ПОТЕХИН Николай Антипович [28.11(10.12).1834, г. Кинешма Костром. губ. -- 7(19).7.1896, имение на станции Серебрянка Петерб. -- Варшав. ж.д. близ Петербурга; похоронен на кладб. Новодевичьего мон.], драматург, прозаик. Брат А.А. Потехина. Окончил Костром. г-зию (1853), юрид. ф-т Моск. ун-та (1854-58; на последнем курсе в числе 17 студентов ездил за границу; тогда же примкнул к рус. "гарибальдийцам"). Первая публ. -- стихи в честь севастопольских героев, напечатанные в корреспонденции о торжественном обеде в Купеч. собрании ("Москв.", 1856, No I, с. 52-53, 80). В 1857 побывал в Закавказье (очерк "Шелководство Шемахинской... губернии и Царь-Абанская школа" -- "Вест. промышленности", 1860, No 10). Служил гл. ревизором по откупам у огкупщика-миллионера В.А. Кокоревав Каменец-Подольском (1859), в 1860 переехал в Петербург, где получил место управляющего гл. конторой Кокорева, но вскоре оставил службу, чтобы заняться лит-рой. Затем, вновь поступив на службу, получил место чиновника питейно-акцизного управления в Полтав. губ. В апр. 1862 вышел в отставку и уехал за границу вместе со своим сослуживцем А. И. Ничипоренко, чл. тайного об-ва "Земля и воля", корреспондентом "Колокола". В Лондоне познакомился с А. И. Герценом, Н.П. Огарёвым, М.А. Бакуниным. В мае того же года вернулся в Россию в авг. арестован в Полтаве по "делу о сношениях с лондонскими пропагандистами" ("Процес 32-х") и доставлен в Петербург в Петропавлов. крепость [Лемке (1), с. 108-12; ДРДР, т. 1, с. 3351; вскоре выпущен Сена том на поруки, а затем приговором Сената от 10 дек. 1864 освобожден от суда.
Связи с "Москвитянином" П. видимо, установил при посредничестве уже печатавшегося та брата Алексея, влияние к-рого заметно в темах и жанрах произв. П., в использованном им наборе мелодраматич. клише: старик уходящий на богомолье, пропавший и обретенный сын, безумие соблазненной девицы, публичное покаяние убийцы и т. п. Первая его пов. "Бесталанный" (PC. 1859, No 2) -- об одаренном юноше, психологически не подходящем для крест. жизни; он обворовывает отца, богатого старосту, ради развратной горничной (это сюжет позже повторится в ром. брата Алексея "Около денег") топится в Волге. "Народная драма" "Доля -- горе" (ОЗ, 1863, No 6, Атександрин. т-р, 1863) изображает историю обманутой девушки-рыбачки, за к-рую мстит с виду кроткий, воспитанный в патриархальном духе юноша, убивающий обидчика (злодей тоне в Волге при громе и молнии П.Д. Боборыкин вспоминал П. нач. 60-х гг.: "в тоне его чувствовалось то, что он "повит" московскими традициями" (Боборыкин П., За полвека, М.-Л, 1929, с. 165). При этом пьесы П. из жизни простонародья и купечества, изобилующие не вполне грамотными попытками воспроизвести особенности просторечия ("наровит" вместо "норовит" и т.д.), иногда оказывали: переделками или переводам франц. комедий: "Кто лучше! (ОЗ, 1860, No 12; переделка пьесы Э. Ожье и Ж. Сандо "Le ger dre de monsieur Poirier"); "Дядя Мартын -- носильщик" (1863) перевод драмы П.Э. Кормона Э. Гранже "Les crochets du pei Martin"). Над П. было принято смеяться: так, пародия Г. Н. Жулева на модную "народную драму" "Любовь-пагуба, доля горькая" представляет собой в значит. степени монтаж цитат из "Доли-горя", к-рые сами по себе производят комич. впечатление (Рус. театр, пародия XIX -- нач.XX в., М., 1976).
Как драматург П. в 50 -- 60-е г подвергался единодушной критике современников самой разной идейной ориентации.
Его упрекали в наивном подражании изв. драматургам от А. С. Грибоедова до А.Н. Островского и Л. В. Сухово-Кобылина ("наглые сшивки из чужих лоскутьев" -- Григорьев. Эстетика, с. 364), в элементарном непрофессионализме ("бессмысленный набор слои, находящийся в беспрерывной борьбе со знаками препинания" -- Салтыков-Щедрин, V, 421-22; см. также: А.Ф. Писемский -- "Иск-во", 1860, No 6; лесков. X. 30). Особенно упорно преследовал его пьесы Ап. А. Григорьев, к-рому они представлялись характерными для времени плодами "утилитарной теории искусства" ("Бесцветные явления" -- "Время", 1861, No 8. с. 79; по поводу пьесы П. "Быль молодцу не укор". ОЗ, 1861, No 7).
В ответ на критику со стороны почвеннических изданий П. разразился сатирич. сценами, собранными в кн. "Наши безобразники" (СПб., 1864; рец.: E. H. Эдельсон, "Голос", 1864, 12 марта), большую часть к-рой занимают "Наши безобразники в Париже" -- пасквиль на литераторов круга "Москвитянина", слегка разбавленный традиц. водевильными ситуациями; среди персонажей легко узнаваемые под псевд. Григорьев ("Аполлон Сергеевич Вагабундов. Путешествующий славянофил. Борода клином, волосы нечесаны, острижен по-русски, взгляд блуждающий, речь темная, голос хриповатый"), С. П. Шевырёв ("Шепелев. Ех-профессор. Византийско-русского направления"), М. П. Погодин ("Дождин. Ученый, мрачный и грязный"). Изображение Григорьева в белой горячке не помешало П. в сер. 60-х гг. печататься в почвеннической "Эпохе": очерк "Уездное дитя" (1865, No I) -- о детстве сына чиновника; комедия "Врач-специалист" (1865, No 2).
С нач. 60-х гг. П. активно сотрудничал в ж. "Искра", где помешал драм, сцены, в т. ч. полит. сатиру: в последней части "Фигур откупной колоды" (1861, No 41) Гл. управление цензуры усмотрело намеки на Николая I (описан грозный начальник "Карл Иванович... лет 45, одет в сюртук, застегнутый сверху донизу на все пуговицы; взгляд свирепый, ходит как бы марширует, большой палец правой руки заткнут за борт сюртука между первой и второй пуговицей снизу, длинные усы, говорит тенором, как будто командует, голову поворачивает вместе со всем телом" -- с. 585).
В 60-е гг. выступал как артист (Жадов в "Доходном месте", Тихон в "Грозе") и режиссер в Петербурге (отзыв о дебюте в Александрии, т-ре: СО, 1871, 3 мая), Харькове (группа H. H. Дюкова), Киеве (1866; см. негативные впечатления М.Г. Савиной от П. -- режиссера: Савина М. Г., Горести и скитанья. 1854--1877, Л., 1983, с. 34), в Вильне.
С сер. 70-х гг. возвращается к драматургии и наконец добивается успеха; в соответствии с изменившейся модой меняет материал и пишет о новых богачах и золотой молодежи: "Злоба дня" ("Дело", 1875, No 1; отд. изд. -- М., 1884; Александрин. т-р, 1874; о 35-летнем "юбилее" пьесы см. заметку: "Петерб. газ.", 1909, 25 сент.), "Мертвая петля" ("Дело", 1876, No 1; отд. изд. -- СПб., 1876; Александрин. т-р, Малый т-р, 1875; была переведена на нем. яз. и поставлена в Берлине: "Театр и жизнь", 1887, No 7, с. 2), "Нищие духом" ("Огонек", 1879, No 47-50; отд. изд. -- СПб., 1879; Александрин. т-р, 1879; рец.: РВед, 1879, 13 дек.; "Критич. обозр.", 1880, No 3), "Богатырь века" (литографиров. изд. -- СПб., 1876; Александрин. т-р, 1876). С 1879 чл. ОРДП.
Как и в "Наших безобразниках", П. выводил хорошо изв. публике лиц, но уже не из лит. среды (так, в "Нищих..." прототип имела лицемерная филантропка, проповедующая эмансипацию женщин). Герои П. -- люди из общества, не гнушающиеся мошенничеством, дикие купцы-миллионеры, стремящиеся породниться с аристократией, карточные шулера, падшие, но благородные героини (в финале "Ниших..." такая героиня эффектно умирает на сцене от разрыва сердца под звуки цыганского хора), сыновья-моты, шантажирующие матерей-развратниц, и т.п. В "Нищих..." персонаж-резонер так обличает современность: "Самоубийства, миллионные кражи со взломами и подкопами... дикая благотворительность... лорды-апостолы, спиритизм, проповедники из-за моря... Ералаш какой-то умственный... Нравственный винегрет!.." -- "Огонек", 1879, No 48, с. 944). Поздние пьесы П. до 90-х гг. не сходили со сцены, особенно в провинции, в них играли М.П. Садовский, M. H. Ермолова.
Выступал и как театр. критик: в 1864-65 -- театр, обозреватель газ. "Петерб. листок" (псевд. Зритель последнего ряда; нет у Масанова); в 1877--80 еженедельно публиковал театр. рец. в "С-Петерб. вед." (псевд. Рцы Слово Твердо, иногда -- Рцы С-о Т-до, Р. С. Т.; двух последних нет у Масанова).
В рус.-тур. войну (1877--78) -- воен. корр. в Закавказье.
С нач. 80-х гг. тяжело болен ("впал в детство").
Др. произв.: рассказ "Мошка с того света" ("Виленский вест.", 1866, 14 марта ... 6 апр.).
Лит.: Салтыков-Щедрин, V, 664, VI, 610 (комм.); Михневич. с. 178; Летопись жизни и творчества А. И. Герцена, кн. 3. М., 1983 (ук.); Гламa-Мещерская А. Я., Восп., М.-Л.. 1937, с. 55. 67: Данилов С. С., Очерки по истории рус. драм. театра, М.--Л., 1948, с. 392-93; Ямпольский И., Сатирич. журналистика 1860-х гг., М., 1964. с. 174-75; Данилова Л. С., Н. А. Потехин. -- В кн.: Очерки истории рус. театр. критики. Л., 1976; История рус. лит-ры. т. 3. Л., 1982 (ук.): История рус. драматургии. Вторая пол. XIX -- нач. XX в. до 1917 г., Л.,1987; Достоевский. Мат-лы и иссл., т. 9. Л., 1991, с. 286-87; ЛН, т. 88 (ук.). * Некрологи. 1896: ИВ, No 8; МБ. No 8; "Новь". No 17; НВ, 11 июля (П. В. Быков): "Волж. вест.", 13 июля; "Театрал", No 78, с. 63-64; MВед, 10 июля. Сокольников М. П., Лит-ра Иваново-Вознесенского края. Инаново-Вознесенск, 1925 (список соч.): Гранат; ДРДР; ТЭ; ИРДТ: Муратова (I); Масанов.
Архивы: ИРЛИ, ф. 319. No 42 (письма П.С. Усову. 1877 и б.г.); Р. III, оп. I, No 1724--1737 (письма И. М. Кондратьеву. 1882-94, 1896); No 12375 (письма Я. П. Полонскому, б. д.) [справка Н. А. Хохловой]; РНБ. ф. 850. No 450 (письмо А. А. Потехина С. П. Шевырёву от 21 сент. 1853 с просьбой помочь П. при поступлении в Моск. ун-т) [справка Т. В. Мисинкевич]; РГИА, ф. 780, оп. I, д. 37, 38, 41 (ценз. мат-лы); ЦИАМ, ф. 418, оп. 22, д. 121 (студенч. дело).
Г. В. Зыкова, Л. Э. Найдич.
Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 5. М., "Большая Российская энциклопедия", 2007