Крестьянин села Покровского Топольской губернии Григорий Новых-Распутин до 38 лет проживал на родине, занимаясь хозяйством, но, очевидно, особой чистотой нравов не отличался, так как с детства получил прозвище Распутина. Прозвище это, по сибирскому обычаю, попало в паспорт, в котором нынешний старец значился Новых-Распутин.
Лет пятнадцать назад малограмотный Григорий, повинуясь какому-то странному, как он говорит, влечению, бросил хозяйство и начал странствовать.
Во время скитаний по России мысль его, мистически настроенная, создала особое учение, которое казалось ему новым, а в сущности было повторением учения еретика Маркиона, проживавшего во втором веке, и состояло в том, что для возвышения духа необходимо уничтожение плоти, какими бы то ни было способами.
Добредя до Казани, он там встретил широкое гостеприимство у епископа Алексия, отличавшегося мистическим направлением.
Пленившись, как ему казалось, искренностью Распутина, епископ направил его в Петербург к другу своему ректору Духовной академии Сергию, ныне архиепископу Финляндскому, который в свою очередь рекомендовал его своему преемнику, епископу Феофану. Водворившись в Петербурге, Распутин образовывает кружок студентов-аскетов, а затем постепенно начинает проникать в высшие слои общества.
Началось с г-жи Н. Л[охтин]ой, жены инженера, а затем, поднимаясь постепенно выше, Распутин дошел до так называемых "сфер" и сделался "модным".
В то время вообще была мода на аскетов, во главе которых стояли три лица: Григорий Распутин, епископ Феофан и Митя Блаженный, но все же главнейшим был Распутин, выбравший для умерщвления плоти "банный" способ и приобретший громадный кружок последовательниц.
Вскоре это трио начало распадаться. Первым из строя выбыл Митя Блаженный, предавшийся пьянству и в нетрезвом состоянии слишком давший волю рукам. Затем между Феофаном и Григорием Распутиным произошла распря, последствием которой было разоблачение последнего, сделанное Феофаном в "сферы". Распутин тогда был выслан на родину, где жил очень широко и откуда, благодаря своим доброжелателям, был вскоре возвращен.
За последнее время Распутин проживал в Крыму, где в настоящее время состоит епископом его бывший друг, а теперь враг епископ Феофан, которому Распутин причиняет всяческие неприятности, желая его удалить с места.
Несколько времени тому назад Распутин прибыл в Петербург и, как говорят, мечтает о восстановлении института старцев.
1 Печатается по: Вечернее время. 1911. 16 декабря. No 18. С. 5.