моей головѣ и ужасно безпокоила меня.
У насъ были уроки, не помню какіе, но знаю, что учитель ариѳметики, тотъ самый, который страдалъ желудкомъ, былъ боленъ и не пришелъ. Классъ былъ очень доволенъ и собирался въ веселой болтовнѣ провести часъ, какъ вдругъ пришелъ директоръ. Оказалось, что онъ часто являлся въ тѣхъ случаяхъ, когда учитель бывалъ боленъ. Это вытекало изъ его коренного убѣжденія, что самое вредное для дѣтскихъ умовъ, это -- бездѣлье, и онъ старался, чтобы ученики всегда были чѣмъ-нибудь заняты. Самъ онъ преподавалъ греческій языкъ, но въ первомъ классѣ этого предмета еще не было, въ ариѳметикѣ же онъ ничего ни смыслилъ, поэтому онъ употреблялъ время на поучительные разговоры.
На этотъ разъ онъ воспользовался тѣмъ обстоятельствомъ, что въ классѣ было нѣсколько новичковъ, которымъ надо было дать руководящія правила. И онъ ихъ давалъ.
Я слушалъ очень внимательно; несмотря на полученныя мною въ этотъ день свѣдѣнія, въ моей душѣ было еще крѣпко представленіе о директорѣ, какъ о добромъ отцѣ, который будетъ стараться сдѣлать изъ меня человѣка. И все то, что онъ говорилъ, нисколько не противорѣчило моему представленію. Все время я слышалъ о честности, о приличіи, о добрѣ, о довѣріи и вообще о такихъ вещахъ, которыя я считалъ хорошими.
И говорилъ онъ очень гладко, просто, мягко, такъ что пріятно было его слушать. Не понималъ я, почему товарищи такъ категорически объявили мнѣ, что онъ глупъ. Съ одной стороны то, не подлежавшія сомнѣнію, истины, которыя онъ намъ преподавалъ, моему дѣтскому уму казались недосягаемо мудрыми, съ другой же стороны я тогда еще не зналъ, что всѣ эти изрѣченія о хорошемъ поведеніи, объ откровенности съ начальствомъ, о преимуществахъ усердія въ наукахъ передъ лѣностью, давнымъ давно были сочинены и не имъ, а другими, а онъ только пережевывалъ старую жвачку. Я былъ увѣренъ, что это онъ все самъ выдумалъ.
Наружность его не соотвѣтствовала моему представленію. Никакой длинной, сѣдой бороды у него не оказалось, а величіе, которое, несомнѣнно, было ему свойственно, проистекало не отъ природнаго склада, а отъ усиленно приподнятыхъ плечъ, постояннаго держанія головы нѣсколько кверху и нарочитаго оттопыриванія губъ.
Онъ былъ коротенькій и толстенькій, лицо у него было пухлое, все начисто выбритое, глазки маленькіе, утопавшіе въ жировыхъ подушкахъ, брови бѣлесоватыя и потому мало замѣтныя. Либъ былъ узкій и дугообразно-выпуклый, волосы же были только на вискахъ и на затылкѣ, остальная площадь головы была блестяща, какъ слоновая кость.
На немъ былъ мундирный фракъ съ металлическими пуговицами и сильно расходившимися фалдами, изъ которыхъ замѣтно выползалъ его кругленькій, аккуратненькій животикъ, а на бѣлоснѣжной манишкѣ, подъ самымъ галстукомъ, на красной ленточкѣ висѣлъ орденъ.
Тѣмъ не менѣе, слушая его рѣчи, я примирился съ его наружностью и рѣшилъ, что онъ, согласно моему представленію, геніаленъ и добръ, и только ждалъ, когда же онъ начнетъ гладить насъ по головкѣ.
Но произошло нѣчто совсѣмъ другое. Произошла исторія, которая нежданно-негаданно сразу дала направленіе моимъ гимназическимъ чувствамъ и мыслямъ. Пустяшная съ виду исторія, но на формировку моей души она имѣла вліяніе наисильнѣйшее, чѣмъ все, что когда-либо за все время моего ученья случилось со мною... Сперва она скомкала и перепутала всѣ мои понятія, а потомъ открыла мнѣ глаза.
Часъ приближался къ концу. Директоръ говорилъ о довѣріи, онъ увѣрялъ насъ, что никто не можетъ такъ хорошо понять наши недоумѣнія, какъ поставленное надъ нами гимназическое начальство вообще, а въ частности онъ, какъ Богомъ данный намъ второй отецъ. И потому мы, всякій разъ, когда у насъ въ головахъ возникнутъ какіе-нибудь вопросы, которыхъ мы сами разрѣшить не въ состояніи, должны прямо и открыто обращаться къ нему, въ полной увѣренности, что онъ отечески наставитъ насъ.
А у меня въ это время въ головѣ неотвязно стояла мысль о такъ взбудоражившемъ меня новомъ свѣдѣніи насчетъ появленія на свѣтъ дѣтей. Я все-таки никакъ не могъ переварить мысль, что моя мать обманывала меня.
И когда директоръ высказалъ свое приглашеніе со всѣми затруднительными вопросами обращаться къ нему, я уже зналъ, что мнѣ слѣдуетъ дѣлать. А онъ еще болѣе открылъ мнѣ путь, прибавивъ:
-- Можетъ быть, и теперь уже кому-нибудь изъ васъ хочется о чемъ-нибудь спросить меня?
Я поднялся.
-- Ты хочешь?
-- Да, господинъ... директоръ... я... я хотѣлъ бы...
-- Прекрасно! Спрашивай! Сказалъ директоръ и въ высшей степени одобрительно кивнулъ мнѣ головой, какъ бы говоря: вотъ вамъ достойный примѣръ довѣрія.
-- Вотъ я, господинъ... директоръ... я думалъ, что это...
-- Ну, ну, не стѣсняйся, говори просто... Я пойму, я все пойму. Нѣтъ такой вещи, которой мнѣ нельзя было бы сказать... Отечески поощрялъ меня директоръ, и я дѣйствительно сталъ говорить смѣлѣе и вразумительнѣе.
-- Я думалъ, что дѣтей приносить аистъ... Это большая птица съ длиннымъ клювомъ... А вотъ... говорятъ... говорятъ, что это неправда.
-- Н-да... вотъ что. Сказалъ директоръ какимъ-то нутрянымъ голосомъ, и въ его маленькихъ глазкахъ блеснула встревоженность.-- Ну, ну.. такъ что же именно?
-- А будто это оттого, что папа и мама на одной кровати спятъ.
-- Что такое?
Но это "что такое" было такого рода, что я сразу понялъ всю свою преступность, и у меня передъ глазами завертѣлись зеленые кружки. Мой директоръ вдругъ покраснѣлъ, какъ вареный ракъ, и вскочилъ съ мѣста. Глаза его на минуту выглянули изъ-за жировыхъ подушекъ и были прямо страшны. Онъ стучалъ кулакомъ по столу.
-- Скверный... Испорченный мальчуганъ... Молокососъ и уже такія вещи... Какъ ты смѣлъ? Какъ ты смѣлъ? На три часа останешься послѣ уроковъ. Сейчасъ ступай ко мнѣ въ директорскую... Молчать, негодяи!
Это уже относилось къ моимъ товарищамъ, которые послѣ моихъ словъ, всѣ, какъ одинъ, спрятали головы чуть не подъ парты и закрыли себѣ ладонями рты, но въ концѣ концовъ не выдержали, и весь классъ громко хихикалъ.
Директоръ, исполненный гнѣва, негодованія и брезгливости, убѣжалъ изъ класса... Я обернулся. Мои товарищи держались за животы отъ хохота, но я былъ очень серьезенъ. Я не понималъ, что я сдѣлалъ смѣшного.
-- Вотъ такъ хватилъ!.. Вотъ это называется "откровенность", "довѣріе"... Ха, ха! Со всѣхъ сторонъ раздавались замѣчанія, и въ классѣ царила необыкновенная веселость.
Прибѣжалъ надзиратель Ванюшкинъ, взволнованный, растерянный и, схвативъ меня за руку, повелъ черезъ длинный коридоръ.
-- Что ты тамъ такое надѣлалъ? Спрашивалъ онъ, и я въ это время могъ убѣдиться, что ученики не даромъ такъ непріятно передѣлали его фамилію. Онъ дѣйствительно обладалъ большимъ недостаткомъ.
-- Чѣмъ ты разсердилъ директора? Онъ внѣ себя...
Но я этого-то и не зналъ,-- чѣмъ я разсердилъ директора. Меня за руку провели черезъ учительскую, гдѣ усиленно курили и громко разговаривали учителя, всѣ одѣтые въ форменные фраки, и ввели въ директорскій кабинетъ.
Директоръ уже сидѣлъ за письменнымъ столомъ и курилъ папиросу. Его гнѣвъ, очевидно, былъ недолговѣченъ. Но когда я вошелъ, онъ строго нахмурилъ свои бѣлесоватыя брови, и его узкій, выпуклый лобъ весь превратился въ одну складку.
-- Подойди сюда! строго и презрительно сказалъ мнѣ директоръ, такъ какъ я скромно стоялъ у двери.
Я приблизился. И вотъ тутъ началось безобразное по глупости, безчеловѣчное по невнимательности, безтактное внѣдреніе въ мою душу понятій, которыя до сихъ поръ были чужды ей.
-- Скажи пожалуйста, ты понимаешь, что говоришь? Спросилъ меня директоръ.
-- Я понимаю! Отвѣтилъ я.
-- По-ни-ма-ешь? съ изумленіемъ, близкимъ къ ужасу, воскликнулъ директоръ:-- А сколько тебѣ лѣтъ?
-- 10 лѣтъ.
-- И ты уже это понимаешь? Жалкій мальчикъ! Вы знаете, Герасимъ Антоновичъ, что онъ сказалъ? Онъ сказалъ, вообразите... Что дѣти рождаются оттого, что папа и мама... какъ это... да, да, папа и мама спятъ на одной кровати...
-- Неужели? Промолвилъ инспекторъ, и его рыжіе щетинистые усы зашевелились, а подъ ними заиграла престранная усмѣшка.
-- Вообразите, при всемъ классѣ! и такъ при этомъ прямо смотритъ. Глазомъ не мигнетъ. Но ты понимаешь по крайней мѣрѣ, что это же мерзость?
-- Нѣтъ... я не... понимаю! Запинаясь отвѣтилъ я, такъ какъ мнѣ уже становилось сильно не по себѣ.
-- Это поразительно. Но ты долженъ знать, несчастный, что это мерзость... Понимаешь?.. Мерзость, гадость, неприличіе, непристойность, и что подобныхъ вещей не долженъ говорить порядочный мальчикъ. Онъ не долженъ ничего знать о нихъ... Понимаешь? Если ты знаешь ихъ, то ты долженъ забыть... Сейчасъ же забыть! Понялъ? Замѣтилъ?
Я чувствовалъ, что мое лицо блѣднѣетъ, а ноги дрожатъ. Въ глубинѣ, несознаваемое, было ощущеніе, что надо мной дѣлаютъ что-то отвратительное. Я ничего не отвѣтилъ на вопросы.
Инспекторъ молчалъ, а директоръ все говорилъ. Онъ говорилъ о преждевренной испорченности нынѣшнихъ дѣтей, о томъ, что гимназію напрасно обвиняютъ въ порчѣ.
-- Они поступаютъ къ намъ уже испорченными до мозга костей. Вотъ вамъ примѣръ: этотъ мальчикъ, онъ новичекъ. Онъ прямо изъ семьи и ужъ готовъ. Онъ уже отравленъ. Ты будешь сегодня 3 часа сидѣть послѣ уроковъ, и это на первый разъ; но остерегайся, второй разъ будетъ плохо. Какъ твоя фамилія?
Я сказалъ.
-- У кого ты живешь?
-- У дяди.
-- Кто такой твой дядя?
-- Мой дядя -- Максютинъ...
-- Какъ? Никодимъ Копдратьевичъ Максютинъ твой дядя? Такъ ты у него?
-- Да, я живу у дяди.
-- Гм... Э-э... Я не зналъ... Никодимъ Кондратьевичъ очень почтенный, очень уважаемый человѣкъ...
И тутъ директоръ вдругъ почему-то смягчился. Тонъ его сдѣлался менѣе суровъ. Должно быть, дядя мой дѣйствительно былъ очень уважаемый, а главное, какъ я теперь понимаю, очень вліятельный человѣкъ.
-- Да, Никодимъ Кондратьевичъ чрезвычайно почтенная личность... Жаль, жаль, что у него такой племянникъ... Очень жаль... Ступай! Послѣ урока два часа посидишь... Ну, хорошо, для перваго случая довольно будетъ часъ... Какъ жаль... какъ жаль! Ступай!
Я ушелъ. Классъ не вѣрилъ въ мою наивность, всѣ были убѣждены, что я сдѣлалъ это для "штуки", и находили, что я необыкновенно смѣлъ и вообще молодецъ. Меня одобрили въ первый же день, и это было важно для дальнѣйшей товарищеской карьеры.
Послѣ уроковъ я остался одинъ въ классѣ въ видѣ наказанія. Мнѣ трудно теперь припомнить, что я тогда думалъ, сидя одинъ въ пустомъ классѣ съ какой-то поучительной книжкой, которой я не читалъ. Но помню, что мозгъ мой напряженно работалъ въ одномъ и томъ же направленіи: какъ же, въ концѣ концовъ, родятся на свѣтъ дѣти?
Клянусь, что еслибъ директоръ, когда я обратился къ нему съ этимъ вопросомъ, просто отвѣтилъ мнѣ -- рѣшительно все равно что -- ну, что ихъ приносятъ большія птицы или даже подтвердилъ, что для этого необходимо, чтобъ "мама и папа" спали на одной кровати, я ему повѣрилъ бы, и моя пытливость на долгое время была бы успокоена. Въ послѣднемъ случаѣ я, можетъ быть, скорбѣлъ бы, по поводу того, что мать сказала мнѣ неправду, но любовь моя къ ней, вѣроятно, нашла бы ей оправданіе.
Но теперь -- нѣтъ, теперь это сдѣлалось для меня мучительнымъ вопросомъ. Своимъ страннымъ гнѣвомъ директоръ всадилъ этотъ вопросъ въ самую глубину моего мозга, но этого мало, онъ еще сверху приколотилъ его острыми гвоздями: "мерзость, гадость, неприличіе, непристойность". Теперь ужъ я зналъ, что буду доискиваться и не успокоюсь, пока не узнаю всей правды.
Въ мою душу бросили ядовитый намекъ. Какъ ни наивно было участіе аиста въ моемъ появленіи на свѣтъ, но это объясненіе пока совершенно удовлетворяло меня. И вдругъ я узнаю, что своимъ рожденіемъ я обязанъ какой-то "мерзости, гадости, неприличію и непристойности", и узнаю это отъ господина директора...
Разумѣется, придя домой позже, чѣмъ слѣдуетъ, на вопросъ дяди я не сказалъ правды, а что-то солгалъ. Ужъ я теперь зналъ, что бываютъ случаи въ жизни, когда лгать совершенно необходимо.
Таковъ былъ мой первый урокъ въ гимназіи.
IV.
Я остановился на этомъ днѣ, потому что онъ былъ первымъ кускомъ глины, при помощи которой мои наставники и попечители лѣпили изъ меня человѣка. Вообще же эти четыре года, въ особенности первые три, проходили для меня малосознательно.
Моя воспріимчивая душа жадно впитывала въ себя все, что подкладывали ей, и я постепенно и незамѣтно видоизмѣнялся, но самъ я этого не замѣчалъ. Знаю только, что къ концу года я уже ничѣмъ не отличался отъ школьниковъ -- моихъ товарищей. Уже не было такихъ словъ, которыхъ я не зналъ бы и не понималъ бы ихъ значенія, не было и такихъ тайныхъ дѣйствій, относительно которыхъ я обнаруживалъ бы наивность. Идиллическіе аисты и журавли были совершенно исключены изъ моего міросозерцанія. Теоретически я зналъ все.
Дядя мой, когда директоръ гдѣ-то при встрѣчѣ сообщилъ ему о моей испорченности и, конечно, разсказалъ все, какъ было, призвалъ меня въ кабинетъ, таинственно притворилъ двери и долго, очень долго читалъ мнѣ лекцію о томъ, до какой степени ужасно было мое поведеніе, и выяснялъ всю глубину моей испорченности. Потомъ они по этому же поводу шептались съ моей тетей.
Я не могу сказать, чтобы тотъ или другой изъ моихъ наставниковъ имѣлъ на меня опредѣленное вліяніе. Ученикъ перваго класса -- я былъ слишкомъ ничтожной величиной, чтобы они обратили на меня вниманіе, и потому, я ихъ видѣлъ всѣхъ почти каждый день, но не зналъ. Я узналъ ихъ гораздо позже, но за то хорошо узналъ. Теперь же, пока, для меня были ясны только директоръ и инспекторъ, съ которыми я близко соприкасался.
Директоръ въ сущности былъ не злой человѣкъ, но дѣйствительно не обладалъ умомъ и рѣшительно во всемъ дѣйствовалъ такъ же глупо, какъ и въ моей исторіи съ рожденіемъ дѣтей.
Инспекторъ же былъ просто раздражительный, злой человѣкъ, который дѣлалъ зло безъ всякой системы и безъ всякаго плана. По наружности онъ былъ очень непріятенъ, и его красивая жена измѣняла ему не только съ учителемъ исторіи Кудеяровымъ, но чуть-ли не съ каждымъ, кто хотѣлъ. Онъ же имѣлъ слабость быть въ нее влюбленнымъ. И для этой его личной драмы не было другого исхода, какъ только въ его обращеніи съ учениками.
Обманутый наканунѣ вечеромъ и открывшій обманъ утромъ, онъ являлся въ классы зеленый отъ злости и, какъ разъяренный тигръ, охотился на беззащитныхъ учениковъ. Двойки, карцеръ, привлеченіе къ директору для внушенія, строгія письма къ родителямъ, угрозы исключеніемъ, все это было у него явленіемъ обычнымъ. Ко всему этому приглядѣлись и привыкли.
Наукъ я никакихъ не помню. Все, что я знаю теперь, я узналъ послѣ и изъ другихъ источниковъ. У меня была пре красная память, и я выучивалъ уроки и даже сдавалъ какіе-то экзамены. Съ перваго дня до послѣдняго это былъ для меня не тяжелый, но непріятный трудъ. Ни одинъ предметъ не пробудилъ въ моемъ мозгу интереса къ себѣ. Не было ни одного дня, когда бы я шелъ въ гимназію охотно -- всегда мнѣ приходилось понукать себя, и я лѣниво и съ усиліемъ передвигалъ ноги; я шелъ выполнять скучную и непріятную обязанность. И все, что меня окружало въ гимназіи, я видѣлъ точно сквозь матовое стекло...
Мнѣ кажется, что за эти годы мой мозгъ ни капли не развился. Въ него поступило множество свѣдѣній по разнымъ предметамъ, и всѣ они лежали въ немъ, какъ въ туго набитомъ мѣшкѣ, и я не зналъ, для чего мнѣ они, и что мнѣ съ ними дѣлать. Но я всегда приносилъ домой отличныя отмѣтки, изъ чего должны были заключать, что въ гимназіи я все дѣлалъ, какъ слѣдуетъ.
Когда я припоминаю это время,.оно мнѣ представляется туманнымъ и темнымъ, и я вижу, что четыре года въ томъ возрастѣ, когда душа была довѣрчиво раскрыта для впечатлѣній всего міра, пропали для меня безслѣдно.
Совсѣмъ иначе шла жизнь моя въ предѣлахъ дядинаго дома. Въ то время, какъ въ гимназіи отъ меня требовали только сдачи уроковъ и выполненія правилъ, въ домѣ дяди мною постоянно занимались. Я не понималъ, почему моя тетя, а въ особенности дядя, такъ заботились не только о моихъ манерахъ и моемъ языкѣ, но даже о каждой мелочи въ моей наружности и въ одеждѣ. Казалось, они задались цѣлью передѣлать меня всего, отъ ногъ до головы, перемѣнить мое сложеніе, а если можно, то даже влить въ мои жилы другую кровь.
-- Мои милый мальчикъ,-- сказалъ мнѣ дядя однажды: -- ты никуда не годишься съ твоими деревенскими ухватками, тебѣ надо родиться заново!
Онъ сказалъ это полушутя, съ своей деревянной улыбкой, которая ужасно не шла къ его казенному лицу, устроенному по всей формѣ: большой лобъ, переходившій, въ безконечную лысину, толстый носъ и толстыя, всегда сомкнутыя губы, выбритый подбородокъ и выбритые усы и длинныя шелковистыя баки, составлявшія предметъ спеціальнаго ухода.
-- Въ такомъ видѣ тебя нельзя показываться въ порядочномъ обществѣ.
Въ самомъ дѣлѣ мои ухватки мальчугана, выросшаго на свободѣ, въ поляхъ, въ саду, въ ставкѣ и прибѣгавшаго домой только на минуту, чтобы наскоро перехватить какой-нибудь пищи, вѣчно рвавшаго себѣ платье среди колючихъ кустарниковъ и на сучковатыхъ деревьяхъ, на верхушку которыхъ онъ взлѣзалъ, чтобы знакомиться съ живущими тамъ птицами, вѣчно загорѣлаго отъ палящихъ лучей солнца,-- не годились въ этихъ высокихъ обширныхъ комнатахъ, уставленныхъ изящной, мягкой, красивой мебелью, устланныхъ коврами, блещущихъ зеркалами, гдѣ каждое пятно, каждая пылинка тотчасъ замѣчались, гдѣ каждая вещь имѣла свой культъ, и иногда по цѣлымъ часамъ обсуждалось, у какой стѣны лучше поставить такой-то столикъ или кресло.
Я не умѣлъ ходить по коврамъ (у насъ въ деревнѣ ихъ не было, а только у порога лежало ряденце для вытиранія ногъ), сидѣть на этихъ удивительныхъ стульяхъ и за этими странными вычурными столами. Зеркала, казалось, протестовали противъ того, чтобы я смотрѣлся въ нихъ, они не хотѣли отражать мою некультурную внѣшность.
Да и манеры у меня были отвратительныя. Въ первый же обѣдъ, когда я ѣлъ отбивную телячью котлету, я замѣтилъ, что дядя и тетя сперва переглянулись, а потомъ начали оба укоризненно качать головой. Я, конечно, смутился.
-- Ты всегда такъ держишь вилку?-- спросила меня тетя.
-- А то какъ же?
-- У васъ и другіе такъ держатъ, и папа и мама?
-- Я не знаю... я не замѣтилъ.
Оказалось, что я вилку держу въ кулакѣ, межъ тѣмъ ее какъ-то надо было пропускать между двухъ пальцевъ и поддерживать снизу большимъ пальцемъ. Мнѣ это показали, и я довольно легко воспринялъ.
А когда я кончилъ котлету и положилъ ножъ и вилку на тарелку, дядя съ тетей дружно и громко разсмѣялись.
-- Ну, этому ужъ, видно, тебя учили,-- сказала тетя.-- Ты дѣлаешь это очень искусно.
Я посмотрѣлъ на вилку и ножъ: случайно они были положены крестомъ.
-- Но, мой милый,-- продолжалъ тетину рѣчь дядя:-- такъ поступаютъ только мѣщане, когда они хотятъ, чтобы ихъ считали воспитанными людьми. Вѣдь вотъ ты сдѣлалъ изъ вилки и ножа крестъ, и я сейчасъ же вижу, что ты объ этомъ думалъ. Воспитанный же человѣкъ не долженъ показывать, что думаетъ о такихъ пустякахъ: а если у него все выходитъ изящно, такъ это потому, что изящество вошло у него въ плоть и кровь. Ты долженъ слѣдовательно класть вилку и ножъ такъ, чтобы въ ихъ положеніи видна была естественная случайность. Вотъ такъ.
Онъ положилъ на тарелку свой ножъ и вилку. Они легли рядомъ, но не параллельно, а съ легкимъ уклоненіемъ, и это въ самомъ дѣлѣ имѣло видъ "естественной случайности".
Я же продолжалъ вести себя отвратительно. Такъ какъ въ дорогѣ я схватилъ легкій гриппъ, то все время кашлялъ и иногда по направленію къ тарелкѣ. Наконецъ, я вынулъ изъ кармана носовой платокъ и принялся усердно сморкаться. Къ моему удивленію, оказалось, что кашель и насморкъ еще далеко недостаточныя причины, чтобы кашлять и сморкаться, что это никакъ нельзя дѣлать за столомъ, а подобныя вещи надлежитъ выполнять до обѣда или послѣ него.
-- Ты долженъ понимать, что это можетъ дурно повліять на аппетитъ твоего сосѣда, мой милый. Поучительно сказалъ дядя.
-- Но, дядя,-- осмѣлился я возразить,-- у меня насморкъ, мнѣ хочется высморкаться...
Дядя опять удостоилъ меня своей деревянной улыбки и замѣтилъ.
-- Мой милый, но иногда тебѣ хочется совсѣмъ другого, ты меня понимаешь... Однако же ты воздерживаешься? Не правда ли?
И этотъ доводъ убѣдилъ меня. Вообще я долженъ сказать, что дядя при своей сухости и деревянности обладалъ способностью удивительно хорошо обосновывать всѣ свои замѣчанія. Онъ дѣлалъ ихъ мнѣ каждую минуту, но всегда безъ строгости, спокойно, доброжелательно, съ прибавленіемъ "мой милый", а когда хотѣлъ быть пріятнымъ, "мой милый мальчикъ", и всегда сопровождалъ свои замѣчанія мотивами, которые мнѣ казались неопровержимыми. Поэтому я подчинялся ему и замѣчательно легко воспринималъ всѣ его многочисленныя поправки къ моей особѣ.
А онъ не спускалъ мнѣ ничего. Просто поразительны были его добросовѣстность и усердіе. Вотъ я вошелъ въ гостинную и, небрежно ступая, иду по мягкому, должно быть, дорого заплаченному ковру, и ноги мои шаркаютъ по немъ, оставляя слѣды на его ворсѣ.
-- Постой-ка, милый, останавливаетъ меня дядя:-- ты не умѣешь ходить. Видно, что ты ходилъ всегда босикомъ по песку, да по травѣ. Оглянись къ сколько ты надѣлалъ слѣдовъ!
Я оглянулся и ужаснулся своимъ слѣдамъ.
-- Ну, такъ вотъ... этотъ коверъ, мой милый, онъ англійскій и заплаченъ больше 300 рублей. Ты, конечно, не понимаешь, но я объясню тебѣ, что 300 рублей, это -- большія деньги. Порядочный чиновникъ средней руки долженъ работать 2 мѣсяца, чтобы получить ихъ въ видѣ жалованья. Такъ ты сообрази: отъ каждаго твоего шага коверъ немного портится, и если бъ ты, скажемъ, ходилъ по немъ непрерывно дня три, то непремѣнно протеръ бы на немъ дыру. А я буду ходить по немъ годъ, и ему никакого вреда не будетъ. Вотъ взгляни.
Дядя демонстрировалъ. Онъ всталъ и непринужденно прошелся по ковру. Дѣйствительно, слѣдовъ никакихъ, только смутные, да и то лишь слегка, и это несмотря на то, что онъ былъ, должно быть, раза въ четыре тяжелѣе меня.
-- Ты учись ходить, мой милый.
Я внимательно присматривался къ дядиной походкѣ и научился ходить. Походка у него была странная: онъ какъ будто бы плылъ или скользилъ по поверхности водъ. И незамѣтно -- я тоже сталъ плыть.
Въ первое время всѣ мои движенія были разрушительны для окружающихъ предметовъ. Я былъ порывистъ, горячъ, неудержимъ. Когда меня звали, я срывался съ мѣста и -- или зацѣплялъ за стулъ, столъ, этажерку, и они валились, или, не разсчитавъ движенія, самъ попадалъ на какой-нибудь предметъ, и все сотрясалось. Дядя каждый разъ при этомъ "вносилъ поправку".
-- Я совсѣмъ не требую отъ тебя такой спѣшности, мой милый, говорилъ онъ, когда я срывался и, на пути что-нибудь разрушивъ, представалъ предъ нимъ:-- если бъ ты опоздалъ на минуту, на двѣ, на пять, я ничего не имѣлъ бы противъ, а между тѣмъ, тогда стулъ былъ бы цѣлъ, да и носъ твой не былъ бы въ опасности. Слѣдуетъ думать о каждомъ своемъ движеніи, для этого намъ и данъ умъ.
И я научился думать о каждомъ своемъ движеніи и осторожно обходилъ каждый предметъ.
Моя одежда и вся моя внѣшность представляли предметъ особой заботливости дяди и тети. Все что я привезъ съ собою въ сундучкѣ, было, конечно, въ полномъ порядкѣ. Моя мать заранѣе позаботилась о моемъ "приданомъ".
Но когда тетушка открыла сундукъ и стала разсматривать мое бѣлье, о, Боже, какому безпощадному осмѣянію подвергла она его. Что за старомодныя рубашки и какое ужасное толстое полотно,-- да это мѣшки какіе-то! Носовые платки мои годятся для того, чтобы сморкаться слону. Это просто на просто маленькія простыни. А носки...
О, она, моя тетя, понимаетъ исторію происхожденія этихъ носковъ. Такія точно вязались въ ея родительскомъ домѣ, когда она еще была дѣвочкой, а мой отецъ мальчуганомъ. Но все это давно уже отошло въ вѣчность, и теперь ни одинъ порядочный человѣкъ не носитъ вязанныхъ домашнихъ носковъ.
Да и все -- камня на камнѣ не оставила тетушка въ моемъ туалетѣ. Ужъ нечего говорить о томъ, что недоставало тысячи вещей. Зубной порошокъ былъ у меня въ картонной коробочкѣ, и потому слѣды отъ него были видны на всѣхъ вещахъ въ чемоданѣ. У меня вовсе не было прибора для чистки ногтей. Это послѣднее обстоятельство поразило мою тетушку.
-- Да ты чѣмъ же чистишь ногти?
-- А чѣмъ придется... Иногда возьму спичку, заострю и чищу...
-- О, Боже, спичкой... Да ты можешь сдѣлать себѣ занозу, и у тебя будетъ нарывъ. А покажи пальцы... Ай... да у тебя подъ ногтями цѣлыя ржаныя поля! Нѣтъ, Вольдемаръ, тебя надо привести въ порядокъ... тебя надо совсѣмъ, совсѣмъ передѣлать.
Мои руки,-- право же, я началъ думать, что онѣ обладаютъ какимъ-то особеннымъ свойствомъ притягивать къ себѣ грязь. Тетушка заставляла меня каждую минуту показывать ихъ и посылала мыть, и тѣмъ не менѣе, всякій разъ онѣ ее приводили въ ужасъ.
-- Но это оттого, мой милый, объяснилъ мой дядя, что ты берешь въ руки рѣшительно всякую дрянь. Ты очень любознателенъ, это понятно и похвально, но не слѣдуетъ всѣмъ вещамъ оказывать такую большую честь, чтобы каждую брать въ руки. Достаточно, если ты ознакомишься съ ними при помощи глазъ. Съ вещами надо быть нѣсколько аристократичнымъ.
Нѣтъ, право, дядя начиналъ все больше и больше занимать меня. Иногда онъ, когда говорилъ свои замѣчанія, просто нравился мнѣ. Рѣшительно не было такого предмета, къ которому онъ отнесся бы небрежно, для всякой мелочи у него было опредѣленное правило и непремѣнно съ мотивами.
Если, напримѣръ, онъ, замѣчалъ, что у меня на мундирѣ одна пуговица болтается на ниточкѣ, иди и вовсе отсутствуетъ, то говорилъ мнѣ цѣлую рѣчь.
-- Видишь ли, мой милый, замѣть это: человѣческая душа отражается въ его внѣшности, а слѣдовательно и въ костюмѣ. Если, напримѣръ, ты видишь человѣка, у котораго сюртукъ въ пятнахъ, то можешь быть увѣренъ, что у него и душа съ пятнами. Если онъ можетъ спокойно выносить болтающуюся на ниточкѣ пуговку, нечищенные сапоги, дыру подъ мышкой и т. п., значитъ, и въ душѣ у него есть множество подобныхъ же неряшливостей. Ты же, мой милый мальчикъ, вводишь меня въ заблужденіе. Я знаю, что у тебя душа чистая, а между тѣмъ, по твоему неряшеству, я принужденъ думать противное.
Какъ только мой отецъ уѣхалъ, и я сдалъ экзаменъ въ первый классъ, сейчасъ же мнѣ сдѣлали два мундира. Одинъ былъ попроще -- я ходилъ въ немъ въ гимназію, другой же былъ изъ тонкаго сукна, на шелковой подкладкѣ, и пуговки на немъ блестѣли, какъ солнце. Его я надѣвалъ, когда меня брали на прогулку, къ знакомымъ, въ церковь или когда въ нашемъ домѣ были гости. Кромѣ того, у меня было нѣсколько блузъ для занятій. Постепенно у меня появилось тонкое бѣлье, шитое по послѣдней модѣ, а мое было подарено кухаркѣ для ея сына.
И когда этотъ годъ пришелъ къ концу, и наступила весна, моя внѣшняя отдѣлка была уже совершенно закончена. Я былъ самый чистенькій и самый приличный гимназистъ во всей гимназіи. Я былъ также въ высшей степени благовоспитанный мальчикъ. Я двигался медтенно, осторожно, никогда не вскакивалъ съ мѣста, не бѣгалъ сломя голову,-- мой голосъ изъ крикливаго и грубаго сдѣлался умѣреннымъ и мягкимъ, я никогда не говорилъ и не хохоталъ слишкомъ громко. Я умѣлъ элегантно здороваться и прощаться, сидѣть, стоять, ходить, на все это у меня были опредѣленныя правила, и во всемъ этомъ видна была хорошая школа. Словомъ, я ни капли не былъ похожъ на тотъ, выросшій почти подъ открытымъ небомъ, обрубокъ, который отецъ мой привезъ въ городъ.
И все это произошло, какъ бы противъ моей воли и безъ моего участія. Капля за каплей въ меня въѣдались новыя привычки и понятія. Меня какъ будто медленно и безболѣзненно обстругивали тончайшимъ инструментомъ, подрѣзывали, подрубали, потомъ также незамѣтно полировали, смазывали лакомъ, а я и не подозрѣвалъ, что все это со мной продѣлываютъ, не замѣчалъ, какъ, я измѣняюсь, да въ концѣ концовъ я даже забылъ, какимъ былъ прежде.