Потемкин Петр Петрович
Об Аркадии Аверченко

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   Аверченко Аркадий. Рассказы (юмористические): В 2 т.
   М.: Ладомир: Наука, 2021. -- Т. II. -- (Литературные памятники /РАН)
   

П. ПОТЁМКИН

Об Аркадии Аверченко

   В 1907 году понемногу рассеивалась туча бесконечного количества сатирических и юмористических журналов, созданных революцией 1905 года1.
   Первый из них по времени, "Зритель",2 стал и последним. Поле битвы осталось за испытанными в боях стариками, нашедшими себе опору в пивных всея Руси, за журналами "Стрекоза", "Будильник" и "Осколки"3.
   Ни никому уже, кроме посетителей пивных, не были интересны эти журналы, а потребность в настоящем сатирическом и юмористическом журнале была уже привита. Жизнь требовала его.
   И в это время к молодому издателю "Стрекозы", только что унаследовавшему печальную необходимость продолжать существовавший, но уже никому не интересный журнал, явился молодой человек в цилиндре и, отрекомендовавшись "Аверченко", оставил рукопись4.
   Через неделю по напечатании рукописи в "Стрекозе" Аверченко уже был секретарем приютившего его журнала и посоветовал издателю закрыть тридцатилетний журнал "за ветхостью и ненадобностью"5.
   Совет был поддержан работавшими уже в то время в "Стрекозе" А. Радаковым6 и Н. Ремизовым7, и в конце концов издатель последовал ему.
   1 апреля 1908 года скончалась "Стрекоза"8 и ее секретарь в цилиндре, и родился "Сатирикон" и Аркадий Аверченко (он же Фома Опискин, Медуза-Горгона, Ave).
   После выхода первых трех или четырех номеров, редактировавшихся А. Радаковым, во главе "Сатирикона", его не только редактором, но и буквальной душой, стал Аркадий Аверченко и оставался им до самой смерти журнала, последовавшей на одиннадцатом году жизни в 1918 году, от руки большевиков.
   Жизнь "Сатирикона" -- почти равняется жизни Аверченко. Покуда был жив "Сатирикон", дотоле жил и расцветал Аверченко, умер "Сатирикон" -- и выбитый из седла Аверченко начал умирать.
   "Сатирикон" умер и не воскреснет более, ибо умер Аверченко9. Теперь можно говорить о нем хладнокровно и беспристрастно.
   "Сатирикон" в русской литературе сыграл роль не меньшую, чем когда-то "Искра" Курочкина10. "Сатирикон" создал направление в русской литературе и незабываемую в ее истории эпоху. Это заслуга Аверченко.
   Сатира иероглифов, юмор планетарной тещи, царствовавшие до "Сатирикона" во всех "веселых" журналах, с его появлением кончили свою жизнь.
   Аверченко сумел найти живые источники юмора в быте, новые методы (так сказать, усовершенствованный Марк Твен11) выявления его в литературе.
   Его первые книги рассказов прозвучали откровением. Их тираж был в свое время рекордным и превзошел самые смелые ожидания не только издателя, но и автора. Почему?
   Да потому, что читатель русский, измученный пессимизмом и нытьем, царившими в литературе в начале ХХ-го столетия, набивший себе оскомину на фантастических купцах Лейкина12, нашел наконец в Аверченко то, к чему потаенно стремился, нашел в нем юмор быта, смех живой жизни, современной ему, смех не задним числом, как у Лейкина, старавшегося породить его, пережевывая давно умершее и уже непонятное, а свежий смех сегодняшнего дня, смех, рождавшийся от описания многих углов жизни, а не только одного Замоскворечья.
   После смерти "Сатирикона" смех Аверченко изменился. Он стал негодующим смехом политической вражды и ненависти. Трудно смеяться, ненавидя, трудно быть оторванным от базы своего смеха. Аверченко в эмиграции не всегда был прежним Аверченко.

* * *

   Книги А.Т. -- их бесконечное количество, на всех языках мира. Аверченко переведен и на китайский язык.
   Слава Аверченко -- сейчас она почти всемирна.
   Жизнь Аверченко -- ее сейчас нет, но была она так же широка, как поток его рассказов и острот.
   Он играл, увлекался, пил, любил, беспрестанно шутя, и ради шутки жертвовал всем. Он был большим ребенком в своих страстях, и недаром так любили его дети и так любил он детей (знаменитый в детской литературе, не менее долголетний, чем "Сатирикон", журнал "Галчё- нок"13 родился не без стараний Аверченко).
   Он был талантлив -- русским неровным талантом, но ведь он был русским писателем и писал о России и для России.
   Он родился, как сам часто говорил, под звон колоколов в праздничный день (день восшествия на престол Александра Ш)14, он умер тоже в праздник, в день годовщины русской революции, 12 марта нового стиля15.
   Но Бог с ними, с символами и с символистикой.
   Правда -- одно, правда -- то, что Аверченко умер.
   
   

КОММЕНТАРИИ

   Впервые опубл. в изд.: Последние Новости. 1925. 15 марта. No 1500. С. 2. Печатается по первой публикации.
   О Петре Потёмкине см. примеч. 7 к очерку С. Горного.
   
   1 В 7907 году понемногу рассеивалась туча бесконечного количества сатирических и юмористических журналов, созданных революцией 1905 года. -- Ср. в очерке Аверченко, опубликованном в "Новом Сатириконе":
   Как будто кроваво-красная ракета взвилась в 1905 г. Взвилась, лопнула и рассыпалась сотнями кроваво-красных сатирических журналов, таких неожиданных, пугавших своей необычностью и жуткой смелостью. Все ходили, задрав восхищенно головы и подмигивая друг другу на эту яркую ракету: "Вот она где, свобод a-то!.." А когда наступило туманное скверное утро -- на том месте, где взвилась ракета, нашли только полуобгорелую бумажную трубку, привязанную к палке -- яркому символу всякого русского шага -- вперед ли, назад ли...
   Последние искорки ракеты гасли постепенно еще в 1906 г., а 1907 г. был уже годом полной тьмы, мрака и уныния.
   С горизонта, представляемого кожаной сумкой газетчика, исчезли такие пышные, бодрящие названия, как "Пулемет", "Заря", "Жупел", "Зритель", "Зарево" -- и по-прежнему заняли почетное место загнанные до того в угол -- тихие, мирные "Биржевые Ведомости" и "Слово".
   В этот период все, успевшие уже привыкнуть к смеху, иронии и язвительной дерзости "красных" по цвету и содержанию сатирических журналов, снова остались при четырех прежних стариках, которым всем в сложности было лет полтораста: при "Стрекозе", "Будильнике", "Шуте" и "Осколках".
   1913. No 28. С. 6
   Подробнее об этом см. также в статье, на с. 725--731 наст. изд.
   2 "Зритель" -- еженедельный сатирический журнал, начал выходить в Санкт-Петербурге 5 июня 1905 г. (редактор-издатель Ю.К. Арцыбушев), то есть еще до объявления "свободы печати". После перерыва в 1906--1907 гг., связанного с цензурным преследованием, был возобновлен в январе 1908 г. Всего в 1908 г. вышло 11 номеров, но журнал уже не пользовался прежней популярностью. См. также примеч. 2 к очерку А. Куприна.
   3 Поле битвы осталось за испытанными в боях стариками... за журналами "Стрекоза", "Будильник" и "Осколки". -- На протяжении многих лет в кон. XIX -- нач. XX в. в России выходило пять главных юмористических еженедельников -- "Будильник", "Шут", "Осколки", "Стрекоза" и "Развлечение". Подробнее о них см.: Николаев 1998. См. также выше, примеч. 1.
   4 И в это время к молодому издателю "Стрекозы"... явился молодой человек... и, отрекомендовавшись "Аверченко", оставил рукопись. -- Об истории появления А.Т. Аверченко в редакции журнала "Стрекоза" и трансформации "Стрекозы" в "Сатирикон" подробнее см. в статье, на с. 731--744 наст. изд.
   5 ..."за ветхостью и ненадобностью". -- Устойчивая формула, которая использовалась для объяснения сноса старых зданий и сооружений. Ср., напр., в книге Х.А. Чеботарева "Историческое и топографическое описание городов Московской губернии с их уездами" в главе про Белый город:
   Сей город окружает Кремль и Китай, назывался прежде Царев, а ныне называется оным именем, потому что обведен был стеною из белого камня, которая двумя концами примыкалась к Москве реке и построена при Царе Федоре Ивановиче в 1586 году, но за ветхостью и ненадобностью ныне разломана.
   Чеботарёв 1787: 28
   6 Радаков Алексей Александрович (1877--1942) -- русский художник, карикатурист, один из основателей и первый редактор журнала "Сатирикон", впоследствии -- пайщик товарищества "Новый Сатирикон".
   7 Ремизов. -- См. о нем примеч. 1 к очерку С. Горного.
   8 7 апреля 1908 года скончалась "Стрекоза"... -- Подробнее об этом см. в статье, на с. 741--742 наст. изд.
   9 "Сатирикон" умер и не воскреснет более, ибо умер Аверченко. -- В эмиграции, уже после смерти А.Т. Аверченко и П.П. Потёмкина, была сделана попытка возродить "Сатирикон". В Париже в 1931 г. вышло 28 номеров журнала (с 4 апреля по 15 октября); редактором являлся М.Г. Корнфельд. В первом номере были помещены портреты Потёмкина и Аверченко и тексты их памяти. Про Аверченко журнал писал:
   1918-й год... "Сатирикон" закрыт. Российский смех задушен. Осталось улюлюканье и гоготанье.
   В изгнании, в чехословацком госпитале, молодой, неутомимый, блестящий, испускает последний вздох Аркадий Аверченко.
   Продолжатель лейкинской традиции, "человек, который смеялся", добродушный и лукавейший, неисчерпаемый и жизнерадостный, Аркадий Тимофеевич Аверченко -- это уже страница своеобразной русской книги, превратившейся в хрестоматию.
   Но сегодня, в день выхода возрожденного "Сатирикона", глубокий поклон его смеху, его бедному погребенному на чужбине праху -- от старых и молодых, от прежних и новых.
   1931. No1.4 апреля. С. 3
   10 ..."Искра" Курочкина. -- См. примеч. 3 к статье В. Полонского.
   11 Марк Твен. -- См. примеч. 1 к статье В. Полонского.
   12 ...набивший себе оскомину на фантастических купцах Лейкина... -- В произведениях Лейкина (см. о нем примеч. 2 к статье В. Полонского) описывались преимущественно бьгг и нравы купечества московского Замоскворечья.
   13 ...знаменитый в детской литературе, не менее долголетний, чем "Сатирикон", журнал "Галчёнок"... -- На самом деле еженедельный детский журнал "Галчонок" просуществовал гораздо меньше, чем "Сатирикон". Он начал выходить под редакцией А.А. Радакова и при участии многих сотрудников "Сатирикона" в издании М.Г. Корнфельда осенью 1911 г. В первом номере журнала был опубликован рассказ Аверченко "Сережкин рубль" (см.: С. 4--6). Разрыв группы основных сотрудников "Сатирикона" во главе с Аверченко с Корнфельдом в 1913 г. отразился и на судьбе "Галчонка": с марта им формально стала руководить С.Г. Корнфельд, а в конце 1913 г. журнал закрылся.
   14 Он родился, как сам часто говорил, под звон колоколов в праздничный день (день восшествия на престол Александра III)... -- Подробнее об этом см. в статье, на с. 719 наст. изд., а также в "Автобиографии" ("ВУ"), на с. 524 наст. изд.
   15 ...умер тоже в праздник, в день годовщины русской революции, 72 марта нового стиля. -- Газета "Последние Новости" и ее аудитория отмечали 12 марта как День Февральской революции 1917 г., но другая часть русской эмиграции не воспринимала эту дату как праздничную. "Мы не видим никакого основания сегодняшний день отмечать чем-либо иным, кроме просто и ясного указания на подлинную природу февральской революции. Эта революция в истории России и всего мира не имеет никакого самостоятельно значения", -- заявляла 12 марта 1927 г. парижская газета "Возрождение" в передовой статье, озаглавленной "Исторический выкидыш" (No 648. С. 1).
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru