Хроника. Раздача подарков на монастырском подворье1
В воскресенье вечером монастырский храм в буквальном смысле был переполнен молящимися, так что много народу толпилось вокруг. Ввиду такого скопления публики, в храме во время службы царил беспорядок, и о[тец] Илиодор возмутился поведением присутствующих. Он заявил, что сам пойдет к дверям сторожем, что и исполнил. Обычный акафист, совершаемый на молебне, был на половине прекращен, после чего о[тец] Илиодор стал было произносить проповедь, но вскоре оборвал свою речь и совершил отпуст, снова возмутившись поведением публики. Такое явление между молящимися о[тец] Илиодор объяснил тем, что в храме, очевидно, много присутствует совершенно новых лиц, никогда прежде не бывавших в монастыре, а потому не умеющих себя прилично держать; таких посетителей о[тец] Илиодор обещал угадать по лицу и поступить с ними по своему усмотрению.
В монастыре проживал привезенный епископом Гермогеном некто Григорий, крестьянин Тобольской губ[ернии], Тюменского уезда, с. Покровского. Об этом Григории между илиодоровцами ходят слухи как о чудотворце, исцеляющем самых тяжких больных и изгоняющем бесов. Это -- тип русского мужичка, старше средних лет, блондин одет в поддевку, с золотым крестом на шее, выдаваемым священникам из Св. Синода как награду.
О[тец] Илиодор объявил народу, что в понедельник в 4 ч. утра он вместе с Григорием едет на его родину в Тобольскую губернию в гости на 15 дней. В настоящий вечер Григорий раздаст молящимся подарки.
Началась раздача Григорием подарков: полотенцев, платков, крестиков, образочков и сахару. Пред раздачей Григорий объяснил значение платков и полотенцев. Полотенцем или платком человек отирается от своих грехов. Выговором Григорий обладает чисто крестьянским на "о". Раздача подарков продолжалась до глубокой ночи, но всех присутствующих удовлетворять не пришлось: не хватило материала и многим пришлось уйти ни с чем. Публика покинула монастырь уже в 12 часам ночи. Во время раздачи подарков народ держался крайне беспорядочно. Водворить порядок не было никакой возможности, друг друга давили и мяли. Одну женщину вытащили из давки на руках в глубоком обмороке. Одна из бесноватых подняла страшный крик в одном углу храма, но, конечно, не от того, что ее сдавили, а от совершенно других причин, известных только одним бесноватым. В то же время в другом углу поднял неистовый крик известный царицынцам "извозчик -- Терентьич". Этот последний, охваченный необыкновенным религиозным экстазом, страшным, нечеловеческим визжаньем проклинал каких-то людей и призывал на их голову во всей силе гнев Божий.
Печатается по: Царицынский вестник. Газета политическая, экономическая и литературная. 1909. 2 декабря. No 3303. Среда. С. 2.